Апокалипсис от Уильяма

"Как слыхал я в Аду, древнее пророчество, что по прошествии шести тысяч лет мир сей пожрется огнем, истинно. Ибо Ангелу с мечом огненным уже велено оставить стражу у древа жизни; и как свершится сие, пожрется все творение и явится бесконечным и священным, как ныне развращено оно и конечно. Придет же сие чрез очищение чувственных наслаждений.
Но сперва нужно избавиться от самой мысли, что есть человеку тело, отдельно от души его; и сие сделаю я сам, печатая сатанинским способом с помощью кислот, кои в Аду целебны и благотворны, растворяя внешние покровы, обнажая потаенное бесконечное.
Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть – бесконечным. Ибо человек замуровал себя так, что видит все чрез узкие щели пещеры своей".
"Бракосочетание Неба и Ада"

 
Картина О.Майорова
Картина О.Майорова

Скорее сочтешь все звезды во Вселенной, чем уверенно ответишь на вопрос, сколько желаний вынашивают в себе человеческие существа. Некоторые из тех несметных хотений подобны невинным детям, певчим птицам, бабочкам, цветам... Иные же суть отвратительные монстры, могущественные и жестокие, ненасытные и вероломные, и вот уж которую тысячу лет нет у людей на них никакой управы. И вот уже которую тысячу лет люди никак не могут понять, откуда берутся кровопийцы, если все дети невинны? Почему соловьи не поют даже в золотых клетках? Почему на белой хризантеме нет и пятнышка грязи, породившей ее? Вот и минуло еще одно тысячелетие, а людям доселе невдомек, что расплодившиеся бабочки угрожают посевам, но если не позволять им летать, то их куколки начинают рождать чудовищ – да, таковы странные законы того огромного-преогромного, исхоженного вдоль и поперек, но все еще непознанного пространства, что простирается необозримой бесконечностью между Адом и Раем. Там обитают желания, привлекая охотников, пастырей и натуралистов. Там, вот уже которую тысячу лет почти без перемирий, грохочет гражданская война между Сердцем и Рассудком.

Имя этому пространству – Душа Человека.

Немного найдется тех, кто уверенно скажет: "Я познал законы Человеческой Души". Но являлись и те, кому законы эти были открыты всегда. Они снова и снова, из века в век приходили сюда, по сию сторону осознания, чтобы научать нас жить по нравственным природным законам нашей собственной души достойной радостной жизнью, в согласии с собой, друг с другом и со всем прочим Миром.

Уильям Блейк был одним из таких посвященных, избравшим для своего рождения год – 1757-ой, место – Туманный Альбион, роль – философ, поэт, художник.

Проник я в помыслы людей –
Обычных женщин и мужчин, –
Как много странных там идей,
Какие страшные есть вещи!
"Путем духовным"

Вопреки всем нашим заблуждениям, существует объективнейшая Реальность так же, как вопреки несомненной Реальности преспокойно бытуют наши сомнения и всяческие умозаключения на Ее счет. И так уж получилось, вероятно, не без согласия самой Реальности, что в восприятии человека вымысел подменил действительность. Не заметив, мы лишились способности видеть истинное положение вещей, предпочтя лицезреть плоды собственных фантазий. А случилось так потому, что возомнивший себя чем-то исключительным горделивый человеческий разум дерзнул повелевать чувствами и желаниями, и, чтобы побыстрее добиться успеха, этот самозванец объявил их, священные желания Природы, вне своего закона, то есть греховными.

Так девственность обрядили в сутану и развратили до похоти. Так бабочки сбросили ненужные крылья и выродились в омерзительных чудищ, а птицы, втиснутые в клетки, сменили песнопения во славу Жизни на стоны, вопли или обет молчания.

Я однажды пошел в Сад Любви –
Я глядел и не верил глазам:
На лугу, где играл столько раз,
Посредине поставили Храм.

Были двери его на замке –
Прочитал я над ними: "Не смей!"
И тогда заглянул в Сад Любви
Посмотреть на цветы юных дней.

Но увидел могилы кругом
И надгробия вместо цветов –
И священники с пеньем моим наслажденьям
Из вервий терновых крепили оковы.
"Сад Любви"

Устрашась содеянного, разум придумал Диавола и выдал уродливые плоды своих жестоких экспериментов за его проделки, оправдав на века вперед свое настоящее грехопадение. Так плоть, подаренная Творцом душе для радости и совершенствования, была объявлена исчадием ада, в реальности не существовавшего, а вымышленный бог стал покровителем лицемерия, установившего на земле ад сущий.

"Превыше собственного Я
Никто не ставит никого!
Того Рассудку не понять,
Что за пределами его.

Отец! Как больше мне любить
Тебя и ближних заодно?
Люблю тебя я как птенца,
Что с паперти клюет зерно".

Священник, это услыхав,
Схватил дитя за волоса
И к пастве выволок его
под одобренья голоса.

Затем с амвона возопил:
"Се Диавол в образе людском!
Проникнуть тщилась тварь сия
В Святые Таинства умом!"

Заплакал мальчик, но вотще! –
Не помогли и мать с отцом:
Он до исподнего раздет,
И цепь железная на нем.

Дитя на площади сожгли,
Где жег отступников Закон –
Не помогли и мать с отцом...
Ты видел это, Альбион?
"Заблудший сын"

В этой прискорбной ситуации Уильяму Блейку, изначально понимавшему, кто есть кто, не оставалось ничего более честного и благородного, чем встать добровольцем в ряды соратников сатаны, сиречь - оскверненных рассудком чистых желаний Любви, чтобы защитить их от деспотичного бога, сиречь - уродливого изобретения корыстного разума. Потрясая фарисейскую богобоязненность, он сочинил для роли мифологического Диавола слова, вдохновленные мудростью реального живого Бога, печально наблюдавшего весь этот абсурдный маскарад.

"Все Живое – Священно!" - кричала с балаганных подмостков из-под маски сатаны Божественная Мудрость, кричала так громко и страстно, точно старалась быть услышанной кем-то очень и очень далеким - и скорее, во времени, чем в пространстве. "Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть - бесконечным", - учила нас, далеких и недалеких, терпеливая Божественная Любовь, - "Придет же сие чрез очищение чувственных наслаждений".

 
Michael Binding Satan
Michael Binding Satan

Заметьте! Не через ежеминутное потакание, всячески обоснованное и оправданное, как с удовольствием растолковали многие "адепты", но "чрез очищение"! Очищение от многовековой заскорузлости предрассудков, условностей и "философских" концепций, надежно замаскированных под "народные приметы и традиции", "религиозные" ритуалы и талмуды, наиновейшие "открытия" вездесущей "науки" и прочие проявления деятельного эгоизма и непоколебимого невежества.

Очищение! Но какими средствами? Каждый, даже не самый приверженный телезритель знает, что мгновенно убивает все известные виды микробов, что белее белого отбеливает рубашки, а что - отмывает руки, но где та услужливая реклама, которая хотя бы раз сообщила, чем отдраить изгвазданные до неузнаваемости ум и душу?

Всей своей впечатляюще остросюжетной жизнью, всеми ее головокружительными подъемами и спусками Блейк ответил на многие назойливые вопросы человека, коими терзаем он с того самого дня, как очутился по другую, темную, сторону неприступной эдемской ограды. Падая в непроглядные бездны человечьей натуры с камнем отчаяния на шее и вырываясь из оных на опаленных, но возмужавших крыльях новой веры, он исследовал все наши заблуждения, грехи и пороки, открыв некоторые способы их умерщвления. Точно тот самый Архангел, что уполномочен Создателем стеречь врата Преисподней (то ли ради нас, неопытных, то ли от нас, любопытных), принявший воплощение для вящей убедительности своей миссии, он абсолютно добровольно (то есть по самой что ни на есть Божьей Воле), следуя одному лишь состраданию, пропустил всего себя целиком сквозь все сокрушительные круги Ада. Чтобы знать о нем все, чтобы стать живым наглядным пособием практического искательства, чтобы поэтическими откровениями своими вывести нас из густого, кишащего призраками, тумана полной бессознательности, в который мы забрели, выйдя за ворота Реальности.

Получилось? Нет, конечно. А получилось ли у Самого Христа? А до Него - у Моисея или Сократа? Или же у Мухаммеда после? У всех мессий, пророков и учителей по отдельности не вышло, но каждый излил свою толику живой влаги на зерно Вечности, во всякого живущего посеянное. Пробьется ли, заколосится? А вот этот вопрос, похоже, не к ним - каждый к самому себе.

В измерениях Абсолютной Истины время - параметр далеко не определяющий. Вода небесная, собранная Блейком по капельке в сосуд его творчества, до сих пор прозрачна и свежа, и способна утолить самую жгучую жажду. Столетия ее не испортили, но подготовили нас к ее достойному использованию. Теперь эту воду некоторые свыше квалифицированные специалисты рекомендуют прописывать, например, в качестве эффективного средства, выводящего все виды шлаков из перегруженной головы, а также при острой хронической недостаточности сердца в организме. Закапывая поэзию Уильяма Блейка в глаза, пораженные похотью, верхоглядством или даже частичной слепотой, можно заметно облегчить состояние больного. Вот после таких не сложных, но требующих особой проникновенности процедур возможно и предстанет нам всякое, как оно есть, а не так, как нам хочется или можется видеть. Хотя, скорее всего, нашему окончательному прозрению будет предшествовать, по меньшей мере, одна сколь простая, столь и судьбоносная догадка: а ведь не наладив реальную связь с Реальностью, той самой Единственной, которая объективней самой объективности, мы, пожалуй, никогда не научимся реально смотреть на вещи!

Мы внезапно догадаемся, почему, точно Христос перед Пилатом, упорно отмалчивалась пытаемая нами Истина - да потому что без умолку тараторили мы сами, вслух или "про себя" высказывая наши сугубо индивидуальные точки зрения по ее поводу! После чего с нескрываемым удивлением, скорее всего, все-таки осознаем, что для наступления вожделенной Эры Всеобщего Благоденствия на самом-то деле всегда нужно было до смешного мало - хотя бы не долго, но очень дружно и очень сосредоточенно помолчать, предоставив слово Реальности, после которого нам вряд ли захочется слушать кого-нибудь еще. И вот только тогда, опять же возможно, то есть при нетрудном, в общем-то, условии, если достаточно прочувствованно попросим, Реальность начнет учить нас, как нам жить счастливо в этом громадном Доме, который Она для нас с огромным старанием построила.

Когда-нибудь на каком-то из уроков нам станет наконец-то понятно то, что гениальному поэту-провидцу стало ясно еще двести лет назад. Мы поймем, например, что в лучшем случае бессмысленно устраивать охоту на толкущихся вокруг исчадий Запрета, потому что роль бравого Робин Гуда в этом "крестовом походе", в этом "джихаде", в этом "освободительном движении" возьмет на себя все тот же нашкодивший разум, – лучше просто расколдовать их "волшебной палочкой" Истины, и вскоре вокруг опять запорхают бабочки. По этой же самой причине нет надобности распалять себя вплоть до сексуальных революций с целью раскрепостить желания, потому что все революции делает все тот же разум только для того, чтобы под всемирный шумок поменять старые ржавые цепи на новые и блестящие.

Но для того, чтобы это понять, нужно время, которое тогда, в далеком 1789-ом, только начинало свой отсчет. Вот почему, вдохновившись пафосом Французской Революции, Блейк поначалу воспринял ее как символ долгожданного освобождения души и тела от тирании псевдобожественного рассудка. Однако разочарование не заставило ждать себя слишком долго. Пушечное ядро стихийного бунта со всею своей умопомрачительной яростью ударило в шаткий маятник земного бытия, и тот со все более возрастающим ускорением полетел в противоположную сторону. Вырвавшаяся на волю кавалерия чувств опять, в который уж раз за всю нашу суматошную историю, галопом пронеслась мимо безмолвной невидимой Истины, увлекая перепуганных седоков к другому краю все той же гиблой пропасти. Подорвав "устои лицемерной морали", Блейк вместе с другими "революционерами" очутился по воле взрывной волны в другой бессмысленной крайности, где еще недавно опальная, а ныне обожествленная Чувственность неожиданно скинула с себя вместе с саваном и прочие, совсем не лишние, одежды, после чего, резво вскарабкавшись в сем откровенном виде на руины "христианских добродетелей", во всеуслышание объявила себя единовластным правителем Вселенной. Тяжелые заржавелые кандалы рассудка еще не обрушились, а рядом с ними уже красовались позолоченные цепи "свободной любви".

Да, возможно, раскрепощенные чувства, раскованные желания и освобожденная любовь несколько предпочтительнее для эволюции Духа, нежели страсти, громыхающие кандалами запретов, чувства, заточенные в Бастилию "здравого" рассудка, любовь, изуродованная "бракоделами" до состояния блуда, мучения или сухой и жесткой, как солома, скуки. Возможно, да только не очень-то эта завоеванная в кровавой драке голая "свобода" похожа на тот чарующий Идеал, под ливень великолепия которого хотелось бы подставить себя всего, без экономии и подозрительности, как сосуд, и наполнить до краев, и - дальше, через край, и так ежесекундно, напрочь позабыв, что это за феномен такой - "пресыщение жизнью". Идеал, который без лукавых эвфемизмов прямо и не стесняясь упреков в банальности или еще в чем-то, в чем так любит упрекать критически настроенный разум, можно было бы назвать Смыслом Жизни. Вопреки некоторой их схожести, Блейк, по началу немного обознавшись, не мог перепутать их окончательно. Закалив свою Невинность в адских печах Опыта, поэт завершил долгое апокалиптическое путешествие тем же, с чего начал, только на гораздо более высоком витке восходящей спирали: смысл человеческого существования в открытии и осознании своей - и повсеместной - Духовной Энергии. Смысл нашего присутствия здесь в превращении яйца в птицу, Человека Разумного в Человека Духовного. Те же, кто намерен воспользоваться своей неоспоримой свободой воли, чтобы как-то оспорить это утверждение, могут и далее каменеть в скорлупе своих твердых убеждений, либо неудержимо раскрепощаться, вплоть до самого естественного из всех состояний - животного. А поверившим и убедившимся придется как-то учитывать это обстоятельство, реализуя открывшуюся правду жизни: цивилизация людей имеет только одну возможность уцелеть - примирить ум и чувства, незамедлительно встав на сторону третьего, не втянутого в конфликт, своего соучередительного начала, встав на сторону Духа.

И стать им.

 
Satan Smiting Job with Boils
Satan Smiting Job with Boils

Иначе: стать Реальностью, ибо не существует ни какой иной реальности, кроме Духовной Энергии. Все-все-все прочее - ее производные, в той или другой степени отдаленные.

Так что, угомонив хотя бы на пять минут толпы хотений и мыслей, беспрерывно толкущиеся в коридорах захламленных извилин, в нагрянувшей неслыханной тишине мы внемлем не какой-нибудь глас трубный, но скромный голос собственного Духа. Голос той самой "запропастившейся" когда-то и "не обнаруженной" до сих пор Истины. В эту образовавшуюся тишину, как в трещину, расколовшую бетон нагроможденных на голову недоразумений, с умиротворяющим пением заструится Энергия сущей Реальности, и не громко, не навязчиво сама расскажет нам о своих законах, тайнах и замыслах. И очистит не только "врата", но и все "здание" целиком, от подвала до чердака, при нашем посильном и не суетливом участии, с непременным снисхождением к временным ошибкам и заблуждениям. Научит, как быть в этом Мире, как быть с этим Миром, по каким планам продолжать его бесконечное строительство, успешно используя в диалектических противоположностях ума и сердца их созидательное единство, и легко обходясь без осложняющей отношения борьбы. И все это, как и многое другое долгожданное хорошее начнет случаться с нами сразу же, едва из сонмища наших неучтенных желаний мы выберем неустрашимым лидером одно самое сильное, бескорыстное и несомненное - желание добрых перемен. Для всех и каждого. Творимых собственными руками. Добровольно, радостно, терпеливо. Вместе. В общей для всех Реальности.

Добро, Терпимость, Мир, Любовь
В несчастье мы зовем
И сим достоинствам святым
Возносим наш псалом.

Добро, Терпимость, Мир, Любовь –
Все это Бог благой;
Добро, Терпимость, Мир, Любовь –
Все это мы с тобой!

Ведь наше сердце у Добра,
Терпимость льет наш свет.
Святой наш образ у Любви –
И Мир, как мы, одет.

Мы, люди, жители Земли,
В несчастье все зовем
Добро, Терпимость, Мир, Любовь
Во образе людском!

О, если б образ наш святой
Любой в любом берег!
Где Мир, Терпимость и Любовь –
Там, собственно, и Бог!
"Святой Образ"

Автор статьи: Олег Майоров.

Перейти на начало страницы