О путях достижения раяМахабхарата. Анушасана-парва (книга 13). ФрагментыНиже приводятся отрывки из беседы Шивы и Умы (Парвати). Об этой беседе и о событиях, предшествующих этой беседе, божественный Нарада рассказывал собранию риши по просьбе Васудевы. Глава 144-145 Ума обратилась к Шиве: - О, благой! О Господь всех существ, кому одинаково поклоняются боги и асуры! Расскажи мне об обязанностях и проступках людей. Действительно, о, Великий, рассей мои сомнения. Мыслью, словом и делом люди становятся связаны. С помощью этих же трех они освобождаются от своих связей. О, Бог, воистину, благодаря какому поведению, каким деяниям, атрибутам и словам, людям удается достичь рая? - О, Богиня, ты хорошо знакома с истинной сутью обязанностей. Ты искусно предана праведности и сдержанности. Вопрос, о котором ты спрашиваешь меня, наполнен благами для всех созданий. Он повышает интеллект всех людей. Потому, слушай ответ. Те люди, которые посвящены в религию Истины, праведны и лишены указаний на несколько способов проживания жизни, те, которые наслаждаются богатством, полученным праведными средствами, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые освобождены от всех сомнений и обладают всеведением, чьи глаза видят все вещи такими, какие они есть, никогда не будут скованны ни добродетелью, ни грехом. Те люди, которые освобождены от всех привязанностей, никогда не могут быть связаны цепями действий. Те, кто никогда не причиняют вреда другим в мыслях, словах или делах и не привязываются ни к чему, никогда не будут связаны действиями. Те, кто воздерживаются от убийства любых живых существ и благочестивы в поведении, обладают состраданием и одинаково воспринимают как своих друзей, так и врагов, и те, кто сдержаны, никогда не могут быть связаны действиями. Те люди, которые наделены состраданием ко всем живым существам и внушают им доверие и те, которые отбросили злобу в своем поведении, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые не имеют желания присвоить то, что принадлежит другим и держатся в стороне от чужих преданных жен, те, которые наслаждаются только тем богатством, что было заработано праведными средствами, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые относятся к женам других людей, так же, как к своим матерям, сестрам и дочерям, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые воздерживаются от присвоения того, что принадлежит другим, и полностью удовлетворены тем, что у них есть, и те, которые живут в зависимости от своих собственных судеб, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые в своем поведении всегда отстраняются от связей с чужими супругами, являются хозяевами своих чувств и преданы праведному поведению, преуспевают в достижении рая. Даже это и есть путь, созданный Богами, по которому следует идти праведнику. Это путь, освобожденный от страстей и отвращений, заложенный для праведников. Те люди, которые преданы своим супругам и которые ищут их только в нужное время и отвращаются от поблажек в сексуальном наслаждении, преуспевают в достижении рая. Поведение, отмеченное милосердием и покаяниями, охарактеризованное праведностью поступков и чистотой, как тела, так и сердца, должно быть соблюдено теми, кто разумно относятся к получению заслуг или к зарабатыванию средств на существование. Те, кто хотят достичь рая, должны следовать этому пути, и никакому другому. - Скажи мне, о, прославленное Божество, о, безгрешный господин всех созданий, посредством каких слов человек становится связан, и, произнося какие слова, он может освободиться от этих связей. - Те люди, которые никогда не обманывают ни себя, ни других даже ради забавы и развлечения, преуспевают в достижении рая. Те, которые никогда не лгут для того, чтобы заработать себе на жизнь или для накопления заслуг, или просто ради причуды, преуспевают в достижении рая. Те, кто произносят мягкие, милые и безобидные слова и искренне приветствуют всех на своем пути, преуспевают в достижении рая. Те, которые никогда не произносят суровые, горькие и жестокие слова и свободны от лжи и зла всякого рода, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые никогда не произносят слова, чреватые обманом или способствующие возникновению разногласия между друзьями, и которые всегда говорят, что истинно и что благоприятствует проявлению добрых чувств, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые избегают суровых речей и воздерживаются от ссор с другими, беспристрастны в своем поведении ко всем существам и которые покорили свои души, преуспевают в достижении рая. Те, кто воздерживаются от злой речи или греховной беседы, избегают дурных слов и которые произносят только те слова, которые являются благоприятными и приятными, преуспевают в достижении рая. Те, кто никогда, под гнетом злости, не произносят слова, которые могут разорвать сердца других людей, и кто даже под воздействием гнева говорят мирные и приятные слова, преуспевают в достижении рая. О, Богиня, религия, относящаяся к речи, всегда должна быть соблюдена людьми. Это благоприятно и характеризуется истиной. Те, кто обладают мудростью, всегда должны избегать неправды. - Скажи мне, о, Бог Богов, о, обладатель Пинаки, о, благословенный, с помощью каких умственных действий или мыслей человек может быть прикован. - Наделенный заслугой, возникающей из ментальных поступков, человек достигает рая. Послушай меня, о, милая, поскольку я рассказываю тебе, что это за поступки. Послушай меня, о, та, у которой милостивое лицо, каким образом также и ум с неконтролируемыми чертами становится скованным жестокими или злыми мыслями. Те люди, которые не стремятся даже в мыслях, брать то, что принадлежит другим, даже когда видят, что оно лежит в одиноком лесу, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые не присваивают то, что принадлежит другим, даже когда видят, что они лежат в доме или деревушке, которая покинута, достигают рая. Те люди, которые, даже в мыслях, не ищут связи с чужими супругами, даже когда они встречают их в пустынных местах и под влиянием желания, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые, встречаясь с друзьями или врагами, ведут себя одинаково по-дружески ко всем, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые обладают знанием и состраданием, чисты и в теле, и в разуме, которые тверды в своей приверженности истине и довольны тем, что имеют, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые не проявляют недоброжелательности к какому-либо существу и не нуждаются в приложении усилия для своего существования, те, которые распахивают дружеские сердца ко всем существам и оказывают сострадание ко всем, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые преисполнены веры, обладают состраданием, являются святыми, ищущими общества святых, и которые умеют различать правильное от неправильного, преуспевают в достижении рая. Те люди, о, Богиня, которые знакомы с последствиями добрых и плохих поступков, преуспевают в достижении рая. Те люди, которые присутствуют во всех своих отношениях, наделены всеми желательными достижениями, которые посвящены Божествам и браминам и преисполнены упорства в совершении добрых поступков, преуспевают в достижении рая. Все эти люди, о, Богиня, преуспевают в достижении рая через похвальные последствия своих поступков. Что еще ты желаешь услышать? - У меня есть большие сомнения, о, Махешвара, по теме, связанной с людьми. Тебе нужно тщательно объяснить это мне. Благодаря каким действиям, о, Бог, человек приобретает долгую жизнь? Какими искуплениями также можно обрести долгую жизнь? Какие действия приводят человека к кратковременному существованию на земле? О, совершенно безупречный, тебе нужно рассказать мне, каковы последствия поступков. Кажется, что некоторые обладали большой удачей, а некоторые были склонны к несчастью. Некоторые из них имеют благородное рождение, в то время как другие - неблагородное. Некоторые из них имеют такие отталкивающие черты, как будто они сделаны из дерева, а другие имеют очень приятные черты, даже на первый взгляд. Некоторые, кажется, лишены мудрости, а другие обладают ей. Некоторые встречаются с высоким интеллектом и мудростью, просвещенной знаниями и наукой. Некоторым приходится терпеть небольшую боль, а другие взвешены с тяжелыми бедствиями. Такие разнообразные взгляды видны даже и по отношению к мужчинам. Тебе, о, прославленный, нужно поведать мне причину всего этого. - Поистине, Богиня, я расскажу тебе о проявлении плодов поступков. По правилам этого проявления все люди в этом мире наслаждаются или переносят последствия своих действий. Тот человек, который подвергает себя жестокости для того, чтобы забрать жизни других существ, который вооружен твердыми палками для того, чтобы ранить других существ, кто встречает с поднятым оружием, который убивает живых существ, который лишен сострадания, который всегда создает волнения у живых существ, который отказывается предоставить защиту даже червям и муравьям, которого преследует жестокость, такой, Богиня, погружается в Ад. Тот, кто обладает противоположным положением и праведен в поступках, рождается как красивый человек. Человек, который обречен на жестокость, отправляется в Ад, а тот, кто наделен состраданием, восходит на Небеса. Человек, идущий в Ад, должен терпеть мучительные страдания. Тот, кто, погрузившись в Ад, поднимается оттуда, рождается как человек, которому дается короткая жизнь. Тот человек, который пристрастился к убою и ранению, о, Богиня, через свои греховные поступки становится жертвой разрушения. Такой человек становится неприятным для всех существ и обретает короткую жизнь. Тот человек, который воздерживается от убийства живых существ, который выбросил все оружие, который никогда не наносит никакого наказания ни на одно тело, и который никогда не причиняет вреда никаким существам, который никогда не заставляет убивать других существ для него, который никогда не убивает и даже не поднимает руки при ударе или в попытке быть убитым, который никогда не запрещает или не одобряет акт убийства, которому доверяют все существа, который ведет себя по отношению к другим как к самому себе, такой высший человек, о, Богиня, преуспевает в достижении статуса Божества. Заполненный радостью, такой человек пользуется разнообразными роскошными изделиями. Если такой человек когда-либо рождается в мире людей, он становится обладающим долголетием и наслаждается большим счастьем. Это и есть путь для тех, кто обладает праведными поступками и праведными деяниями. Для тех, кто благословлен долголетием, путь, который указал сам Саморожденный Брахман, характеризуется воздержанием от убийства живых существ. - Каким же образом, каким поведением, какими поступками и какими дарами человеку получается достичь Рая? - Тот, кто наделен доброжелательностью, чтит браминов и относится к ним с гостеприимством, кто приносит в дар еду и напитки, одежду и другие предметы наслаждения обездоленным, слепым и огорченным, кто делает дары домами, возведением храмов, копает колодцы, строит приюты, откуда распределяется чистая и прохладная вода, выкапывает водохранилища, организует бесплатную раздачу даров каждый день, дает каждому ищущему то, что он ищет, кто приносит в дар сидения, кровати и транспортные средства, богатство, драгоценности и драгоценные камни, дома, все виды зерновых, коров, полей и женщин, тот, поистине, кто всегда делает эти дары с радостным сердцем, становится обитателем Небес, о, Богиня. Он долго пребывает там, наслаждаясь разнообразными превосходными вещами. Счастливо проводя свое время в компании апсар, он развлекается в лесах Нанданы и других восхитительных регионов. После истощения его заслуг, он падает с Небес и рождается в мире людей, в семье, о, Богиня, которая обладает богатством в изобилии и владеет огромным количеством предметов наслаждений. В этой жизни он получает все вещи для удовлетворения своих желаний и потребностей. Действительно, благословленный владением этим, он становится обладателем богатства и заполненной сокровищницы. Саморожденный Брахма сам объявил это в давние времена, что это такие люди, о, Богиня, которые стали высокоблагословленными и обладали доброжелательностью и приятными качествами. Есть и другие, о, Богиня, которые не способны делать дары. Наделенные слабым пониманием, они не могут делать подарки даже тогда, когда их просят брамины и обладающие богатством. Видя обездоленных, слепых, бедствующих и нищих, и даже гостей, прибывших к их обители, те люди вечно наполнены желанием удовлетворить чувство вкуса, отворачиваются, даже когда их открыто просят. Они никогда не делают дары богатства или одежды, или яства, или золота, или коров, или любой пищи. Те люди, которые не склонны облегчать страдания других, которые полны алчности, которые не верят в Священные Писания, и которые никогда не совершают дары, воистину, они с небольшим пониманием, о, Богиня, потонут в Аду. Со временем, когда их страдания в Аду подойдут к концу, они родятся в мире людей, в семьях, которые полностью лишены богатства. Всегда страдая от голода и жажды, исключенные из всего приличного общества, без надежды когда-либо наслаждаться добрыми делами, они ведут жизнь великой нищеты. Родившимся в семьях, лишенных всех предметов наслаждения, этим людям никогда не удастся наслаждаться добрыми делами целого мира. В самом деле, Богиня, из-за своих деяний люди становятся несчастными и бедными. Есть и другие, которые полны высокомерия и гордости, вызванных владением богатством. Эти бесчувственные негодяи никогда не предлагают места тем, кто этого заслуживает. Наделенные малым пониманием, они не уступают тем, которые заслуживают такой чести. И не дают воды для мытья ног людям, которым необходимо ее дать. В самом деле, они не почитают, согласно указаниям, дарами артхи тех людей, которые заслуживают того, чтобы их почитали. Они не предлагают воду для мытья рта тем, кто заслужил эту честь. Они не заботятся о своих наставниках, когда они приходят в их дома так, как следует обращаться с наставниками. Живя в алчности и высокомерии, они отказываются относиться к пожилым людям и старикам с любовью и состраданием, даже оскорбляют тех, кто заслуживает похвалы и отстаивает свое превосходство над ними, не проявляя почтения и смирения. Такие люди, Богиня, попадают в Ад. Когда их страдания заканчиваются через долгие годы, они поднимаются из Ада и рождаются в человеческом мире, в низменных и несчастных семьях. В самом деле, те, кто унижает своих наставников и пожилых людей, должен родиться в таких кастах, как свапаки и пуккасы, которые чрезвычайно мерзки и лишены интеллекта. Тот, кто не является высокомерным или исполненным гордости, который является поклонником Божеств и браминов, пользующихся уважением в мире, который поклоняется каждому, кто заслуживает почтения, произносит приятные и ласковые слова, которые приносят пользу всем людям всех уровней, которые всегда преданы благу всех существ, которые не испытывают отвращения к кому-либо, у кого приятный язык, который произносит приятные и охлаждающие слова, который уступает место тому, кто заслуживает этого, который почитает наставников в том виде, в котором наставники заслуживают того, чтобы их почитали, которые приветствуют всех созданий с надлежащей вежливостью, которые не испытывают злой воли к любому существу, которые живут, почитая пожилых людей и гостей с такими почестями, каких они заслуживают, кто всегда стремится обеспечить как можно больше гостей, кто почитает всех, кто чтит свой дом своим присутствием, тот преуспевает, о, Богиня, в восхождении на Небеса. По истощению его заслуг он рождается в мире людей в высокой и благородной семье. В этой жизни он обладает всеми наслаждениями в изобилии, драгоценностями и драгоценными камнями и всяким богатством в избытке. Он дает достойным людям то, что они заслуживают. Он становится преданным соблюдению каждого долга и каждого акта праведности. Почитаемый всеми существами и получающий их почтение, он получает плоды своих собственных поступков. Такой человек приобретает высокую родословную в этом мире. То, что я сказал тебе, было сказано самим Установителем (Брахмой) в древности. Тот человек, который жесток в поведении, который внушает страх всем существам, который наносит вред другим существам руками или ногами, веревками или клюшками, или кирпичными битами или комками из твердой глины, или другими средствами ранения и боли, о, прекрасная, который практикует различные обманы для убийства живых существ или раздражения их, который преследует животных в погоне и заставляет их дрожать от страха, воистину, такой человек, наверняка, утонет в Аду. Если со временем он рождается в мире людей, он обязан родиться в низкой и несчастной стране или семье, которая страдает от всяких препятствий со всех сторон. Он становится объектом отвращения для всего мира. Убогий среди людей он становится таким благодаря своим собственным действиям. Другой, обладающий состраданием, бросает взгляд на всех существ. Обладающий дружелюбным видением, ведущий себя по отношению ко всем существам, как если бы он был их отцом, лишенный всякого враждебного чувства, со всей страстью, находящейся под его полным контролем, он никогда не обличает какое-либо существо и никогда не внушает им страх с помощью своих рук или ног, всегда находящиеся под его контролем. Он внушает уверенность всем существам. Он никогда не страдает ни от какого существа ни с помощью шнуров, ни с клюшками, ни с кирпичными битами, ни из комьев твердой земли или оружия любого типа. Его деяния никогда не являются неистовыми или жестокими, и он полон доброты. Тот, кто преуспевает в таких практиках, безусловно, поднимается на Небеса. Там он живет как Бог в небесном особняке, изобилующем всеми удобствами. Если после исчерпания своих заслуг он должен родиться в мире людей, то становится рожденным как человек, который не должен бороться с какими-либо трудностями или сталкиваться с каким-либо страхом. Действительно, он наслаждается большим счастьем. Обладая блаженством, без обязательства претерпевать тяжкий труд для своего существования он живет освобожденным от всякого беспокойства. Таков, о, Богиня, путь праведников. В нем нет никаких препятствий или скорби. - В этом мире некоторые люди хорошо разбираются в препятствиях и предпосылках, ведущих к ним. На самом деле, они обладают наукой и знаниями, имеют большое потомство и обладают знаниями и мудростью. Другие, о, Господь, лишены мудрости, науки и знания и характеризуются безумием. Какими конкретными действиями человек становится обладателем мудрости? А какими действиями становится человек, обладающий небольшой мудростью и искаженным видением? Развей мои сомнения, о, искусный из всех существ, сведущих в долге. Есть другие, о, Бог, которые слепы с момента их рождения, а другие больны, страдают и бессильны. Бог, скажи мне причину этого. - Те люди, которые всегда спрашивают о том, что принесет им пользу, а что ущерб, как брамины узнали из Вед, были увенчаны успехом и были сведущи во всех обязанностях, избегая всякого рода злых дел и совершая только добрые поступки, преуспевают в восхождении на Небеса после покидания этого мира и наслаждаются большим счастьем, пока живут здесь. Действительно, из-за истощения своих заслуг, рождаясь в мире людей, они рождаются как мужчины, обладающие великим разумом. Каждый вид блаженства и благосклонности становится их результатом из-за того разума, с которым они рождаются. Но люди с глупым пониманием, которые бросают недобрые взгляды на замужних супруг других людей, становятся проклятыми врожденной слепотой в результате своих грехов. Те люди, которые, ведомые желанием в своих сердцах, смотрели на обнаженных женщин, рождаются в этом мире и проживают всю свою жизнь в одном непрерывном заболевании. Те люди с небольшой мудростью, совершавшие глупые и злые поступки, которые предаются сексуальному разврату с женщинами не своей варны, должны рождаться в следующей жизни как люди, лишенные мужества. Те люди, которые убивают животных, и те, кто оскверняют постель своих наставников, и те, кто потворствует сексуальному излишеству, должны родиться в следующей жизни как люди, лишенные мужественной силы. - Какие деяния, о, первейший из Богов, ошибочны, а какие безупречны? Каковы, действительно, те поступки, способствующие тому, что человеку удается достичь того, что для его высшего блага? - Тот человек, который хочет узнать, что такое праведность, и кто хочет приобрести выдающиеся добродетели и достижения, и который всегда задает вопросы браминам с целью выяснить путь, ведущий к его высшему благу, преуспевает в восхождении на Небеса. А затем он рождается в мире и становится наделенным разумом, памятью и великой мудростью. Это, Богиня, линия поведения, которой праведники должны следовать, и это таит в себе большую пользу. Я сказал тебе об этом ради блага людей. - Есть люди, которые ненавидят праведность, и у них мало понимания, они никогда не хотят приближаться к браминам, сведущим в Ведах. Есть и другие, которые соблюдают обеты и преданы обязанности выполнять Шраддху. Другие же, наоборот, лишены всех обетов, невнимательны в соблюдении и подобны ракшасам в поведении. Некоторые из них посвящены выполнению жертвоприношений, а некоторые невнимательны к Хоме. Из-за каких последствий своих деяний человек становится обладателем такой разной природы? - Посредством Вед были установлены рамки всех людских поступков. Те люди, которые ведут себя в соответствии с авторитетом Вед, становятся преданными соблюдению обета. Те люди, которые, будучи подвергнуты влиянию глупости, принимают неправедность, становятся обездоленными обетами, преступают все ограничения и становятся брахмаракшасами. Действительно, именно эти люди не обращают внимания на хому, никогда не произносит "Вашат" и другие священные мантры, и они считаются самыми низкими и самыми мерзкими из людей. Итак, Богиня, я объяснил тебе весь океан обязанностей в отношении людей ради удаления твоих сомнений. Людям не следует допускать грехи, из-за которых они становятся виновными. |