0%
 

Рождение Сканды (Картикейи)

Махабхарата. Араньяка-парва (книга 3). Фрагменты

Это одна из историй, поведанная Юдхиштхире и его братьям Пандавам мудрецом Маркандеей. Она посвящена рождению Картикеи (Сканде, Кумаре).

Еще одна версия создания Картикейи

Глава 213

В давние времена насмерть сражались Боги и асуры, и страшные данавы всегда побеждали Богов. Разрушитель вражеских городов Индра, видя, что гибнет его войско, стал серьезно подумывать о полководце для своей рати: "Мне нужен муж такой великой мощи, которая влилась бы мужеством в поверженное данавами войско Богов".

Погруженный в глубокие раздумья шел Он к горе Манаса и вдруг услышал отчаянный, душераздирающий женский крик:

- Поспешите ко мне кто-нибудь! Спасите меня! Укажите мне моего супруга, или пусть станет им сам!

Разрушитель вражеских городов сказал ей:

- Не бойся! Ты в безопасности!

Сказав так, увидел Он стоящего перед ним демона Кешина. На голове у того была диадема, в руке - палица, а сам он был похож на гору, богатую металлом. В руках у него билась девушка. Сказал ему Васава:

- Зачем ты, злодей, схватил эту деву? Знай, что я - Владыка ваджры. Немедленно отпусти ее!

- Оставь ее, Шакра! Я желаю ее. Ступал бы Ты с миром в свой город, пока живой!

С этими словами Кешин метнул свою палицу, целясь убить Индру, но Васава на лету расколол ее пополам своей ваджрой. Тогда Кешин в ярости запустил в него вершиной горы. Увидел Совершитель ста жертвоприношений, что летит в него горная вершина, и ее тоже разнес своей ваджрой! Упала она на землю и, падая, задела Кешина. Изувеченный, он выпустил счастливую девушку и бросился бежать. Прогнав демона, Васава обратился к деве:

- Кто ты? Откуда? И что ты здесь делаешь, о прекрасноликая!

- Я - дочь Властелина живущих (Брахмы), зовут меня Девасена. Сначала Кешин похитил сестру мою Дайтьясену. Мы, две сестры, с разрешения Владыки живущих ходили сюда к горе Манасе играть со своими подругами, и всякий раз могучий демон Кешин пытался похитить одну из нас. Дайтьясена пожелала стать его супругой, а я - нет. Он похитил ее, о властитель, а я осталась благодаря твоей мощи. Я хочу, о Индра, чтобы ты выбрал мне такого супруга, который был бы непобедим.

- Ты - моя двоюродная сестра по матери. Моя мать - Дакшаяни. Я хочу, чтобы ты рассказала о своей собственной мощи.

- Я слаба, о мощнорукий, но супруг мой должен быть сильным. Благодаря данному моим Отцом дару и Боги, и асуры станут его почитать.

- Какова же должна быть мощь твоего супруга, богиня?

- На глазах у недругов, сильный и мужественный он победит Богов и данавов, якшей, киннаров, змеев и ракшасов. Тот, кто вместе с Тобою покорит все сущее, будет моим достойным и множащим славу супругом.

Выслушав ее речь, задумался глубоко опечаленный Индра: "Нет для этой богини такого супруга, о котором она говорит". Сверкающий солнечным блеском, увидел он Солнце на горе Восхода и тут же заметил величественного Сому, движущегося навстречу Творцу дня. Была Амавасья и час Рудры (первый час дня), и Индре привиделась битва Богов и асуров на горе Восхода. Увидел он багряные облака ранней зари, кровью окрасились воды обиталища Варуны. Огонь, которому потомки Бхригу и Ангираса принесли жертвенные дары с особыми заклинаниями, приближался к Творцу дня, неся с собой жертву. Солнце в двадцать четвертый раз начинало половину лунного месяца, и грозный Сома, следуя уготованной ему Дхарме, надвигался на Солнце. При виде встречи Луны и Солнца, наблюдая этот мрачный союз, Шакра подумал: "Мощью пыла отмечено это великое страшное единение. Чудо - такая встреча Сомы, Огня и Солнца. Вот если бы Сома породил сына, тот был бы достойным супругом этой богини. И этот Огонь наделен всеми достоинствами. Если же он породит сына, тогда тот станет супругом этой богини". С этими мыслями Владыка отправился в мир Брахмы, взяв с собой Девасену. Он приветствовал Прародителя и сказал:

- Укажи, о праведный, супруга-героя для этой богини!

- Как ты решил, так и будет, Губитель данавов! - ответил Брахма. - Родится на свет богатырь, грозный в своем могуществе, и Он станет вместе с Тобою во главе твоего войска! Тот герой и будет супругом этой богини.

Выслушав это, Индра и девушка почтили Брахму, и Индра Богов направился туда, где пребывали посвятившие себя суровейшим обетам славные святые мудрецы-боги, Индры премудрых, во главе с Васиштхой. На их жертвоприношение сомы, добытого подвижничеством, явились вслед за Совершителем ста жертвоприношений другие Боги, желая испить каждый свою долю напитка.

Совершив, как положено, жертвенное подношение пылающему Пожирателю жертв, великие духом мудрецы принесли жертву в честь всех небожителей. Призвали они Уносителя жертв, и Адбхута, Огонь-властелин, сдержанный в речи, явился, как полагается, к ним, отделившись от солнечного диска. Войдя в огонь, которому дваждырожденные с заклинаниями поднесли жертвенные дары, Пожиратель жертв принял эти разнообразные подношения и передал их от святых мудрецов небожителям. На обратном пути увидел он жен тех великих душой мудрецов: укрывшись в своих обителях, они спокойно предавались омовению, похожие на позолоченные алтари и чистые, как лунный свет. Блеском они соперничали с самим Пожирателем жертв, и каждая была похожа на удивительную звезду.

Разум покинул Адбхуту, чувства вышли у него из повиновения: увидев жен Индр среди дваждырожденных, Огонь воспылал к ним любовью. Крепко задумался он: "Не к добру я так взволновался. Я возжелал чистых и целомудренных жен Индр среди дваждырожденных! Мне нельзя даже смотреть на них без причины, а не только касаться их. Но если я стану гархапатьей (огнем домохозяина), то смогу постоянно ими любоваться".

Обернулся он огнем гархапатья и, преисполненный радости, созерцал их и даже слегка касался каждой язычками своего пламени, сверкающими, как золото. Долго так прожил, томясь любовью к лучшим из женщин, плененный их красотою Огонь, отдавший им свою душу. Сердце его иссушила страсть, и, не добившись любви у жен браминов, решил Огонь расстаться с жизнью и удалился в лес.

Меж тем Сваха, дочь Дакши, была давно влюблена в него. Долго ждала красавица, но так и не обнаружила, безупречная, ни малейшей слабости в этом суровом Боге. Когда прекрасная дева узнала, из-за чего Огонь удалился в лес, она подумала, воистину сгорая от любви: "Приму я вид жен семи святых мудрецов и очарую томящегося желанием Бога Огня, плененного их красотой. Сделаю так - и ему будет приятно, и моя страсть к нему будет удовлетворена".

Глава 214

Шива, супруга Ангираса, была хороша собой и отличалась достойным поведением. Та богиня, прекраснейшая из женщин, приняла сначала ее облик. Явилась она к Богу Огня и сказала:

- О Огонь, я сгораю от любви! Ты должен полюбить меня. Если не будет этого, знай: я умру! Я - супруга Ангираса по имени Шива, о Пожиратель жертв! Я пришла сюда вместе с подругами, обдумав свое решение.

- Откуда ты знаешь, что я снедаем любовью? Откуда об этом знают все другие любимые жены семи святых мудрецов, о которых ты говоришь?

- Ты всегда был нам желанен, но мы робели перед тобой. Верные приметы выдают твою печаль, потому и прислали меня к тебе. Я явилась соединиться с тобою, исполни скорее наше желание. Матери ждут, когда я вернусь, о Пожиратель жертв!

Тогда Огонь, довольный и радостный, насладился Шивою, а богиня, счастливая, собрала рукой его семя. Потом она подумала: "Те, что увидят меня в лесу в этом обличье, несправедливо обвинят жен браминов в грехе с Огнем, поэтому, чтоб сохранить все в тайне, обернусь-ка я Гаруди (Вината) и тогда спокойно выберусь из леса".

Она превратилась в птицу Супарни и покинула этот великий лес. На пути ее была гора Швета, покрытая зарослями тростника, охраняли ее чудовища - семиглавые змеи, глаза которых источали яд, а также ракшасы вместе с ракшаси, пишачи и грозные толпы бхутов. Здесь было полно зверей и птиц. Быстро взлетела достойнейшая богиня на неприступную горную гряду и торопливо бросила семя в золотой сосуд.

Потом богиня Сваха принимала обличье каждой из остальных славных жен семи святых мудрецов и наслаждалась любовью с Богом Огня, но небесный облик Арундхати она не сумела принять: столь велика была у той мощь подвижнического пыла и преданность своему супругу. Шесть раз каждые две недели Сваха, возлюбленная Огня, бросала его семя в сосуд.

И, наконец, из того разбрызганного семени, собранного в тепле, появился на свет мальчик, и святые мудрецы почтили его. Так исторгнутое Огнем семя привело к появлению Сканды.

Родился тот мальчик с шестью головами, с ушами в два раза больше того, двенадцатью глазами, руками и ногами, но с одной шеей и одним телом. Он принял такой облик на второй день лунного месяца, на третий день все еще походил на младенца, а к четвертому дню члены Его оформились, и предстал он Гухой.

Окутанный огромной багровой тучей, рассекаемой молнией, Он сиял, словно Солнце, взошедшее среди алых тяжелых туч. Могучий Сканда взял в руки грозный гигантский лук, который оставил ему Разрушитель Трипуры, разивший им некогда врагов небожителей, и, приняв этот лучший из луков, издал клич, приведя в трепет три мира со всем, что в них есть движущегося и неподвижного. На тот Его клич, подобный рокоту тяжелых туч, явились великие змеи Читра и Айравата.

Увидев спустившихся к Нему змеев, могучий сын Огня, блеском подобный молодому Солнцу, схватил их обоих двумя руками, еще одной рукой взял копье, другой прижал к Себе огромного связанного петуха с красным гребнем, сильнейшего среди сильных, затем издал воинственный клич и стал предаваться забавам. Двумя руками взял Он, могучий, лучшую из раковин и дунул в нее, наводя ужас на самых могучих среди живущих. Одновременно Он часто ударял в воздухе двумя руками.

Развлекаясь на горной вершине, Великий полководец, душа которого необъятна, блистал, словно восходящее Солнце, и, казалось, выпивал своими устами три мира. Тот, чья душа безгранична и мощь удивительна, уселся затем на горной вершине и решил осмотреться вокруг, обратив Свои лики в разные стороны. Увидел Он множество тварей и снова издал клич. Много людей пало ниц при звуке Его голоса. Перепуганные и растерянные они стали просить у Него пощады. Этих людей разных варн, тех, которые обратились тогда за покровительством к этому Богу, брамины называют великими спутниками Сканды.

В ответ на их мольбы этот Бог с могучими руками поднялся и успокоил людей. Натянув лук, Он стал метать стрелы в великую гору Швету. Своими стрелами он расколол гору Краунчу, сына Химавана, и тогда гуси и коршуны перебрались на гору Меру, а расколотая гора обрушилась, издавая отчаянные вопли. Когда она рухнула, другие горы стали громко стенать от ужаса, но стон несчастных не смутил первого из могучих Богов с необъятной душою.

Сканда поднял свое копье и снова издал клич. Потом Он, великий духом, метнул это огромное копье, и оно мгновенно раскололо грозную вершину горы Шветы. Несчастная, искалеченная им гора в страхе перед могучим душою героем оторвалась от земли и взмыла вверх вместе с другими горами. Тревога объяла землю, стала она разверзаться повсюду. В отчаянии воззвала она к милости Сканды, и тогда вновь обрела свою мощь, и горы, приветствуя Его, вернулись на землю. Мир отвел для почитания Сканды пятый день светлой половины лунного месяца.

Глава 215

Святые мудрецы, обеспокоенные зрелищем многообразных и грозных явлений, взялись восстанавливать спокойствие в мирах, заботясь о благе людей. Живущие в лесу Чайтраратха (небожители) говорили:

- Великое оскорбление нанес нам Огонь, соблазнив шестерых из жен святых мудрецов.

Другие, те, что видели Гаруди (Винату), в обличье которой скрывалась богиня Сваха, говорили той птице:

- На тебе лежит этот грех.

Но люди не знали, что сделала это Сваха. А она, принявшая вид Супарни, слыша такие речи, думала: "Ведь это мой сын!" Пробралась она к Сканде и нежно сказала:

- Я - твоя мать.

Когда семеро святых мудрецов услыхали о рождении отмеченного мощью сына, они покинули шестерых супруг, кроме богини Арундхати.

Лесные жители утверждали, что мальчик рожден теми шестью, но Сваха уговаривала семерых святых мудрецев:

- Это мой сын. Я-то знаю, все было не так, как вы думаете.

Великий мудрец Вишвамитра, завершив жертвоприношение для семи мудрецов, следовал, невидимый, за Огнем, когда того сжигала страсть, поэтому он точно знал, как все произошло. Вишвамитра первым просил у Кумары покровительства и посвятил Великому полководцу дивные песнопения. Славный мудрец совершил для Него все тринадцать торжественных обрядов над новорожденным, начиная с обряда рождения, а также воспел хвалу величию Шестиликого, получению Им петуха, а также обретению богини Шакти и спутников. За это Кумара возлюбил святого мудреца Вишвамитру.

Великий мудрец знал о превращениях Свахи и сказал всем мудрецам, что жены их невиновны, но, даже узнав от него правду, те все равно расстались с супругами.

О Сканде прослышали Боги и все вместе стали взывать к Васаве:

- Не медли, о Шакра! Скорей сокруши Сканду, отмеченного неодолимой мощью! Если Ты не убьешь Его тотчас же, Он, наделенный великим могуществом, захватит три мира и нас вместе с Тобою, о Шакра, и тогда Он станет Индрой!

Тот им ответил печально:

- Это Дитя обладает великой мощью. Сканда может вызвать на бой и уничтожить самого Творца миров. Пусть все Матери мира, мощь которых может расти по желанию, сейчас же отправятся к Сканде и покарают его.

- Да будет так, - сказали они и удалились. Увидев, сколь неотвратима мощь Сканды, Матери приуныли, решив про себя: "Нам не осилить Его". И обратились они к Нему за покровительством:

- Будь нашим сыном! Нами держится мир. Окажи же нам честь. Наши груди полны молока, мы все преисполнены нежности к Тебе.

Из почтения к ним Великий полководец выполнил их желание. Затем этот Бог, сильнейший из сильных, увидел, что приближается Огонь, его отец. Тот принял почести от своего Сына и Матерей и решительно встал рядом с Великим полководцем, готовый Его защитить. Одна из Матерей, порождение Гнева, с копьем в руках заняла место около Сканды, оберегая Его, словно мать своего сына. Жестокая дочь Кровавого океана, питающаяся кровью, обнимая Великого полководца, охраняла его, как свое детище. Огонь, превратившись в Козлоликого Найгамею, множеством своих порождений, словно игрушками, развлекал Юного Бога, пока Тот жил на горе.

Глава 216

Планеты вместе с кометами, святые мудрецы и Матери, а также пламенеющие толпы спутников Сканды во главе с Пожирателем жертв и многие другие грозные обитатели Третьего Неба собрались вокруг Великого полководца, встав рядом с сонмами Матерей. Понимая, что на победу надежд мало, и все же страстно желая победить, Владыка Богов сел на слона Айравату и вместе с Богами отправился биться со Скандой. Индра спешил покарать Великого полководца.

Грозно сверкала стремительная, торжествующая небесная рать, красуясь под сенью пестрых знамен. На воинах были надеты лучшие из одежд, доспехи и украшения, они вооружились разными луками, и средства передвижения у них были самые многообразные. Кумара вышел навстречу приближающемуся Шакре, который горел желанием уничтожить его.

Быстро летел могущественный Шакра, оглашая кличем Свой путь. Он вселял радость в небесное войско Своею страстной решимостью покарать Сына Огня. Почитаемый Тридцатью Богами и святыми верховными мудрецами, приблизился Васава к Картикее. Львиный рык издал Владыка Богов и другие Боги, а Гуха в ответ на тот рев зарокотал, как океан. Услышав Его мощный глас, смешалось перепуганное Небесное войско и стало похоже на взбушевавшийся океан.

Увидев Богов, явившихся погубить Его, Сын Огня в ярости исторг изо рта мощные языки пламени, которые опалили небесных воинов, разметавшихся по земле. Тела их пылали с головы до ног, оружие и колесницы были раскалены и светились, как мириады ярчайших звезд, вдруг упавших с Небес. Охваченные пламенем стали Боги молить о пощаде сына Огня. Покинув Держателя ваджры, они предложили мир. Тогда Шакра, оставленный Богами, пустил в Сканду Свою ваджру. Пущенная Им, она ударила могучего духом Сканду в правый бок, пронзив его насквозь. От удара ваджры от Сканды отделилось еще одно существо. Это был юноша в золотых доспехах, в руке он держал копье, и дивные серьги сверкали в его ушах. Так как он появился на свет от удара ваджры о Сканду, он стал называться Вишакхой.

Увидев еще одного воина, блистающего, как пламя конца мира, Индра перепугался, смиренно сложил ладони и попросил пощады у Сканды. Тогда Сканда объявил, что и Он, и его войско в безопасности, после чего Тридцать Богов радостно заиграли на своих вадитрах.

Глава 217

От того же удара о Сканду ваджры Индры появились на свет страшные юные существа, которые похищают детей, причем не только родившихся, но и тех, что еще находятся в материнской утробе. Тот же самый удар ваджры породил и женские существа, отмеченные в своей юности великой мощью. Эти юные избрали Вишакху своим отцом. Обратившись на время боя в Козлоликого, он, владыка, всегда окружен всеми своими сыновьями и дочерьми и охраняет их с ловким Бхадрашакхой под присмотром Матерей, поэтому на земле Сканду называют отцом детей. Люди, мечтающие о потомстве, а также имеющие сыновей, в разных краях приносят жертвы Огню-Рудре и Свахе-Уме.

К Сканде явились девы, которых произвел на свет Пожиратель жертв по имени Тапас, и Тот спросил их:

- Что Я должен сделать для вас?

- Пусть будем мы верховными Матерями всего мира, и пусть нас почитают за это благодаря Твоей милости. Сделай для нас это благо!

- Да будет так, - ответил Сканда. - Вы разделитесь на добрых и злых.

Обретя таким образом в Сканде своего Сына, сонм Матерей удалился. Каки, Халима, Рудра, Брихали, Арья, Палала и Митра - это семь Матерей Шишу. Милостью Сканды появился у них этот сын по имени Шишу, могущественный и грозный. Он был красноглаз и жесток. Восемь героев называются порожденными сонмом Матерей Сканды, а с Козлоликим их будет девять. Шестой лик у Сканды козлиный, Он находится посреди шести ликов, и сонм Матерей всегда почитает Его. Самым главным из шести ликов считается Бхадрашакха, так как именно в этом обличье Сканда сотворил небесную Шакти.

Вот какие разнообразные события произошли на пятый день светлой половины лунного месяца. А на шестой день там разыгралась жестокая битва.

Глава 218

Златоокий, блистающий Сканда, прекрасный острозубый, любимец трех миров, отмеченный всеми счастливыми знаками, восседал на горе в пурпурном одеянии, в золотых доспехах и венке, а на голове у него была золотая тиара. Юного героя, подателя даров, украшенного сверкающими серьгами, почтила своим присутствием сама лотосоподобная Шри в телесном воплощении. Как на Луну в полнолуние, взирало все сущее на многославного Сканду, прекраснейшего из юношей, которого посетила Шри.

Великие духом брамины почтили могучего Сканду, и вот что святые верховные мудрецы сказали при этом:

- Благо тебе, о златоцветный! Будь Благодетелем миров! Хотя Ты родился всего шесть ночей назад, Ты уже покорил все миры и снова вернул им спокойствие, о лучший из Богов! Поэтому стань же Индрою трех миров, дарующим благоденствие!

- О вы, чье богатство в подвижничестве! - ответил Сканда. - Что значит Индра для всех миров, и как Владыка Богов неустанно печется о небожителях?

- Индра наделяет живущих силой и мужеством, Он дарует им потомство и благоденствие. Если Владыка Богов доволен, Он обращает на всех Свою милость. Губитель Балы карает нечестивых и одаривает праведных, наставляя людей в их делах. Когда нет Солнца, Он - Солнце, когда нет Луны, Он - Луна. Если надо, то Он и ветер, и огонь, и вода, и земля. Вот что должен вершить Индра. Сила его беспредельна. Ты, о герой, - сильнейший из сильных. Стань поэтому Индрой для нас!

- Будь же Индрой, о мощнорукий, несущим нам всем благо, - также сказал Индра. - Теперь же прими помазание. Ты достоин этого сана, о высочайший!

Но Сканда ответил:

- Это Ты, непреклонно стремящийся к победе, должен править тремя мирами. Я - слуга твой, о Шакра! Не мне желать славы Индры!

- Мощь Твоя удивительна, о герой! Ты одолеешь тех, что враждуют с Богами, и тогда миры отвергнут Меня, изумленные Твоей силой! Если же Я, повергнутый, утратив свое могущество, буду по-прежнему называться Индрой, они неустанно будут пытаться посеять тайный раздор меж Тобою и Мной, и, если Тебя отъединят, мир расколется надвое. Миры разделятся на два стана, встав на сторону одного из нас, и следствием возникшего раскола будет война. Тогда в бою Ты, как и следует ожидать, одолеешь Меня, о Сын Мой! Так лучше же, не раздумывая, стань Индрой теперь!

- И все же именно Ты - царь над тремя мирами и надо Мной! Что Мне сделать для Тебя, о Шакра? Повелевай Мною!

- Если слова Твои искренни и решение обдуманно, если, о Сканда, Ты желаешь исполнить Мою волю, слушай Меня! Будешь Ты посвящен в сан полководца Богов, о могучий! Я же останусь Индрой по Твоему велению, о наделенный великой мощью!

- Чтобы исполнить волю Богов – уничтожить данавов, чтоб защищать землю и браминов, посвяти Меня в сан полководца!

Магхаван вместе со всеми сонмами Богов совершил над Ним обряд помазания, и Тот возликовал, принимая почести от великих святых мудрецов. Золотой зонт, который держали над Ним, сверкал, как ореол над бушующим пламенем. Славный Разрушитель Трипуры Сам повязал Ему небесную золотую гирлянду, созданную Вишвакарманом.

Быкознаменный подошел к Нему вместе с Богинею Умой и, преисполненный радости, воздал Ему почести. Рудрой называют огонь дваждырожденные, поэтому Сканду зовут сыном Рудры. Семя, исторгнутое Рудрой, стало горой Шветой; на той же горе Швете семя Огня было сохранено Криттиками.

Небожители, видя, что Сканду почитает сам Рудра, стали называть его сыном Рудры Гухой, достойнейшим из достойных. И, действительно, сам Рудра, воплотившись в Огне, зачал это Дитя, потому родившийся Сканда был сыном Рудры. Сканда, лучший из Богов, появился на свет могуществом пыла Рудры, Огня, Свахи и шести жен великих святых мудрецов, затем Он стал называться Сыном Рудры.

Славный сверкающий Сын Огня, сверху и снизу облаченный в чистейший пурпур, сиял, словно Солнце между двух багровых туч. Дарованный самим Агни петух красовался на Его знамени. Поднявшись на колесницу, Он заблистал, словно кровавое пламя конца мира. Тело Его покрывал защитный панцирь, данный ему при рождении; он появляется всякий раз, когда этот Бог вступает в битву. Эти доспехи, копье, могущество, воинственный пыл, красота, верность Истине, неуязвимость, святость духа, неподверженность заблуждениям, защита Своих последователей, беспощадность к врагам и охрана миров - все это от рождения присуще Сканде!

Торжественно приобщенный к сонму Богов, Он был доволен и умиротворен, напоминая собою полную Луну. Желанные звуки ведийских гимнов, сопровождаемые громом небесных литавр, пением Богов, гандхарвов и всех сонмов апсар, - эти и разные другие изысканные торжества словно бы служили развлечению сына Огня, принявшего от Богов помазание. Небожители взирали на Великого полководца, только что посвященного в сан, будто на Солнце, которое, восходя, разгоняет мрак. Тысячами стекались к Нему небесные рати.

- Ты властелин наш, - слышалось отовсюду. Осыпаемый почестями, прославляемый, Властитель подошел к ним в окружении всех бхутов и ганов и приветствовал их.

Совершитель ста жертвоприношений, посвятив Сканду в сан полководца, вспомнил о Девасене, которая была им некогда спасена. "Самим Брахмой предназначен Он ей в супруги", - так подумал Губитель Балы о прекрасной Девасене и сказал Сканде:

- Ты еще не родился, о лучший из Богов, а эта дева была предназначена Самосущим Тебе в жены. Поэтому, согласно обычаю, возьми в свою руку правую, сияющую, как лотос, руку этой богини, освященную заклинаниями.

По Его повелению Сканда, согласно обряду, взял ее за руку, а Брихаспати произнес как заклинание молитву и совершил жертвенное возлияние огню. С тех пор премудрые считают Девасену супругой Сканды. Брамины называют ее Шаштхи, Лакшми, Аша, Сукхапрада, Синивали, Куху, а также Садвритти и Апараджита. Когда Сканда стал навеки супругом Девасены, Ему явилась во плоти сама богиня Лакшми. Шри посетила Сканду на пятый день лунного месяца, оттого этот день и зовется Шрипанчами. На шестой день Он достиг того, к чему был предназначен, потому шестой день лунного месяца называют великим днем.

Глава 219

После того как Шри посетила Великого полководца, ставшего во главе небесного воинства, к нему явились шесть богинь - жены шестерых из семи святых мудрецов. Покинутые мудрецами, несмотря на свою добродетель и глубокую верность обету, они поспешили к Великому полководцу небесной рати и сказали ему:

- Наши богоподобные супруги оставили нас, о Сын! Гнев их беспричинен, родной, но мы лишены доброго имени. Кто-то пустил слух, что Ты рожден нами, но это неправда, а потому Ты должен выслушать нас и спасти. Даруй навеки нам небо Своею милостью, о могучий! Мы хотели бы, чтоб Ты, действительно, стал нашим Сыном. Сделай же так, исполни свой долг!

- Отныне вы - мои Матери, а я - ваш сын, о безупречные! - ответил Сканда. - Да сбудется все, что вы пожелаете!

Затем Сканда обратился к Шакре:

- Что нужно сделать, скажи!

- Богиня Абхиджит - младшая сестра Рохини, завидует ей. Желая затмить свою старшую сестру, она решила предаться подвижничеству и удалилась в лес. Я в смятении: звезда покинула небо. Благо тебе, подумай же вместе с Брахмой, о Сканда, что теперь станет с великим Временем? Ведь Брахмой определялось время от Дхаништхи и далее. Рохини была первой, так что число было полным.

Едва произнес Шакра эти слова, Криттики вознеслись на Третье Небо, и там засияло созвездие Бога Огня в форме повозки. Потом Вината попросила Сканду:

- Ты - мой Сын, которому суждено приносить для меня поминальные жертвы. Я желаю всегда пребывать с тобою, о сын мой!

- Приветствую тебя! Да будет так! Повелевай Мною, как своим любимым сыном. Ты будешь жить постоянно со Мной, о богиня, и невестка твоя будет всегда тебя почитать.

Тут весь сонм Матерей обратился к Сканде:

- Мы - Матери мира, восславленные поэтами. Хотим мы стать и тебе Матерями. Окажи нам такую честь!

- Отныне вы - Мои Матери, а Я - ваш сын. Скажите, что Я могу сделать, чтобы доставить вам удовольствие?

Затем повествуется о том, что эти Матери попросили стать различными "грахами", то есть различными проблемами, напастями и болезнями. Сканда удовлетворил эту их просьбу, выделив из тела сверкающее могучее устрашающее существо. И далее описываются различные созданные Им грахи, губящие детей (например, у Адити - это Райвата, нападающий на маленьких детей). Затем идет упоминание о том, как следует относиться к грахам Сканды мужского пола. А затем описываются грахи, которые преследуют людей после шестнадцати лет.

Грахи всегда избегают того, кто не дает воли чувствам, кто смиренен, а также того, кто чист и всегда прилежен, кто верует сам и внушает веру другим. Этим возвещено описание человеческих грахов. Но грахи никогда не посягают на тех людей, которые почитают Бога, Великого Владыку.

Глава 220

После того, как Сканда так осчастливил тех Матерей, Сваха сказала Ему:

- Ты - мой родной сын. Я желаю, чтоб Ты даровал мне никем не изведанное блаженство.

- Какую ты ищешь радость? - спросил у нее Сканда.

- Я - Сваха, любимая дочь Дакши, о мощнорукий! С самого детства и навсегда полюбила я Пожирателя жертв, но Огонь, о мой сын, так и не знает, что я люблю его. Я хочу всегда быть вместе с Огнем, о сын мой!

- С этих пор жертвы Богам или праотцам, освященные заклинаниями, дваждырожденные-праведники, вступившие на стезю добра, будут всегда усердно предавать огню, приговаривая: "О Сваха!" Таким образом, Огонь будет всегда вместе с тобою, прекрасная!

После таких Его слов обрадованная Сваха приняла почести от Сканды и, обретя супруга в Боге Огня, тоже почтила Сканду. Затем Брахма, Владыка живущих, сказал Великому полководцу:

- Ступай к своему Отцу Великому Разрушителю Трипуры. Ведь это Рудра, воплотившись в Огне, и Ума, обернувшись Свахой, породили Тебя, непобедимого, на благо всем мирам. Рудра, великий душою, исторг Свое семя в лоно Умы, попало оно на гору, и появились от этого близнецы, брат и сестра Минджики. Часть Его семени попала в Кровавоводный океан, другая часть - в солнечные лучи, третья - на землю, а четвертая осела на деревьях. Так семя распалось на пять частей. Мудрейшие знают, что таким именно образом произошли те разные ганы, которые составляют Твою жестокую, кровожадную свиту.

- Да будет так, - сказал Великий полководец, душа которого необъятна, и с сыновней любовью почтил своего Отца, Великого Владыку.

Те, что стремятся к богатству, должны почитать эти пять групп ганов цветами арки. Их следует ублажать и для того, чтобы излечиться от недуга. Тот, кто хочет добра своим детям, должен всегда почитать близнецов-Минджиков, порождение Рудры. Те, что желают иметь потомство, должны воздавать почести богиням по имени Вриддхики, тем, что рождены деревьями и питаются человеческим мясом. Таковы, как считают, многочисленные виды пишачей.

Услышь от меня, о царь, о появлении у Сканды колокольца и знамени. Известно, что у Айраваты было два колокольца Вайджаянти, премудрый Шакра сам принес и отдал их Гухе. Один колокольчик достался Вишакхе, другой - Сканде. И Картикее, и Вишакхе были дарованы пурпурные знамена. Великий полководец радовался забавам, подаркам Богов. Окруженный толпами пишачей и сонмами Богов, Он красовался, сияя, на Золотой горе (Швете), и счастье сопутствовало Ему. Благодаря герою та гора, покрытая чудесными лесами, стала еще красивее, словно залитая лучами солнца Мандара с ее прекрасными ущельями.

Цветущими рощами сантанаки, олеандровыми лесами, массивами коралловых деревьев, зарослями китайской розы и ашоки, чащами кадамбы и обилием необычайных зверей и редких птиц славилась гора Швета. Там собрались теперь все сонмы Богов и все великие святые мудрецы. Гром туч-литавр вызывал в памяти рокот бушующего океана. Небесные гандхарвы и апсары танцевали, и все живое издавало громкие, радостные крики. Так весь мир вместе с Индрой перенесся на гору Швету. Все смотрели и не могли наглядеться на счастливого Сканду.

Глава 221

После того как могучий Сын Огня был посвящен в сан полководца, славный великий властитель Хара, довольный, отправился вместе с Парвати на сверкающей Солнцем колеснице в Бхадравату. Тысяча львов была впряжена в прекраснейшую из колесниц. Управляемая Калой (временем), взмыла она в ясное небо. Львы с прекрасными гривами, рыча, помчались по небу, словно выпивая воздух и наводя трепет на все движущееся и неподвижное. Стоя на колеснице, Владыка тварей и Ума блистали, как Солнце и молния на пересеченном луком Индры (радуге) облаке. Перед Ними на сверкающей Пушпаке, Влекомый нарами, ехал Великий Владыка богатств вместе с гухьяками.

Подателя даров Быкознаменного сопровождал восседающий на Айравате Шакра вместе с другими Богами. Справа мчался великий якша Амогха в окружении джамбхаков, якшей и ракшасов, украсивших себя венками. По правую же руку от Индры вместе с Васу и Рудрами летели разнообразно вооруженные Боги-Маруты. Грозный обликом Яма выступал рядом со Смертью, со всех сторон окружали Его сотни жестоких Болезней. За спиной Ямы двигался красиво изукрашенный, острый трезубец Рудры под названием Виджая, грозно ощеривший три своих острия.

Рядом со своим страшным арканом величаво ступал Варуна, великий Владыка вод, окруженный всевозможными морскими чудовищами. За Виджаей виднелось копье Рудры и другое отборное оружие: булавы, палицы и пики. За копьем следовал сверкающий зонт Рудры, а за ним в сопровождении сонма великих святых мудрецов - кувшин для подаяния. Справа от копья рядом с потомками Бхригу и Ангираса блистал овеянный славою жезл, чтимый Богами.

И, завершая это шествие, ехал на белой колеснице Рудра, мощь пыла которого приводила в восторг всех обитателей Третьего Неба. Святые мудрецы и Боги, гандхарвы и змеи, реки мужского и женского рода, деревья, сонмы апсар, созвездия и планеты, дети Богов, а также разного вида женщины следовали за Рудрой. Прекраснейшие из женщин, чарующие красотой, рассыпали дождем цветы. Далее, воздавая почести Владетелю Пинаки, ехал Парджанья. Сома нес над его головой бледно-желтый зонт, а Вайю и Агни держали в руках опахала из буйволиных хвостов.

Следом за ним вместе со Шри выступал Шакра, окруженный всеми мудрецами-царями и воздающий хвалу Быкознаменному. Гаури, Видья, Гандхари, Кешини и Митрасахвая вместе с Савитри сопровождали Парвати. Были там сонмы всех наук, какие только созданы мудрецами. Ракшаса-граха, которому послушны Боги вместе с Индрой, шел впереди войска со знаменем. Индра среди якшей по имени Пингала, друг Рудры, оделяющий радостью мир, хотя всегда появляется в тех местах, где сжигают трупы, шел вместе со всеми, появляясь свободно то впереди, то позади войска, ибо путь его непостоянен. Смертные в этом мире почитают Бога Рудру благими деяниями. Ишу, Рудру, Владетеля Пинаки, Великого Владыку, которого называют иначе Шивой, почитают разного рода существами. Праведный Сын Криттик, Полководец небесного войска, следовал за Владыкой Богов, окруженный небесным воинством.

Великий Бог Рудра дал Великому полководцу важный совет:

- Всегда неустанно храни седьмую часть своей рати - полки марутов.

- О владыка, - ответил Сканда, - Я буду хранить седьмую часть - полки марутов! Что еще должен Я делать? Скажи, о Бог!

- Всякий раз, как настанет черед Тебе действовать, Ты должен обращать свой взор ко Мне, о Сын Мой! Лицезрея Меня и воздавая Мне почести, Ты обретешь высочайшее благо.

С этими словами Великий Владыка обнял Его и хотел удалиться. Едва Он простился со Скандой, вдруг появилось великое знамение, которое повергло в трепет Богов. Запылал небосвод вместе со звездами, весь мир был объят небывалым смятением. Пришла в движение и наполнилась громом земля, Вселенная погрузилась во мрак. При виде такого грозного буйства стихий встревожился Шанкара, а вслед за ним и достойная Ума, и остальные Боги вместе с великими святыми мудрецами. Всех охватил ужас.

Тут появилось могучее, грозное, разнообразно вооруженное войско, напоминавшее тучу или же гору. И эта страшная неисчислимая рать с громкими криками ринулась в бой на Богов и властителя Шанкару. В небесных воинов полетело великое множество стрел, камней, шатагхни, дубинок с шипами, мечей и палиц. Испугавшись летящего оружия, могучего и устрашающего, войско Богов тотчас же обратилось в бегство и скрылось из виду.

Так, испугавшись данавов, бежала небесная рать, теряя убитыми воинов, слонов и коней, бросая разбитое оружие и мощные колесницы. Как пожары сжигают леса, так асуры уничтожали небесное войско. Оно редело, напоминая лес, где большинство могучих деревьев сгорело. Обезглавленные падали небожители, и не было им, погибающим в этом бою, защиты. Увидев, что войско бежит в страхе перед грозными данавами, Сокрушитель вражеских городов сказал, пытаясь ободрить воинов:

- Отриньте же страх! Благо вам, о герои! Возьмитесь скорей за оружие! Соберите свое мужество! Пусть ничто не пугает вас! Вы победите злосчастных данавов, столь устрашающих с виду. Благо вам, и вперед за Мной! Мы оттесним этих могучих асуров!

Услышав слова Шакры, воспрянули духом небожители и ринулись вслед за Шакрой на данавов. Стремительно двинулись вперед все Тридцать Богов и могучие Маруты, а с ними Садхьи и Васу. Яростно бросились Они с оружием на вражеских воинов, и стрелы их обагрились кровью. Вонзаясь в тела дайтьев, остро отточенные стрелы походили на змей, обрушивающихся с гор. Израненные стрелами тела дайтьев, словно рваные тучи, покрыли землю. И тогда полчища данавов, напуганных стрелами небожителей, стали покидать поле боя. У всех Богов, державших оружие наготове, вырвался радостный крик, послышался гром многочисленных литавр. Вот какова была жестокая, кровопролитная битва, столкнувшая между собою Богов и данавов.

Внезапно удача изменила миру Богов: грозные данавы вновь ринулись на небожителей. Снова послышался гром литавр и рев барабанов, Индры среди данавов зарычали зловеще, как львы. Подняв огромную гору, от страшного войска дайтьев отделился могучий данава по имени Махиша. Увидев, что демон, подобный Солнцу, окутанному тучами, занес над собою гору, небожители бросились врассыпную. А Махиша разбежался и кинул в Богов гору. Придавленные этой ужасной горой, десять тысяч воинов небесной рати упали на землю замертво. Словно лев на мелких зверей, Махиша вместе с данавами ринулся на Богов, вселяя в них ужас. При виде нападающего Махиши небожители вместе с Индрой в страхе пустились бежать, унося с поля боя свое разбитое оружие и истерзанные знамена. Тогда свирепый Махиша быстро помчался за колесницей Рудры, настиг ее и вцепился в дышло. Тогда громом наполнились Небеса и земля, глубокое волнение охватило великих святых мудрецов. Дайтьи, огромные, как тучи, кричали:

- Наша победа над ними теперь решена!

Случилось так, что Владыка не убил в бою Махишу: он помнил о Сканде и знал, что именно в Нем погибель для этого элодея. А Махиша, глядя на грозную колесницу Рудры, издал клич, наводя страх на Богов и радуя дайтьев. Глубокий ужас овладел Богами, но вот появился Великий полководец, пылая от гнева, как Солнце. Красноликий властелин с могучими руками был облачен в пурпурные одежды и золотые доспехи, алый венок делал Его еще прекраснее. Стоял Он на колеснице, сияющей золотом, подобной Солнцу.

Увидев Его, войско дайтьев вдруг повернуло с поля битвы. Великий полководец, наделенный могучей силой, метнул Свое разящее сверкающее копье и настиг им Махишу. Копье попало в огромную голову Махиши, раскололо ее, и Махиша, бездыханный, рухнул на землю. И Боги, и данавы видели, как Сканда вновь и вновь метал это копье, разя недругов тысячами, а оружие снова само возвращалось в Его руки. Много врагов пало от стрел мудрого Великого полководца, остальных страшных дайтьев, перепуганных и трепещущих, убивали и пожирали сотнями неуловимые спутники Сканды: они поедали данавов и выпивали их кровь. С великой радостью они быстро уничтожили всех данавов. Как Солнце рассеивает мрак, как огонь сжигает деревья, как ветер рассеивает облака, так славный Сканда одолел врагов Своею мощью.

Тридцать Богов восславили Сына Криттик, а Он почтил Великого Владыку и засиял, как лучезарное Солнце. Когда Сканда, расправившись с врагами, приблизился к Великому Владыке, Сокрушитель вражеских городов обнял Великого полководца и произнес:

- Ты покарал Махишу, о Сканда, имевшего дар Брахмы. Для этого демона Боги были все равно что трава, о Первый из победителей, а Ты, мощнорукий, усмирил богоненавистника. Сотня подобных Махише данавов, врагов Небес, которые притесняли Нас с давних пор, убита Тобой в бою. Сотни тысяч других данавов съедены Твоими спутниками. Тебя не победить в бою врагам, словно Ты - сам могучий Супруг Умы. Это первое из твоих славных деяний, о Бог! Не померкнет слава Твоя в трех мирах, и Боги будут покорны Тебе, о Сын Богов!

Сказав так Великому полководцу, супруг Шачи с позволения Треокого владыки удалился вместе с Богами. Рудра направился дальше в Бхадравату, тронулись в путь небожители. Рудра сказал Богам:

- Относитесь к Сканде, как ко Мне самому. Уничтожив множество данавов, Он заслужил почтение великих святых мудрецов. Сын Огня в один день покорил все три мира.

Тот, кто, тщательно сосредоточившись, прочтет вслух эту повесть о рождении Сканды, обретет в этой жизни блаженство, а после смерти попадет в один мир со Скандой.

вернуться в раздел "Индуизм"