0%
 

Рождение Марути (Ханумана)

Другие истории:   [показать]

 

Давным-давно в небесных вечно цветущих садах Бога Индры беспечно резвилась юная апсара вместе со своими подругами. Звали ее Пунджикстхала. Она была столь прекрасна и так искусно танцевала, что те, кто мог любоваться танцами апсар, невольно с восторгом следили за каждым ее воздушным движением. Возможно, из-за своей красоты или же своего искусства в танце Пунджикстхала была немного легкомысленна и своенравна. Но все ей сходило с рук, и она чувствовала себя вполне счастливой, услаждая Богов танцами под божественные звуки музыки и чарующее пение гандхарвов.

Но известно, что все имеет свой конец. Однажды один мудрец сидел в глубоком созерцании в тени мангового дерева, сосредоточив внимание на проблемах, касающихся трех миров. Вихрем пролетела мимо смеющаяся и танцующая беспечная Пунджикстхала. Покой мудреца был потревожен. Не помня себя от гнева он воскликнул:

- Как ты посмела прервать мою медитацию? Твои резвые пляски не пройдут тебе даром! В следующей жизни ты родишься обезьяной и будешь жить на Земле!

Бедная Пунджикстхала похолодела от страха и стала умолять мудреца:

- Прости меня, о Великий мудрец! Я совсем не хотела тревожить тебя. Пожалей меня, не превращай в обезьяну, не лишай красоты.

Слезы градом катились по ее лицу. И тогда гнев мудреца остыл. Задумчиво он смотрел на апсару.

- Когда слово произнесено, - сказал он, наконец, - никто не может его вернуть, даже Боги. Отменить сказанное я не в силах, но добавлю: родившись обезьяной, ты сможешь принять вид женщины, конечно, если захочешь. И проклятие потеряет силу, когда ты дашь рождение сыну, который будет инкарнацией Господа Шивы.

Прошло время, и Пунджикстхала родилась на Земле в племени обезьян. Девочку назвали Анджани, и была она столь же прекрасна, сколь была и в прежней своей жизни апсары. Девочка выросла и вышла замуж за Кесари, вождя другого обезьянего племени. Жили они в живописном месте среди зеленых деревьев, вблизи горы Меру, в ашраме мудреца Гаутамы.

Однажды дикий слон ворвался в ашрам, готовый сокрушить и растоптать все на своем пути. Отважный Кесари немедля бросился ему навстречу, и слон, не столько напуганный, сколько изумленный его дерзостью, отступил и ушел в лес. Не зря Кесари носил свое имя, означающее "Лев". Все в ашраме полюбили Анджани за скромность и трудолюбие, а Кесари после того случая со слоном стали уважительно называть "Куньджара Суудана", что означает: "Тот, кто убивает слона".

Годы шли, а детей у них не было. И тогда Анджани и Кесари стали молить Господа Шиву, чтобы Он даровал им сына. Когда же Кесари был занят своими делами, Анджани уединялась в горах. Там она горячо молилась Господу Шиве, умоляя Его самому стать ее сыном. Она хорошо помнила о проклятии мудреца и очень хотела вернуться назад, в Небеса, в светлые сады Бога Индры.

Но существует иная версия рождения, в которой повествуется, что Анджани не помнила события своей прошлой жизни. Она любила гулять по горным цветущим склонам и как-то раз стояла на уступе скалы, открытым для дуновений ветров. Один из ветерков ласково повеял на нее, от чего приподнялся край ее платья. Заметив это, Бог ветра Ваю был очарован ею и не смог противостоять соблазну. Он обнял ее, а она испуганно вскричала:

- Кто это своей нечистой страстью оскорбляет меня, верную жену?!

Тогда Ваю ответил ей:

- Не тревожься, красавица, моя любовь не навредит тебе. Я дарую тебе достойного всеобщей славы, мудрого и могучего сына, способного подобно мне прыжком возноситься в небо.

Анджана уступила Ваю, а когда разрешилась от бремени, то оставила новорожденного в лесу.

Другая легенда говорит, что сам Шива согласился принять рождение от Анджани. Но многие утверждают, что Господь Шива никогда не инкарнировался на Земле. Говорят также, что Хануман был рожден, как один из одиннадцати Рудр, то есть является частичным воплощением Шивы. Но существует и такая версия, что Шива предстал перед Анджани и сказал:

- Проси благословения Ваю, бога ветра. Он будет отцом ребенка быстрого и сильного, как сам ветер.

Это версия из "Бхавартха Рамаяны", одной из интерпретаций событий, связанных с пришествием Рамы, написанной еще в XVI веке поэтом Экнатхом. Анджани искренне и упорно молилась Ваю, и он ниспослал ей кусочек пирога, предназначенный для жен Дашаратхи, чтобы они забеременили.

Если внимательно присмотреться к тому, что происходит вокруг, то можно обнаружить закономерность событий, ничто в жизни не происходит случайно. Бог Вишну был рожден как простой смертный Рама, чтобы совладать с жестоким и злым ракшасом Раваной. В молодости Равана вел жизнь аскета и постоянно возносил молитвы Богам.

- Чего же ты хочешь? - наконец, спросили Боги, подкупленные его смирением.

- Бессмертия! - ответ у Раваны уже давно был готов.

- Бессмертия?! Ну, это уж слишком. Проси что-нибудь другое.

Но Равана все предусмотрел.

- Хорошо, - сказал он, - не надо бессмертия. Сделайте меня неуязвимым для Богов, демонов и зверей. Пусть моя смерть никогда не наступит от руки Богов в Высшем мире или демонов в Низшем, а также от когтей и клыков животных, от яда змей и прочих ядовитых существ на Земле. Людей он не упомянул, потому что они казались ему такими мелкими и ничтожными, которые не могли причинить ни малейшего вреда, что не стоили никакого внимания.

- Да будет так! - сказали Боги.

И Равана стал хозяином во всех трех мирах. Он отбросил свое показное смирение и поселился в роскошном дворце на Ланке. Все лучшее, что было в трех мирах он безнаказанно отнимал и присоединял к своему богатству. Равана и прежде был храбрым воином, а теперь он не боялся и Богов.

Когда же Равана перешел все границы в своих злодействах, у Богов иссякло терпение. Было решено, что сам Вишну родится как Рама, обычный человек, чтобы справиться с Раваной. Ведь ни Боги, ни демоны, ни звери не могли бы одолеть злобного ракшаса. А Шива готов был помочь Вишну в его миссии, поэтому чистые молитвы Анджани пришлись очень кстати.

В это время в Айодхье правил мудрый и справедливый царь Дашарадха. В царстве его был полный порядок. Царь следил, чтобы министры заботились о народе, и его царское слово никогда не расходилось с делом. Казна была полна, и люди Айодхьи жили счастливо. Но Дашарадха был печален: его четыре красавицы жены были бесплодны. Цари Индии тех древних времен могли иметь несколько жен, и Дашарадха не был исключением.

Вот однажды царь пригласил своих жен, министров и придворных мудрецов, чтобы поклониться Богам и умолить их даровать ему сыновей. И такая искренняя была та молитва, что Боги услышали ее, и из жертвенного огня появился священный пирог. Мудрецы объяснили царю, что каждая из его жен, съевшая свою долю пирога, родит ему сына. Когда делили пирог между царицами, Кайкейе, любимой жене Дашарадхи, достался самый последний ароматный кусочек, ведь делили по старшинству, а она была самой младшей из жен. Кайкейя сильно обиделась. Она совсем было решила в раздражении выкинуть прочь свою долю. Но тут какая-то птица стремглав налетела на пирог, клювом ухватила, сколько могла, и мгновенно исчезла вдали. У Кайкейи сразу прошла обида и, чтобы сберечь остаток пирога, она немедленно его съела. И, конечно же, когда подошел срок, царицы родили сыновей. Это были тот самый Рама и его братья Лакшмана и Сатругхна (Рама, точнее "Раама", на санскрите означает "Прекрасный", "Лакшмана" - "Счастливый", "Сатругхна" - "Разрушитель врагов"). А сама юная Кайкейя родила Бхарату ("Бхарата" на санскрите означает "Защищенный" или "Тот, кому оказана поддержка").

Как раз в это время Анджани стояла на уступе скалы и молила Ваю благословить ее сыном, как это советовал делать Шива. Это место было открыто всем ветрам, туда забегали теплые легкие ветерки из леса, которые несли запахи цветущих деревьев и трав. Порывы резкого ветра с гор, свежие и бодрящие, раскручивали ее сари. И вновь они сменялись воздушными дуновениями маленьких ветерков, резвящихся повсюду. Ваю не появлялся. Но вдруг Анджани увидела, что какая-то большая птица пролетела над ее головой, а вслед за ней пронесся вихрь, и на ее обращенные к небу ладони мягко опустился тот кусочек пирога, который птица отщипнула от доли царицы Каикейи.

"Вот так чудо!" - подумала Анджани. Но никакого чуда не было: Бог ветра Ваю забрал у птицы то, что предназначалось как раз для Анджани, и сам явился ей. Это был Хозяин всех ветров от колких острых пронизывающих сквознячков до вольных ураганных, гоняющих тучи по небу, играющих волнами морей и океанов. Даже самое легкое дыхание воздуха подчинялось ему. Он предстал перед Анджани и замер, восхищенный ее красотой. Наконец, он произнес:

- У тебя родится сын необычайной силы и сноровки, и не будет ему равного на Земле.

Это было время правления могущественного и жесткого Валина в городе обезьян Кишкиндха. Когда до Валина дошли слухи, что у Анджани скоро родится сын необычной силы и ловкости он подумал: "Соперник мне совершенно ни к чему. Пожалуй, стоит поторопиться и расправиться с ним, пока он еще не родился".

И Валин придумал коварный план. Он приказал своим подданным срочно изготовить метательный снаряд из пяти металлов: золота, серебра, меди, железа и олова. А затем он тайно подослал к Анджани самых верных своих слуг. Улучив подходящий момент, когда та задремала, они безжалостно направили смертоносный снаряд прямо в ее чрево, чтобы убить еще нерожденного ребенка. Обычное дитя погибло бы сразу, но этот снаряд, коснувшись Сына Бога ветра, мгновенно расплавился и принял форму сережек и других предметов из металлов. И когда родился этот необычный ребенок, то в его ушах блестели золотые сережки, рукой он крепко сжимал булаву, а шея его была обвита священным шнуром. Новорожденного назвали Марути, то есть Сын Марута, Бога ветра.

вернуться в раздел "Индуизм"