0%
 

Авадхута-Гита

Другие тексты автора:   [показать]

Песня извечно свободного, поведанная Даттатреей Авадхутой

 

Глава 1. Самопознание

1.1-2. Авадхута сказал: "Одной только милостью Бога мудрым дается стремление постигнуть недвойственного Брахмана; благодаря этому они освобождаются от великого страха. Воистину, все в этой вселенной заполнено Атманом. И поскольку Атман охвачен и пронизываем Самим Собой, как Я могу поклоняться этому Бесформенному, неделимому, неизменному Высшему Блаженству?

1.3-4. Вселенная, состоящая из пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), подобна воде в мираже. И будучи единым и безупречным Атманом, кому Я буду поклоняться? Воистину один только Атман является всем, и в Нем нет ни разделения, ни неразделения. Мне кажутся запутанными и бессмысленными высказывания: "Атман существует" или "Атман не существует".

1.5-8. Квинтэссенция всей Веданты - это знание и осознание Атмана. По своей природе Я являюсь тем бесформенным, всепронизывающим Атманом. Несомненно, Я - тот Атман, который вездесущий, самосияющий, неделимый, подобно пространству (эфиру), чистый по своей сути и незамутненный Майей. Воистину, Я - нетленный, бесконечный, воплощение Чистого Сознания. Мне незнакомы ощущения счастья и страдания или тот, кто испытывает их. Для Меня нет никакой умственной деятельности - хорошей или плохой; для Меня нет никакой физической деятельности - хорошей или плохой; Для Меня нет никакой речевой деятельности - хорошей или плохой; Я - бессмертное сознание, чистое и трансцендентное.

1.9-11. Воистину ум подобен пространству. Он кажется направленным во всех направлениях, он кажется превосходящим все, он кажется всем. Но, в действительности, ум не существует. Я один и во всем. Я неограничен и вне пределов пространства. Как Я могу видеть Мое собственное "я" появляющимся или исчезающим? Почему ты не понимаешь, что ты, поистине, то абсолютное Единое? Ты - тот извечный Атман, в котором одинаково отражается все. Ты - безграничный и всегда сияющий Господь. Как в таком случае ты можешь думать о дне (свете) или ночи (тьме)?

1.12-17. Всегда созерцайте Атман. Он неразрывный, и повсюду один и тот же. Ты говоришь: "Я тот, кто медитирует" и "Единый Всевышний - объект медитации". Почему же ты разделяешь неразделимое? Ты никогда не рождался, и ты никогда не умрешь. Во все времена у тебя никогда не было тела. Упанишады многими различными способами провозглашают эту общеизвестную истину: "Все есмь Брахман". Ты всегда присутствуешь как внутри, так и снаружи. Ты - то Высшее Блаженство, которое всегда и всюду. Тогда почему же ты бегаешь туда и сюда, подобно злому духу? Для тебя и для Меня не может быть ни союза, ни разделения. В действительности, не существуем ни Я, ни ты, ни этот мир. Один только Атман повсюду. Ты не принадлежишь пяти объектам чувств, таким как звук, прикосновение, форма, вкус и запах, равно как и они не принадлежат тебе. Воистину, ты - та Высшая Реальность. Что, в таком случае, может огорчать тебя? Для тебя нет ни рождения, ни смерти, у тебя нет памяти, для тебя не существует ни неволи, ни освобождения, ни хорошего, ни плохого. Почему ты рыдаешь, Мой дорогой? Имя и форма не относятся ни к тебе, ни ко Мне.

1.18-19. О, ум, почему ты блуждаешь, подобно неугомонному призраку? Осознай этого неразграниченного и единообразного Атмана. Откажись от всех страстей и будь счастлив. Воистину, ты есть та неизменная Реальность, которая является самой непоколебимостью, единством и свободой. Ты не испытываешь страсти или бесстрастия. Почему же тогда ты изводишь и мучаешь себя, желая объекты вожделения?

1.20-22. Все Упанишады утверждают, что Брахман, или Высшая Реальность, не имеет никаких признаков, что Он - чистый, неизменный, лишенный формы и в равной мере пронизывающий все. Знай, что Я - этот Брахман. Не сомневайся в этом. Знай, то, что имеет форму - нереально, потому что оно ограничено своей формой, то, что бесформенно - вечно. Тот, кто иллюстрирует эту истину своей собственной жизнью, более не подвержен перерождению. Мудрецы говорят, что Реальность едина и неизменна. Когда пристрастия отвергнуты, тогда единство и разнообразие перестают существовать в уме.

1.23. Как человек может достичь самадхи, пока он думает о себе как о чем-то отличном от Атмана? Но, с другой стороны, самадхи недостижимо для человека, который думает о себе как об Атмане. Как может быть достигнуто самадхи, пока человек думает, что Атман существует и все же не существует? И зачем стремиться к достижению самадхи, если все едины и свободны по самой своей природе?

1.24-26. Ты - всегда чистая и неизменная Реальность. Ты бестелесен, не рожден и нетленен. "Я знаю Атмана" или "Я не знаю" - почему ты рассуждаешь, приводя такие утверждения? Атман, или истинная природа существа, был установлен и признан великими ведическими изречениями, такими как "Ты есмь То" и "Я есмь Брахман". Тело, состоящее из пяти элементов, является нереальным - об этом было заявлено в Упанишадах утверждением "Не то, не то". Воистину, абсолютно все в этой вселенной заполнено одним только Атманом. Таким образом, нет никакого медитирующего или медитации в твоем уме. И как же тогда тебе удается медитировать, не испытывая при этом никакого чувства стыда?

1.27. Как Я могу говорить об этом Высшем Блаженстве или поклоняться ему, если оно не ведомо Мне как объект знания? Ибо Я сам - то Высшее Блаженство, Наивысшая Реальность, которая является цельной и полной по своей природе и всепронизывающей подобно пространству.

1.28-29. Я не есмь эти космические принципы и законы. Я - та тождественная Реальность, которая лишена умозаключений и причинности, и свободна от подчиненности и мотивирования. Как Я могу знать Мое "я"? Объект не может быть бесконечным по своей природе. Материя не может быть самой Реальностью. Истинно, один только Атман - Высшая Реальность. Он не является ни причиняющим вред, ни ненасильственным.

1.30-32. Ты - та чистая, бестелесная, нерожденная, нетленная, неизменная Реальность. Как может быть какое-либо смущение или волнение, касающееся Атмана? Как ты можешь говорить: "Я в замешательстве"? Когда кувшин разбит, то пространство внутри кувшина становится полностью объединенным с неразграниченным и беспредельным пространством. Подобно этому, когда ум становится очищенным, он объединяется с Высшим Блаженством. Таким образом, никакое разнообразие не воспринимается Мной. Такие различия, как кувшин и пространство внутри кувшина, индивидуальное тело и индивидуальная душа, не существуют в Брахмане. Осознай тот Абсолютный Брахман, который не является познаваемым, и который невозможно сделать познаваемым.

1.33-34. Атман существует всегда, всюду и во всем. Он вечный и неизменный. Все в этом мире - пустота, и все же все это заполнено Атманом. Осознай: я этот Атман. Не сомневайся в этом. В Брахмане нет ни Вед, ни миров, ни Богов, ни жертвоприношений, нет ни стадий жизни, ни каст, ни рас, ни родов, нет ни пути дыма, ни пути света. Существует только один и тот же тождественный Брахман, Высшая Реальность.

1.35-38. Если ты осознал то Абсолютное Единое, которое свободно от пронизывающего и пронизываемого, то как ты можешь думать об Атмане как о заметном или неуловимом? Некоторые предпочитают быть не дуалистами, в то время как другие предпочитают быть дуалистами. Но никто из них на самом деле не знает тождественного Брахмана, который лишен как двойственности, так и не двойственности. Брахман не связан каким-то определенным цветом, например белым, синим или желтым. Он лишен качеств, таких как звук, тактильные ощущения или запах. Как могут люди описывать Брахмана, который за пределами ума и речи? Когда все в этом мире, включая тело, становится нереальным и пустым, подобно пространству, тогда человек на самом деле познает Брахмана. И тогда для него больше не будет никакого проявления двойственности.

1.39-40. Мне кажется, что изначально присущее Мне "я" и Высшее "я" воистину тождественны и в точности подобны единому непрерывному пространству. Как в таком случае там может быть медитирующий и медитация? Что бы Я ни делал, что бы Я ни ел, какие бы жертвоприношения Я ни совершал, и от чего бы Я ни отказывался - ничего из этого не принадлежит Мне. Я - извечно чистый, нерожденный и неизменный.

1.41-43. Познай всю эту вселенную как бесформенную. Познай всю эту вселенную, как лишенную какого бы то ни было преобразования. Познай всю эту вселенную как само чистое существование. Познай всю эту вселенную как имеющую природу Высшего Блаженства (Абсолюта). Несомненно, ты - та Высшая Реальность. Почему же тогда ты задаешь вопросы: "Знаю ли я Атман или нет?" или: "Действительно ли это вопрос опыта?", или "Это непостижимо?" Мой дорогой, поскольку тьма и свет не могут оставаться вместе, то как же невежество и знание могут быть в Брахмане? Все это та единая, безупречная, бесформенная Реальность.

1.44-46. Я без начала, середины и конца. Я никогда не связан. По самой своей природе Я чист и совершенен. Таково Мое твердое убеждение. Ничто не воспринимается Мной - от космического разума до проявленной вселенной. Воистину, все это - Брахман. Как тогда для Меня может продолжаться разделение на касты и стадии жизни? Я знаю, что все и всегда - это единое неделимое "я", единственная Реальность, всепронизывающая, независимая и существующая всегда. Эти пять элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля) нереальны, все они пустота.

1.47-49. Атман ни мужского, ни женского, ни среднего рода. Он за пределами восприятия или умозаключения. Почему же тогда ты раздумываешь над тем, блаженен ли Атман или лишен блаженства? Атман не может быть очищен посредством практики шести ответвлений йоги, или посредством уничтожения ума, или посредством предписаний учителя. Атман - это сама Реальность, и это сама Чистота. Про Атман нельзя сказать, что у Него нет тела, состоящего из пяти элементов, или что Он лишен тела. Воистину, все - Атман. Как же тогда можно приписывать Атману три состояния, а также четвертое?

1.50-51. Воистину, Я не связан, не свободен и не отделен от Брахмана. Я не являюсь ни деятелем, ни получающим результаты деяний, ни распространяющимся, ни распространяемым. Как вода, смешанная с водой, остается той же самой единообразной водой, так и Пракрити (материя), и Пуруша (Дух) представляются Мне тождественными.

1.52-53. Если ты никогда не связан и не свободен, то как тогда ты можешь думать о себе как об имеющем форму, когда ты связан, или как о бесформенном, когда ты освобожден? Я знаю твою высшую форму, которая существует всегда и всепронизывающа, подобно эфиру. Точно так же Я знаю твою низшую форму, которая воистину подобна воде в мираже.

1.54-55. У Меня нет ни гуру, ни ограничивающих предписаний, ни признаков, ни действий. Знай, что Я, несомненно, бестелесен и не вещественен, подобно пространству, и абсолютно чист по самой своей природе. Ты абсолютно чист. У тебя нет тела, твой ум не есть что-то наивысшее. Ты выше Майи. Не стыдись говорить: "Я - Атман, Высшая Реальность".

1.56-59. О, ум, почему ты плачешь? Ты - воистину Атман. Будь единым с Ним. Пей, о Мой дорогой, высший нектар безграничного океана недвойственного Брахмана, стоящего выше всех различий. В Атмане нет ни знания, ни невежества, ни сочетания этих двух. Тот, у кого всегда есть это знание, становится Самим знанием, и ничем иным. Знание "я" не обусловлено рассуждением, практикой медитации, предписаниями гуру или чем-либо еще в пространстве или во времени. Я по самой своей природе - то абсолютное Знание, Реальность, которая изначально присуща Мне, извечная и безграничная, как пространство. Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий - ни хороших, ни плохих. Я - тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для Меня может быть неволя или освобождение?

1.60-62. Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то Я не вижу никакого разнообразия. Как Он может быть внутри или вовне? Вся вселенная предстает перед Моим взором как неделимая, непрерывная сущность. Ах, какое ужасное заблуждение создало различие между двойственностью и недвойственностью! Объект, с формой он или без формы, всегда отвергается утверждением: "Не то, не то". Существует только Высшее Блаженство, свободное от различий и сходства.

1.63-67. У тебя нет ни матери, ни отца, ни родственников, ни жены, ни ребенка, ни друга. Равно как у тебя нет ни пристрастий, ни беспристрастности. Почему же тогда столько страдания в твоем уме? О, ум, для тебя нет ни дня, ни ночи, ни восхождения, ни падения. Как может мудрый представлять бестелесное существо, имеющим тело? Осознай неизменного Атмана, который не является ни целым, ни частью, ни неразделенным, ни разделенным. Он вне счастья и страдания. Я не являюсь ни деятелем, ни наслаждающимся результатами деяний. Во Мне нет ни прошлых, ни нынешних действий. Так как у Меня нет представления о теле или бестелесности, как Я могу говорить, что оно Мое или не Мое? Я свободен от таких слабостей как страсть, гнев и тому подобное. Я свободен от страдания, имеющего отношение к телу, уму. Знай, что Я - тот Атман, который един и обширен, как пространство.

1.68. Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму: какой смысл в этих многочисленных праздных разговорах? Мой друг, Я обращаюсь к твоему уму: все это только догадки и предположения. Я сказал тебе то, что является самой сутью: ты - воистину Реальность, безграничная, как пространство.

1.69-71. Как бы и где бы йог ни умер, он сливается с Брахманом, подобно тому, как пространство, находившееся внутри кувшина, объединяется с безграничным пространством, когда кувшин разбит. Йог может умереть в святом месте или в доме неприкасаемых, или даже он может умереть в коме, но как только он избавляется от тела, он становится единым с Абсолютным Брахманом. Йог смотрит на все: на обязанности, богатство, объекты наслаждения, освобождение, а также на все подвижные и неподвижные вещи, такие как люди, деревья и другое, как на воду в мираже.

1.72-73. Я не исполнял действия в прошлом, не исполняю действия в настоящем и не буду исполнять действия в будущем. Я не наслаждался, не наслаждаюсь и не буду наслаждаться соответствующими им плодами. Таково Мое твердое убеждение. Авадхута живет счастливо в одиночестве, в уединенном месте, очищенный непрерывным блаженством Брахмана. Избавившись от эго, нищенствующий Авадхута странствует и находит все внутри своего собственного "я".

1.74-76. Там, где нет ни тройственного состояния, ни даже четвертого (турья), там достигается абсолютный Атман. Если нет ни достоинств, ни пороков, то как там может быть неволя или освобождение? Невозможно достичь Брахмана посредством или повторения мантр, или чтением Вед, или практикой тантрических обрядов. Великий Авадхута спонтанно пропел эту Гиту после очищения себя через медитацию и растворения в непрерывном блаженстве Брахмана. Все - пустота и ничто, и в то же самое время все наполнено и цельно. В Брахмане нет ни истины, ни лжи. Это поведано Авадхутой из его собственного опыта, а также в соответствии с его знанием священных писаний".

Глава 2. Самопознание

2.1-2. Авадхута сказал: "Гуру может быть молод, он может наслаждаться мирскими удовольствиями, он может быть неграмотным, слугой или домовладельцем, но все это не должно приниматься во внимание. Разве кто-то отказывается поднять драгоценный камень, уроненный в грязь? Поучения гуру не должны оцениваться с точки зрения литературного качества. Фактически, разумные и духовно одаренные люди воспринимают сущность учения, его квинтэссенцию. Разве лодка, даже если она не окрашена и некрасиво сделана, не способна при этом переправить своих пассажиров через океан?

2.3-6. Бездвижный Брахман обладает всем, что подвижно и неподвижно, без какого бы то ни было усилия. По самой своей природе Он спокойный, сознательный и всепронизывающий, подобно пространству. Воистину, один только вездесущий Брахман без всяких усилий направляет все, что подвижно и неподвижно. Как тогда этот недвойственный Брахман может отличаться от Меня? Так как Я - то Высшее Блаженство, то Я вне существенного и несущественного. Я свободен от рождения и смерти, сомнения и замешательства. Во Мне нет никаких составных частей, и поэтому Боги поклоняются Мне. Так как Я - то всеобъемлющее совершенное Существо, Я не признаю различий между Богами.

2.7-10. Невежество не может породить никакого сомнения во Мне. Почему Я должен заботиться о волнениях ума? Они появляются и исчезают подобно пузырям на поверхности воды. Как мягкость, твердость, сладость и горечь всегда связаны с соответствующими объектами, так и космический разум и другие элементы всегда пронизаны Брахманом. Подобно тому, как вода может быть горячей, холодной или теплой, и при этом она все же остается одной и той же водой, так и Пракрити, и Пуруша Мне кажутся одним и тем же тождественным. Поскольку Брахман тоньше наитончайшего, то у Него нет никакого названия или обозначения. Он вне чувств, ума и разума. Он - извечно сияющий Господь вселенной. Поскольку Брахман - та изначальная сущность, то как тогда могут быть "я", или "ты", или эта движущаяся или незыблемая вселенная?

2.12-16. Брахман описывается как подобный пространству, Он пронизывает все. Брахман - чистое сознание, всеведущий и цельный. Воистину, Брахман не перемещается по земле, равно как Он и не переносится по воздуху. Он не погружен в воде, и Он не пребывает в огне. Пространство полностью пронизано Брахманом, но Брахман не пронизываем ничем. Он пребывает как внутри, так и вовне, и Он неразделим и непрерывен. Поскольку Брахман тонкий, невидимый и не имеющий качеств, то какие бы методы ни предписывались йогами для Его постижения, все они должны практиковаться один за другим. Именно благодаря постоянной практике йоги, ум больше не цепляется ни за какие объекты. И когда объекты перестают существовать, ум исчезает в окончательной Причине, отстраняясь как от хорошего, так и от плохого.

2.17-18. Есть только одно безотказное противоядие от ужасного яда поглощенности земными заботами и суетности, которые производят заблуждения - и это естественная амброзия Брахмана. Можно думать о бесформенном, и форма может визуализироваться. Но Брахман не является ни сущностью, ни отсутствием сущности. Его можно назвать самым сокровенным.

2.19-20. Внешнее проявление - это вселенная, а внутреннее проявление называется Пракрити, или Майя. Осознайте Брахмана, который считается самым сокровенным из сокровенного, подобно воде, находящейся внутри кокосового ореха. Знание, относящееся к внешнему миру, ложно. Истинное знание рассветает внутри. Осознайте Брахмана, самое сокровенное из сокровенного, который подобен воде, находящейся внутри кокосового ореха.

2.21-25. Подобно тому, как человек видит только одну очень яркую луну в ночь полнолуния, точно так же нужно воспринимать Брахмана как единственного и сияющего. Двойственное видение возникает из-за ложного восприятия. Так и человек, чей разум всюду видит только множественность, оказывается не в состоянии постигнуть вездесущего Брахмана. Только тот, кто чист, достигает безмятежного состояния Брахмана, и тогда множество людей восхваляют его имя. Независимо от того, образован ли человек или неграмотен, если он просто осознал эту Истину благодаря милости гуру, и благодаря милости его собственного разума, он освобожден и спасен от бурного океана Майи. Постигший высшую Реальность, свободен от привязанности и отвращения, он посвящает себя благополучию всех существ, он безмятежен, у него устойчивый и непоколебимый разум. Подобно тому, как пространство внутри кувшина становится единым с космическим пространством после того, как кувшин разбит, так и йог после смерти растворяется в своей настоящей природе, в Высшем "я".

2.26-28. Считается, что какое бы желание ни возникло в момент смерти у следующих по пути действия, они устремляются к нему, и оно исполняется. Но это неприменимо к следующим путем йоги. Судьба следующих по пути действия, может быть описана органом речи. Но цель йогов невыразима, поскольку то, чего они достигают, не является объектом. Зная это, нельзя вообразить никакого конкретного пути йогов. Они избавляются от желаний и сомнений, от какой бы то ни было двойственности, и поэтому достижение ими Всевышнего и обретение совершенства происходит само по себе. Независимо от того, где йог может умереть - будь это святое место или дом неприкасаемых - он никогда снова не войдет в материнскую утробу. Он растворяется во Всевышнем Брахмане.

2.30-34. Осознавший свое высшее "я", неотъемлемое, изначальное, нерожденное и невообразимое, не загрязнен никаким пороком, каким бы желанным для него самого способом он ни действовал. И как только он освобождается от невежества, он уже не может исполнять никакой деятельности. По этой причине, владеющий собой нищенствующий, никогда не связан. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, который чист, несравним ни с чем, бесформен, не имеет никакой внешней поддержки, бестелесен, лишен желаний, вне пар противоположностей, лишен заблуждения и обладает неуменьшающимся могуществом. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, которого не могут показать ни Веды, ни посвящение, ни гуру, ни ученик, ни символические диаграммы, ни мудры. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, который не произошел ни из Шивы, ни из Шакти, ни из Ману. Он - не глыба плоти, у Него нет никакой формы и никаких частей, подобно рукам или ногам. Он не есть какая-то сущность, подобно кувшину, которая может быть сконструированной и законченной. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, из сущности которого возникают и движущийся, и неподвижный миры, в котором они покоятся, и в котором они затем растворяются, как пена и пузыри появляются из воды и затем снова исчезают в ней, при этом всегда оставаясь той же водой.

2.35-39. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, который находится за пределами, как знания, так и невежества, и который невозможно узреть с помощью какой бы то ни было дисциплины, как например: управление дыханием, фиксация пристального взгляда, практика асан, или направление энергии через тонкие каналы. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, который не является ни многим, ни единым, ни ими обоими, ни чем-либо другим. Он лишен незначительности, величавости, необъятности и пустоты. Его невозможно измерить, познать, оценить или сравнить с чем-либо. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, будь он ограничивающим себя отшельником или нет, обладает ли он большими богатствами или нет, будь он деятельным или бездеятельным. Йог достигает этого извечного Всевышнего Атмана, который не является ни телом, ни чувствами, ни умом, ни разумом, ни эго, ни пятью первоэлементами, ни пятью грубыми элементами, ни состоянием пространства. Когда йог достигает этого Всевышнего Атмана, он выходит за пределы предписаний и запретов, содержащихся в священных писаниях. В ничего не разделяющем уме такого йога, нет никакого представления о чистоте или нечистоте; и в нем не может возникнуть никакая плохая мысль. Для него разрешено все, что запрещено для других, потому что он вне всяких правил.

2.40. Ум не в состоянии охватить Брахмана, и речь не может выразить Его, а что же тогда говорить о предписаниях гуру! Эта единая и неделимая Истина сияет для всегда единого с Брахманом гуру, говорящего эти слова".

Глава 3. Самопознание

3.1-4. Авадхута сказал: "Разделение на заслуги и недостатки полностью отсутствует в Брахмане. Брахман чист, непроявлен, лишен страсти и бесстрастия. Как Я могу поклоняться этому бесконечному Высшему Блаженству, про которое нельзя сказать, что у Него есть признаки или их нет, и которое всепронизывающее и вездесущее? Это Высшее Блаженство вечно и лишено цветов, таких как белый, красный и черный. Воистину, Оно и причина, и эффект. Я - действительно тот Брахман, который свободен от множественности и разнообразия. O, дорогой друг, как могу Я, или высшее "я", приветствовать то же высшее "я"? У Меня нет ни источника творения, ни его отсутствия, ибо Я существую всегда. Для Меня не существует ни Майи, ни ее отсутствия, ибо Я проявлен всегда. Для Меня не существует ни света, ни его отсутствия, ибо Я Самосияющий. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Как Я могу говорить, что у Брахмана есть желание или отсутствие желания? Как Я могу говорить о Его привязанности или непривязанности? Как Я могу говорить, что Он лишен сущностности или иллюзорности? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.5-7. Как Я могу говорить о том, двойственна или недвойственна природа Брахмана? Как Я могу говорить, вечен Он или нет? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Природа Брахмана не грубая и не тонкая. Он не появляется, и Он не исчезает. Он без начала, середины и конца. Нет ни высшего, ни низшего в Брахмане. Воистину, Я провозглашаю Истину, Высшую Реальность. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Знай, что все органы чувств и объекты чувств подобны проплывающим облакам в небе. Познай, то Сияющее ни как связанное, ни как свободное. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.8-11. O, дорогой! Я не являюсь ни непостижимым, ни недоступным для разума. Я не являюсь ни незримым, ни недоступным для восприятия. Я не скрыт формами, расположенными вокруг Меня. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я - огонь знания, который сжигает всю карму того, кто выше всякой кармы. Я - огонь знания, который уничтожает все печали того, кто выше любой печали. Я - огонь знания, который сжигает все тела того, у кого нет тела. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я - огонь знания, который сжигает все грехи безгрешного. Я - огонь знания, который уничтожает все качества внекачественного. Я - огонь знания, который устраняет все обязательства несвязанного. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. O Мой дорогой, про Меня нельзя сказать, что Я лишен существования, или что Я не лишен его. Я не отделен, и при этом Я не объединен. Нельзя сказать, что у Меня нет ума, или что он у Меня есть. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.12-14. Согласно философии Веданты, когда индивидуальная душа сливается с Ниргуна Брахманом, тогда она оказывается за пределами мысли и ума. И снова, когда она пребывает в Сагуна Брахмане (Брахман с именем и формой), тогда она обладает умом и способностью мыслить. В Моем "я" нет никаких альтернатив, таких как заблуждение или отсутствие заблуждения, печаль или отсутствие печали, жадность или отсутствие жадности. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я никогда не связан непрерывно продолжающимися рождением и смертью. Во Мне нет ни огромной радости удовлетворенности, ни неволи невежества. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.15-16. Непрерывно происходящие в этом мире перемены вызваны раджасом, а не Мною. Непрерывно происходящие в этом мире страдания вызваны тамасом, а не Мною. Счастье и благость порождается саттвой, а не Мною. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я никогда не выполнял никаких действий, которые могли порождать муки и страдания. У Меня никогда не было ума, который бы мог действовать через контакт с болью и удовольствием. Во Мне нет никакого источника эго. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.17-18. Как неподвижность, так и вибрация, как сомнение, так и предопределенность завершаются в Брахмане. Как пробуждение, так и сон, как хорошее, так и плохое завершаются в Брахмане. Как сила, так и слабость, как подвижность, так и неподвижность исчезают в Брахмане. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Брахман - непознающий и не объект познания. Он за пределами как предположения, так и логического рассуждения. Его невозможно выразить речью или постигнуть умом или разумом. Как же тогда Я могу рассказать тебе о Брахмане, Высшей Реальности? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.19-20. Брахман не является ни разделенным, ни неразделенным. Для Него не существует понятия "внутри" или "снаружи". Брахман не возникал в прошлом и, следовательно, не прекратит свое существование в будущем. Брахман не связан ничем, и нет такой субстанции, из которой бы Он состоял. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Воистину Я - Брахман, свободный от привязанности, страсти, зависти и ненависти. Я - та Реальность, лишенная страданий, вызванных физическими, земными и сверхъестественными причинами. Я - та Истина, которая не затрагивается печалью и страданием мира. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.21-24. Откуда может взяться четвертое состояние (турья), когда нет никаких трех? Откуда может взяться разделение без тройственного деления времени? Всевышняя Реальность - место высшей умиротворенности. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. В Моем "я" нет никаких разделений на длинное или короткое, широкое или узкое, круглое или угловатое. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. У Меня нет ни матери, ни отца, ни детей. У Меня нет ни рождения, ни смерти. У Меня нет ума. Высшая Реальность непоколебима и спокойна. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я чистый, и Я - сама чистота, непостижимая и бесконечная. Я - привязанность и непривязанность, непостижимая и бесконечная. Я - разделенный и неразделенный, непостижимый и бесконечный. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.25-29. Если Высшая Реальность только одна, и Она абсолютно чистая, то как тогда может быть так много Богов, начиная с Брахмы, или так много планов существования, таких как небеса или земля? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Как Я могу говорить, что Высшая Реальность - не это или не то, или что Она бесконечна или имеет завершение, или что Она бестелесна или имеет тело? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Хотя Я и бездеятелен, Я все же всегда в высшей степени вовлечен в разнообразную деятельность. Я - высшее наслаждение, лишенное как привязанности, так и непривязанности. Я - вечное наслаждение, лишенное как телесности, так и бестелесности. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Это мироздание, как притягательное порождение майи, не вызывает во Мне никаких перемен. Ни обман, ни надменность, ни истина, ни ложь не могут оказывать никакого влияния на Меня. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Хотя Я вне таких разделений времени, как вечер или утро, Я все же никогда не отсутствую. Для Меня не существует обособленного знания. Я - не глухой и не безмолвный. Поскольку Я свободен от невежества, Я не нуждаюсь в очищении ума. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.30-34. Надо Мною нет господина, и при этом Я сам не владею никем, поэтому Я невозмутим. Я вышел за пределы ума, и он прекратил свою деятельность, поэтому Я невозмутим. Знай, что Я невозмутим, и что Я превзошел все, поэтому Я невозмутим. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Как Я могу говорить, что это лес или храм? Как Я могу заявлять, что это доказано или сомнительно? Оно всепронизывающее, Оно не затронуто ничем и незыблемо. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. "Я", лишенное жизни и безжизненности, сияет вечно. Не имеющее ни семян, ни бессемянности, Оно существует всегда. Не будучи ни свободным, ни связанным, Оно сияет всегда. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Брахман сияет всегда, не имея ни рождения, ни мирского существования, ни смерти. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. O, "я", у тебя нет никакого имени или формы, и нет даже намека на них. Нет ничего, что отличалось бы от тебя или не имело бы отличий от тебя. Почему же тогда, о бесстыдный ум, ты печалишься? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.35-38. Почему ты плачешь, Мой друг? Для тебя нет ни старости, ни смерти, для тебя нет ни рождения, ни страдания. Почему ты плачешь, Мой друг? Ничто не меняется для тебя. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Почему ты плачешь, Мой друг? У тебя нет никакой формы, и при этом в тебе нет никаких изъянов. Почему ты плачешь, Мой друг? В тебе нет никакого старения. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Почему ты плачешь, Мой друг? Для тебя нет возраста, у тебя нет ума. Почему ты плачешь, Мой друг? У тебя нет никаких органов чувств. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Почему ты плачешь, Мой друг? В тебе нет никакого вожделения или жадности. Почему ты плачешь, Мой друг? В тебе нет никакого заблуждения. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.39-43. Почему ты желаешь изобилия, если у тебя нет никакого богатства? Зачем ты желаешь богатства, когда у тебя нет никакой жены? Зачем тебе богатство, если у тебя нет ничего твоего? Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Рождение в этом мире ложных проявлений не относится ни к тебе, ни ко Мне. Бесстыдный ум породил идею о множественности. Ни для тебя, ни для Меня нет ни единства, ни разнообразия. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. В твоей истинной природе нет ни малейшего следа привязанности, ни малейшего следа непривязанности. В твоей истинной природе нет ни малейшего следа желания. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. В твоем сердце нет никого, кто бы медитировал, и поэтому для тебя не может быть никакого самадхи. В твоем сердце нет никакой медитации, потому что нет такого места, где бы тебя не было. В твоем сердце нет никакого объекта медитации, поскольку там нет никаких объектов или времени. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство. Я поведал тебе квинтэссенцию Высшей Реальности. Нет ни тебя, ни Меня, ни величайшего, ни учителя, ни ученика. Высшая Реальность существует сама по себе. Я есть непрерывное бытие-осознавание-блаженство, и Я безграничен как пространство.

3.44. Если Я - Всевышний, подобный пространству, существую только один, то как Я могу говорить, что Высшая Реальность блаженна по своей природе или нет? Как Я могу говорить, что Ее можно постичь знанием или реализацией? Познай то Единое Сознание, лишенное огня и воздуха, земли и воды. Познай то Единое Сознание, которое не является ни движущимся, ни неподвижным. Познай то Единое Сознание, которое обширно как пространство. Ни пустота, ни ее отсутствие не являются свойствами Моей природы. Ни чистота, ни загрязнение не являются свойствами Моей природы. Ни форма, ни отсутствие формы не являются свойствами Моей природы. Я - та Высшая Реальность, которая сияет благодаря Своей собственной природе. Откажитесь полностью от этого мира, и затем откажитесь полностью даже от этого отречения. Избавьтесь от яда эгоистичной идеи отреченности или принятия этого мира. "Я", само по себе, чисто, бессмертно, существует по своей собственной природе и неизменно".

Глава 4. Определение истинной природы

4.1-2. Авадхута сказал: "Брахман не может быть призван или оставлен, ибо Он бесформен. Как же тогда можно осуществлять подношение цветов и листьев, или медитировать, или повторять мантру? Как может кто-то поклоняться тому Высшему Блаженству, в котором соединены и единство, и многообразие? Брахман не просто свободен от неволи и освобождения, чистоты и загрязнения, единства и разделенности. На самом деле Его свобода не ограничена ничем и никогда. И Я есть тот Брахман, бесконечный как пространство.

4.3-7. Реален или нереален этот проявленный мир - такие сомнения никогда не возникают в Моем уме. По самой своей природе Я блаженен и свободен. Чистота и загрязнение, разделенность и неразделенность, разнообразие - все это не существует для Меня. По самой своей природе Я блаженен и свободен. Не было такого, что Я, будучи невежественным, затем обрел знание, равно как и не было такого, что знание стало моей природой. Как Я могу говорить, что Я обладаю невежеством и знанием? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Для Брахмана нет ни достоинств, ни недостатков, ни неволи, ни свободы. Ничто не представляется Мне ни как объединенным, ни как отделенным. По самой своей природе Я блаженен и свободен. Нет ничего ни выше, не ниже Меня, и нет ничего равного Мне. Для Меня нет ни врагов, ни друзей. Как Я могу говорить о чем-то, как о хорошем или как о плохом? По самой своей природе Я блаженен и свободен.

4.8-11. Я не являюсь ни поклоняющимся, ни объектом поклонения. Для Меня нет ни предписаний, ни ритуалов. Как Я могу описать природу моего абсолютного Сознания? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Нет ничего, что пронизывало бы Его или было пронизываемо Им. Для Него нет никакого местопребывания, и при этом нельзя сказать, что Его где-то нет. Как Я могу описать Его как цельного или пустого? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Мое "я" не постигает ничего, и оно не объект постижения. Для него нет ни причин, ни последствий. Как Я могу говорить, что Оно постижимо или непостижимо? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Мое "я" не разрушает ничего, и при этом Оно не разрушается ничем. Оно не является познающим, и при этом Оно непознаваемо. О дорогой, как Я могу описывать Его как приходящее или уходящее? По самой своей природе Я блаженен и свободен.

4.12-15. Для Меня нет ни тела, ни бестелесности. Для Меня нет ни чувств, ни ума, ни разума. Как Я могу говорить о привязанности или не привязанности? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Никакие утверждения не могут повлиять на Брахмана, и при этом отрицание Брахмана не заставит Его исчезнуть. Как Я могу говорить, о, Мой друг, является ли Брахман всегда одним и тем же или нет? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Я подчинил чувства, но в то же время Я не подчинил их. Я никогда не развивал самоограничения или религиозного аскетизма. О, Мой друг, как Я могу говорить о победе и поражении? По самой своей природе Я блаженен и свободен. У Меня нет ни формы, ни бесформенности. У Меня нет ни начала, ни середины, ни завершения. Друг, как Я могу говорить, что Я - сильный или слабый? По самой своей природе Я блаженен и свободен.

4.16-18. О, Мой дорогой, для Меня нет смерти и бессмертия, яда и нектара. Как Я могу говорить о чистоте или нечистоте? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Для Меня нет ни бодрствования, ни сна. Я никогда не практиковал ни сосредоточения, ни асан. Для Меня нет ни дня, ни ночи. Как Я могу говорить, что Я нахожусь в трех относительных состояниях сознания или в четвертом (турии)? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Знай, что Я свободен от всего, и в то же время нет ничего, с чем бы Я не был связан. Ни майя, ни ее множественные формы не властвуют надо Мной, и при этом Я не свободен от нее. Как Я могу говорить о таких ритуалах, как утренние и вечерние поклонения? По самой своей природе Я блаженен и свободен.

4.19-25. Знай, что Я полностью растворился в Брахмане. Знай, что Я свободен как от цели, так и от бесцельности. Как Я могу говорить о единстве или разделенности? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Я - не глупец и не ученый. Мне не свойственна ни молчаливость, ни болтливость. Как Я могу описывать Брахмана с помощью аргументов или контраргументов? По самой своей природе Я блаженен и свободен. У Меня нет ни отца, ни матери, ни семьи. Нет такой касты, к которой Я бы принадлежал. Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. Как Я могу говорить, что у Меня есть привязанность или заблуждение? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Я никогда не исчезаю, Я проявлен и присутствую всегда. Для Меня нет ни света, ни тьмы. Как Я могу говорить о таких ритуалах, как утренние и вечерние поклонения? По самой своей природе Я блаженен и свободен. Знай, что Я, несомненно, свободен от замешательства и дилемм. Знай, что Я, несомненно, неразделенный. Знай, что Я, несомненно, безупречен. По самой своей природе Я блаженен и свободен. O, Мой дорогой, мудрецы отказываются от всех типов медитации, равно как и от всех типов деятельности, хороших или плохих. Они пьют нектар отреченности. По самой своей природе Я блаженен и свободен. Как можно написать что-то о том, что невозможно познать даже разумом? Великий Авадхута, очистив себя медитацией и растворившись в Бесконечном Блаженстве, спонтанно спел это о Брахмане.

Глава 5. Видеть Единое во всем

5.1-4. Авадхута сказал: "Слово 'Ом' подобно безграничному пространству, в нем нет ни высшего, ни низшего. Как можно произносить окончание слога 'Ом', которое сводит на нет проявленность Непроявленного? Утверждения священных писаний, такие как "Ты есмь То", доказывают тебе, что ты воистину есть То (Брахман), что ты лишен каких бы то ни было придатков и один и тот же во всем. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? В твоем всеобъемлющем "я" нет ни низшего, ни высшего, ни внутреннего, ни наружного, в Нем нет даже понятия единства. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Оно не может быть постигнуто благодаря следованию предписанным правилам и ритуалам. Оно не может быть исследовано с помощью анализа причины и последствия. Тождественное всему, Оно не выразимо ни словами, ни словосочетаниями. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.5-8. Оно - не объединение сознательного и подсознательного. Оно - не место встречи внутреннего и внешнего пространства. Оно - не точка слияния времени и безвременности. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Оно - не кувшин и не пространство внутри кувшина. Оно - не тело индивидуальной души и не сама индивидуальная душа. Оно выше взаимоотношений причины и следствия. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Существует только одно состояние свободы, которое объемлет все без разграничений. В нем нет разделения на короткое и длинное, круглое и угловое. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Оно - не пустота и не отсутствие пустоты. Оно - не чистое и не загрязненное. Оно - не все и не ничто. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.9-12. В Брахмане нет различий, обусловленных разделенностью или неразделенностью. В Нем нет ни внешнего, ни внутреннего, ни перехода из одного в другое. Он одинаков по отношению ко всему и лишен как врагов, так и друзей. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? В Нем нет никакого разделения на учеников и тех, кто ими не является. В Нем нет никакого разделения на подвижное и неподвижное. Всепронизывающая Реальность - это сама свобода. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Оно лишено как формы, так и бесформенности. Оно ни разделенное, ни неразделенное. Оно свободно от творения и разрушения. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Так как Я не связан оковами хороших и плохих качеств, то как Я могу быть вовлечен в действия жизни и смерти? Я - чистая, безупречная, всепронизывающая Реальность. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.13-16. В Нем нет ни существования, ни отсутствия существования, ни желания, ни отсутствия желания. Это наивысшее Сознание тождественно с освобождением. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Его истинная природа - сама извечная Реальность. Для Него нет ни единства, ни разделенности. Хотя Он стоит в стороне от всего, все же Он пронизывает все в равной мере. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Брахман одинаково пронизывает и открытое пространство, и дом, и тела. У этой Высшей Реальности нет ни привязанности, ни отреченности, ни знания, ни невежества. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Эта вселенная, которая является видоизменениями неизменного Брахмана, нереальна, и все явления невидимого Брахмана также нереальны. Один только Атман - Реальность. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.17-20. Брахман тождественен высшему "я" индивидуальной души. Он, неразделенный, пронизывает одинаково все живые существа и все неподвижные вещи. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Бессмысленно пытаться выделять различия в Брахмане, который за пределами мысли и постижения. Видеть разнообразие в единстве - явное невежество. Брахман - непрерывное и неразделяемое сознание. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Брахман - это не состояние свободы или неволи, не наличие достоинства или порока, не состояние полноты или пустоты. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Для вездесущего Брахмана нет ни касты, ни внекастовости. Он свободен от причины и следствия, единства и разнообразия. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.21-24. Брахман, абсолютное Сознание, пронизывает всех живых существ, равно как и все неподвижные объекты мира. Он Самосияющий, и Его сияние не связано ни с людьми, ни с другими существами. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Вездесущий Брахман пребывает за пределами всего, и Он пронизывает все в равной мере. Он совершенно чист, безупречен и безмятежен. Для Него нет ни дня, ни ночи. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Неволя и свобода, единство и разделенность, рассуждение и вывод - все эти и другие пары противоположностей не относятся к Брахману. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? В Брахмане отрицается существование времени, разделенности времени и его отсутствия. Атом и исконные элементы, например, огонь или воздух, также не существуют в Нем. Но невозможно отрицать Высшую Реальность. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.25-28. У Брахмана нет ни тела, ни отсутствия тела. Для Него нет таких состояний, как бодрствование, сон со сновидениями или глубокий сон без сновидений. Для Него нет ни названия, ни предписаний, которым Он должен был бы следовать. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Всепронизывающий Брахман не замутнен и безграничен, подобно пространству. Он превосходит все, и Он пронизывает все. Для Него нет ни сущностности, ни ее отсутствия, ни их видоизменений. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Брахман выше достоинств и недостатков. Он безразличен к богатству и бедности и свободен от страсти и бесстрастия. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Всепронизывающий Брахман свободен от удовольствия и боли, печали и радости. В этой Высшей Реальности нет ни гуру, ни ученика. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься?

5.29-32. У Брахмана нет никаких последующих проявлений, нет силы или слабости. Для Него нет ни подвижности, ни неподвижности, ни равенства, ни неравенства. Он лишен рассуждения и его отсутствия. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Брахман - квинтэссенция всей сути, и Его природа, как утверждается, отделена от Него Самого. Любое действие в воспринимаемом явлении нереально. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Священные писания различными способами утверждают, что проявленный космос, земля и другое - все это подобно воде в мираже. Один только всепронизывающий Брахман существует одинаково во всем. Будучи тождественным всему, почему же ты печалишься? Как можно написать что-то о том, что невозможно познать даже разумом? Великий Авадхута, очистив себя медитацией и растворившись в Бесконечном Блаженстве, спонтанно спел это о Брахмане.

Глава 6. Освобождение

6.1-2. Авадхута сказал: "Священные писания различными способами утверждают, что эфир, земля и другое подобны воде в мираже. Если Брахман - всеобъемлющий и всепронизывающий Абсолют, Высшее Блаженство, то как тогда может быть сравниваемое или сравнение? В Брахмане нет ни разделенности, ни неразделенности. Он свободен от деятельности и видоизменений. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как может иметь место поклонение и аскетизм?

6.3-8. Разум вечен и вездесущ, и в Нем нет ни необъятности, ни незначительности. И если Разум - это всепронизывающее и всеобъемлющее высшее Блаженство, то как можно постичь Его умом или выразить Его словами? В самосияющем Брахмане нет никакого разделения на дни и ночи, или на восходы и закаты солнца. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как могут солнце, луна или огонь осветить Его? Различия между желанием и его отсутствием, деятельностью и бездеятельностью полностью отсутствуют в Брахмане. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может существовать какая-либо концепция внешнего и внутреннего? Брахман лишен расширения и сокращения, полноты и пустоты. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть первый или последний? В отношении Брахмана представления о различиях и сходстве, о познающем и познаваемом не имеют никакого смысла. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть третье состояние или четвертое (турия)? Ни выразимое, ни невыразимое не является Истиной. Ни познаваемое, ни непостижимое не является Истиной. Если Брахман - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда могут существовать объекты, чувства, ум и разум?

6.9-12. Эфир и воздух нереальны. Огонь и земля нереальны. Вода и облака нереальны. Всепронизывающее высшее Блаженство - единственная Реальность. Если существование в Брахмане различных миров и Богов - это просто воображение, если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то что тогда считать достоинством, а что пороком? В Брахмане нет ни смерти, ни бессмертия, ни действия, ни бездействия. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда можно говорить о Его приходе или уходе? В Нем нет никаких различий между Пурушей и Пракрити, между причиной и следствием. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда можно говорить о "я" и "не-я"?

6.13-17. В Нем нет наступления ни третьего рода страданий, ни второго, обусловленных гунами. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть младенчество, молодость или старчество? Он вне четырех стадий жизни и четырех каст. Для Него нет никакой причины, и при этом Он не оказывает никакого воздействия. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда Его можно считать разрушимым или неразрушимым? Ни разрушенное, ни неразрушенное не являются истинным. Ни рожденное, ни нерожденное не являются истинным. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда что-то может быть тленным или нетленным? В Нем исчезают концепции, связанные с мужским и немужским, женским и неженским. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть восприятие радости или ее отсутствия? Если Брахман свободен от заблуждения и депрессии, сомнений и горя, если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда могут существовать понятия "я" и "мое"?

6.18-21. Различия между достоинствами и недостатками, неволей и свободой отсутствуют в Брахмане. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть восприятие печали или ее отсутствия? В Брахмане нет никакого различия между жертвующим и жертвой, или между жертвенным огнем и жертвоприношением. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то, скажи Мне, откуда могут появиться какие-либо результаты деятельности? Воистину, Брахман свободен от печали, радости, гордости и смирения. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то откуда тогда может появиться страсть или бесстрастие? Искушение и его отсутствие, жадность и ее отсутствие не могут потревожить или что-то изменить в Брахмане. Если Он - единственное и всепронизывающее высшее Блаженство, то как тогда может быть представление о различении или отсутствии различения?

6.22. Никогда не существовали ни "ты", ни "я". Понятие о принадлежности к семье или определенной касте ложно. Воистину Я - Брахман и Высшая Истина. Как тогда Я могу обращаться к чему-либо? Различия между гуру и учеником, между предписаниями и их рассмотрением полностью отсутствуют в Брахмане. Воистину, Я - Брахман и высшая Истина. Как тогда Я могу обращаться к чему-либо? В Нем нет никакого разделения ни на физические формы, ни на воображаемые миры. Воистину Я - Брахман и высшая Истина. Как тогда Я могу обращаться к чему-либо? Он полностью свободен от страсти и бесстрастия. Он безупречен, невозмутим и чист. Воистину Я - Брахман и высшая Истина. Как тогда Я могу обращаться к чему-либо? У Брахмана нет ни тела, ни бестелесности. То, что представляется деятельностью, нереально. Воистину Я - Брахман и высшая Истина. Как тогда я могу обращаться к чему-либо? Как можно написать что-то о том, что невозможно познать даже разумом? Великий Авадхута, очистив себя медитацией и растворившись в Бесконечном Блаженстве, спонтанно спел это о Брахмане.

Глава 7. Самопознание

7.1-2. Авадхута сказал: "Просветленный Авадхута, нагой или носящий одежду, сделанную из брошенных другими лохмотьев, идет по пути, свободному от достоинств и пороков. Беззаботный нищий, живущий в пустынном месте, поглощен в чистом и безупречном блаженстве Брахмана. Авадхута устремлен к Тому, что лишено как признаков, так и их отсутствия. Он выше правильного и неправильного, он искусен в деяниях. Его истинная природа - совершенство, чистота и безупречность. Разве такая просветленная душа может быть вовлеченной в споры и обсуждения?

7.3-4. Авадхута свободен от заманивающей ловушки желания. Он всегда пребывает в Высшем Духе, не заботясь о своем теле. Будучи отрешенным от всего, он соединяется с чистым и безупречным Брахманом. Пребывая в таком состоянии реализации, как Авадхута может полагать, есть у него тело или нет, или есть ли у него привязанность? Он сам - безупречная, непоколебимая, изначальная Реальность, бесконечная как пространство.

7.5-7. Когда Истина познана, то как тогда можно говорить о форме и бесформенности? Если высшая Реальность пронизывает все, будучи подобной безграничному пространству, то как можно указать на нее или обособить ее? Брахман всепронизывающ, подобно безграничному пространству, и Его природа - чистота и безупречность. Как тогда в Нем может быть разделение и множественность, неволя и освобождение, а также различные другие модификации? Если Абсолютный Брахман пронизывает все в равной мере, то как в Нем может быть единство или разделенность? Если Всевышний Абсолют тождественен всему, то как в Нем может быть что-либо или отсутствие чего-либо?

7.8-9. Абсолютная Истина, чистая и всепронизывающая, подобная пространству, сияет одинаково во всем. Как тогда может быть общность или разобщенность, игра или прекращение игры? Авадхута может соблюдать или не соблюдать предписания йоги, тем не менее, он - йог. Он - наслаждающийся, лишенный как наслаждения, так и его отсутствия. Он путешествует неторопливо и безмятежно, и наслаждается свойственным ему блаженством, проявляющимся в его собственном чистом уме.

7.10. Если практикующий йогу все еще обладает и знанием, и невежеством, восприятием и двойственности, и не двойственности, то как тогда он может быть свободным? Почему должен стараться походить на этого йога тот, кто всегда наслаждается чистым и истинным блаженством Брахмана, и чья природа свободна от желания и невежества?

7.11-13. Брахман - само Разрушение, лишенное разрушаемого и не разрушаемого. Брахман - это сам благоприятный Момент, не связанный ни благоприятным, ни неблагоприятным временем. Поскольку Он - всепронизывающее и бесконечное Бытие, то как в Нем может быть какое-либо сокращение или расширение? Отрекаясь от всего, Авадхута всегда един с Брахманом. Будучи выше всех элементов, он свободен. Как может существовать для него жизнь или смерть? Практика медитации не имеет никакого значения для него. Весь этот мир - иллюзия, похожая на мираж в пустыне. Существует только неделимое, бесформенное и всепронизывающее Высшее Блаженство.

7.14-15. Мы, Авадхуты, совершенно безразличны ко всему - от следования религиозным предписаниям до освобождения. Ни привязанность, ни непривязанность не имеют ничего общего с нами. Только в воображении схоластов присутствуют такие представления. Как можно написать что-то о том, что невозможно познать даже разумом? Великий Авадхута, очистив себя медитацией и растворившись в Бесконечном Блаженстве, спонтанно спел это о Брахмане.

Глава 8

8.1. Авадхута сказал: "О Брахман, совершая паломничество в поисках Тебя, Я таким образом отвергал Твою вездесущность. Медитируя на Тебя, Я придал Тебе форму в Моем уме, и таким образом отвергал Твою бесформенную природу. Воспевая гимны, Я описывал Тебя и таким образом отвергал Твою неописуемую природу. Прости Мне эти три прегрешения.

8.2-4. Мудрец тот, чей разум не взволнован желаниями, чьи чувства подчинены ему. Его нрав кроток, он чист, он не владеет ничем. У него нет алчности, он питается умеренно, он безмятежен и непоколебим. Мудрец тот, кто бдителен, проницателен и непреклонен, кто подчинил свои ум и чувства, превзойдя бремя шести пороков. Он смиренен, и он ко всем относится уважительно. Он дружественен ко всем, сострадателен и прозорлив. Мудрец тот, кто милостив, кто практикует ненасилие и сдержанность в отношении всего. Он утвердился в истине, беспристрастный и благосклонный ко всем. Он - безупречная душа, равно относящаяся ко всем.

8.5-9. Значение блаженного слова "А-Ва-Дху-Та" должно быть разъяснено, слог за слогом, учителями Вед и Веданты, посвященными в знание слогов и сущность Вед. Слог "А" в имени Авадхуты указывает, что Он свободен от западни надежд и ожиданий. Его жизнь чиста с самого ее начала, на всем ее протяжении и до самого ее конца, Он всегда пребывает в блаженстве. Слог "Ва" в имени Авадхуты указывает, что Он искоренил все желания. Его благотворная речь очищает, и Он всегда пребывает в вездесущем Брахмане. Слог "Дху" в имени Авадхуты указывает, что, хотя Его тело и покрыто серой пылью из-за отсутствия внимания к телу, все же Его ум чист, будучи свободным от всех болезней. Для Него больше нет нужды заниматься концентрацией и медитацией. Слог "Та" в имени Авадхуты указывает, что Он - тот, кто утвердился в осознании Истины, и что Он не подвержен беспокойству, лишенный каких бы то ни было мыслей и стремления проявить Себя. Он полностью свободен как от эгоизма, так и от невежества.

8.10. Такова блаженная песня, составленная Даттатреей Авадхутой. Те, кто читают или слушают ее, освобождаются от перерождения.

вернуться в раздел "Индуизм"