Мать и Духовность
Забвение Божественной Матери
Богиня Мать и Запад
Богиня Мать и Индия
Богиня Мать и Китай. Куань Инь
Пришествие Матери
 
Богиня Мать внутри нас
Творение и Великая Богиня
Дух и пробуждение Кундалини
Самореализация
Дыхание Бога
 
Богиня Мать в древности
Великая богиня палеолита
Универсальная Богиня неолита
Арии и семиты. Проникновение мужского принципа
Падение Ассирии и Вавилона
Патриархальность Библии
Богини античности:
Персия, Израиль, Финикия
Богини античности: Египет и вся Европа
 
Богиня Мать и христианство
Ранние христиане
Гностики
Петр - лжепоследователь Христа
Павел - деформатор духовности
Августин и первородный грех
Мария, Мать Господа
Обретение Вечного Женского
Начала в христианстве
 
Богиня Мать и современность
Фрейдизм - религия XX века
Фрейд: герой или демон?

Богиня Мать и Индия


Деви как Мать

Деви, Божественное Женское Начало, в Индии известна как Богиня-Мать. Она почитается всеми, как почитается любая мать.

Почтение к матери наследуется любым, кто рождается, животное это или человек, и является первым благочестивым импульсом ребенка. Кажется, что первый человек, раздумывая над идеей о невидимой Божественности, посмотрел в лицо женщины, которая вынашивала его, защищающей, заботящейся и любящей матери, и обнаружил в ней предельную "Божественность" и проявленную форму невидимой Божественности. Деви, Богиня, таким образом, трансформировалась как мать и в течение многих веков является Богиней-Матерью.

Мать-Богиня - высшее божество в Индии. Мариады - ее святыни, и нескончаемы ее блага. Вековые традиции Ее почитания сплели вокруг нее бесчисленные мифы, и преданный ум собрал в Ней океан милосердия. В ярости ли Она или сердится, Она всегда такая же защищающая, заботливая, любящая Мать с добросердечным выражением лица и благословляющей рукой.


Богиня Мать в индийской долине

Возможно, импульс сопоставить Божественность с матерью, был первым духовным опытом человека. В какой-то момент времени для более эффективного исполнения обрядов поклонения, в которых нуждался верующий или страшащийся, это восприятие ума было трансформировано в материальное средство. Индийцы затем усилили этот образ, когда для осознания своих идей о Высшем Божестве, они возвели Мать до Матери-Земли, которая благословляла их зерном, водой, воздухом, огнем и обеспечивала их жильем. Терракотовые фигурки Богини-Матери, найденные при раскопках в различных местах Индии и Пакистана, являются не только одними из ранних известных изображений Божественной Силы, но также говорят о хорошо развившемся культе поклонения Богине-Матери. Как оказалось из найденных фигурок Богини (относящихся к 3000 д.н.э. - 100 д.н.э.) это примитивное проявление Матери в терракотовых идолах продолжало преобладать почти что до самого начала христианской эпохи.

Эти фигурки, определяющие свое родство с землей тем, что они сделаны из глины, представляли Мать-Богиню как Мать-Землю. Такой же значительной является иконография с ее изображениями - большие груди, наполненные молоком, красиво уложенные волосы и большое количество браслетов на запястьях.

Это иконное восприятие Существа, которое вынашивает, кормит, берет все бедствия на себя и укрывает рожденного защищающим зонтом, и в то же время определяет своей формой абсолютную эстетическую красоту. Как предполагают ее браслеты, традиционная эмблема статуса замужней женщины - помимо матери быть и супругой. Итак, в своем материнском проявлении Она представляет, наравне с абсолютным материнством, также и абсолютную женственность. Она является причиной жизни и поддерживает ее, она - вдохновение и стремление в жизни, а также причина, чтобы жить.


Мать в Ведах и в других ранних текстах

В своих размышлениях Ригведа, который, как кажется, признал идею Божественного Женского Начала, ведет две различные линии, одну мистическую, а другую традиционную. Традиционная линия была такой же, как и та, которая преобладала среди членов примитивного индуистского сообщества, которое воспринимало Божественное Женское Начало как Богиню-мать. Ригведа называет Женскую силу Махимата (R.V.1.164.33) - термин, который буквально означает Мать-Земля. В некоторых местах Ведическая литература упоминает о Ней как о Вирадж - универсальная Мать, Адити - мать Богов, и Амбхрини - рожденная первобытным океаном.


Богиня-Мать

Ригведа занимает мистическую точку зрения, когда он говорит о Божественном Женском Начале как о Вак или Вани, что проявляет Космос и все существующие вещи. В Ведическом мистицизме Космос и все вещи существуют изначально, но не проявлены. А Вак, или Вани, заставляет их проявиться.

Божественное Женское Начало было воспринято также как Ушас, светящийся свет раннего утра. То, что темнота ночи делает непроявленным, Ушас заставляет проявляться. В теории метафизики, которую излагает ведическая литература, "все вещи существуют, но становятся проявленными в Ней, что есть Божественное Женское Начало". Упанишады излагают это ведическое утверждение с особой ясностью. В своих размышлениях Упанишады определяют Божественное Женское Начало как Пракрити, проявленная природа, которая есть материнский аспект Создания. Упанишады говорят, что Она - всепроникающая космическая энергия, свойственная всем существующим вещам.

Веды и Упанишады сплетают вокруг Деви кокон мистицизма, но в популярной традиции, как преполагает Хариванша Пурана (религиозный трактат 4-5 вв.), когда в нем упомянуто о Ней как о Богине джунглей и племен холмов, Она все же была такой же простой Богиней-Матерью. Ее связь с примитивными людьми была эмоциональной и относительно сильной. Тем не менее, также появилась одновременно с этим культом преклонения, и явно вдохновленная мистицизмом Упанишад, часть метафизики, которая воспринимала Божественное Женское Начало как Шакти, космическую энергию и трансцендентный источник и поддержку всех существ и всех созданных вещей. Махабхарата, идя в ногу с ведическим мистицизмом, относится к Ней как к источнику всех вещей, духовных и материальных. В эпической поэме сказано, что все вещи, материальные и абстрактные, проявленные и непроявленные, есть лишь проявления Божественного Женского Начала. Согласно Махабхарате, это метафизическое Существо, Богиня-мать примитивного человека, есть основа, корень и причина всего. Она - вечный поддерживатель Дхармы, истины и счастья и даритель спасения и процветания, но также печалей, горя и боли. Она устраняет препятствия и волнения и освобождает путь Своего последователя от любого ущерба.


Деви в литературе Пуран

В течение периода после Махабхараты до возникновения Пуранической эры (около 4-5 вв н.э.) Деви - всего лишь небольшая цитируемая тема в литературе и искусстве элиты. Поклонение Деви в те дни было широко распространенным феноменом, хотя до момента ее возведения в статус Пуранического Божества, такое поклонение было ограничено только отдаленными уголками примитивного мира племени. В течение пяти тысяч лет существовал культ поклонения Шиве, как Махайогу, представляющему Божественное Мужское Начало, и Махимате, Матери-земле или же Богине-Матери, представляющей Божественное Женское Начало. Только после того, как Деви была размещена в Брахманическом пантеоне, Она также стала объектом поклонения в мире элиты. Тема Деви, как только она становится частью Брахманического пантеона около 5 века н.э., наполняет все тело Пуранической литературы, так как в каждом тексте Пуран появляется тот или иной Ее аспект. Здесь Она не только занимает думающий ум, но это также и алтарь. К Ней взывают не только как к Высшей Силе, управляющей Космосом и правящей над всеми Богами, но когда космическая энергия инкарнируется, к Ней взывают с большей силой:

"Йа, Деви Сарвабхутешу Шактирупен Самстхита, Намастасье Мамастасье Мамастасье намо намах",
что значит:
"О Богиня, которая во всем космосе является формой энергии, все наши приветствия Тебе, вновь и вновь мы приветствуем Тебя"
Маркандейя Пурана

Из всех текстов Маркандейя Пурана - наиболее сложный (разработанный) в своей концепции Деви и относящихся обрядах, и считается самым подлинным документом о культе Деви. Это целая книга, известная как "Деви Махатмья", о концепции Деви и поклонении Ей. В Маркандейя Пуране Она, в первую очередь, называется Дургой. На первый взгляд кажется, что Маркандейя Пурана отходит от прежнего проявления Деви как Матери-Богини или Матери-Земли, но на самом деле это только продолжение традиции индуистской долины. По большому счету, это переход от икононического проявления пассивной индуистской Богини-Матери к действующему олицетворенному образу Богини-Матери, который изобилует мифами о Своем происхождении и подвигах, но Она - все та же Божественная Мать или Богиня-Мать. В Маркандейи Пуране часть "Деви Махатмья" рассказывается мудрецом Маркандейей королю Сутархе и торговцу Самадхе (где первый потерял свое королевство, второй - дело), которые подходят к мудрецу, чтобы узнать от него, как вновь обрести свой прежний статус. После того, как мудрец рассказал о значении Божественной Матери и Ее уникальной Силе, он просит их приготовить земной образ Божественной Матери и поклоняться. Очевидно, даже в эту эпоху Пуран, Она лучше всего проявлена как земля и земными средствами.


Деви в метафизическом восприятии

В Пуранической литературе, религиозных течениях, антропоморфической иконографии и ритуальных практиках Богиня-Мать была представлена и названа по-разному. Тем не менее, существует удивительное единогласие в метафизическом определении Ее образа и космическом восприятии. В Ее метафизическом восприятии, происходит ли это в мифах или легендах, ритуалах или риторике, классике или народных традициях, или же для взгляда последователя, художника, скульптора или поэта, Она - Ади Шакти, Божественная энергия, которая содержит в себе все формы живого, силу, мощь, могущество, умение, динамизм и все действующие способности. Как Ади Шакти Она - Пракрити, которая управляет всеми вещами, проявленными или нет, материально выраженными или абстрактными. Она - динамический фактор Космоса, и в то же время Она - Дхатри, держатель всех вещей, статичных и подвижных, и потому также неизменная и окончательная. Она - проявленная природа, и поэтому присутствует материально, и в то же время Она - абсолютное Сознание, мыслящий Ум, универсальный Интеллект и Контролирующая чувства. Таким образом, Она - сон, жажда, голод, а также свет, тень и темнота. Скромность, удовлетворенность, сострадание, милосердие, красота, вера, терпение, покой, действие, движение, а также возмездие, или даже неистовство - все это Ее аспекты. И, превыше всего, Она - Всемирная Мать.

Космическое восприятие Деви - это смесь метафизики и мифологии. В метафизическом восприятии Индии Создание (сотворение) понималось как состоящее из двух факторов, названных Пракрити и Пуруша, Вещество (сущность, значение) и Дух, Мужское и Женское и т.п. Мифология определяет их как Шиву и Шакти.

Пракрити или Вещество (сущность), что метафизически приравнивается к Женскому Началу - проявленный аспект Сотворения, а Пуруша или Дух - непроявленный аспект. В мифологическом восприятии это равенство претерпевает изменения. Шива - это Шава, неодушевленное Существо, и Шакти, инкарнировавшаяся энергия, Его оживляющая и действующая сила. Без Шакти Шива - мертвая масса. Символично Шакти - это присущая всем вещам энергия, будь они проявленными или непроявленными. Шакти воспринимается в мифологических размышлениях как Деви, а в более простом видении как Божественное Женское Начало.


Богиня Деви

Пураническая Деви, или же Богиня-Мать, несмотря на относящуюся к ней метафизику, больше очеловеченное существо, вокруг которого сплетено много мифического. После того, как Пураны наделили Ее действующими атрибутами, они представили ее не только в различных ролях, но также наделили Ее бесчисленным количесвтом личностных качеств в различных проявлениях. Ее образ обрастал теориями о Ее происхождении, мифами о Ее проявленных и инкарнировавшихся формах, баснях о Ее различных победах.

Если говорить о Ее происхождении, существует бесчетное количество мифов, среди которых два наиболее часто цитируются и имеют наибольшее отношение к культу Деви. Один из них рассказывает о Ее победах над злом и восстановлении Ею праведности, а в другом Ее воспринимают как предшествующую Троице Богов (Брахме, Шиве и Вишну).

В одном случае Она была создана из небесных сил Богов и наделена всеми их атрибутами. В другом Она всегда существовала, но появлялась, только когда это было необходимо.

Как рассказывается в индийской традиции, буйвол-демон Махишасура правил на Земле. Тираничный демон совершал над всеми существами ужасные зверства и делал их жизнь несчастной. Он даже вторгся на небеса, место пребывания Индры и других Богов, и свергнул их со священного места. Махишасура не мог быть побежден ни существом мужского рода, ни зверем, ни человеком. После того, как Брахма рассказал об однажды сделанным им Махишасуре благе (Он даровал ему такое качество), Боги решили искать воительницу для того, чтобы Она устранила демонического буйвола. Когда они не смогли найти никого подходящего, они решили создать таковую из самих себя и своими собственными силами. Они решили создать воительницу, которая была бы уникальной по силе, красоте и шарму. Голова Ее была создана силами Шивы, волосы - силами Ямы, а руки, грудь, талия, ноги, ногти на пальцах ног, ногти на пальцах рук, нос, зубы, глаза, брови и уши - силами Вишну, Луны, Индры, Брахмы, Солнца, Васу, Куберы, Праджапати, Агни, Сумерек и Вайу, соответственно. Ее сверкающие украшения и драгоценности были подарком Океана, а Ее ожерелье с небесными драгоценными камнями - от великого змея Шеши.

Была создана Деви с тремя глазами и восемнадцатью руками, которые держали различные виды небесного оружия, орудия войны и разрушения - трезубец Шивы, диск Вишну, раковину Варуны, лук Вайу, копье Агни, железный прут Ямы, колчан Сурьи, удар молнии Индры, булаву Куберы, четки и кувшин для воды Брахмы, меч и щит Калы, военный топор Вишвакармы и другие. Химвана подарил Ей льва для езды. Восторженные Боги ликовали и в благодарности упали ниц перед Махадеви, как они назвали Ее. Махамуни Нарада затем рассказал Ей о мучительном положении Богов, услышав о чем, Она собралась уничтожить Махишасуру и сделала это в одно мгновение.

Настолько же значителен и другой культ поклонения Ей. Впервые о нем упоминается в тексте под названием "Деви Бхагават". После Великого Потопа Вишну появился как ребенок, плывущий на большом листе. Он спросил себя, кем он был, кто создал его и почему он был там. Вдруг послышался небесный голос, который произнес: "Все, что это есть, это есть Я". Я - единственный вечен. В удивлении он посмотрел вокруг и увидел небесную Женщину с четырьмя руками, которая возникла перед ним. У нее были диск, дубина и лотос. Она была одета в божественные одежды и носила драгоценные украшения. Ей прислуживала 21 сила, из которых наиболее важные - Рати, богиня любви, Бхути, богиня богатства и процветания, Буддхи, богиня мудрости, Кирти, богиня правдоподобности, Смрити - память, Нидра - сон, Дайа - сострадание, Гати - движение, Тусти - удовлетворенность, Пусти - рост и утверждение, Кшама - сдержанность, Ладжа - грация и Тандра - летаргия. Вишну понял, что она была Ади Шакти Махадеви и поклонился Ей с почтением.


Символизм Деви

В первой мифологической традиции появление Деви связано с Махишасурой. Махишасура - это не зверь в человеке, а, скорее, человеческое, принявшее вид животного - это и есть воплощение зла. То есть предполагается полное падение человека, что ни один из Богов, обладающий только тем или иным атрибутом, воплощающий только ту или иную добродетель, не может изменить. Только Деви, высшая добродетель, имеющая все оружия и средства войны, может изменить такое положение дел.

Другой миф предполагает, что Деви предшествует Троице Богов. Она не только уничтожает зло и прокладывает дорогу, чтобы добродетель и добро преобладали, но также раскрывает космическую тайну. Ее многочисленные руки говорят о разнообразных аспектах Ее защищающей роли.

Проявленные формы Божественного Женского Начала как Деви, независимо от происхождения культа поклонения Ей, имеют много проявлений, три из которых являются основными. Маркандейя Пурана и почти все остальные Пураны видят основную роль Деви в том, что Она - воительница и разрушительница, созидательница и дающая поддержку. Как воительница Она - Махакали, разрушительница, искореняющая зло и совершающих зло и восстанавливающая доброту и праведность. Как оказывающая поддержку Она - Махалакшми, которая дарует благодать, преуспевание, богатство и материальное благополучие. Как высшая мудрость и интеллект, Она - Махасарасвати, которая питает все творческие способности, виды искусства, музыку, танец и творчество.

Четырехрукая Махалакшми в одной из рук держит лотос, который поднимается от земли, проходит через воду и над ней и пускает ростки в воздух к небу. Он наполняет своим сиянием и ароматом все три мира. Махалакшми, облаченная в белые одежды, стоит в лотосе, а впоследствии управляет лебедем, и то и другое символизирует чистоту, целомудрие и напривязанное знание.


Богиня Деви

Воительница и победительница демонов Махакали также воспринимается как Дурга, которая для того, чтобы достичь цели, принимает свои другие формы и создает подчиненные силы Махавидьи и Матрики. Цвет кожи Дурги, в отличие от черной кожи Махакали, золотой, лицо доброе, отражающее женскую мягкость.

Пураны не одобряли отречение, а наоборот, в семейной жизни видели средства к спасению. Следовательно, они относились к Божествам не как к затворникам, а как к домовладельцам, божественным супружеским парам. Они полагали, что абстрактное Высшее Существо Вед проявлено как Божественная Троица: Брахма, Вишну и Шива, и с каждым из Троицы ассоциировали одну из проявленных форм Деви: Дурга или Махакали с Шивой, Махалакшми с Вишну, и Махасарасвати и Брахмой.

Дурга, супруга Шивы, проявляется как скромная Парвати. Парвати - белоликая дочь Гималаев, также Гаури. Когда Вишну был в изгнании в холмах юга, он взял имя Венкатеш. В этом случае Его супруга Лакшми или Махалакшми, появляющаяся как Падмавати. Когда Вишну инкарнируется как Рама, Его супруга Лакшми появляется как Сита, а когда Он инкарнируется как Кришна, Лакшми инкарнируется как Радха. Супруга Брахмы, Махасарасвати, известна как Шарада.


Матрики и Махавидьи

Пураны, такие как Скандапурана, Девипурана, Брахмаваивартапурана, Девибхагавата, Прапанчасаратантра, Лингапурана и другие также представили другие формы Шакти как спутниц Богов. Наиболее широко признанное количество таких проявлений Шакти - семь, хотя в некоторых Пуранах их восемь или более. Они более известны как Саптаматрики, или семь Матерей. В культе Матрик, супруга Брахмы - Ваишнави. Супруга Вишну в его инкарнации как Вараха - Варахи, а в инкарнации как Нарасимха - Нарасимхи. Супруга сына Шивы Картикейи - Каумари или Картикуяни, Индры - Индрани или Махендри, а Ямы - Чамунда или Чамунди.

В отношении Саптаматрик существуют два мифа. Демону Арджаке была дарована способность трансформировать каждую каплю своей крови, которая упадет на землю, в другого Андхаку. Таким образом, демон умножал себя на поле битвы, тем самым делаясь неуничтожимым. Однажды он попытался забрать супругу Шивы Парвати. Шива пустил в него стрелу. Кровь хлынула из его тела, но только для того, чтобы создать еще больше Андхак. В конце концов, Боги послали своих Шакти помочь Шиве. Эти Шакти слизывали каждую каплю крови демона перед тем, как она падала на землю. Другая версия мифа почти такая же. Только имя демона - Рактабиджа, и вместо Шивы с ним сражалась Дурга. Дурга создала Саптаматрик своей собственной силой, чтобы те помогли ей уничтожить демона.

Другие значительные проявления Деви в ритуальной традиции воспринимались как Махавидьи. Хотя это и был старый культ, некоторые Махавидьи, например Кали, имеют довольно молодое происхождение.

Перейти на начало страницы




Из книги Гвеналь Верез "Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь"
Сахаджа Йога, 2006-2014