Банкей и Дося

Весь следующий год или около того Банкэй провёл в отшельничестве среди покрытых лесами холмов провинции Мино, занимаясь осмыслением своего опыта. В 1650 году он вернулся в Харима, где и провёл весь год, уделяя немало внимания определению приоритетов предстоящего ему служения в качестве учителя. Он размышлял "о естественных способностях простых людей и тех способах, с помощью которых можно наставлять их в Пути", пытаясь определить, как наилучшим образом передать другим достигнутое им понимание. Осенью 1651 года он получил известие о некоем китайском наставнике по имени Дося Тёгэн, который прибыл недавно из Китая и остановился в городе Нагасаки на острове Кюсю. Умно предложил Банкэю отправиться в Нагасаки и разузнать, что представляет собой этот китайский наставник, а поскольку Банкэй по-прежнему стремился найти кого-то, кто мог бы подтвердить его просветление, то вряд ли пришлось его долго упрашивать. Дося прибыл в Японию в шестом месяце 1651 года. К осени весть о его приезде дошла до Банкэя, а вскоре Банкэй уже был в Нагасаки. Его первая встреча с этим китайским мастером состоялась в Софукудзи, большом храме в китайском стиле, который был построен в начале XVII века и стоял на склоне холма с видом на гавань.

Во время их первой же встречи Дося подтвердил просветление Банкэя, сказав: "Ты проник в самую суть себя". Но после того как он сказал это, он добавил: "Однако тебе ещё предстоит постичь то, что превыше этого, то, что является основой нашей школы". Для Банкэя это было неприемлемо, поскольку он твёрдо верил в то, что он уже достиг великого просветления, полного и совершенного. Банкэй глянул на него, громко рассмеялся, а затем грубо, даже не поклонившись, вышел из комнаты. Но всё же он не ушёл из храма и в течение нескольких дней внимательно наблюдал за Дося и за тем, как он наставлял монахов, находившихся под его руководством. Банкэй быстро оценил истинные достоинства Дося как учителя и принял решение продолжить свою практику в храме Софукудзи.

В течение следующих месяцев он часто приходил в покои Дося и наверняка провёл там не один духовный поединок со своим новым учителем. Так как Дося не владел японским, а Банкэй не говорил по-китайски, хотя мог читать и писать на этом языке, общаться им приходилось посредством хицудан, обмениваясь записками, написанными на китайском языке, — "кисти вместо ртов и глаза вместо ушей". Банкэй присоединился к общине и жил вместе с другими монахами.

В следующем году Банкэй испытал ещё одно просветление — сатори. Он вышел из зала, прибежал в покои Дося, взял кисть и написал вопрос: "В чём основная суть дзэн?"

"Чья суть?" — написал Дося в ответ. Банкэй развел руками. Дося поднял кисть, но прежде чем он успел что-либо написать, Банкэй выхватил её из его руки и бросил на пол. Затем он "тряхнул рукавами и вышел".

На следующее утро Дося сказал дежурному монаху, что "Банкэй завершил великое дело", и дал ему наказ перевести Банкэя в ранг старшего монаха. Однако Банкэй отклонил эту честь. Он предпочёл обязанностям старшего монаха своё старое место при кухне и продолжал трудиться как и прежде, разнося монахам пищу и поддерживая на кухне огонь.

С самого начала некоторые члены общины Дося отнюдь не приветствовали присутствие среди них Банкэя. Когда они узнали, что учитель признал просветление Банкэя, их охватило чувство сильной зависти. Как только Дося узнал об этом, он в тайне вызвал к себе Банкэя и попросил его на некоторое время покинуть храм, дабы избежать возникновения раздора в общине. Так, пробыв под руководством Дося немногим более года, Банкэй оставил Софукудзи и вернулся в родную провинцию Харима. Оттуда он проследовал в Ёсино, практически незаселённую часть провинции Ямато (современная префектура Нара). Поселившись там в уединённой хижине, Банкэй осуществлял Путь среди гор и долин Ёсино. Во время своего пребывания там Банкэй сочинил цикл незатейливых буддийских песен для наставления крестьян, с которыми он время от времени общался. Из Ёсино Банкэй перебрался в провинцию Мино, где в следующем (1653) году он в обители отшельников Гёкурю-ан упорно работал над дальнейшим углублением своего просветления.

Использованная литература


  Наши сайты:

• Сахаджа Йога. Самопознание
• Шри Матаджи - основатель Сахаджа Йоги
• Газета "Лотос"
• Медитация и здоровье

• Ислам и Сахаджа Йога
• Форум Сахаджа Йоги
• Притчи и афоризмы
• Библиотека духовной литературы