Мать и Духовность
Забвение Божественной Матери
Богиня Мать и Запад
Богиня Мать и Индия
Богиня Мать и Китай. Куань Инь
Пришествие Матери
 
Богиня Мать внутри нас
Творение и Великая Богиня
Дух и пробуждение Кундалини
Самореализация
Дыхание Бога
 
Богиня Мать в древности
Великая богиня палеолита
Универсальная Богиня неолита
Арии и семиты. Проникновение мужского принципа
Падение Ассирии и Вавилона
Патриархальность Библии
Богини античности:
Персия, Израиль, Финикия
Богини античности: Египет и вся Европа
 
Богиня Мать и христианство
Ранние христиане
Гностики
Петр - лжепоследователь Христа
Павел - деформатор духовности
Августин и первородный грех
Мария, Мать Господа
Обретение Вечного Женского
Начала в христианстве
 
Богиня Мать и современность
Фрейдизм - религия XX века
Фрейд: герой или демон?

Арии и семиты.
Проникновение мужского принципа

После эры неолита получили свое развитие и еще более высокий культурный уровень две-три религии: речь идет о развитии Шумера и Месопотамии, об Анатолии, хеттах и Египте. Культ богини здесь по-прежнему занимает центральное место в религиозной жизни. Инанна (Inanna) в Шумере, Кибела (Cybele) в Анатолии, Изида (Isis) в Египте являются тремя ипостасями великой и единственной Богини Матери, мифы и описание которых лягут в основу идеи о Софии "Ветхого Завета", Великой Богини гностиков и более позднего культа Девы Марии.


Инанна - слава Шумера

Шумер, несомненно, оказал самое глубокое влияние на Египет и Анатолию. Шумер представляет огромный интерес для понимания эволюции культа богини, потому что именно здесь в человеческом сознании было приуменьшено значение богини. Шумер явился начальным звеном в переходе от гармоничной эры почитания Богини Матери к железному веку, когда патриархальный элемент Божественности станет доминирующим.

Происхождение народа шумеров неизвестно. Полагают, что шумеры - "народ с черной головой", как они сами себя называли, - утвердились на юге Месопотамии во второй половине четвертого тысячелетия до н.э. Они впитали элементы культуры обитающей там народности аль-убейд (al ubaid), имевшей очень развитые гончарное и другие ремесла. Их цивилизация расцвела между третьим и четвертым тысячелетиями и, похоже, имела блестящую культуру. В раскопках прошлого века были обнаружены литературные произведения: около тридцати тысяч стихов, эпических поэм и гимнов, прославляющих Божественность, которые переведены только недавно. Безусловно, это представляет лишь малую часть того, что существовало в ту эпоху и что осталось погребенным в исчезнувших городах иракской пустыни.

Территория, расположенная вокруг Басры, между Ираком и Ираном, находилась в центре этой замечательной цивилизации, влияние которой распространялось до Анатолии, на Египет и долину реки Инд. Каждый город представлял собой автономное целое, управлялся как независимое государство и существовал на прибыль от торговли. Шумеры создали письменность, которая позволила им развить литературу и право. Они учредили первый свод законов, который лег в основу известного свода царя Хаммурапи в Вавилонии. С появлением астрономии, математики и фармакологии науки получили свое новое развитие. Властью был наделен царь, который советовался с Ассамблеей, состоящей из знати. Таким образом, в период перехода от неолита к античной цивилизации шумеры сыграли очень важную роль как инициаторы и вдохновители, большую часть периода античной истории шумерский язык являлся базовым, подобно греческому и латыни позднее. Мы обнаруживаем влияние Шумера на развитие иудаизма и христианства. Многие образы, такие как потоп или миф об Адаме и Еве, берут свое начало в письменных памятниках Шумера, а не в Библии. Печать, датируемая двумя с половиной тысячами лет до н.э., представляет двух божественных существ, которые сидят под деревом жизни со змеей, находящейся за женщиной. Этот образ представляет собой священный союз, опережает библейский сюжет в Эдеме (книга Бытия) и трактуется совершенно иначе: библейская символика отражает начало падения человека, в то время, как для шумеров этот сюжет олицетворял святость, плод бессмертия.


Бог и Богиня со Змеей возле Дерева Жизни (2500 лет до н.э.).
Британский Музей, Лондон


Богиня-Змея (XII в.).
Индия.

Богине Матери цивилизация Шумера отводила главное место. Она выступала под именами Инанна и Иштар. Инанна - так называли богиню на юге Шумера в городах Ур, Урук и Лагаш. Иштар была богиней северных городов Вавилон, Киш, Ншшур и Аккад. Она принимала форму богини с различными аспектами: одновременно и с материнскими чертами, и с чертами непорочной чистоты. Ей давались различные имена и эпитеты, такие как Нинхурсага (Ninhursaga) - "Мать земли", Нинсикилла (Ninsikilla) - "Абсолютно чистая", Нинту ама Каламма (Nintu ama Kalamma) - "Та, что дает день". Она была также Намму (Nammu), "Богиня первичного Океана", культ которой длился более тысячи лет. Один из последних царей Шумера, отличавшийся великой мудростью, взял себе имя Ур Намму, что означает "Слуга богини". Одна из фигур богини была найдена именно в городе Ур. Речь идет о богине с головой змеи, держащей своего ребенка на руках. Эта скульптура представляет Богиню Мать в форме Кундалини.

Инанна представлялась как та, от которой произошла вселенная. Ее восхваляли следующими стихами:

Та, кто создает то,
что есть Дыхание.
Та, кто строит человечество.
Та, кто формирует сердце.

Инанна прославлялась как Дева и Мать, давшая рождение всем богам. Она была одновременно Царицей Земли и Царицей Небес. В поэме "Сошествие Инанны в нижний мир" богиня спускается в мир глубин, чтобы спасти своего сына Таммуза (Tammuz) и вновь ввести его в жизненный цикл. Этот миф в еврейской мистике был выражен образом Шейхины (Shekhina). Он символизирует очистительную работу Кундалини, которая возвращает человека к его собственной Божественности. Это тем более очевидно, что Инанна идентифицируется со змеей мудрости, которая спускается во внутренний мир.

Женщины занимали очень важное место в шумерском обществе и иcполняли священные ритуалы наравне с мужчинами.

Но никакая цивилизация не вечна, и Шумер был постепенно захвачен семитскими племенами, жившими на севере, там, где позже установится власть Вавилонии. Семиты формировали полукочевые племена. Будучи собственниками баранов и коз, они передвигались по территории вдоль "плодородного полумесяца", поддерживая с оседлым населением, встречавшимся им па пути, иногда мирные, иногда враждебные отношения.

Цивилизация Шумера не единственная, куда просочились и где осели "патриархальные народы". Все оседлые общины неолита подвергались потрясениям, исходящим от этих миграционных потоков. И если миграции семитов ограничились Месопотамией, то нашествия ариев, напротив, имели огромный размах: они захватили всю Европу, Иран и север Индии. Арийские народы оставили глубокий след в неолитическом укладе как в обычаях, так и в религиозной жизни.


Богиня-Змея, Ур (4000 до н.э.),
Музей Багдада


Бронзовый век

Кочевые народности, которыми являлись семиты и арии, основывались на скотоводстве, в то время как оседлые традиционные общины неолита формировались в рамках развития культуры земледелия, которым занимались женщины. В них матриархат и культ Богини Матери главенствовали. Ритуалы плодородия, посвященные Матери Земле и Великой Богине, праздновались женщинами. Это было их основной pаботой, так как жизнь зависела от плодородия культур. В кочевых общинах женщина уже не играет первой роли в экономике, которая переходит к мужчине, так как именно он отвечает за скот. Более того риск, присущий кочевой жизни, где физически и морально человек не защищен, требует от индивидуума мобилизации мужских качеств, то есть развития активной солнечной стороны психики (Ян).

Кочевники больше не уделяют внимания Матери Земле, как это делали оседлые народы, заботясь о плодородных равнинах, но просят небо дать им благоприятный климат для их кочевой жизни. Склонившись к солнечной стороне, их духовность становится патриархальной и приводит их к почитанию мужских богов, богов неба, которые появятся в Месопотамии начиная с четвертого тысячелетия до н.э. Оседлые племена, напротив, более спокойные, более защищенные, имеют самые благоприятные условия для развития женских качеств, то есть Инь, что ориентирует их духовность к почитанию Богини Матери.

Если бы оба направления соединились и развивались, дополняя друг друга, то цивилизация, несомненно, процветала бы в великой гармонии, так как равновесие между Инь и Ян было бы сохранено. Это имело место в Индии, где дравиды, народы Декана, и арии удачно соединили различные культуры. К несчастью для Запада, кочевые племена воспользовались техническим преимуществом оседлых цивилизаций (в частности колесом), чтобы покорить их. Культу Богини Матери были противопоставлены "мужские" племенные боги, разоблаченные впоследствии Авраамом, Моисеем, Заратустрой и позже Мухаммедом как "идолы". В противоположность единой Богине Матери, племенные боги утеряли всякую универсальность и использовались как повод, чтобы доминировать над покоренными сообществами. Именно так была утеряна универсальность Яхве в Библии, когда он стал богом еврейского народа, а не Вечным Бесформенным Вездесущим Богом, о котором говорили пророки.

Народы, называемые ариями, были воинственными племенами. Они жили в степях, совершали набеги и терроризировали оседлые народы, покоряя их. Начиная с третьего тысячелетия до н.э. необычайный миграционный поток заставил их покинуть азиатские степи, расположенные вокруг Аральского моря, и направил их вместе со стадами к западу, югу и востоку. С третьего тысячелетия до н.э. они продвигались к районам заходящего солнца, в край, который позже будут называть по имени греческой богини - Европа. Среди них фигурируют кельты (галлы) и германские племена. На востоке они достигли Индии, на юге обосновались в районах, расположенных к северу от Месопотамии, и в Персии. Они грабили народы, которые встречались на их пути, с помощью более совершенного вооружения, а именно повозок, запряженных лошадьми. Их победоносный марш не завершился в Шумере, но распространился на все районы Старой Европы, в частности, на Анатолию и Грецию.


Семитские и арийские нашествия

Их жизненная концепция основывалась на завоеваниях. Они стерли из сознания представления о гармонии человека и природы, единства жизни, управляемой вездесущностью и всезнанием Богини Матери, на которых основывались оседлые племена неолита. С этого момента человек утратил осознание того, что он является частью целого. Рождение и смерть не регулируются более нормальным циклом жизни, насильственная смерть становится повседневным явлением. Появилось чувство страха, незащищенности. Все эти племена привнесли с собой своих патриархальных племенных богов палеолита, культ которых противостоит культовой традиции Богини Матери. Эти боги были противопоставлены прежней традиции. Возникла новая цивилизация, где "мужской" элемент Божественности стал вскоре доминировать не только в Месопотамии, но и в Греции, Анатолии, Ханаане и во всей Европе.

В противоположность духу неолита, основанному на недуалистичности Божественного и Природы, арийские и семитские завоеватели ввели в мифологию такие представления, по которым природа и жизнь человека перестали быть священными. Возможно, тяжелые условия климата пустыни - колыбели ариев - повлияли на концепцию о мире у этих народов, вынужденных жить в постоянной борьбе с враждебной окружающей средой.


Утверждение мужского принципа

Чтобы рассмотреть, каким образом "мужские" племенные боги заменили постепенно Богиню Мать, вернемся к шумерам. На севере Шумера жили аккадцы, народ, отличающийся от шумеров. Аккадцы принадлежали к племенам семитов, которые постепенно покинули пустыню, уводя с собой стада овец и коз, чтобы мигрировать в Месопотамию. Хотя вначале они признали превосходство своих соседей, после продолжительной многовековой войны аккадцам удалось захватить власть на юге Шумера в 1750 году до н.э. Язык шумеров постепенно был заменен аккадским, хотя письмена сохраняли язык шумеров - священный язык ритуалов. Кроме аккадцев, с востока и юга пустынь Аравии и Сирии в Шумер все больше и больше стали проникать другие семитские племена.

Аккадцы сохранили элементы мифологии и литературы Шумера, которые они распространяли по всему Ближнему Востоку, в Анатолии, Ханаане и в Ассирии на протяжении двух последующих тысячелетий. Однако они привнесли новые концепции, одна из которых - "мужской" бог, доминирующий над культом Богини Матери.


Колонна церкви Сен-Лазар (XII в.).
Аваллон, Франция

До того как аккадцы захватили власть, цивилизация шумеров уже подвергалась влиянию этнических групп, которые не признавали Богиню Мать как единую и универсальную Божественность. Иштар, Вселенская Богиня, которая дала рождение богам, потеряла свой высший статус, чтобы стать супругой, затем сестрой и наконец дочерью бога Неба Энлиля (Enlil), занявшего первое место в шумерском пантеоне. Он же из сына превратился в Бога Отца и стал доминирующим в мифологии. Уважение, которое многочисленные поколения оказывали богине, начало исчезать, и стали говорить даже о насилии по отношению к ней. Следующая поэма передает нам утрату статуса Богини Матери в пользу "мужского" бога:

Мой отец (Энлиль) дал мне Небо и Землю,
Мне, Королеве Небес.
Он дал мне мое высокое положение,
Он поставил меня в ранг Королевы,

Он дал мне битву и бой.
Он дал мне потоп, Он дал мне бурю,
Он поместил небеса как корону на моей голове,
Он вложил в мою руку священный скипетр.

Богиня Мать, которая раньше была единственной предержательницей всех сил, в силу того, что из нее самой истекает любая форма энергии, становится теперь той, кто получает все силы от бога Энлиля. Шумерская мифологическая поэзия хорошо отражает борьбу, которая шла между сторонниками племенных богов и поклонниками богини, так как те, кто почитали ее, не хотели допустить, чтобы Вселенская Мать потеряла свой статус:

Богиня вскричала:
Мой Отец нарушил слово, данное мне,
Он нарушил свое обещание.

С падением Шумера Месопотамия входит в период страшной деградации, когда победы и разрушения сменяются одно за другим. Как мы уже видели, сначала это были аккадцы, которые стали контролировать Шумер. Вавилон занимает центральное место в эпоху античности при царствовании Хаммурапи (1800 лет до н.э.), известного своим сводом законов, и еще отводит важное место Богине Матери. Этот кодекс явился одним из последних текстов, до наступления железного века, в которых выражаются мир и гармония:

Я уничтожил врагов Севера и Юга,
Я примирил всех,
Я дал счастье стране.
Я защитил тех, кто живет на своей земле,
Я никому не позволил досаждать им.
Я пастырь-спаситель, скипетр которого - право.
Моя благая тень распростерлась над городом.
Я прижимаю к своей груди людей Шумера и Аккада.
Благодаря моей покровительнице (Иштар) они процветают,
Я всегда правил с миром,
Благодаря моей мудрости, я оградил их.

Хаммурапи ясно показывает, что он защищает своих оседлых жителей и не позволит, чтобы над ними доминировали. Они являют исключение.

В результате борьбы, которую вели поклоняющиеся богине, и почитатели Бога Отца как в Шумере, так и по всей Европе, чаша весов склонилась в пользу последних. Но богиня не исчезла навсегда из различных религиозных пантеонов. Чаще всего она занимала второе место после Бога Отца. Этот порядок сохранился у большинства народов эпохи античности, имея тенденцию к некоторому равновесию, где Богиня Мать мало-помалу вновь занимала свои утраченные позиции.

Но у вавилонян и ассирийцев было все по-другому. Они просто изъяли богиню из своей мифологии. Это было фатально для Запада, ибо, к несчастью, именно из этой традиции иудейско-христианская культура черпает концепцию мира. В результате статус богини в религиозной жизни и ее символика преданы забвению.

Перейти на начало страницы




Из книги Гвеналь Верез "Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь"
Сахаджа Йога, 2006-2014