0%
 

Аль-Газали

Другие тексты автора:   [показать]

 

Эликсир счастья

Первые четыре главы названы автором "Четыре Заглавия Мусульманства". Приводится в сокращении.

Введение

Благодарения и благословения столь же многочисленные, как звезды на небе и капли в дожде, и листья на деревьях, и песок в пустыне, и атомы на земле и в небесах, Богу, качеством которого является Единство, а свойствами - Великолепие, Величие, Мощь, Превосходство, Могущество и Благодать.
Его великолепия никто из сотворенных Им не видел в совершенстве, и без Него никто не может прийти к истинной сущности Его познания, разве что признание своего бессилия в постижении истинной сущности Его познания есть предел познания Искренних Праведников, признание недостаточности славословий и восхвалений для выражения благодарности Ему есть предел восхвалений Ангелов и Пророков, признание своего удивления первыми лучами Его Великолепия есть конечный результат разума Умнейших, и изумление есть предел, которого достигают Аскеты и их Ученики в своем стремлении приблизиться к чертогам Его Красоты. Потеря надежды на приобретение основ Его познания приводит к лишениям, а попытка познать все Его совершенство с помощью воображения приводит к уподоблениям.
Прекрасна доля всех тех глаз, которые познают Красоту Его сути, а плоды наблюдения чудес Его творения всеми умами суть необходимые познания. Да не будет никого, у кого бы возникли сомнения в величии Его сути, типа какое оно и что это. И да не будет такого Сердца, в котором хотя бы на миг возникли бы сомнения в чудесах Его творения, типа от кого это или от чего, а пусть обязательно знают, что все это - следы Его мощи и все - отблески Его могущества и чудеса Его мудрости, и сияние красоты величия Его. Все, что есть от Него и в Нем и скорее все само по себе, - это Он, и ничто истинно не существует без Него. Более того, существование всех вещей - сияние лучей Его бытия.
Также слава Мухаммаду, Избраннику, да благословит его Бог и да приветствует. Он - Господин Пророков, Проводник и Руководитель Правоверных, хранитель Господних тайн, Избранный и Возвышенный Богом. А также слава всем Его Сподвижникам и Потомкам, каждый из которых есть пример для подражания и путеводитель по пути Шариата.
Итак, знай же, что человек создан не для пустого времяпрепровождения и развлечений, а дело его - великое и важность его - большая. Хоть он не изначально вечный, но, раз появившись, он будет жить бесконечно; хоть его тело и создано из праха и грязи, душа его относится к высшему и божественному миру; хоть жемчужина его сущности поначалу запачкана и заляпана Скотскими, Звериными и Чертовскими качествами, после переплавки в тигле Усердия она очищается от всей этой грязи и становится достойной близости к Божественным Чертогам, поднявшись из самых Низших до Высочайших.
Человек по делам своим может быть и внизу, и наверху, но Низший - это тот, кто опускается до состояния скота, зверей и чертей и становится пленником плотских желаний и агрессивности, а Высший - тот, который возвышается до состояния Ангелов и Пророков, освобождается из плена плотских желаний своего живота, половых органов и агрессивности и сам берет их в плен, становясь их господином. И когда он доходит до состояния такого господства над пороками, он становится достойным быть Рабом Господа, а это достоинство - качество Ангелов и высшая степень человеческой сущности. А когда до него доходит все наслаждение близости Божественной Красоты, у него не остается сил оторваться от этой Красоты хотя бы на миг, и созерцание этой Красоты будет для него райской жизнью, а та райская жизнь, которая обещана его глазам, желудку и половым органам, будет для него слишком маленькой. Поскольку жемчужина человеческой сути в начале создания слаба и ущербна, нельзя довести ее до степени совершенства из этой ущербности без помощи усердия и лечения...

Глава, повествующая о вещах, которые зависят от познания истинной сути Сердца, а также речь о подтверждении твоего существования

Познание истинной сути Сердца будет бесплодным, пока ты не познаешь его существование; потом ты познаешь его истинную сущность, затем ты узнаешь его войско, потом его отношения с этим войском, потом ты узнаешь, каким будет его качество, когда даст для него плоды познание Всевышнего Бога и когда оно достигает этим своего счастья, и обо всем этом будут даны знаки.
Знай же, что оно существует явно, так как у человека не возникает сомнений в своем существовании, но оно не принадлежит к явной телесной оболочке, так как у мертвеца тоже есть тело, но души нет, поэтому, говоря об истинной сути души, мы имеем в виду Сердце, так как без него тело становится мертвым.
И если кто-то закроет свои глаза и забудет свою телесную оболочку, он обязательно познает свое существование и узнает о себе самом, хотя не будет знать о теле, земле, небе и обо всем, что в них находится, и если кто-то на этом хорошенько сосредоточится, он познает нечто из истинной сущности горней жизни и поймет, что настанет такое время, когда у него отнимут тело, а он сам останется, но не превратится в ничто. [...]

Глава, повествующая о причинах потребности человека в телесной оболочке и явных (внешних) и скрытых (внутренних) воинах

Знай же, что тело - это царство Сердца, и в этом царстве у Сердца есть различные войска(Сура 74, аят 31): "Только Господь знает о своих войсках".
Сердце создано для горней жизни, и дело его заключается в поисках счастья, а его счастье - в познании Всевышнего Бога, Всесильного и Всеславного, а познание Всевышнего Бога возникает в результате познания Его творений, а это познание относится к миру чувств, и познание чудес Его мира происходит с помощью чувств, а чувства принадлежат телесной оболочке.
Познание - это добыча Сердца, а чувства - это его силки, а телесная оболочка - это его верховое животное и носильщик, который держит эти силки, вот почему ему нужна телесная оболочка. Телесная оболочка - это вьючное животное Сердца, которое состоит из воды, земли, температуры и влажности, и поэтому оно слабо и имеет риск погибнуть изнутри по причине голода и жажды, а снаружи из-за происков врагов или нападения зверей и так далее.
А поскольку из-за голода и жажды ему требуется еда и питье, то ему нужно войско для их добычи. Во-первых, это явное войско, типа рук, ног и всяких других орудий, а во-вторых, это скрытое войско, типа агрессивности и плотских желаний, а поскольку невозможно хотеть того, что не видишь, и нельзя сражаться с врагом, которого не видишь, ему нужны разведчики, некоторые явные, а это пять чувств: зрение, обоняние, слух, вкусовые ощущения и осязание; и некоторые скрытые, и их тоже пять, а находятся они в мозгу, это - сила памяти, сила размышления, сила запоминания, сила воспоминания и сила воображения. И у каждой из этих способностей есть свое дело, и если какая из них испортится, дело человека тоже испортится.
И в вере, и в мире все эти войска подчиняются Сердцу, оно повелитель и царь всех их, когда оно приказывает языку, он говорит, когда приказывает руке, она берет, и когда оно приказывает ногам, они идут, а когда приказывает глазам, они смотрят, и когда приказывает силе размышления, она думает. Все они подчиняются ему по доброй воле и своей природе, чтобы оно следило за телом, и когда оно будет правильно управлять своим войском, оно сможет поймать свою добычу и устроить свои дела в отношении горнего мир, и засверкает зародыш его счастья. А подчинение этого войска Сердцу подобно подчинению ангелов, которые никак не могут возражать повелениям Всевышнего Господа, а выполняют их добровольно и по собственному желанию.

Глава о познании цели этого войска с помощью примера (аналогии)

Подробное знание войска Сердца довольно обширно, поэтому объясним тебе его задачи на примерах. Знай же, что тело - это как государство, а ноги и другие части тела - как трудяги этого государства, а плотские желания - как налоговая инспекция, а агрессивность - как милиция государства, а Сердце - это падишах, и ум - его визирь. И все они нужны падишаху, чтобы приводить в порядок дела государства, однако плотские желания - его налоговый инспектор - лживый болтливый обманщик, который делает все наперекор тому, что говорит ум, и постоянно хочет под предлогом налогов растратить все, что есть в государстве, а злость - милиция злая, жестокая, грубая и резкая, и любит все убивать да ломать.
Если падишах будет советоваться с визирем, а жадного лживого налогового инспектора поставит на свое место; не будет слушать всего того, что он говорит против визиря и поставит под распоряжение визиря милицию, чтобы она не была слишком назойливой; и милицию также будет держать в ежовых рукавицах, чтобы она и носу не казала за пределы своих должностных обязанностей; вот когда он так сделает, государство будет в порядке, так же как если падишах-Сердце будет действовать согласно советам визиря-ума и отдаст плотские желания и агрессивность в распоряжение ума, а не сделает ум их слугой, дела государства-тела будут в порядке, и дорога к счастью и достижению к Божественным Чертогам не закроется. Если же ум станет пленником плотских желаний и агрессивности, прахом пойдет государство, а падишах станет несчастным и погубит себя.

Глава, повествующая об обнаружении надобности в плотских желаниях, агрессивности, теле, чувствах, уме и Сердце

Из всего вышесказанного ты узнал, что плотские желания и агрессивность созданы для обеспечения тела едой, питьем и защитой, значит, они оба - слуги тела, а еда и питье - это корм тела.
Тело же создали для того, чтобы оно носило чувства, значит, тело - слуга чувств, а чувства создали для того, чтобы они шпионили для ума, чтобы они были его сетью, дабы он узнал чудеса творения Всевышнего, значит, чувства - слуги ума, а ум создали для Сердца, чтобы он был для последнего свечкой и светильником, с помощью лучей которого тот сможет видеть Божество, так как это - его Рай, значит, ум - слуга Сердца, а Сердце создали для созерцания красоты Божества, и когда оно будет этим заниматься, значит, оно раб и слуга Божественных Чертогов, и в этом и есть смысл того, что Всевышний сказал (Сура 51, аят 56): "Создал я джиннов и людей, только чтобы поклонялись Мне".
Итак, создали Сердце и дали ему это государство и это войско, и поручили ему это верховое животное - тело, чтобы проехать по этому миру праха и дойти до Самых Высших. Если оно хочет отплатить за эту милость и выполнить условия службы, то надо подобно царям сесть во главе государства и сделать из Божества свою Кыблу и цель, и признать горний мир своей родиной и приютом, а дольний мир - временной стоянкой, а тело свое сделать себе верховым животным, руки и ноги - своими слугами, ум - визирем, плотские желания - казначеем, агрессивность - телохранителем, чувства же - разведчиками, и отправить каждого из них в этот чуждый мир, чтобы они собирали о нем информацию. Свою силу памяти, которая располагается в передней части мозга, надо превратить в начальника разведки, чтобы разведчики приносили ему всю информацию, а силу запоминания, расположенную в задней части мозга, надо сделать хранителем базы данных, который получал бы все сведения из рук начальника разведки и хранил их, и по собственным способностям давал их в распоряжение визиря. Визирь же на основании этих сведений, поступающих ему из государства, строил планы для государства и для движения падишаха.
Если же он заметит, что плотские желания и агрессивность и т.д. бунтуют против него, а ноги выходят из его подчинения и хотят присоединиться к ним, то ему надо приложить усилие и привести их к миру, а не желать их разрушить, так как без них дела государства не будут в порядке, напротив, надо разработать план, как привести их к послушанию, чтобы в том пути, который впереди, они были друзьями, а не врагами; товарищами, а не ворами и грабителями.
Если все будет устроено так, будет Сердце счастливым и отплатит за милости, и в свое время получит награду за службу, а если все будет наоборот, и Сердце, на радость грабителям и врагам, которые бунтуют, само восстанет и предаст милость Божью, оно получит наказание и возмездие по заслугам.

Глава, повествующая о четырех типах скрытых нравов Сердца, которые составляют его войско

Знай же, что у Сердца есть связи со своими внутренними войсками, которые проявляются в нем в виде различных качеств и нравов, некоторые из этих нравов плохие и губят его, а некоторые - хорошие, и они приводят его к счастью. И хотя этих нравов много, все они подразделяются на четыре типа: скотские нравы, зверские нравы, чертовские нравы и ангельские нравы.
Из-за заложенных в нем плотских желаний и стремлений оно поступает по-скотски, то есть жадничает, обжирается и предается разврату, из-за заложенной в нем агрессивности оно делает то же, что и собаки, львы и волки, то есть бьет, убивает, дерется, поскольку в нем заложено предательство, лукавство, хитрость и стремление к беспорядку и раздору между людьми, оно делает чертовские дела, от того же, что в нем заложен ум, оно поступает по-ангельски, то есть любит знания и порядок, избегает плохих дел, стремится к установлению порядка в народе, понимает то, что его могущество слишком высоко, чтобы поступать подло и низко, радуется познанию Всевышнего в своих поступках и понимает то, что невежество и глупость - это недостатки.
И на самом деле, как будто в человеческой натуре есть четыре вещи - собака, кабан, черт и ангел. Собака ведь является порицаемой и порочной не из-за того, как она выглядит и какие у нее лапы, уши, хвост, а из-за качества, которое имеется в ней, а именно драчливости, и свинью ругают не из-за физиономии, а из-за алчности, жадности и стремления к грязи, и в этом заключается истинная сущность души свиньи и собаки, и в человеке эта сущность так же проявляется, да и истинные сущности чертовства и ангельства в нем проявляются таким же образом.
Поэтому было сказано, что повелели человеку: лучами ума, который является отпечатком и отблеском ангельства, выяви в себе чертовскую подлость и плутовство, чтобы они разрушились и не могли больше творить раздоров, так, как об этом сказал Пророк, да благословит его Бог и да приветствует: "В каждом человеке есть черт, и у меня он тоже есть, но Всевышний Бог оказал мне помощь, и я победил этого черта, так что больше не может причинить мне зла".
Так же повелели человеку: держи этого кабана плотских желаний и этого пса агрессивности прирученными, под надсмотром ума, чтобы они вставали и садились только по его приказанию.
Если человек будет так поступать, он сможет получить от этих нравов и качеств только добро, что станет зародышем его счастья, а если он будет поступать наоборот и сам станет прислуживать им, и проявятся в нем дурные нравы - это станет зародышем его несчастья. Когда же ему откроется его положение во сне или наяву на примерах, он увидит, что он прислуживает собаке, или свинье, или черту. Известно ведь, каково состояние того, кто отдал мусульманина в плен к неверным. Представьте, что с ним будет за то, что он отдал в плен собакам, свиньям и чертям ангела, ведь его состояние еще ужаснее.
Если же большая часть людей честно присмотрятся к себе, они поймут, что сутками они прислуживают страстям своей плотской души, их состояние именно так и выглядит, и хотя на самом деле они сейчас остаются в человеческом виде, в Судный день проявится их внутренний смысл и их вид будет соответствовать их содержанию, и тот, кого победили плотские желания, будет выглядеть как свинья, а те, кого победила агрессивность, будут выглядеть собаками или волками, и именно поэтому, если кто-то видит во сне волка, толкование этого - злой человек, а если кто увидит свинью, то толкование этого - грязный человек, это оттого, что сон - пример горней жизни.

Глава, повествующая о заботе, о своих действиях и своем покое

Итак, ты узнал, что скрыты в тебе эти четыре богатыря и смотрителя, так что следи за своими поступками и покоем, чтобы знать, кому из этих четырех ты повинуешься. От тех поступков, которые ты совершаешь, в Сердце появляются качества, которые остаются в твоем сердце и проявляются в общении с этим миром, и эти качества называются нравами, и все эти нравы происходят из-за этих четырех героев.
Когда ты подчиняешься кабану своих желаний, в тебе проявляются такие качества, как нечистоплотность, бесстыдство, жадность, подхалимство, скаредность, зависть, злорадство и тому подобное; а если ты его одолеешь, приручишь его и заставишь слушаться тебя, в тебе проявятся такие качества, как исправность, самообладание, скромность, спокойствие, вежливость, мудрость, воздержанность и бескорыстие.
А если тобой правит пес агрессивности, то в тебе будут появляться такие качества, как беспредельщина, нечистоплотность, хвастовство, чванство, тщеславие, гордыня, заносчивость, досада, хулиганство, наглость и нахальство; а если ты приручишь этого пса, в тебе проявятся терпение, выносливость, великодушие, стойкость, мужество, спокойствие, доблесть и щедрость.
Если тот черт, чья работа заключается в том, чтобы взбаламутить и разбудить этого кабана и этого пса, придать им смелости и научить их подлости и предательству, будет повелевать тобой, в тебе проявятся такие качества, как неблагодарность, предательство, подлость, лживость и обман; а если ты его победишь, не поддаваясь его лукавству и помогая войскам своего ума, в тебе проявится сообразительность, познания, ученость, мудрость, добродетель, благонравие, величие и верховенство.
Хорошие нравы, которые останутся с тобой в результате этого, будут теми остающимися навечно благодеяниями, которые будут зародышем твоего счастья. То, от чего происходят плохие нравы, называется грехом, а то, от чего происходят хорошие нравы, называется добродетелью, и в поступках и покое человека есть и то, и другое.
Сердце подобно чистому зеркалу, дурные нравы как дым и мрак, достигающие и затемняющие его, Поэтому в нем больше не видно Божества, ведь оно закрыто, а хорошие нравы как светлые лучи, достигающие Сердца и очищающие его от всего этого мрака и грехов, и поэтому сказал Пророк, да благословит его Бог и да приветствует: "Вслед за каждым дурным поступком совершай добро, чтобы прежнее уничтожилось". В Судный День придут Сердца к Божьему Суду либо чистые, либо грязные (Сура 29, аяты 88, 89): "Не будет ни добра, ни сыновей ни у кого, кроме тех, кто придет к Богу со чистым Сердцем". Человеческое Сердце в начале своего создания как железо, из которого можно сделать чистое зеркало, в котором будет виден весь мир, если его правильно обработать, если же нет, то оно покроется ржавчиной и станет таким, что из него больше не получится зеркала, как об этом сказал Всевышний: "Нет более того, ржавчина покрыла их сердца от их дел" (Сура 83, аят 14). [...]

Глава о том, что не надо думать, что дверца в Сердце в Царствие Небесное открывается только во сне или после смерти, так как это не так

Напротив, если в бодрствующем состоянии кто-то будет упражняться в очищении своего Сердца от плотских желаний, агрессивности и плохих и недостойных нравов этого мира, сядет в пустом месте, поднимет глаза, освободится от чувств, обратит свое Сердце к Царствию Божьему и будет постоянно говорить: "Аллах, Аллах (Боже!)", но только Сердцем, а не вслух, до тех пор, пока он не забудет и о себе, и обо всем этом мире, вообще обо всем забудет, кроме Всевышнего Бога, вот когда так случится, дверца в его Сердце откроется, хотя он и не спит.
Тогда он увидит наяву то, что другие видят во сне, увидит он души ангелов в прекрасном виде, увидит Пророков и сможет найти в них пользу и получить их помощь и покажут ему Божье Царство земли и небес.
И тот, кому открылся этот путь, увидит великие дела, не имеющие предела и границ, и это то, о чем сказал Пророк, да благословит Бог и да приветствует: "Показали мне землю, и увидел и запад ее, и восток".
Об этом же сказал Всевышний (Сура 6, аят 75): "Итак, мы покажем Ибрахиму (Аврааму) Царствие Божье небес и земли, все было именно так".
Более того, все знания Пророков получены таким же путем, а не через чувства, и обучение всему этому и праведный путь к этому заключается в старании, о котором Всевышний сказал (Сура 73, аят 8): "Предайся ему полной преданностью", то есть стань чистым и свободным от всего и отдай всю свою сущность Ему, не занимай себя мирскими делами, ведь их поправит Сам Господь (Сура 73, аят 9): "Господь востока и запада, нет бога кроме Него, так что сделайте Его своим управляющим".
И, сделав Его своим управляющим, освободись от всего и не мешайся с людьми (Сура 73, аят 10): "Терпи то, что они говорят, и оставь общение с ними благим оставлением".
Все это знание приходит от духовных упражнений и усердия в очищении Сердца от пачкающего влияния людей, плотских желаний, занятости чувственными данными, и именно это и есть путь суфиев и Пророков.
А получение этого знания на пути обучения - это путь ученых, это великий путь, но ограниченный по сравнению с путем пророчества и знаниями Пророков и святых, когда знание попадает в Сердца людей прямо от Всемогущего Господа безо всякого посредничества.
Правильность этого пути многие узнали либо с помощью опыта, либо при помощи доказательств ума. Если же ты не почувствовал этого сам и не узнал с помощью опыта или аргументов разума, то хуже не будет, если ты все же искренне поверишь в этот путь, чтобы не закрылись для тебя эти три уровня, и не стал бы ты неверующим, ведь такое знание относится к чудесам миров Сердца, и с Божьей помощью в нем познается знатность человеческого Сердца.
[...]
Знание устройства тела и пользы от его частей называется анатомией, и это - великая наука, но народ ею не интересуется и не изучает ее, а тот, кто учит, учит для того, чтобы стать мастером в науке медицине. А медицина - приземленная ограниченная наука, и хотя нужда в ней велика, она не имеет отношения к пути веры. Если же кто-то будет рассматривать анатомию для того, чтобы увидеть чудеса творения Всевышнего, он обязательно узнает три качества из Божественных качеств.
Первое - он узнает, что Творец этой формы и Создатель этого тела могущественен в совершенстве, и в Его могуществе не может быть никаких изъянов и недостатков: все, что Он захочет, Он может сделать, нет ничего удивительнее того, что Он из капельки жидкости может сотворить такое тело, и для того, Кто может сделать такое, оживить после смерти - легче.
Второе - что Он такой ученый, знания которого охватывают все дела, а такое чудо в отношении всех удивительных мудростей невозможно без совершенства знаний.
Третье - Его милость, забота и милосердие к своим рабам не имеют предела, потому как Он создал все, что было нужно, и ничего не забрал, дал и то, что необходимо, как-то: печень, сердце и мозги, что является основами животного, и то, что не необходимо, но нужно, как-то: руки, ноги, язык, глаза и все остальное, и также дал то, в чем нет ни нужды, ни потребности, но то, отчего увеличивается красота и вид становится прекраснее: черный цвет волос, красный цвет губ, изогнутость бровей, равенство ресниц, глаз и так далее. Эту милость и заботу Он проявил не только по отношению к человеку, но ко всем своим созданиям, даже к мухам, шмелям и оводам, каждому дал то, что следует, и при этом их формы и их наружность Он украсил красивыми узорами и цветами.
Так что наблюдение за устройством создания человека является ключом к познанию Божественных качеств, таким образом и по такой причине это благородная наука, а не потому, что в ней есть нужда врачу.
Так же чем больше ты будешь познавать чудеса поэзии, литературы и искусства, тем больше будет почета в твоем Сердце к поэтам, литераторам и деятелям искусства, точно так же чудеса творения Всевышнего Бога являются ключом к познанию величия творения Бога, да восславится Его величие. И это тоже одна глава из познания себя, но она ограниченна по сравнению с познанием Сердца, поскольку это - познание тела, ведь тело - как верховое животное, а Сердце - как наездник, и целью творения является всадник, а не верховое животное, так как верховое животное существует для всадника, а не всадник - для верхового животного.
Также поэтому говорили, что нелегко полностью себя познать, хотя ближе тебя к тебе ничего и нет. Тот, кто, не зная себя, пытается познать других, подобен нищему, которому самому нечего есть, а он хочет, чтобы все бедняки государства ели его хлеб, а это бесполезно и тщеславно.

Глава о том, что когда ты из всего этого узнал о благородстве, чести и величии Сердца, тебе следует знать нижеследующее

Знай, что тебе дали драгоценную жемчужину сути Сердца и закрыли ее от тебя, и если ты не будешь ее искать, попусту ее протратишь и останешься без знаний о ней, то тебе от этого будет большой ущерб и урон. Приложи усилие к тому, чтобы отыскать ее, достать из-под мирских забот и довести до совершенства ее знатность, дабы ее знатность и честь проявились в этом мире, чтобы она в том мире увидела счастье без печали, вечность без конца, могущество без бессилия, знание без сомнения и красоту без пороков. Что же касается ее знатности в этом мире, то она заключается в готовности и годности к тому миру, так как в нем она достигнет настоящей знатности и чести, а если нет, то что есть ущербнее и несчастнее ее: она же пленница холода и жары, голода и жажды, болезней, тревог и печалей, и все, в чем довольство и радость Сердца тут, ему же все во вред, все, от чего оно получает пользу, сопряжено с горечью и треволнениями...
На самом деле человек в этом мире бесконечно ущербен, слаб и бессилен, и день его рынка настанет завтра, если он приложит Технологию Вечного Счастья к жемчужине сути своего Сердца, доведет его из скотского состояния до ангельского. А если он повернется лицом к этому миру и желаниям этого мира, то свиньи и собаки окажутся мудрее его, так как они обратятся в прах и освободятся от страданий, а он останется в муках.

вернуться в раздел "Ислам"