0%
 

Аль-Газали

Другие тексты автора:   [показать]

 

Эпизоды из жизни

* * *
Когда ему еще не исполнилось и двадцати лет, в 470 году (по летоисчислению Хиджры) в поисках знаний он отправился в Горгон. Он взял с собой книгу "Комментарии по вопросам мусульманского права" в нескольких томах, автором которой является Абу Наср Аль-Йсмаили. С этими книгами у него приключилась курьезная история. Вот что об этом говорит он сам: "В пути на наш караван напали разбойники. Они отобрали у меня все мои вещи, а когда стали уходить, я последовал за ними. Меня заметил их старший, который, пригрозив мне, сказал: "Горе тебе, возвращайся назад, а не то ты погибнешь". Я сказал ему: "Ради Аллаха, прошу тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет от них никакого толка, а мне они очень нужны". Тот спросил: "Что это за книги?" Я ответил: "Те, что в той торбе. Я очень много трудился над ними, слушал, писал и познал то, что в них". Он посмеялся и сказал: "Как же ты можешь знать то, что в них? Ведь когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!" Затем он повелел своим людям вернуть их мне.
Далее имам Аль-Газали говорит: "Тогда я обратился к самому себе и сказал: "Поистине эти слова Аллах специально вложил в уста тому человеку, чтобы направить меня на более правильный путь в моей учебе". И когда возвратился из города Горгона, я изучал эти книги в течение трех лет, пока не выучил их наизусть, чтобы не остаться без знаний, если на меня нападут разбойники".

* * *
В 484 году (по летоисчислению Хиджры) Низам аль-Мульк назначил имама Аль-Газали на должность главного учителя медресе "Ан-Низамия" в Багдаде. У него было три сотни своих учеников. Тогда ему было сорок три года. Он удивлял людей своим характером, красноречием, благородством, и все очень полюбили его. Они чаще стали посещать его и получать исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. Так продолжалось до тех пор, пока он не отрекся от мирской суеты, отказавшись от своей славы и высокой должности Пробыв в Багдаде всего четыре года, он в 488 году, назначив родного брата своим заместителем и оставив все, что имел, покинул город.
Что же могло послужить причиной этому?
Вот что он впоследствии сказал об этом случае, придавая своим словам огромное значение: "Затем, понаблюдав за собой со стороны, я нашел свое положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, - это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моем положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не понравилось, и она стала мне противиться. И, таким образом, я стал колебаться между своей необузданной страстью и эгоизмом и призывами того света до тех пор, пока дело не перешло от выбора к необходимости..."

* * *
В 499 году (по летоисчислению Хиджры) имам Аль-Газали, оставив уединение, возвратился в Нисабур. Причиной этому явилось то, что люди стали отклоняться от основных принципов исламского вероубеждения и стали придавать значение суевериям. Сердце подсказало ему, что он должен прекратить уединение и выйти к людям. Аль-Газали, обратившись к самому себе, сказал: "Нет, уединение не поможет тебе ничем, когда болезнь (то есть ослабление Веры) распространилась повсеместно, и сами доктора заболели, и люди находятся на грани гибели".
...Он был человеком редчайшей простоты, скромности и умеренности. Ему не раз предлагали богатство, деньги, но он каждый раз отказывался от них. Он располагал достаточными средствами для содержания семьи, заработанными честным трудом. Он всегда довольствовался тем, что имел. Аль-Газали не имел привычки просить у кого бы то ни было помочь ему в материальном отношении.

* * *
Имам Аль-Газали однажды так ответил на вопрос о доверии знаменитым людям:
- Человеку, спасенному от свирепого льва, безразлично, совершено ли это неизвестным лицом или прославленным мужем. Отчего же тогда люди так стремятся получить знание от знаменитостей?
На вопрос о том, что такое любовь, он сказал:
- Если кто-то любит кого-то потому, что это доставляет удовольствие, не следует считать, что он любит этого человека. Такая любовь на самом деле, хотя это и не осознается, направлена на удовольствие. Источник удовольствия является второстепенным объектом внимания и замечается только потому, что восприятие удовольствия еще не настолько хорошо развито, чтобы подлинное чувство могло быть признано и описано.
Имам Аль-Газали также говорил своим ученикам:
- Человек должен повторять себе: "О, мое 'я'"! Ты считаешь себя умным и расстраиваешься, когда тебя называют глупым. Но в действительности разве это не так? Ты запасаешься одеждой на зиму, но не заботишься о запасах для жизни той. Ты подобен человеку, который зимой говорит: "Я не стану носить теплые одежды, но полагаюсь на милость Божью, пусть она защитит меня от холода". Он не понимает, что, создав холод, Бог также дал человеку средства защиты от него.

* * *
Во время одного из своих путешествий по Востоку, в процессе которых Газали совершал многочисленные паломничества и занимался поисками озарения, он зашел в какую-то мечеть.
В этот момент имам как раз закончил свою проповедь словами:
- Так говорит наш лидер Газали.
Странствующий дервиш Газали сказал себе: "О, эгоистичное Я, как приятно тебе слышать эти слова! Но больше я не стану потворствовать тебе. Я уйду отсюда туда, где никто не говорит о Газали".

* * *
Рассказывают, что имам Аль-Газали был однажды приглашен на собрание судей, и больший из них сказал ему:
- Ты - ученый человек, также как и мы все... Многие приходят к тебе, чтобы ты разъяснил им священный закон Шариата. Нам стало известно, ты рекомендуешь им не соблюдать пост в священный месяц Рамадан. Также нам известно, что ты отговаривал людей совершать паломничество в Мекку. Говорят о тебе также и то, что ты запрещаешь людям говорить Символ веры "Нет Бога, кроме Аллаха". Все - бесспорное свидетельство твоей неверности. Твоя репутация - вот то единственное, что защищало тебя до сих пор от смерти за отступничество. Людей надо защищать от таких, как ты.
Газали отвечал со вздохом:
- В Священном Законе Ислама записано, что люди, не понимающие Закон и того, что он означает, - не преступники и не подлежат его суду. Сюда входят дети и слабоумные, но сюда же следует отнести и тех, кому не хватает понимания. Если человек постится, не осознавая, зачем он это делает, или отправляется в паломничество только для того, чтобы страдать, или произносит Символ веры, а веры не имеет, то этому человеку недостает понимания, и его не следует поощрять к продолжению того, что он делает, но наставить на путь. Говоря вашими словами, людей следует защищать от таких как вы, ибо вы поощряете их не за добродетели и наказываете не за преступления. Если человек не способен ходить, если он хромой, велите ли вы ему идти, во что бы то ни стало, или все-таки дадите ему костыли и средства для лечения его болезни? Это о вас сказал Пророк, предсказывая ваше появление: "Ислам пришел как чужак, как чужак и уйдет". Понимание смысла вещей лежит вне ваших намерений, вашей подготовки и ваших способностей. Вот, почему вам не остается ничего более, кроме как пугать людей смертью за отступничество, и все же отступники - не я, а вы.

Предсмертная записка

Имам Газали проснулся рано утром и, как обычно, вознес молитвы, а затем спросил, какой сегодня день. Его младший брат Ахмад Газали ответил: "Понедельник". Тогда он попросил его принести ему саван и, поцеловав его, лег и со словами «О Аллах, с радостью подчиняюсь Тебе» испустил последнее дыхание. В его изголовье были обнаружены стихи, скорее всего, сочиненные им той ночью.

Скажи моим друзьям, когда они будут смотреть на меня мертвого,
оплакивать меня и скорбеть обо мне,
чтобы они не верили, что тело, которое они видят, есть я.
Во имя Бога, говорю тебе, это не я.
Я есть дух, но не плоть.
То была только моя временная оболочка и моя одежда.
Я сокровище, скрытое талисманом, созданное из пыли моей гробницы, я жемчужина, исчезнувшая из раковины,
Я птица, а это тело было только клеткой,
Из которой я вырвался, и она осталась в память обо мне.
Помолитесь Господу, Который освободил меня
И подготовил для меня место в высших из небес.
До сегодняшнего дня я был мертв, хотя жил средь вас,
Теперь я живу в истине, сбросив погребальные одежды.
Сегодня я веду беседу со святыми и лицезрею Господа
Без занавеса между нами.
Я взглянул на "Аль-Лаух-аль-махфуз"
И прочел обо всем, что было, есть и будет.
Пусть мой дом исчезнет, положите мою клетку в землю,
Избавьтесь от талисмана, это только оболочка и не больше.
Отложите мой плащ, он был только моей внешней одеждой.
Положите их в могилу, забудьте о них,
Я ушел вперед, а вы остались позади.
Ваше жилище не подходит для меня.
Не думайте, что смерть есть смерть, нет, это жизнь -
Жизнь, о которой мы даже не могли мечтать здесь,
В этом мире, в котором мы обречены на сон,
Смерть не что иное, как сон, длинный сон,
Но не пугайтесь, когда придет смерть,
Это только начало пути в этот благословенный дом,
Благодаря милости и любви Всевышнего.
Возблагодарите Аллаха за Его Милость и не ведайте страха.
Что я есть сейчас, тем же будете вы,
Ибо я знаю, что вы такие же, как я,
И души всех людей исходят от Господа.
Тела всех созданы одинаково,
Из хорошего и плохого.
Я несу вам радостную весть
Пусть мир и спокойствие от Господа будут навеки с вами.

Избранные притчи

Пути Господни неисповедимы
Богатый юноша, живший во времена Иисуса, влюбился в случайно встретившуюся ему на пути девушку и женился на ней. У девушки не было одной руки, и она стыдилась юноши. Бог услышал ее молитву и восстановил ей руку. Когда супруги вернулись домой, однажды за обедом они услышали голос дервиша. Жена взяла два куска хлеба и хотела дать их нищему, но муж ей не разрешил.
Она подумала, что он скупой, и заплакала. Но он сказал: "Этого мало, дай ему полную тарелку".
Она взглянула на нищего и увидела, что это ее первый муж, из скупости ставший нищим. Тогда она рассказала юноше свою историю. Ее первый муж был чрезвычайно скуп. Однажды, когда его не было дома, она дала нищему курицу, в которую спрятала ценное кольцо. Вернувшись, муж очень разгневался, развелся с ней и изгнал из города, отрубив ей руку.
Тут юноша заплакал и сказал, что этим нищим был он, а кольцо дало ему богатство.

Долги братьев
Рассказывали, что Кайс Ибада заболел, а братья его долго не приходили к нему. Ему сказали:
- Они смущены тем, что много должны тебе.
А он ответил:
- Аллах считает постыдным то, что мешает братьям навестить брата.
Затем он приказал глашатаю провозгласить, что каждый, кто должен Кайсу, теперь свободен от долга. И порог его дома сломался - так велико было число тех, кто навещал его.

Самолюбие
К Байазиду пришел человек и сказал, что он молился и постился тридцать лет, но так и не смог приблизиться к пониманию Бога. Байазид сказал, что для этого не хватит и сотни лет. Человек спросил:
- Почему?
- Потому, что твой эгоизм отделяет тебя от Истины.
- Дай мне совет.
- Есть одно средство, но для тебя оно не подходит.
Человек стал настаивать, и Байазид согласился дать ему совет:
- Пойди и сбрей свою бороду. Сними с себя все, кроме набедренной повязки. Возьми с собой мешок орехов и отправляйся на базар. Ты там встанешь и будешь кричать: "Каждый мальчишка, кто даст мне затрещину, получит в награду орех!" После этого ты отправишься ко двору, где проводятся заседания законоведов.
- Но я, действительно, не могу сделать этого! Дай мне другой совет.
Байазид сказал:
- Это единственное средство, но я ведь уже говорил, что для тебя оно не годится.

Афоризмы

Всякий, кто искренен в науке, побеждает, но тот, кто хочет от нее лукавства, гибнет. Знания искреннего человека у него в душе, знания двуличного на его языке.

Зачем тебе вино? Ведь твоя жизнь и без того представляет собой путь по обледенелой дороге с хрупкой стеклянной поклажей и с хромым ослом.

Все миры Вселенной ты подчинишь себе, если преодолеешь свою страсть.

Что такое образ справедливости? - Процветание! Что такое облик смерти? - Несправедливость!

Какая разница, какие решения ты принимаешь, если сам ты не достиг еще единства и уверенности?

Эй ты, который не в силах познать себя, как ты можешь познать Бога?

И ключ всех дел в Его (Божьих) руках, и путь всех дел связан с Его бытием. Он есть причина добра и зла, причина того, что было, есть и будет.

Существующие находятся под Его (Бога) властью, все вместе с Ним, но ищут Его. Луч направляется к лучу, и он никогда не отделяется от солнца.

Откажись от души и разума хотя бы раз, чтобы достичь веления Истины.

Пока у тебя в сердце сомнение, признаешь ли Его единым или нет, все равно Он един.

вернуться в раздел "Ислам"