Ранние христиане

Содержание   [показать]

И Дух и невеста говорят: ПРИИДИ!
Апокалипсис, 22, 17

С пришествием Христа поклонение Богине как Вечному Женскому Началу становится более тонким и сокровенным. Поклоняются духовному принципу, который находят внутри себя и от которого ожидают пробуждения. Богиня ассоциируется с понятиями внутренней Милости и Духовной Радости. Для первых христиан Святой Дух и Богиня Мать идентичны.

В Деяниях Фомы, в одном из дошедших до нас апокрифах, апостол описывается как тот, кто дает крещение, призывая Святой Дух, который он называет "Матерью семи жилищ" - аллегорией семи чакр. После помазания своего последователя, Фома говорил:

Приди, священное имя Мессии.
Приди, сила милости.
Приди, совершенное сострадание.
Приди, дар восторга.
Ты, кто открывает сокрытые тайны,
Приди, Мать семи жилищ,
Которая находит покой в восьмой.
Приди, Дух Святой,
И очисти их сердца и крестец.

Эта молитва призывает, в основном, материнскую силу, олицетворяющую Сострадание и Силу милости Матери. Эта очистительная сила, она приносит утешение. Вспомним Евангелие от Иоанна, в котором Христос говорит своим апостолам: "Я пришлю вам Утешителя" (Евангелие от Иоанна, 18, 26). Перевод с греческого того же отрывка Деяний Фомы дает нам дополнительное разъяснение: Мать призывается там в своем вселенском универсальном проявлении, и используется формула Сила Всевышнего - понятие совершенно аналогичное статусу Ади Шакти, Первозданной космической энергии в индийской традиции:

Приди, сила Всевышнего, сострадание которой - совершенство.
Приди, дар Всевышнего. Приди, Мать сострадания,
Раскрывающая скрытые тайны. Приди, Мать семи жилищ...

В другом месте текста Святой Дух ясно отождествляется со скрытой силой Отца как с Матерью:

Приди, Святой Дух, приди Та, кто дает Радость.
Сила бога, приди, сокровенная Мать.

Некоторые фрагменты Древнееврейского Евангелия (утерянным сегодня, за исключением некоторых фрагментов, переписанных Сен-Жеромом и Оригеном) так же очень интересны - они так же идентифицируют Святой Дух с Матерью Христа.

Он пришел, когда Господь поднимался из воды, когда целый источник Святого Духа снизошел и вошел в него. И Она сказала ему: "Сын мой, как все пророки, Я ждала твоего прихода. Ты - мой сын, мой первенец, который царит над Вечностью".

Моя Мать, которая есть Святой Дух, посадила меня на лошадь, и Она вознесла меня на высокую гору Табор.


Генеалогия Христа. Храм Хоры.
Стамбул, Турция


Генеалогия Христа. Храм Хоры.
Стамбул, Турция

Для персидского мудреца IV века Афрахата оба аспекта Бога, Отец и Святой Дух как Мать, почитаются одинаково: "Пока мужчина не взял в жены женщину, он любит и почитает Бога как своего Отца и Святого Духа как свою Мать, и нет больше другой любви". Крещение описывается как Мать, раскрывающая Небеса и изливающая Воды на тех, кто крещен. И добавляется, что для тех, кто принял крещение, Мать превыше всех.

В своих "Наставлениях..." египтянин Макарий также признает материнскую часть Божественного: "После падения люди больше не обращались к истине, Отцу Небесному и Матери добродетельной, милости Духа...". Он характеризует христиан как "тех, кто есть дети Духа Святого". И добавляет: для них "милость Духа, Мать Святых - наслаждение".

В одной из песен Соломона (в записях, обнаруженных в начале века, написанных на древнесирииском языке, как и Деяния Фомы) Святой Дух также отождествляется с Матерью: Она ставится на вершину пантеона, так как Она дает питательное божественное Молоко всем поколениям, а также Отцу. Молоко Богини символизирует очистительную энергию: "Те, кто получили его, совершенны и пребывают в истине". Другая песнь также говорит о женской силе Бога, Святом Духе, который возносит душу к Всевышнему, Богу Отцу:

Я находился в Духе Господа, и Она меня подняла к Всевышнему
И утвердила меня Перед Его Совершенством и Славой.

"Дух Господа" - так еще говорят о Святом Духе, который в этом тексте упоминается в женском роде. Голубь крещения символизирует Святой Дух и является метафорой, означающей Мать, и восходит к первым символам культа Богини, существовавшего тридцать тысяч лет назад. Следующий отрывок из Песен показывает единство между Христом и Святым Духом:

Голубка трепетала, на вершине головы Мессии.
Так как он был Ее головой, и Она пела,
И Ее Голос был услышан.

Голубка - это Кундалини, поднятая на вершину последней чакры - Сахасрары. Эта песнь показывает Христа как инструмент, посредством которого Мать заставляет слушать Ее голос.


Гностицизм

Слово Gnose происходит от санскритского корня гна, что означает "знание", и гностик (gnostikos - греч.) - "тот, кто знает". В первые века нашей эры термин знание имел более широкое значение, чем сейчас (интеллектуальное или академическое знание). Тогда речь шла о знании Высшей реальности, то есть истинного "Я".

Гностицизм - это религиозное движение, которое набрало силу в начале существования христианства, между первым и четвертым веками. Гностики считали себя владеющими знанием, которое дал Христос только некоторым последователям. Это знание, принимаемое ими как Дар Божий, могло передаваться лишь от одного последователя другому и было описано как озарение, пробуждение, сочетание, союз - термины известны всем искателям мира и означают реализацию истинного "Я". Их знание о духовном пробуждении соответствовало мистической индийской традиции.

"Тот, кто призван тишиной, только тишине и поклоняется"
"Там, где зависть и противостояние, там - пустота. Но там, где союз, там - совершенство. Когда Отец познан, больше не будет пустоты. (...) И с этого момента иллюзорное царство исчезнет в гармонии Единения".

Василид, учитель гностицизма из Александрии

Отбросив всякую рациональную духовность и всякую слепую веру, гностики считали, что знание - это привилегия высших существ, а религия - судьба низших существ. Гностики рассматривали Христа как инкарнацию Бога на земле и не допускали, что он мог страдать на кресте. Все это навлекло на них гнев отцов церкви, тем более что учителя-гностики, которые были прекрасными ораторами, собирали много последователей.

Гностики хорошо понимали дуалистическую концепцию жизни, основанную на противостоянии сил добра и зла. Только те, у кого проявилась "pneuma" - "божественное дуновение" - могли противостоять силам зла. Их космогония отличалась от космогонии церкви. Они признавали семь ангелов-создателей (архонтов), что напоминает о семи бессмертных святых, о которых учил Заратустра, и о семи чакрах индийской традиции. Некоторые гностики, в частности офиты (офиане) и ператы, видели в змие первого гностика мира. Этот змий, являвшийся, по их пониманию, носителем Первозданного Знания, напоминает неолитический символ, связанный с Богиней Матерью.


Уильям Блейк. Скорбь (1795).
Галлерея Тэйт. Лондон, Англия


Уильям Блейк. Скорбь (1795).
Галлерея Тэйт. Лондон, Англия

В противоположность канонам церкви, гностики признавали в акте Творения наряду с Отцом и присутствие Матери. Они дали Матери многочисленные имена, такие как София ("мудрость"), Пронойя и Протонойя ("Первичное Существо, дающее Святой Дух"), Эпинойя ("свет"), Syge ("дающее тишину"), и собственно Святой Дух (женского рода в Евангелии от Филиппа).

Отец определяется как Первичный Принцип, в то время как Мать создает творение по образу и подобию Отца.

"Часть света, взятая в область души и материи - это энергия Матери. Мужская часть Божественного остается в плероме или небесном мире, пребывая в совершенстве, и таким образом избегает разрушения и деформации".

Такое определение очень схоже с тем, которое дается в Веданте, где Атман - Принцип Отца, - находящийся в сердце, является безмолвным свидетелем.

У гностиков основная молитва христианства "Отче наш..." отличалась от той, что мы знаем сегодня. В апокрифе "Евангелие идеальной жизни" написано, что Иисус Христос сказал апостолам: "Вот, почему нужно, чтобы вы молились: Отче наш, который над нами и внутри нас, да святится имя Твое..." Этот вариант, возможно, и является первоначальным.

При упоминании одной из форм Софии, которая ответственна за новообразования в процессе Творения, речь не идет о Богине Матери как таковой. Эта форма, которую можно назвать "внешней формой", противопоставляется главной первичной форме Софии - Эшшойе света, которая приходит на помощь первой, чтобы восстановить порядок. Внешняя форма Софии восходит, несомненно, к интерпретации книги Бытия, где Вечное Женское Начало (вместе с Евой) явилось злом.

Эпинойя - это спасительная форма Матери. Она позволяет освободиться и дает спасение. Каждый - и мужчина, и женщина - обладает силой Матери, которая также называется материнской духовной субстанцией. "Эпинойя света послана, чтобы пробудить духовный принцип".

Существуют другие описания Эпинойи как чистой формы Софии, посланной Отцом для того, чтобы открыть знания и исправить недостатки и несовершенства низших существ.

В апокрифе Иоанна говорится, что тот, кто познает Отца и Мать, будет позван, а также описывается Пронойя, дающая крещение и откровение:

"Он восславил Святой Дух и Пронойю чудесную, благодаря которой он был пробужден".
"Она - подобие невидимого, девственного и совершенного Духа. Она стала Матрицей всех вещей, ибо Она существовала прежде их как Мать-Отец".

Мать-Отец - это эквивалент гностического Парабрахмы, неделимого Бога. Протенойя Триморф, - одно из имен Богини гностиков. Ее сравнивают с Тройной Богиней кельтов, Богиней с тремя формами, Тригунатмикой (санскр.) или Афиной Тритогенойей (греч.). Ее описание найдено в одном из документов, наиболее важном, найденном в Наг Хамади. Это настоящий гимн Великой Богине, который во многом напоминает Упанишады:

Слово Протенойи:
Я - Глас, который произошел от моей Мысли, так как Я - Супруга. <1>
Меня называют Мысль Невидимого;
Меня называют Голос, который не меняется.
Я - единственная и незапятнанная, <2>, Я - Мать и Голос.
Я говорю с вами разными путями, и совершаю Все.
Знание происходит от Меня, знание всех, кто в бесконечности.
Я говорю в каждом создании и обо Мне знает Всевышний.

Сыны Мысли, слушайте голос Матери,
Потому что вы удостоились этой тайны, <3>
Сокрытой с давних времен с тем, чтобы стали совершенными <4>

Я - образ невидимого Духа, и от Меня все получило свое подобие.
Свет, установленный Матерью, - Дева, <5>, Которую называют Мейротея,
Та, кто недоступна, Чей голос неуловим и неизмерим

Я - единственная, Я - Логос, неизреченная
Непорочная, неизмеримая, невыразимая, скрытый свет, дающий плод
Дающий живую воду из невидимого Источника, <6>
Непорочная, неизмеримая, голос Славы Матери,
Будучи неповторимой и несоизмеримой, Я - Источник всему.
Основа всего эона, <7> основание, которое поддерживает
Всякое движение эонов, дыхание всех сил, глаза трех жилищ

И они не узнали Меня, те, кто хранили свои жилища, <8>
Так как Я неуловима, Я и мой посев.
И Мой посев принадлежит Мне, и Я окружу его светом святости
В недостижимой тишине. <9> Аминь

<1> Супруга Отца, то есть Ади Шакти.
<2> Наиболее известные эпитеты в санскритской литературе, чтобы описать Богиню, единственная - Экакини, незапятнанная - Нирмала.
<3> Именно Мать открывает тайну, то есть Реализацию истинного "Я".
<4> Пробуждение Кундалини, которое дает нам внутреннее очищение, единственное средство достичь совершенства.
<5> Кундалини - внутренняя Дева, которая дает свет, чтобы осветить тонкое существо.
<6> Различные аллегории Кундалини.
<7> Первичная Кундалини, то есть Ади Шакти.
<8> Те, кто не искали духовного пробуждения.
<9> Осознание без мысли, Нирвичара.

Отцы церкви Ипполит и Ириней, основные противники гностицизма, особенно пытались уничтожить почитание гностиками Вечной Матери. В своих разоблачениях еретиков они цитируют молитвы гностиков, посвященные Богине, и, таким образом, позволяют нам обрести рукописи, которые ранее были утеряны: "От Тебя, Отец, и от Тебя, Мать, два бессмертных имени, родители Божественного Существа, и Ты - небожителъница, Человечество существует во имя Твоей Мощи".


Брачный Чертог и Святой Дух


Священная спираль.
Храм Богини Матсу, Тайвань


Священная спираль.
Храм Богини Матсу, Тайвань

Евангелия от Филиппа и Фомы широко освещают союз двух принципов, мужского и женского, чтобы объяснить состояние связи с Божественным. Этот союз происходит, как это часто называют гностики, в "Брачном чертоге" (аллегория для описания последнего духовного центра - Сахасрары, который открывает сознание в Царство Божье, плерому, согласно терминологии гностиков).

Когда из двух вы делаете Одно,
Когда внутри то же, что и снаружи,
И когда наверху то же, что и внизу,
Мужское и женское составляют единое,
Тогда вы войдете в Царство Божье.

Когда вы осознаете, что два это Одно,
Вы станете Сыном человеческим и если вы скажете:
Гора, сойди с места, - она передвинется.

Самая важная часть Евангелия от Филиппа относится к союзу женского и мужского аспектов, который воссоздает первичное Существо. Брачный Чертог - это место духовного возрождения, где вновь обретается первичная природа и обеспечивается бессмертие.

Отец Всего соединился с Девой, которая снизошла и огонь зажегся с этого дня. Он появился в брачном чертоге.

Этим хорошо объясняется союз Атмы (Шива, Отец) с чистой энергией Кундалини в Сахасраре.

Евангелие от Филиппа делает очень четкое различие между Универсальным Духом и Святым Духом, который всегда женского рода. Святой Дух - это направляющая сила космоса:

Она, Святой Дух, наблюдает за каждым и господствует над всеми силами, как над теми, которые укрощены, так и над теми, которые не укрощены.
Она, Святой Дух, ослепляет демонические силы, которые вредят святым.

Гностики имели знание, тщательно выработанное и одновременно очень близкое к индийской духовной традиции. Богиня Мать почиталась первыми христианами, для гностиков Мать была Той, кто дает пробуждение. И это пробуждение исходит из союза двух форм: мужской (Атман) и женской (Кундалини). Этот союз заключается в Брачном чертоге, который является чакрой Сахасрарой.

Отрывок из "Protenoia Trimorphe" показывает Богиню, открывающую Вечную тайну пробуждения священной энергии, сокрытой в каждом из нас. Именно она - Мать, дающая Святой Дух:

Я Совершенство Всего, иными словами, Мейротеа, Слава Матери. (...)
И я зову вас в горнем Свете, к Той Совершенной,
Если вы войдете в Нее, вы будете прославлены, теми кто славят.
И они дадут вам Трон, те кто дают Трон. И вы получите Облачение, И они дадут вам крещение, те кто дают крещение.
И вы станете Славой Славы.
Той, в которой вы будете изначально, так как вы - ее отражение.
И я сокрыта в каждом. Я проявилась в них.
И они хотели узнать меня, Всеми своими мыслями искали меня.
Так как это Я, кто дает облик всему. Это Я зарождающийся Голос,
И Я вдохнула жизнь в тех, кто стал моими.
И вечный Дух Святой Я явила им
И Я поднялась на Небо, Я вошла в мой Свет.

Таким образом, значение вечного женского элемента, дарующего Святой Дух, "дуновение", было абсолютно скрыто в каноническом христианстве.

Из книги Гвеналь Верез "Мать и Духовность. Конфискованная Истина. Обретенный путь"

Перейти на начало страницы




Проект сайтов Омкара, 2006-2021