0%
 

История о Сугриве и Валине

Другие истории:   [показать]

 

После обучения у Сурьи Хануман вернулся домой. Кесари посоветовал ему поехать в Пампапур, где обучали политической деятельности. Там Хануман познакомился и сдружился с Сугривой. Прощальная рекомендация Сурьи оказалась верной: Сугриве и в самом деле довольно скоро понадобилась помощь Ханумана. Сугрива был младшим братом Валина, царя обезьян в Кишкиндхе. А Валин стал царем после Рикшараджи. Родились они следующим образом.

Однажды создатель Вселенной Брахма сидел на Своем троне на вершине горы Меру, погрузившись в размышления. Эти размышления были настолько глубокими, что от напряжения у него выступила слеза. Создатель смахнул ее рукой на землю, и из этой капли возникла обезьяна. Тогда Брахма назвал его Рикшараджа и повелел ему жить в ближайшем лесу на горе Меру вблизи Него самого, питаясь в изобилии плодами, листьями и сладкими кореньями. Рикшараджа смиренно послушался велению Создателя, отправился в лес и прожил там долгие годы.

Как-то в один из дней Рикшараджа, испытывая жажду, пришел к чистому и прозрачному озеру в том лесу. Наклонившись к воде, чтобы испить воды, он увидел на поверхности озера свое отражение. Он подумал, что какая-то другая обезьяна встала у него на пути и не даст ему возможности утолить жажду. Рикшараджа яростно напал на своего мнимого врага, желая сокрушить его. В результате стемительного прыжка он с головой окунулся в озеро, никого при этом не обнаружив. Но озеро было необычным: когда он вышел из воды обратно на берег, то превратился в красавицу-самку со стройным станом, вьющимися локонами, высокой грудью и широкими бедрами.

Через некоторое время обитель Брахмы на горе Меру посетили Индра, царь Богов, и Сурья, которые, возвращаясь обратно, проходили мимо Рикшараджы. Она оба увидели ее и загорелись к ней страстью. В результате, она в тот же момент родила двоих великолепных сыновей: одного от Индры из своих волос, назвав его Валин, что в переводе означает "Волосатый", а другого от Сурьи из своей шеи, названного Сугривой, то есть Прекрасногривым.

После божественного рождения детей Рикшараджа снова стал самцом, расставшись с женской природой. Он взял на воспитание своих сыновей, будучи одновременно и отцом, и матерью. Брахма, довольный его потомством, радушно и ласково принял их, предоставив им город Кишкиндху, который был создан в южной стране Вишвакарманом по велению Брахмы. Там жило множество обезьян, царем которых Брахма поставил Рикшараджу, а после него царем стал Валин. Валин и Сугрива по-братски очень любили друг друга. Но однажды случилось так, что они сделались такими заклятыми врагами, что примирение между ними стало невозможным. Случилось это так.

Никакие демоны не осмеливались даже близко подойти к Кишкиндхе, зная о силе и храбрости царя Валина. Однако среди демонов нашелся один, который вообразил себя настолько могучим, что решился сразиться с царем. И под покровом ночи, когда демоны особенно сильны, он вызвал Валина на поединок. Сражение было коротким, и устрашенный демон бежал, преследуемый царем Кишкиндхи. Сугрива сопровождал старшего брата, горя желанием помочь ему, если возникнет необходимость. Была глухая темная ночь, и демон в страхе за свою жизнь и в стремлении избежать расправы скрылся в первой же пещере. Это не остановило Валина. Но прежде чем вбежать в пещеру, он сказал брату:

- Жди меня здесь у входа. Я вернусь, когда убью демона.

И Сугрива остался ждать. Время шло, а Сугрива все ждал исхода схватки. Но вдруг он, похолодев от страха, заметил тонкий ручеек крови, вытекающий из пещеры. Охваченный горем Сугрива подумал: "Если бы демон был убит, брат уже давно бы вернулся. Но демоны всегда сильны во тьме. А в пещере темно, как в безлунную ночь. Бедный Валин! Это его кровь. Так пусть же и демон не выйдет из этой пещеры!"

Он поспешно завалил вход пещеры огромным куском скалы. В печали Сугрива вернулся в Кишкиндху, и вскоре был коронован вместо брата, потому что сын Валина, принц Ангада, был еще слишком молод, чтобы управлять целым царством. А через некоторое время неожиданно для всех появился сам Валин. Произошло недоразумение: на самом деле был убит демон. С трудом выбрался Валин из пещеры и вернулся в Кишкиндху. Увидев на своем троне Сугриву, он пришел в ярость:

- Теперь-то я понял, что ты тайно хотел все это время моей короны! Подлый обманщик! Отныне ты мне не брат, ты мой враг!

Напрасно Сугрива пытался успокоить брата и объяснить, как все это произошло.

- Ты снова станешь царем Кишкиндхи, я верну тебе корону, - говорил он. Но Бали и слушать ничего не хотел. Он был храбрым, сильным, беспощадным в бою воином, но совсем не умел прощать, и братья стали настоящими врагами.

Валин прогнал прочь Сугриву и забрал его жену. Но этого ему показалось мало: он погнался за братом, чтобы расправиться с ним. В страхе бежал Сугрива от Валина, зная его силу, а тот, полный ярости, преследовал его. Очень быстро бежал Сугрива, но Бали бежал еще быстрее, и расстояние между ними постепенно сокращалось. И третьим в этой гонке рядом с Сугривой бежал Хануман, единственным желанием которого было спасти Сугриву. Наконец, он не выдержал и крикнул:

- Беги за мной, я отведу тебя в безопасное место, иначе Валин догонит тебя!

Хануман привел Сугриву на гору Ришьямук, в пристанище мудреца Матанга. А Валин даже не смел сюда и приблизиться, потому что когда-то доставил много неприятностей этому мудрецу, и тот его проклял:

- Если ты только посмеешь придти сюда, тебя ждет мгновенная смерть, запомни это!

Валин вернулся в Кишкиндху, а Сугрива отсиживался на горе Ришьямук, где чувствовал себя в безопасности. Он тосковал по жене, которую отнял у него Бали, и страдал, не в силах что-либо изменить. А Хануман, не теряя времени, собирал вокруг Сугривы его сторонников. Здесь были обезьяны Нил и Нал: Нил обладал незаурядным воинским талантом, а Нал был талантливым архитектором. Пришел сюда и союзник Сугривы - опытный и могущественный медведь Джамбаван.

А в это время в Айодхье царь Дашарадха состарился, а его сыновья выросли и превратились в красивых, смелых, сильных и справедливых юношей. И случилось так, что интриги при дворе вынудили царя Дашарадху против своей воли отправить Раму в изгнание на долгих четырнадцать лет. Его брат Лакшмана вызвался пойти с Ним, потому что он всегда был неразлучен с братом. Идти с Рамой также без колебаний решила Его супруга Сита. Втроем они отравились в путь. Когда коварный Равана узнал об изгнанниках, он поспешил обманом похитить Ситу. Жестокий демон и представить себе не мог, что попал в кармическую ловушку, и это был его первый шаг навстречу собственной гибели.

Рама и Лакшмана немедля отправились на поиски Ситы. Вскоре они увидели истекающего кровью умирающего Джатаю. Это был огромный коршун, сын златокрылого Гаруды. Весь в крови он был утыкан со всех сторон стрелами, подобно дикообразу. Кругом в беспорядке валялись обломки колесницы и оружий, как следы жестокой и яростной схватки. Когда десятиглавый Равана проносился мимо Джатаю на летающей колеснице с похищенной Ситой, отважная птица бросилась на помощь пленнице. Ударами клюва он убил коней и возничего, разбил колесницу, расколол лук и щит Раваны. Но тот успел пронзить Джатаю тысячью стрел и, подхватив Ситу на руки, потому что колесница была разбита вдребезги, стремительно полетел дальше. Джатаю указал направление, по которому улетел Равана, и умер.

Похоронив достойным образом мужественную птицу, Рама и Лакшмана продолжили свои поиски в указанном направлении. На пути им встретился Кабандха, заколдованней демон, которому они принесли избавление. Он дал им совет отыскать Сугриву, правителя обезьян:

- Он сильный, смелый и умный, у него неисчислимая армия обезьян. Заключите с ним союз, и, наверняка, он поможет вам найти Ситу.

И тогда Рама и Лакшмана пришли к озеру Пампа, которое находится вблизи горы Ришьямук. Ранним ясным рассветом советники, министры и друзья Сугривы, окружившие его, заметили двух странников-воинов. Никто и не догадывался, что это был Рама со своим братом Лакшманой, сыновья Дашарадхи, короля Айодхьи. Сугрива был встревожен:

- Кто эти воины? Может, Валин подослал их, чтобы убить меня?

- Я все разузнаю, - сказал Хануман. Вспомнив о своих мистических силах, он преобразовал себя в странствующего монаха. Одним прыжком он спустился с горы и предстал перед странниками. В своей обычной вежливой и приятной манере Хануман обратился к ним после приветствия и спросил:

- Кто вы такие и откуда пришли? Если судить по одежде, то вы аскеты, Но это не так. Скорее, вы кшатрии - благородные воины, у вас прекрасно оружие. Глядя на вас, я бы сказал, что вы принадлежите к королевской семье. Что же заставило вас бродить по этим диким зарослям?

Выслушав Ханумана, Рама и Лакшмана почувствовали к нему глубокое доверие, сказав, что ищут Сугриву и поведав обо всем, что с ними произошло. Тогда Хануман принял свой обычный облик и сказал:

- Я Хануман, Сын Бога ветра Ваю, советник и друг Сугривы. У него такая же беда: его старший брат Валин, доблестный, но жестокий, отнял у него жену. Если вы поможете Сугриве вернуть жену и царство, то он, в свою очередь, поможет вам в поисках Ситы и в сражении с демоном, я уверен.

Рама, впервые встретив Ханумана, был покорен красотой его речи. Он сказал Лакшмане:

- Говорить так может лишь сведущий в Ригведе, постигший Яджур и Самаведы. В совершенстве изучив грамматику, он не допустил ни одной ошибки в своих долгих и изысканных речах. Я не вижу ничего оскорбительного ни в его устах, ни в глазах, ни в бровях, ни в членах, ни в одежде. Его речь полна, глубока, уверенна и ясна, а глубокий голос чист. Он выражается с восхитительной меткостью и вдохновенно, его мелодичный голос звучит из самого сердца. Враг, обнаживший свой меч, будет обезоружен красотой этого голоса, который с таким совершенством произносит каждый слог.

Затем Хануман сделался огромным. Он посадил себе на плечи Раму и Лакшмана и одним прыжком взлетел на вершину горы, где находился Сугрива вместе с другими обезьянами. Хануман рассказал все, что услышал от странников, а затем принес сверток, который бросила какая-то плачущая женщина на руках у летящего в облаках демона. Развернув его, все обнаружили шелковую накидку Ситы, сияющую как золото, оттуда высыпались ее браслеты и сережки. Рама был потрясен, слезы показались на Его глазах.

- Демон летел на юг, - сказал Сугрива. - Мы их скоро найдем.

Затем Сугрива поведал о своих бедах. И Рама, и Сугрива готовы были помочь друг другу. Хануман разжег огонь, и союзники, обойдя вокруг костра, скрепили свой договор. Рама обещал помочь Сугриве вернуть жену и справиться с Валином, после чего Сугрива должен будет оказать помощь в поисках Ситы и принять участие в сражении с армией демона.

Рама свое обещание выполнил: Валин был убит, Сугрива вернул жену и снова стал царем Кишкиндхи. Ради справедливости наследным принцем был провозглашен Ангада, сын Валина. Сугрива был счастлив, и теперь настал его черед в помощи. Но в это время задул муссон - ветер, несущий дожди.

- Пусть минует сезон дождей, - сказал Сугрива, - и тогда мы немедленно выступим на поиски Ситы.

Четыре месяца длился сезон дождей. Но вот облака посветлели, и земля, пропитанная влагой, расцвела, а Сугрива даже и не вспоминал о своем обещании. Он весело и беспечно проводил время во дворце. Видя это, Хануман выбрал удобный момент и тактично напомнил царю о его долге перед друзьями. И тогда по приказу Сугривы отовсюду стали собираться неисчислимые полчища обезьян и медведей. Джамбаван, старый и опытный медведь, привел свой отряд. Пришел и безмерно храбрый Кесари с целой армией обезьян. Здесь были Нил и Нал и многие другие героические обезьяны, включая наследного принца юного Ангаду.

Прежде всего надо было найти Ситу. Сугрива поделил войско на четыре отряда. Каждый отряд должен был идти в своем направлении, осматривать все вокруг, чтобы найти Ситу. На поиски отводился только один месяц. Напутствуя каждый отряд, Сугрива называл, какие реки, горы и леса им предстоит пройти. Он упоминал народы, которые им встретятся по пути, подробно перечислял все трудности их маршрута. Рама был удивлен:

- Откуда ты это знаешь, Сугрива? Мне кажется, что все это ты видел своими глазами.

- Так оно и было. Когда мой брат Валин гнался за мной, я исколесил земли и прекрасно запомнил все, что встречалось на моем пути.

вернуться в раздел "Индуизм"