Единство религий

Во время третьего большого путешествия Гуру Нанака ходил на север вплоть до Тибета. Когда Гуру Нанака путешествовал, Он всегда носил одежду, в которой отражался стиль, свойственный святым индусам и святым мусульманам, и Его всегда спрашивали, кто Он: мусульманин или индус.

В Айодхе Гуру Нанака посетил шейха Ибрагима - мусульманского последователя Бабы Фарида, великого суфийского дервиша двенадцатого века. Когда Ибрагим спросил, какая из двух религий является истинным путем к Богу, Гуру Нанак ответил:

"Если есть один Бог, то есть только один путь к Нему, другого нет. Нужно идти по этому пути и отклонять остальные. Поклоняйтесь не тому, кто родился, чтобы умереть, а Тому, Кто вечен и пребывает во всей Вселенной".

Во время своего четвертого в жизни путешествия Гуру Нанака оделся в голубой наряд мусульманского паломника, пошел на запад и посетил Мекку, Медину и Багдад. Приехав в Мекку, Гуру Нанака лег спать, при этом Его стопы оказались направленными в сторону священной Каабы. Когда ночью сторож, делая ночной обход, увидел это, он толкнул Нанака и спросил: "Как ты осмелился направить ноги в сторону дома Бога?" Гуру Нанака проснулся и сказал: "Добрый человек, Я устал после долгого путешествия. Пожалуйста, поверни Мои ноги в том направлении, где нет Бога".

Когда паломники и святые, находящиеся там, собрались, чтобы послушать Гуру Нанака и задать Ему вопросы, Он запел на персидском языке.

"Я умоляю Тебя, Господи, услышь мою молитву. Ты - истинный, великий, милосердный и безошибочный Творец. Я знаю наверняка, этот мир должен погибнуть. Смерть должна прийти, я знаю это и ничего более. Ни жена, ни сын, ни отец, ни братья не смогут помочь. Я, в конечном счете, должен уйти, никто не сможет отвратить то, что мне суждено. Я провел дни и ночи в суете, созерцая зло. Никогда я не думал о добре, вот каков я. Я родился под несчастливой звездой, скупой, безответственный, недальновидный и грубый. Но, говорит Нанака, я твой, я пыль на стопах твоих слуг."

В Мекке же Гуру Нанака повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.

"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".

Будучи в Багдаде, в противовес взглядам мусульманских священников, утверждавших, что есть только семь высших и столько же низших религий, Гуру Нанака пропел свою собственную молитву, в которой говорилось:

"Есть миры и еще больше миров ниже их, и есть сотни тысяч небес над ними. Никто не может найти пределы и границы Бога. Если бы была какая-либо количественная оценка Бога, то простой смертный мог бы написать то же самое. Но Бог бесконечен, а смертный умирает, пока пишет. Нанака говорил, что Бога следует называть великим, и сам Бог знает Себя Самого."

В 1914 году в Багдаде была найдена капсула со следующей записью: "Этот монумент восстановлен с помощью семи святых в память о великом Гуру, святом Баба Нанаке, короле святых". Дата на капсуле: 1520-1521 гг.

Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году, и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индусов. Из Ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма, что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру". Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру.

Для своих многочисленных последователей Он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте пятидесяти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее Его в миссионерском служении.

На обратном пути домой Он остановился в Сайдпуре в Западном Пенджабе, было это во время вторжения первого из Моголов, императора Бибара. Видя, какую резню устроили завоеватели, Мардана спросил Гуру Нанака, почему так много невинных людей погибло наравне с теми, кто был виновен. Гуру Нанака попросил Мардану подождать под деревом баньян, пока Он не вернется, чтобы ответить на вопрос. Когда Мардана сидел под деревом, его неожиданно укусил муравей. В гневе Мардана убил столько муравьев, сколько попало под его ногу. Гуру Нанака сказал ему: "Сейчас ты знаешь, Мардана, почему невинные страдают наравне с виноватыми".

Моголы посадили Гуру Нанака и Мардану в тюрьму. Там Гуру Нанака пел божественные гимны о том, как бессмысленно убивают захватчики Моголы невинных людей. Услышав, тюремщик сообщил об этом своему королю. Бибар послал за Нанакой и, слушая Его, понял, что Гуру Нанака - великая религиозная фигура. Он попросил Нанака простить его, освободил и предложил ему сумку с гашишем. Гуру Нанака отказался, сказав, что Он уже опьянен любовью к Богу.


  Наши сайты:

• Сахаджа Йога. Самопознание
• Шри Матаджи - основатель Сахаджа Йоги
• Газета "Лотос"
• Медитация и здоровье

• Ислам и Сахаджа Йога
• Форум Сахаджа Йоги
• Притчи и афоризмы
• Библиотека духовной литературы