Десять первозданных Учителей (Ади Гуру) Омкара
Проект сайтов
"ОМКАРА"

Авраам (2000 до н.э.)

Около 4200 лет назад в одном из древнейших городов халдейской цивилизации Уре ("Ур Касдим" или "Ур Халдейский"), в южной Месопотамии, в семье, являвшейся потомками Ноя, родился мальчик Аврам, впоследствии переименованный как Авраам, что означает "отец верующих". Авраам широко известен как избранник Бога, явившегося в те далекие времена израильскому народу в образе Яхве. Бог избрал Его для заключения с ним завета - племенного союза, и передал ему нравственные заповеди, оформившиеся позже в виде Десяти заповедей Моисея. Христианство и Ислам принимают Авраама в качестве совершителя акта веры и отца верующих.

Предки Аврама жили в долине Евфрата и были язычниками, поклонявшимися природным стихиям. Отец его Фарра (Терраха) был ваятелем идолов, мальчик Аврам был послушным и помогал отцу в его работе. Имя матери Аврама в Библии не упоминается, по арабским источникам ее звали Адна, а по еврейским - Аматлея, или Аматсула - древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях.

Аврам - искатель, он искал Высшее мировое Начало и не находил его полностью в мире природных стихий. Солнце светит только днем; луна появляется только ночью; огонь гасится водой; облака, состоящие из воды, разгоняются ветром. Все имеет свой предел, кроме Бога-Творца. Идея единого Высшего Начала вызревала в Нем, и Аврам был готов к Миссии, данной ему свыше.

Согласно еврейским преданиям (мидрашам) Аврам еще трехлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, осознает, что "господин есть над ними - Ему-то я буду служить и возносить моления свои". Согласно мидрашам, он разбивает идолов своего отца Фарры.

Повзрослев, Аврам взял себе в жены Сару, которая была на десять лет моложе его. Они жили небогато, но дружно. Сара была бесплодной, поэтому детей у них не было, и со временем Аврам уже думал сделать своим наследником слугу.

Когда Авраму исполнилось 80 лет, его отец Фарра принял решение переселиться из Ура Халдейского в Харран. Тогда их город Ур переживал не лучшие времена и многие семьи уходили прочь в поисках работы и пропитания. Аврам, его жена Сара, их племянник Лот (сын рано умершего Арана, сына Фарры) и слуги оставили свой дом и пошли вместе с главой семейства. В Харране 205-летний Фарра умер, и Аврам решил не оставаться здесь и отправился дальше. Преодолев в пути множество испытаний, он дошел, наконец, до Хеврона и поселился возле дубравы Мамре и стал разводить овец. Когда Авраму исполнилось 86 лет, служанка Сары Агарь, египтянка по национальности, родила от него сына, которого назвала Измаилом.

Аврам всей душой верил, что в мире нет ничего надежнее Бога. Бог подверг Авраама испытанию: не давал ему обещанного сына. Брак Аврама и Сары оставался бесплодным, пока Сара не вошла в возраст, когда женщина уже не может родить. Авраму было 99 лет, когда Господь явился ему в виде трех волхвов (бывших воплощениями Брахмы, Вишну и Шивы), которых старец гостеприимно усадил за трапезу, а сам почтительно преклонил колени в стороне. В Библии об этом рассказано так:

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: "Владыка! Если я обрел благоволение перед очами твоими, не пройди мимо раба твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдете в путь свой, так как вы идете мимо раба вашего".

И Господь ответил: "Я, Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Даю я землю сию от реки египетской до великой реки, реки Ефрата. Ты не будешь больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо я сделаю тебя отцом множества народов. И дам тебе и потомкам твоим... всю землю Ханаанскую во владение вечное".

Господь переименовал Аврама в Авраама и повелел обрезать всякого человека мужского пола в восьмой день от рождения, включая младенцев, рожденных в доме или купленных за серебро у иноземцев. Девяностолетняя Сара была им переименована в Сарру. Бог предсказал Аврааму, что его жена Сарра через год родит. Сарра, услышав разговор, не поверила, поскольку уже была слишком стара, чтобы зачать, и засмеялась. Бог спросил Авраама, почему Сарра смеется, и Авраам рассказал, что она бесплодна. Однако Бог подтвердил, что в назначенный срок будет у Сарры сын.

После этого Господь захотел узнать, точно ли Соддом и Гоморра поступают так, как говорят об их грехах. Это ханаанские города, расположенные в долине Сиддим у Мертвого моря. Авраам вступился за жителей перед Господом, просил милосердия для них. Он последовательно испрашивал помилование всякому городу, если в нем найдется какое-то число праведников. Вот как Библия повествует об этом:

И подошел Авраам, и сказал: "Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" Господь сказал: "Если Я найду в городе Соддоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие".

Авраам сказал в ответ: "Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел. Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?" Он сказал: "Не истреблю, если найду там сорок пять". Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: "Может быть, найдется там сорок". Он сказал: "Не сделаю того и ради сорока". И сказал Авраам: "Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть найдется там тридцать?" Он сказал: "Не сделаю, если найдется там тридцать". Авраам сказал: "Вот, я решился говорить Владыке: может быть найдется там двадцать?" Он сказал: "Не истреблю ради двадцати". Авраам сказал: "Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?" Он сказал: "Не истреблю ради десяти". И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Волхвы продолжили свой путь, отправившись в Соддом и Гоморру, и нашли приют у Лота, проживающего в Соддоме. В обоих городах не нашлось и десяти праведников, ради которых можно было бы пощадить Соддом и Гоморру по заступничеству Авраама, поэтому волхвы вывели Лота с семьей из обреченного города. "...И пролил Господь на Соддом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии..." Города были сожжены, жители погибли. Это реальная катастрофа произошла в начале второго тысячелетия до нашей эры: воспламенились выходы месторождений серы, нефти и газа на южных берегах Мертвого моря.

Через год Сарра родила сына Исаака, и Авраам совершил над ним обряд обрезания, как завещал ему Господь: "Да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами".

Сын Агари Измаил стал насмехаться над новорожденным ребенком Сарры, и Сарра прогнала Агарь. Служанка и ее 14-летний сын пошли прочь и заблудились в пустыне Вирсавии. Когда у них закончилась вода, Агарь уложила изможденного от жажды Измаила под кустом и ушла, чтобы не видеть его смерти. Ее плачь услышал Архангел Гавриил и метнул с небес камень, который, упав на землю, создал источник с живой водой Земзем, и Агарь смогла напоить ею своего сына. Выросши, Измаил поселился в пустыне Фаран и был стрелком из лука. Мать взяла ему жену из земли Египетской, и Измаил имел двенадцать сыновей, которые стали родоначальниками различных арабских племен, живших к востоку от Египта.

В Мекке, как раз возле того места, где в детстве был спасен Измаил благодаря источнику с живой водой Земзем, был построен священный Храм - Кааба. Мусульмане считают Авраама строителем Каабы. Согласно их традиции, он построил ее вместе со своим сыном Измаилом на том же самом месте, где она стояла во времена Адама. По окончании строительства Авраам научил Измаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы. Измаил прожил 137 лет и был похоронен в Каабе.

Когда сыну Авраама Исааку исполнилось 25 лет, Господь решил проверить преданность ему Авраама.

И сказал ему: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор".

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И пришли на место, и устроил там Авраам жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: "Не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня".

Ангел остановил руку Авраама, выражая волю Божию, запрещающую жертвовать человеком, ибо путь к спасению начинается с отказа приносить в жертву другого и заканчивается готовностью к самопожертвованию.

"Земля Мориа", упоминаемая в этой истории жертвоприношения, в еврейской традиции отождествляется с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм, поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

Сарра скончалась в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе, возле Хеврона. Для ее погребения Авраам просил в собственность у хетта Ефрона пещеру Махпела. Хетты признали Авраама князем Божьим и продали ему эту пещеру с полем. После смерти Сарры у Авраама была еще одна жена - Хеттуру (Ктуру). Авраам получил новые благословения Господа, у жены Хеттуры родилось еще шесть сыновей: Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах. Все они, как и старший сын Авраама - Измаил - сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется значение имени Авраама, как "отца множества племен".

Состарившись, Авраам посылает своего старшего раба к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. Раб-посланник с десятью верблюдами и сокровищами, выданными Авраамом, у города Нахора встретил добродетельную девушку, напоившего и его самого, и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ребекка (Ривка) - дочь племянника Авраама Вафуила (Бетуэля). Раб поклонился Богу, который привел его к нужному месту. В доме, где жила Ребекка, раб рассказал о жизни Авраама и о том, зачем пришел. Родственники Ребекки сказали, что дело это от Господа, и без возражений отдали Ребекку. Раб сделал богатые подарки ей, ее брату и матери и на следующий день повез ее к Аврааму и Исааку. Встретив Ребекку, Исаак женился на ней.

Скончался Авраам в 175 лет, "в доброй седине, престарелый и насыщенный жизнью". Сыновья Исаак и Измаил похоронили его рядом с его женой Саррой в пещере Махпеле.

У Исаака и Ребекки родились двое мальчиков-близнецов: Исав и Иаков. Чтобы избежать в будущем борьбы сыновей за первородство, Исаак отправил Иакова к родственнику в Месопотамию, чтобы он взял себе в жены его дочь. В Месопотамии Иаков оставался до смерти отца, который прожил 180 лет и был также похоронен в пещере Махпеле.

После смерти Исаака Господь Бог явился к Иакову и сказал ему: "Отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет твое имя: Израиль".

По замыслу Божьему сыновья Иакова должны были стать родоначальниками израильского народа. У Иакова в Месопотамии было двенадцать сыновей, самым любимым из которых был младший - Иосиф, родившийся в 1991 году до н.э. Иосиф часто доносил своему отцу на проказы братьев, которые пасли овец, и однажды братья раздели Иосифа и продали его в рабство купцам каравана, направлявшегося в Египет, а отцу показали одежду Иосифа, испачканную кровью волка, и сказали, что их брат погиб. Купцы каравана, в свою очередь, продали Иосифа военачальнику египетского фараона, который сделал сообразительного и трудолюбивого юношу своим управляющим. К несчастью, супруга военачальника воспылала к Иосифу страстью, а когда тот отверг ее домогания, бросила его в тюрьму по ложному обвинению.

В тюрьме Иосиф сделал несколько пророчеств, которые сбылись, и тогда им заинтересовался египетский фараон Апепи II. Иосиф предсказал фараону, что Египет ожидают семь урожайных лет, а затем - семь лет голода, и посоветовал фараону копить запасы. Тогда Апепи II приказал освободить Иосифа из тюрьмы и назначил его своим главным распорядителем. В то время Иосифу было уже 30 лет. Позднее Апепи II женил Иосифа на дочери жреца Асенефе, которая родила от него Манассия и Ефрема.

Во время семи неурожайных лет братья Иосифа, как и многие другие люди из соседних с Египтом областей, пришли в Египет за зерном, и Иосиф узнал их. Сперва он приказал схватить их, но потом простил им прошлое и предложил им вместе со своим отцом Израилем переехать всей семьей в Египет и даже предоставил им повозки. Так потомки Авраама числом шестидесяти шести человек поселились в дельте Нила в земле Гошен. Мало-помалу от их семьи произошел многочисленный народ. Иосиф прожил 110 лет. Перед своей смертью он сделал свое последнее пророчество: "Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову".

Имя Авраама стало воплощением добродетелей старейшины рода. Его изображали Феофан Грек и другие христианские живописцы. В Новгородской, Московской, Псковской школах церковной живописи многократно изображали сцену встречи Авраама с ангелами Господними или волхвами. Эти библейские сюжеты вдохновили Рембрандта, написавшего картину "Жертвоприношение Авраама".

В Коране Авраам выступает под именем Ибрахим, в его честь названа 14-ая сура Корана, где упоминается мольбы пророка Ибрахима к Аллаху. В Исламе Ибрахим - один из величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране сказано:

"Есть ли кто-нибудь прекраснее своею верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима Своим другом." (Коран, 4.125)

Личность Авраама несет несколько важнейших аспектов. Прежде всего, это интуитивное знание человека о Едином высшем источнике всего, в том числе и всех более конкретных природных энергий, актуализированных в качестве природных стихий. Авраам не был первым и единственным из людей, кто пришел к идее Бога Всемогущего - источника всех проявлений духовного и физического миров. Это знание приходило через мудрецов, философов и пророков, в том числе и через его личность. Знание о Едином развивалось исторически и было необходимым этапом становления человеческого мировоззрения. Однако, европейская культура, приняв это знание и развивая его, совершила серьезную ошибку. Она отвергла то более конкретное знание о множественности божественных аспектов, данное людям на заре становления человечества, когда люди и природные стихии тесно взаимодействовали друг с другом. Этот период был назван язычеством. Истинное содержание его во многом утрачено, а термин "язычество" в обыденном сознании нашего времени незаслуженно стал синонимом невежества. В действительности, политеистические воззрения древних народов несли сознание и чувство дружественного единства человека с природой. И, тем не менее, закономерно и последовательно в сознании человечества должен был развиться монотеизм как знание о высшем источнике мира.

Авраам нес миссию праотца, прародителя-человека, обладавшего отцовской любовью к многочисленным потомкам. Он стал прародителем арабов. Народ Израиля получил имя свое по имени его внука, Иакова-Израиля. Он стал родоначальником евреев и арабских племен, прародителем моавитян и аммонитян через племянника Лота, прародителем эдомитов (идумеев) через внука Исава. Авраам стал символом ответственности за род свой, по существу род человеческий, ведь он положил начало многим племенам разных национальностей.

Он обладал милосердием к грешникам, не судил греховных людей, стремился заступиться за них перед Богом. Он обладал полным доверием к Богу и сумел преодолеть привязанность к своему сыну. Эпизод с жертвоприношением Исаака довольно трудно понять и принять, он имеет довольно противоречивые трактовки в более поздней философии (Кант, Кьеркегор, Жан-Поль Сартр). В Библии сказано: "Бог искушал Авраама", - возможно, речь шла о воспитании непривязанности человека ко всему земному.

Вернуться на начало страницы