Мать и Духовность
Забвение Божественной Матери
Богиня Мать и Запад
Богиня Мать и Индия
Богиня Мать и Китай. Куань Инь
Пришествие Матери
 
Богиня Мать внутри нас
Творение и Великая Богиня
Дух и пробуждение Кундалини
Самореализация
Дыхание Бога
 
Богиня Мать в древности
Великая богиня палеолита
Универсальная Богиня неолита
Арии и семиты. Проникновение мужского принципа
Падение Ассирии и Вавилона
Патриархальность Библии
Богини античности:
Персия, Израиль, Финикия
Богини античности: Египет и вся Европа
 
Богиня Мать и христианство
Ранние христиане
Гностики
Петр - лжепоследователь Христа
Павел - деформатор духовности
Августин и первородный грех
Мария, Мать Господа
Обретение Вечного Женского
Начала в христианстве
 
Богиня Мать и современность
Фрейдизм - религия XX века
Фрейд: герой или демон?

Богини античности:
Персия, Израиль, Финикия

Несмотря на набеги ариев и семитов, равновесие между культом Богини и почитанием Бога Отца будет установлено. Богиня сохранит своих сторонников на протяжении всей эпохи античности, будет признана и принята их большей частью. Греки, римляне, египтяне, кельты этого периода почитают Богиню, и ее культ доминирует над всеми другими формами поклонения, несмотря на то, что Бог Отец находится отныне на вершине религиозного пантеона.

Этот поиск равновесия выражается в Библии через признание за Софией (мудростью) главенствующего места, и в памяти еврейского народа через поклонение царя Соломона Великой Богине - Ашерах.

Несмотря на многообразие и различные имена, Богини античности имели некоторые общие черты. На протяжении всей эпохи античности Богиня была одновременно и Девой, и Матерью; она была той, кто даровал душе возрождение. Эти три аспекта будут естественно проявляться для Девы Марии. Подобно Богине Дурге или Богине Кали в Индии, она тоже была воительницей, разрушительницей (например, Афина). Этот аспект не имел отношения к завоевательным войнам, как часто полагают. Речь шла скорее о том, чтобы показать освободительную силу Богини, направленную против сил зла.

В именах Богини мы встречаем один и тот же слог - "ан", - корень, означающий "дуновение" в индоевропейских языках. Именно отсюда происходят anemos - "ветер", animus - "дух", и anima - "душа". Анахита в Персии, Ану у кельтов. Анат в Сирии, Инанна в Шумере - вот несколько примеров, показывающих, что народы понимали: Богиня - это та, кто дает духовное рождение и святое дуновение - понятия, признанные в христианскую эпоху как проявление Святого Духа.

Богини античности изображались часто держащими в руках чашу. Это относится к Иштар, Кибеле и кельтской богине Серридуэн (Cerrid-wen). И ныне Куань Инь изображается в Китае держащей священную чашу. Эта чаша имеет очень важное символическое значение, так как она содержит Вечные Воды. Она - вместилище Воды Молодости. На уровне бессознательного этот символ говорит о том, что Богиня обладает властью давать Вечность и Благодать, изливая содержимое этой чаши на своих последователей. В Индии Кумба (нечто вроде маленького сосуда, используемого для религиозных церемоний) - символ изображения Кундалини. Священная чаша символизирует сакрум, это внутренняя чаша, содержащая Воду Молодости.


Богиня Персии


У.Блейк. Рождение Афины (XVII в.).
Галерея Тати, Лондон.

Вавилон был завоеван тем, кто, наряду с Александром Великим, был одним из величайших правителей античности - персом Киром. Озаренный правитель, миротворец, он руководствовался в своей политике понятиями справедливости и терпимости, унаследованными от Заратустры. В Персии Великая Богиня почиталась под именем Анахита. Ей были полностью посвящены главы из Авесты, мазденских рукописей, вдохновленных Заратустрой. В мазденском пантеоне она находилась на своем месте между Отцом Ахура Маздой и сыном Митрой. В Азербайджане, в районе Шиз, месте рождения Заратустры, главный храм был посвящен Анахите, которую почитали в очень древних общинах волхвов. В "Яштах" и в других священных писаниях Анахита персонифицирует мистическую реку, дающую жизнь. Она почиталась как Великая Богиня, имя которой Богоматерь, и к ней относились как к Великой Силе, Пречистой. Анахита почиталась на обширной территории, включая Персию и Армению, она приравнивалась к сирийской богине Анат. На Кавказском хребте ее имя было Индола (Indola).


Богиня Мать в Ветхом Завете

В Ветхом Завете Богиня не забыта совсем. Под именем Хокма - София в греческом переводе, то есть мудрость - Вечное Женское Начало занимает здесь главное место, в частности в Премудростях Соломона и в притчах. Это она - та, которая есть Созидающая Творение:

Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий своих искони:
От века я помазана, от начала, прежде бытия Земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны,
когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы,
прежде холмов,
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей,
ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
Когда утверждал вверху облака,
Когда укреплял источники бездны,
Когда давал морю устав, чтобы воды
не переступали пределов его,
Когда полагал основания земли:
Тогда я была при Нем художницею,
и была радостию всякий день,
веселясь пред лицем Его во все время,
Веселясь на земном кругу Его.
И радость моя была с сынами человеческими.

(Книга Притчей Соломоновых, 8, 22).

Она - Великая Богиня, которая истребляет демонические силы, чтобы защитить праведность (Книга Премудрости Соломона, 18, 14). Мудрость вечная, вездесущая всегда была предметом поклонения (Книга Премудрости Соломона, 7, 22). София дарует истинное вечное освобождение, избавляя от греха, она дарует истинную духовность.

Она не оставила проданного праведника,
но спасла его от греха;
она нисходила с ним в ров,
и не оставляла его в узах,
и потом принесла ему скипетр царства
и власть над угнетавшими его,
показала лжецами обвинявших его,
и даровала ему вечную славу.

(Книга Премудрости Соломона, 10,13)

Именно Мудрость вдохновляет Моисея и творит для него чудеса:

Она освободила святой народ и непорочное семя
от народа угнетавших его;
вошла в душу служителя Господня,
и противостала страшным царям чудесами и знамениями.
Она воздала святым награду за труды их,
вела их путем дивным,
и днем была им покровом, а ночью - звездным светом.
Она перевела их чрез Чермное море,
и провела их сквозь большую воду;
а врагов их потопила,
и извергла их из глубины бездны

(Книга Премудрости Соломона, 10,15)


Микеланджело. Бог Отец и София.
Сикстинская капелла, Ватикан.

Филон Александрийский, великий еврейский мистик первого века греческого происхождения, был одним из первых, кто отождествлял Софию с женским, материнским архетипом Божественности: "Господь, который создал нашу Вселенную, воистину есть Отец Творения, в то время как Мать есть Знание...".

Несмотря на очень ясное описание вечной Матери, представленной как аллегория Мудрости, ни иудаизм, ни христианство не посвящают ей культ, не проявляют особого поклонения. И только Микеланджело изобразил на фреске Сикстинской Капеллы Мудрость рядом с Богом Отцом в акте творения.

Ортодоксальный иудаизм библейских времен развивал лишь образ Бога Отца. Эта исключительно мужская концепция универсальной абстрактной Божественности привела к построению патриархальной модели общества, при которой религия делает упор на моральных и интеллектуальных аспектах, пренебрегая коллективной и эмоциональной стороной. Это объясняет, почему в иудаизме изучение и соблюдение Закона (Торы) превалирует над поклонением.


Мать в еврейской мистике

Еврейские мистики перед лицом такого уничижения Божественного развили женский аспект Яхве в поклонении Шейхине, занявшей важнейшее место в древнееврейском мистицизме. Впервые об этом упоминается в Библии на арамейском в "Targum Omkelos", относящейся к началу христианской эры, но источник его, конечно, более древний.

"Targum Omkelos" развивает библейский сюжет, рассматривая Шейхину как проявление присутствия Бога. Теперь это не Яхве, но Бог Отец, который посылает Шейхину в качестве собственного присутствия. Например, стих "Я буду среди Детей израилевых"Я буду среди Детей израилевых становится "Я пошлю от Себя Ту, кто будет среди Детей израилевых". Такая интерпретация могла исходить из устной традиции, переданной Моисеем.

Еврейская мистика развивает такое понимание Шейхины до XVI века до н.э., в частности в Каббале, и дает многочисленные описания, которые приближают ее по всем пунктам к вечному женскому началу. Шейхина - вечная Дева, истинная женская Божественность. Она превыше всяких атрибутов, даже таких, как мудрость и доброта. Иудаизм говориг о "крыльях Шейхины", которым поклоняются, и о "стопах Шейхины", которые изгоняют зло и негативные силы. Шейхина - личность, наделенная волей, присущей ей изначально, она может противостоять воле Отца и влиять на него. Как София (мудрость), Она - первозданная сила от начала творения:

"Когда от Бога изошла мысль создать Мир, Он создал прежде всего Святой Дух, который зовется Славой нашего Господа. Это лучезарный великий Свет, который ниспадает на всякое создание (...) И мудрые называют этот великий Свет Шейхиной."

Самый важный мистический аспект Шейхины - это сила ее искупления, которая приводит к освобождению. "Именно Шейхина тайно появляется перед посвященными в высоком видении". "Мир Меркаба (то есть небесный мир) - Рай, высочайшее место обитания Шейхины, где она предстает перед людьми". Как и Святой Дух в текстах гностиков, Шейхина есть основной женский элемент hieros gamos. В Зохар Шейхина царствует в состоянии единения и зовется Матерью, а в состоянии отделения называется Супругой: "Когда Она пребывает в доме Царя (Отца), Ее называют Матерью, и оттуда Она питает своих детей, излучая на них свободный поток эманации. Теперь Она находится вне Его и зовется Женой Отца". Шемуэл бар Нахман, раввин, живший в третьем веке, писал, что по отношению к своим детям качеством отца было сострадание, а качеством матери - поддержка, сопереживание, и даже утешение. И он добавляет: "Бог сказал: Я буду делать как отец и как мать".

Шейхина представляет материнский аспект Божественного. Она также, подобно Софии из Библии и Великой Богине в индийских писаниях, - карающая сила Бога. С появлением Каббалы в средние века, когда Шейхина заняла центральное место в религиозном еврейском сознании, этот аспект обрел очень большое значение. Действительно, Шейхина вновь вернула все атрибуты Астарты, Богини Матери библейских времен.


Астарта

В античном мире богиня была предметом величайшего поклонения. Изображения Астарты встречаются на всем Средиземноморье, так как финикийцы привнесли ее культ во все страны, где устанавливали свои торговые колонии. Именно таким образом поклонение ей практиковалось в Тире, Карфагене, на Мальте, Сицилии, Сардинии, а также в Испании. На надписях в Сардинии Астарта имеет титул Матери. В Карфагене она изображена с тамбурином или с голубем, ее любимой птицей. В северной Африке ей горячо поклонялись все слои общества как на заре финикийского присутствия, так и до начала арабоисламского завоевания. Во время арабского нашествия сопротивление берберов группировалось вокруг царицы, поклонявшейся женскому божественному началу, которая, похоже, была воплощение богини Астарты. Распространение ее культа не имело каких-либо этнических или культурных преград. Именно поэтому Астарту находят в Греции и Египте. В Делосе есть надпись, посвященная Зевсу и Астарте. В Мемфисе существовал ее храм, ей были посвящены сказки и легенды. В Северной Африке, и особенно в районах нынешнего Туниса она получила имя Танит, Богоматерь Карфагена, которую позже сменила Кибела. Астарту отождествляют с Афиной, Юноной, а также с Изидой.

Перейти на начало страницы




Из книги Гвеналь Верез "Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь"
Сахаджа Йога, 2006-2014