АнугитаМахабхарата. Ашвамедхика-парва (книга 14). ФрагментыПосле битвы на Курукшетре и полного возвращения царства Арджуна вместе с Кришной пребывали в прекрасном дворце собрания. Однажды в одном из залов этого дворца, наслаждаясь обществом Кришны и любуясь дивным дворцом, он сказал Ему: "Накануне битвы я зрел воочию Твое величие, но все, что Ты из дружеского расположения соизволил мне тогда поведать, я забыл после того, как разум мой пострадал от потрясений. Теперь же у меня снова пробудился к этому интерес, но Ты собираешься уехать в Двараку!" Услышав это, Кришна обнял Арджуну и так ему ответил: "Я поведал тебе тайну, описал тебе вечную дхарму в ее истинном виде. И Мне весьма неприятно, если ты не обрел просветления и не усвоил сказанного. Значит, ты маловерен и неразумен! А ведь Я, возвестив тебе о Брахмане, уместил в этом всю дхарму. Больше Я уже не смогу это рассказать полностью, потому что тогда повествовал о высочайшем Брахмане, будучи погружен в йогу. Сейчас же Я могу только поведать древнее сказание, чтобы ты, обретя должное состояние сознания, пошел высшим путем". Так Кришна начал Свое повествование об одном неотразимом духовной мощью брамине, который пришел к Нему из небесного мира Брахмы. Когда Кришна стал расспрашивать его, тот поведал следующее. Глава 16 Опираясь на учение о спасении, из сострадания к живым существам на погибель силе невежества я поведаю тебе полностью, о Кришна, то, о чем ты меня просишь. Сосредоточенно выслушай, то, что я тебе расскажу. Как-то раз брахман по имени Кашьяпа, преданный подвижничеству и достойнейший из знатоков дхармы, встретил дваждырожденного, обретшего знание всех дхарм. В совершенстве и великом многообразии постиг и различал он все, связанное с возникновением и гибелью существ, был искушен в сути всех мирских дел, в природе блаженства и страдания. Он знал тайны рождения и смерти, тонкости святости и греха, прозревал, какая участь уготована существам, пребывающем в высокой или низкой телесной оболочке, их деяниями. Достигнув йогического совершенства, он жил, как освобожденный. Обуздав чувства, обретя ясность сознания, сияя величием Брахмана, странствовал он повсюду. Обладая даром невидимости, он любил путешествовать, сопровождаемый свитой таких же невидимых сиддхов, сидеть с ними где-нибудь в уединении за беседой, или же скитаться где попало, будучи ни к чему не привязанным, словно ветер. Проведав правду о нем, многомудрый подвижник Кашьяпа явился тогда к нему и, исполненный благоговейной преданности, коснулся его стоп. Пораженный видом этого удивительного брамина, окруженного свитой последователей, Кашьяпа воздал ему почести, как наставнику, как обладателю знания. С радостью поступив к нему в ученичество, невзирая на то, что сам уже был достаточно учен и известен праведной жизнью, Кашьяпа, в преизбытке обладающий пылом подвижничества, ублаготворял его со всем уважением, какое подобает выказывать наставнику. И тогда довольный и умиротворенный наставник заговорил с ним о высшем совершенстве. - Благодаря всевозможным деяниям, благодаря личным заслугам благочестия обретают смертные новую участь в этом мире или блаженство в мире Богов. Но нигде нет вечного блаженства, и нигде пребывание не вечно. И из высочайшего положения вновь и вновь низвергается человек, обретая страданье. За то, что я предавался греху, пришлось мне, обуянному желаньем и гневом, помраченному жаждой, пройти через самые нечистые и жалкие участи. Снова и снова я умирал, снова и снова рождался, всевозможную пищу вкушал, сосал из разных грудей, видел многих разных матерей и всякого рода отцов, познал и всяческие наслаждения, и страдания. Сколько раз я бывал разлучен с вещами приятными и сталкивался с неприятными, скорбел о потере богатств, нажитых ценою тяжких лишений, терпел от чужих и от близких жестокие унижения, страдал от сильнейших болей, телесных и душевных, сносил страшные оскорбления, подвергался плену и убийству, проваливался в ад, в царстве Ямы принимал наказание, постоянно подвергался старению, болезням, многократно менял телесные оболочки, вкушал в этом мире все страдания, неизбежные, если в сознании сохраняются пары противоположностей! Но однажды я, униженный и измученный несчастьями, из отвращения и из духа противоречия отверг законы этого мира. И вот достиг совершенства по своему лишь изволению! Я больше не вернусь в этот мир, моему взору открыты ныне все миры до мира совершенных и мира Творца существ. Мне уготована блистательная посмертная участь. Поскольку я достиг столь высокого совершенства, то после смерти пойду в тот мир, что над нами, а оттуда в еще более высокий, в неколебимую обитель Брахмана. Верь мне, так и будет! Я больше не вернусь в этот мир смертных, о великий мудрец, преисполненный пылом подвижничества! Скажи, что я могу сделать для тебя? Пришло время исполнить то желание, которое и привело тебя сюда. Я ведь знаю, ради чего ты пришел ко мне. Уже совсем скоро мне придется оставить сей мир, поэтому я и поторопил твой приход. Ты весьма угодил мне своим учтивым обхождением. Спрашивай, о чем хочешь. Я на все готов тебе ответить. Я высоко чту и уважаю твое разумение, благодаря чему ты удостоил меня вниманием, о проницательный Кашьяпа. Глава 17 И тогда, припав к его стопам, Кашьяпа стал задавать всякие трудные вопросы: - Как тело погибает? Как нечто иное возникает? Как, бесконечно перерождаясь, человек все же освобождается из мучительной самсары? Как, привязавшись душой к этому телу, он его покидает? И почему, от одного тела освободившись, обретает другое? И как этот человек вкушает плод собственных благих и дурных деяний? И где деяние пребывает, пока он не имеет тела? - Действия, продлевающие жизнь и приносящие славу, которые совершает человек в этом мире, после того, как обрел иное тело, рано или поздно все исчерпываются. И он, чей ум помрачен мыслями о скором конце жизни, совершает действия противоположной направленности, ибо разум его меркнет из-за предстоящей гибели. Не зная своей природы, своей силы, не думая об уместности своих действий, не владея собой, все время он из-за этого испытывает неприятности. И предается он всему, что для него вредно: то ест чрезмерно много, то не ест ничего, ест пищу испорченную или грубую, или такую, составляющие которой не сочетаются друг с другом, ест пищу тяжелую или однообразную, приступает к еде, не переварив прежде съеденного.........
|