0%
 

Тибетское Евангелие

Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих

Путешествуя в 1887 году по Ладаку (близ Кашмира), российский журналист Николай Нотович обнаружил в буддийском монастыре Химисе близ города Лех манускрипты, повествующие о жизни Иисуса Христа и о Его пребывании в Индии. Лама этого монастыря сказал Нотовичу: "Мы очень уважаем того, кого вы называете Сыном Единого Бога... Дух Будды инкарнировался в Нем. Его имя и деяния описаны в наших священных манускриптах".
Николай Нотович записал французский перевод этого тибетского сказания об Иссе и позднее опубликовал его в Европе под названием "Жизнь Святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих".

Глава 1
1. Земля содрогалась, и небеса плакали о великом злодеянии, только что совершившемся в стране Израиля.
2. Там только что мучили и казнили великого праведника Иссу, в котором обитала душа вселенной,
3. воплотившись в простого смертного, чтобы сделать добро всем людям и искоренить дурные мысли,
4. восстановить в жизни мир, любовь к добру, и человека, опозоренного грехами, возвратить к единому и нераздельному Творцу, безгранично и беспредельно милосердному.
5. Вот, что рассказывали по этому поводу торговые люди, ездившие в страну Израиля.

Глава 2
1. Народ израильский, живший на очень плодородной земле, дававшей в год две жатвы, и владевший большими стадами, возбудил своими грехами гнев Бога,
2. который наложил на него страшное наказание, отняв у него землю, крупный и мелкий скот и все его состояние; Израиль был обращен в рабство могущественными и богатыми фараонами, царствовавшими тогда в Египте.
3. Они обращались с израильтянами хуже, чем с животными, обременяли их тяжелыми работами и заковывали в цепи, покрывали тела их ранами, а раненым не давали пищи и не позволяли жить под кровлей,
4. дабы держать их в государстве в постоянном страхе и лишить всякого подобия человеческого.
5. При таком великом бедствии народ Израильский, вспомнив своего небесного Покровителя, обратился к Нему и воззвал к Его милости и милосердию.
6. В то время в Египте царствовал знаменитый фараон, известный своими многочисленными победами, собранными богатствами и обширными дворцами, которые воздвигли ему рабы собственными руками.
7. У этого фараона было два сына, из которых младшего звали Мосса; мудрые израильтяне научили его разным наукам.
8. И Моссу любили в Египте за его доброту и сострадание, которое он выказывал всем страждущим.
9. Видя, что израильтяне не хотели, даже среди нестерпимых страданий, отречься от своего Бога, чтобы поклоняться сделанным рукой человека богам египетского народа,
10. Мосса уверовал в их невидимого Бога, который не позволял сломить их слабые силы.
11. Израильские наставники любили усердие Моссы и прибегали к нему, прося его ходатайствовать перед фараоном, его отцом, о снисхождении к их единоверцам.
12. Принц Мосса просил смягчить участь несчастных, но фараон лишь гневался на него и приказывал увеличить тяжесть страданий, претерпеваемых его рабами.
13. Вскоре после того Египет посетило великое несчастие: там появилась чума, поражавшая смертью каждого десятого – молодых и старых, здоровых и больных. Фараон объяснил это гневом своих богов против него.
14. Но принц Мосса сказал отцу, что это Бог его рабов по Своему благоволению вступился за несчастных и наказал египтян.
15. Тогда фараон объявил своему сыну Моссе приказ: взять всех рабов еврейского племени, вывести их из города и основать на далеком расстоянии от столицы другой город, где бы он жил с ними.
16. Мосса дал знак евреям-рабам, что он освободил их во имя Бога, Бога Израилева. И ушел он с ними из города и из земли Египетской.
17. И так он привел их в землю, которую они потеряли за грехи, дал им законы и убеждал постоянно молиться невидимому Творцу, благость которого безгранична.
18. После смерти принца Моссы израильтяне строго соблюдали его законы; поэтому Бог вознаградил их за все бедствия, которым они подвергались в Египте.
19. Их царство сделалось самым могущественным на всей земле, их цари сделались известны своими богатствами, и долгий мир царствовал в народе Израильском.

Глава 3
1. Слава о богатствах Израиля распространялась по всей земле, соседние народы завидовали ему.
2. Но Всевышний наводил на них победоносное оружие евреев, и язычники не осмеливались на них нападать.
3. К несчастию, человек не всегда повинуется самому себе, посему верность израильтян своему Богу не продолжалась долгое время.
4. Они постепенно начали забывать все благодеяния, которыми Он их осыпал, только изредка призывали Его имя и обращались за помощью к волшебникам и чародеям.
5. Цари и вожди заменяли своими законами те, что дал им Мосса; храм Божий и богослужения были заброшены, народ предался наслаждениям и потерял свою первоначальную чистоту.
6. Много веков прошло после выхода из Египта, когда Бог решил снова наказать их.
7. Чужеземцы начали нападать на землю Израиля, опустошая поля, разрушая селения и уводя жителей в плен.
8. Язычники явились из-за морей, из страны Ромеев; они покорили евреев и назначили военачальников, которые управляли ими по повелению Кесаря.
9. Разрушая храмы, они принуждали жителей не поклоняться больше невидимому Богу, а приносить жертвы богам языческим.
10. Благородных из них они делали воинами, женщин уводили к себе в жены, а простой народ, обращенный в рабство, тысячами отправляли за моря;
11. даже детей их накалывали на острие меча. Вскоре по всей стране Израильской слышались только рыдания и стоны.
12. В таком крайнем бедствии они вспомнили о своем великом Боге: они воззвали к Его милосердию, умоляя простить их. И Отец наш по своей неистощимой благости услышал их мольбу.

Глава 4
1. Вот тогда наступил момент, который премилосердный Судия, исполненный милосердия, избрал, чтобы воплотиться в человеческое существо.
2. И Вечный Дух, обитающий в царстве полного покоя и высшего блаженства, возбудился и проявился на неопределенное время из Вечносущего,
3. чтобы, облекшись в человеческий образ, указать средство соединиться с Божеством и достигнуть вечного блаженства;
4. чтобы своим примером показать, как можно достигнуть нравственной чистоты, отделить душу от ее грубой оболочки, достигнуть ее совершенства, необходимого для восхождения в нескончаемое царство Неба, где царствует вечное блаженство.
5. Вскоре родилось в земле Израильской чудесное дитя; сам Бог говорил устами этого ребенка о нищете телесной и величии души.
6. Родители новорожденного были бедные люди, но происходили из рода, известного своим благочестием, забывшего свое прежнее величие на земле, чтобы прославлять имя Творца и благодарить Его за несчастия, посылаемые Им, как испытание.
7. В награду за то, что они не отвратились от пути истины, Бог благословил первородного из этой семьи: Он назначил его Своим избранником и послал его поддержать впавших в грех и исцелять страждущих.
8. Божественное дитя, которому дали имя Исса, начало с самых юных лет говорить о Боге едином и нераздельном, убеждая заблудшие души покаяться и очиститься от грехов, в которых они были повинны.
9. Его приходили слушать отовсюду н дивились словам его, исходившим из детских уст. Все израильтяне соглашались, что в этом ребенке обитает Превечный Дух.
10. Когда Исса достиг тринадцати лет, - а в эти годы каждый израильтянин должен выбрать себе жену, -
11. Дом Его родителей, живших скромным трудом, начали посещать люди богатые и знатные, желавшие видеть своим зятем молодого Иссу, уже прославившегося назидательными проповедями во имя Всемогущего.
12. Но Исса тайно оставил родительский кров, ушел из Иерусалима и вместе с купцами отправился к Инду,
13. Чтобы совершенствоваться в Божественном Слове и изучить законы великого Будды.

Глава 5
1. Четырнадцати лет юный Исса, благословенный Богом, переправился на другой берег Инда и поселился среди ариев в земле, возлюбленной Богом.
2. Слава о чудесном отроке распространилась по всему северному Инду, и когда Он пересек страну пяти рек и Раджпутану, поклонники Бога Джайны просили Его поселиться среди них.
3. Но Он покинул заблуждавшихся поклонников Джайны и отправился в Джаггернаут в землях Ориссы, где покоятся смертные останки Вьясы-Кришны и где белые жрецы Брахмы оказали Ему радушный прием.
4. Они научили Его читать и толковать Веды, исцелять молитвами, обучать, разъяснять народу священные писания и изгонять злых духов из тел людей, возвращая им здравый ум.
5. Он провел шесть лет в Джаггернауте, Раджагрихе, Бенаресе и в других священных гopoдax. Все любили Его, так как Исса мирно жил с ваишьями и шудрами, которым толковал священные писания.
6. Но брамины и кшатрии стали говорить Ему, что великий Парабрахман запретил им приближаться к тем, кого Он сотворил из Своего чрева и ног;
7. что вайшьям позволено только слушать чтение Вед, и то лишь в праздничные дни;
8. что шудрам воспрещается не только присутствовать при чтении Вед, но даже смотреть на них, потому что их долг - вечно трудиться, подобно рабам, на браминов, кшатриев и даже вайшьев.
9. "Только смерть может избавить их от рабства", - сказал Парабрахман. Они сказали: "Оставь их, приди и поклоняйся с нами Богам, которые прогневаются на тебя за неповиновение им".
10. Но Исса не слушал их речей и уходил к шудрам, выступая в своих проповедях против браминов и кшатриев.
11. Он восставал против того, что человек присваиивает себе право лишать своих ближних человеческого достоинства; "ибо, - говорил он, - Бог-Отец не делает различия между своими детьми; все они равно дороги Ему".
12. Исса отрицал Божественное происхождение Вед и Пуран. "Ибо, - наставлял Он своих последоваателей, - закон уже был дан человеку, чтобы руководить им в делах его;
13. бойся своего Бога, преклоняй колена только перед Ним одним и только Ему одному приноси жертвы, которые ты получил от своих прибытков".
14. Исса отрицал Тримурти и воплощение Пара-Брамы в Вишну, Шиву и других Богов. "Ибо, - говорил он, -
15. Вечный Судия, Вечный Дух создал единую и неделимую душу вселенной, которая одна творит, заключает в себе и оживляет все.
16. Он один властвовал и творил, Он один существовал от века, и бытию Его нет конца. Нет Ему равных ни на небе, ни на земле.
17. Великий Творец не разделял Своей власти ни с одним живым существом, еще менее с бездушной вещью, как вас тому учили; ибо Он один всемогущ.
18. Он изъявил волю, и мир явился. Божественной мыслью Он собрал воды, отделив от них сушу земного шара. Он есть начало чудного существоования человека, в которого вдохнул частицу своего Бытия.
19. Он же подчинил человеку землю, воды, зверей и все то, что создал и Сам сохраняет в неизменном порядке, определяя каждой вещи ее срок.
20. Гнев Господа вскоре обрушится на человека, ибо тот забыл своего Творца, наполнил Его храмы мерзостью и поклоняется множеству тварей, которых Бог ему подчинил.
21. Ибо, почитая камни и металлы, люди приносят в жертву человеческие существа, в которых обитает часть духа Всевышнего.
22. Ибо человек унижает работающих в поте лица, заискивая перед бездельником, восседающим за пышным столом.
23. Те, кто лишает братьев своих Божественного счастья, будут лишены его сами. Брамины и кшатрии станут шудрами, а с шудрами Вечное будет пребывать всегда.
24. Ибо в день последнего суда шудрам и вайшьям многое простится за их неведение; напротив, гнев Божий покарает тех, кто присвоил себе над ними права".
25. Вайшьи и шудры исполнились восхищения и вопрошали Иссу, как им следует молиться, чтобы не потерять вечное блаженство.
26. "Не поклоняйтесь идолам, ибо они вам не внемлют. Не следуйте Ведам, ибо истина в них искажена. Никогда не ставьте себя выше других и не унижайте ближнего своего.
27. Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому бы то ни было и не желайте того, чего не имеете, но что видите у других".

Глава 6
1. Белые жрецы и воины, узнав, какие речи Исса обращал к шудрам, задумали убить Его и послали своих слуг выследить молодого пророка.
2. Но Исса, предупрежденный шудрами об опасности, покинул ночью предместья Джаггернаута, добрался до гор и поселился в стране гаутамидов, где был рожден великий Будда Шакьямуни, среди народа, почитавшего единого и величественного Брахму.
3. В совершенстве овладев языком пали, праведный Исса предался изучению священных писаний Сутр.
4. Через шесть лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое слово, стал превосходным толкователем священных писаний.
5. Тогда, покинув Непал и Гималайские горы, Он спустился в долину Раджпутана и направился на запад, проповедуя разным народам о высшем совершенстве человека,
6. о том, что делать добро ближнему своему есть верное средство для скорейшего слияния с Вечным Духом: "Тот, кто вновь обретет изначальную чистоту, - говорил Исса, - умирая, получит отпущение своих грехов и право созерцать величие Бога".
7. Проходя языческие земли, Божественный Исса учил, что поклонение видимым Богам противоречит закону природы.
8. "Ибо человеку, - говорил он, - не дозволено видеть образ Бога, а он все же создал сонмы Божеств по подобию Вечного.
9. Сверх того, совестно человеку ставить величие Божественной чистоты ниже животных, а также и предметов, сделанных человеческими руками из камня или металла.
10. Вечный Законодатель - один; нет другого Бога, кроме Него. Он не делит мир ни с кем другим и не оповещает никого о Своих намерениях.
11. Как отец поступил бы со своими детьми, так Бог будет Сам судить людей после их смерти по законам Своего милосердия. Никогда Он не унизит Свое чадо, заставляя его душу переселиться, как в чистилище, в тело животного". 12. "Закон небесный, - говорил Творец устами Иссы, - против принесения человеческих жертв истукану или животным; ибо Я подчинил человеку всех животных и все, что есть на земле.
13. Все отдано человеку, который непосредственно и тесно связан со Мною, его Отцом; потому тот, кто похитит у Меня Мое чадо, будет строго судим и наказан Божественным законом.
14. Человек - ничто пред Вечным Судией, как зверь ничто пред человеком.
15. Посему Я говорю вам: оставьте своих идолов и не исполняйте обрядов, что разлучают вас с вашим Отцом, связывая вас со жрецами, от которых небеса отвернулись.
16. Ибо они отвратили вас от истинного Бога, а их суеверия и жестокость ведут вас к развращению души и потере всякой нравственности".

Глава 7
1. Слова Иссы распространялись среди язычников в странах, где Он прошел, и жители покидали своих идолов.
2. Видя это, жрецы потребовали от Него, восславившего имя истинного Бога, принародно доказать то, за что Он их порицал, и продемонстрировать ничтожность их идолов.
3. И Исса ответил им: "Если ваши идолы и ваши звери могущественны и вправду обладают сверхъестественной силой, то пусть они поразят Меня на месте".
4. "Тогда сотвори чудо, - отвечали жрецы, - и пусть Твой Бог разрушит наших Богов, если они противны Ему".
5. Но Исса сказал: "Чудеса нашего Бога совершались с первого дня создания вселенной, они совершаются каждый день и всякую минуту. Кто не видит их, лишается одного из прекраснейших даров жизни.
6. И не против бездушных кусков камней, металла или дерева будет направлен гнев Божий, но падет он на людей, кои, если жаждут спасения, должны разрушить всех созданных ими идолов.
7. Как камень и песчинка, ничтожные пред человеком, смиренно ждут, когда он возьмет их и употребит с пользой,
8. Так и человек должен ожидать великой милости, что Бог окажет ему на последнем суде.
9. Но горе вам, враги человеческие, если получите не милости, которых дожидаетесь, а гнев Божества, - горе вам, если вы ожидаете чудес, чтобы свидетельствовать о Его власти.
10. Ибо не идолов уничтожит Он в своем гневе, но тех, кто воздвиг их. Их сердца будут преданы вечному огню, а их растерзанные тела утолят голод диких зверей.
11. Бог изгонит нечистого из Своих стад, но вернет Себе заблуждавшихся, не признавших в себе духовного начала".
12. Видя бессилие своих жрецов, язычники еще больше уверовали в слова Иссы и, убоявшись Божественного гнева, разбили своих идолов вдребезги. Что же до жрецов, то они бежали, спасаясь от мести народной.
13. И затем Исса учил язычников не стараться увидеть земными очами Вечный Дух, но стремиться почувствовать Его в сердце своем и чистотой души своей заслужить Его милости.
14. "Не только, - говорил Он им, - не совершайте человеческих жертвоприношений, но не отдавайте на заклание ни одной твари, которой была дарована жизнь, ибо все сущее было сотворено на пользу человеку.
15. Не украдите у ближнего своего, ибо то, что вы похищаете, он заслужил в поте лица своего.
16. Не лгите, чтобы самим не быть обманутым. Старайтесь оправдаться до последнего суда, ибо потом будет слишком поздно.
17. Не предавайтесь разврату, ибо это нарушение законов Бога.
18. Вы достигнете высочайшего счастья, не только очищая самих себя, но и наставляя других на путь, что позволит им обрести изначальное совершенство".

Глава 8
1. Соседние страны полнились слухами о проповедях Иссы и, когда Он пришел в Персию, жрецы встревожились и запретили жителям слушать Его.
2. А, увидев, что все селения радостно встречают Его и благоговейно слушают Его речи, приказали схватить Его и привести к верховному жрецу, где Он подвергся следующему допросу:
3. "О каком новом Боге ты говоришь? Разве ты не знаешь, несчастный, что святой Зороастр - единственный праведник, удостоившийся общения с Высшим Существом?
4. Он повелел ангелам записать слово Божие на благо своему народу - законы, что были даны Зороастру в раю.
5. Кто ты такой, чтобы хулить нашего Бога и сеять сомнение в сердцах верующих?"
6. И Исса отвечал ему: "Не о новом Боге Я возвещаю, а о нашем Отце Небесном, который существовал от начала и пребудет, когда все сущее перестанет существовать.
7. О Нем говорил Я людям, которые, как дети невинные, не способны постичь Бога простой силой своего ума или проникнуть в Его Божественную и духовную возвышенность.
8. Но как новорожденный во тьме находит грудь матери, так и ваш народ, введенный в заблуждение вашим ложным учением и религиозными обрядами, узнал по наитию своего Отца в том Отце, чьим провозвестником Я являюсь.
9. Вечно Сущий возвестил вашему народу Моими устами: Не поклоняйтесь солнцу, ибо оно - лишь часть мира, сотворенного Мною для человека.
10. Солнце восходит, чтобы согревать вас во время работы, и заходит, чтобы дать вам отдых, как Я установил.
11. Это Мне, и только Мне, вы обязаны всем, чем владеете, всем, что находится вокруг вас, над вами и под вами".
12. "Но, - возразили жрецы, - как может народ жить по законам справедливости, если у него нет наставников?"
13. На это Исса отвечал: "Пока у людей не было жрецов, естественный закон управлял ими, и они сохраняли чистоту своих душ.
14. Их души были в Боге и, чтобы общаться с Отцом, нет надобности в посредничестве идолов или зверей, или огня, как делают здесь.
15. Вы утверждаете, что нужно поклоняться солнцу, духу добра и духу зла. Что ж, говорю Я вам, ваше учение ложно, солнце не движется само по себе, но сообразно воле незримого Творца, давшего ему жизнь
16. И пожелавшего, чтобы оно было Светилом, которое осветит день, согреет труд и посев человека.
17. Вечный Дух - душа всего живого. Вы совершаеете тяжкий грех, разделяя Его на дух зла и дух добра, ибо Он исключительно Бог Блага,
18. Который, как отец семейства, делает лишь добро Своим детям, прощая им все проступки, если они раскаиваются.
19. А дух зла обитает на земле в сердцах тех людей, которые совращают детей Божьих с прямого пути.
20. Посему говорю вам: Бойтесь судного дня, ибо Бог наложит тяжкое наказание на всех, кто уведет детей Его с истинного пути и наполнит их суевериями и предрассудками;
21. на тех, кто ослепил зрячих, кто передал заразу здоровым и научил поклоняться тому, что Бог подчинил человеку для его блага и помощи ему в трудах.
22. Ваше учение, следовательно, есть плод ваших заблуждений; ибо, желая приблизить к себе истинного Бога, вы создали себе ложных Богов".
23. Выслушав Его, волхвы решили не причинять Ему вреда. Но ночью, когда все селение спало, они вывели Его за стены и оставили на большой дороге, в надежде, что Он вскоре сделается добычей диких зверей.
24. Но, оберегаемый Господом нашим Богом, святой Исса невредимым продолжил свой путь.

Глава 9
1. Исса, избранный Творцом, чтобы напомнить человечеству, погрязшему в пороке, об истинном Боге, достиг возраста двадцати девяти лет, когда вернулся в землю Израиля.
2. Со времени Его ухода язычники причинили еще более ужасные страдания израильтянам, и те пребывали в глубоком отчаянии.
3. Многие из них уже начали отказываться от законов своего Бога и законов Моссы в надежде ублажить жестоких завоевателей.
4. При виде такого бедствия Исса убеждал своих соотечественников не отчаиваться, ибо близился день искупления грехов, и укреплял их в вере в Бога их отцов.
5. "Дети, не предавайтесь отчаянию, - говорил Отец Небесный устами Иссы, - ибо услышал Я голос ваш, и стенания ваши дошли до Меня.
6. Не плачьте, возлюбленные Мои! Ибо горе ваше тронуло сердце Отца вашего и Он простил вас, как прощал праотцев ваших.
7. Не бросайте своих семей, чтобы предаваться разврату, не теряйте благородства своих чувств, не поклоняйтесь идолам, которые останутся глухи к голосу вашему.
8. Наполняйте Мой храм своей надеждой и своим терпением и не отступайте от веры отцов, ибо Я один направлял их и осыпал их благами.
9. Вы поднимете упадших, дадите пищу голодным и окажете помощь больным, чтобы все были чисты и праведны в день последнего суда, который Я уготовил для вас".
10. Израильтяне толпами сходились слушать слово Иссы, спрашивая Его, где им следует поклонятьься Отцу Небесному, когда враг стер с лица земли их храмы и осквернил священные сосуды.
11. Исса отвечал им, что Бог не имеет в виду храмы, возведенные руками человека, но считает сердце человеческое истинным храмом Божьим.
12. "Войдите в ваш храм, в ваше сердце. Осветите его добрыми мыслями, терпением и упованием непоколебимым, которое вам надлежит иметь к Отцу вашему.
13. А священные сосуды ваши - это ваши руки и глаза. Зрите и делайте то, что угодно Богу, ибо, делая добро ближнему, вы исполняете обряд, украшающий храм, где обитает Тот, Кто дал вам жизнь.
14. Ибо Бог создал вас по подобию Своему - невиннными, чистыми душой, с сердцем, исполненным добра, предназначенными не измышлять злое, но стать святилищем любви и справедливости.
15. А посему говорю вам, не оскверняйте сердец своих, ибо Всевышний обитает там вечно.
16. Если вы хотите совершать дела, отмеченные любовью и благочестием, делайте их с открытым сердцем и не позволяйте себе руководствоваться в своих поступках расчетливостью или надеждой на вознаграждение.
Ибо такие дела не приблизят вас к спасению, но доведут вас до такого нравственного упадка, когда воровство, ложь и убийство считаются доблестью".

Глава 10
1. Святой Исса ходил из города в город, укрепляя словом Божьим мужество израильтян, готовых пасть под бременем отчаяния, и тысячи людей следовали за Ним, чтобы слушать Его проповеди.
2. Но старшины городов испугались Его и донесли главному правителю, который жил в Иерусалиме, что прибыл в страну человек по имени Исса, что Своими речами Он возбуждает народ против властей, что толпа, прилежно внимая Ему, пренебрегает общественными работами и утверждает, что скоро избавится от самозваных правителей.
3. Тогда Пилат, правитель Иерусалима, приказал схватить проповедника Иссу, доставить Его в город и привести на суд. Но чтобы не возбудить неудовольствия народа, Пилат наказал священникам и книжникам, еврейским старейшинам, судить Его в храме.
4. Между тем Исса, продолжая свою проповедь, пришел в Иерусалим, и, узнав о Его прибытии, все жители, уже слышавшие о Нем, вышли навстречу.
5. Они приветствовали Его с почтением и открыли пред Ним двери своего храма, дабы услышать из Его уст то, что Он говорил в других городах Израиля.
6. И сказал им Исса: "Род человеческий погибает от недостатка веры, ибо тьма и буря разметали стада человеческие и те потеряли своих пастырей.
7. Но буря не будет длиться вечно и мрак не навсегда сокроет свет. Небо однажды прояснится, небесный свет разольется по земле и стада, ныне заблудшие, соберутся вокруг своего пастыря.
8. Не пытайтесь искать во тьме прямых путей, чтобы не сорваться вам в пропасть, но соберите оставшиеся силы, поддержите друг друга, возложите упование на Бога и ждите, пока не забрезжит свет.
9. Тот, кто помогает ближнему, укрепляется сам; и кто защищает свою семью, защищает народ и государство.
10. Будьте уверены, что близок день, когда освободитесь от мрака; соберетесь в одну семью, и враг ваш, не ведающий милости Божьей, задрожит в страхе".
11. Первосвященники и старцы, внимавшие ему, были удивлены от речей Его и спросили, правда ли, что Он пытался поднять народ против властей страны, как доносили наместнику Пилату.
12. "Можно ли поднять на восстание людей заблудших, от которых сокрыты мраком врата их и путь их? - 0твечал Исса. - Я лишь предостерегал несчастных, как и здесь, в этом храме, чтобы не шли они далее по темному пути, ибо у ног их отверзлась бездна.
13. Власть земная недолговечна и подвержена многим переменам. Что пользы человеку возмущаться против нее, видя, что одна власть всегда сменяет другую? И так будет, пока не прекратится род человеческий.
14. Разве вы не видите, что власть имущие и богатые сеют среди сынов Израиля дух мятежный против вечной власти неба?"
15. Тогда старцы спросили: "Кто Ты, и из какой страны пришел к нам? Мы прежде не слыхали о Тебе и даже не знали Твоего имени".
16. "Я израильтянин, - отвечал Исса. - Со дня Моего рождения видел Я стены Иерусалима и слышал стенания братьев Моих, обращенных в рабство, и вопли сестер Моих, уведенных язычниками.
17. И душа Моя исполнилась печалью, когда увидел Я, что братья Мои забыли истинного Бога. Еще ребенком Я покинул отцовский дом и ушел жить среди других народов.
18. Но услышав, что братья Мои испытывают еще большие мучения, Я вернулся в страну своих отцов, дабы напомнить братьям Моим о вере предков, которая учит нас терпению на земле ради обретения совершенного и высшего счастья на небесах".
19. И мудрые старцы задали ему такой вопрос: "Говорят, что ты отвергаешь законы Моссы и учишь людей пренебрегать храмом Божьим?"
20. И Исса отвечал: "Нельзя разрушать то, что дано нашим Отцом Небeсным, так же как и то, что уже разрушено грешниками; Я же призывал к очищению сердца от всякой скверны, ибо оно есть истинный храм Божий.
21. Что до законов Моссы, то Я старался утвердить их в сердцах людей. И говорю вам, что вы не разумеете их истинного значения, ибо учат они не мести, а прощению; но смысл их был извращен".

Глава 11
1. Выслушав Иссу, первосвященники и мудрые старейшины решили между собой не судить Его, ибо он не причинил никому зла. И, представ перед Пилатом, которого языческий царь из страны Ромеев назначил наместником в Иерусалиме, они сказали ему так:
2. "Мы видели Человека, которого ты обвиняешь в склонении нашего народа к мятежу, мы выслушали Его речи и знаем, что Он наш соотечественник.
3. Но городские старшины прислали тебе ложные донесения, ибо это праведный Человек, Который учит народ слову Божьему. Допросив, мы отпустили Его, чтобы шел Он с миром."
4. Тогда правитель впал в ярость и подослал к Иссе своих переодетых слуг, чтобы они следили за всеми Его действиями и докладывали властям о каждом слове, которое Он обратит к народу.
5. Однако святой Исса продолжал посещать соседние города и проповедовать истинные пути Творца, побуждая евреев к терпению и обещая им скорое освобождение.
6. И во все это время много людей следовало за Ним; повсюду, куда бы Он ни шел, многие неотступно следовали за Ним и служили Ему в качестве домашней прислуги.
7. Исса же говорил: "Не верьте чудесам, совершаемым рукою человека, ибо только Владеющий природой один способен творить сверхъестественные дела, тогда как человек бессилен удержать ярость ветров и пролить дождь.
8. Но есть чудо, которое возможно совершить и человеку: это когда он, полный искренней веры, решается вырвать с корнем из своего сердца все дурные помыслы и, чтобы достигнуть цели, не ходит более по путям беззакония.
9. Все дела, совершаемые без Бога, суть лишь грубые заблуждения, соблазны и чародейства, и только указывают, до какой степени душа, совершающего это, полна бесстыдства, лжи и пороков.
10. Не верьте прорицателям: один Бог знает будущее. Кто надеется на гадателей, тот оскверняет храм своего сердца и доказывает неуверенность в почитании своего Творца.
11. Вера в чародеев и их прорицания разрушает природную простоту человека и его детскую непорочность; сила преисподней овладевает им и, побуждая его совершать всякого рода преступления, побуждает его поклоняться идолам.
12. Но Господь Бог наш, не имеющий равного Себе, един, всемогущ, всеведущ и вездесущ, владеет всею мудростью и всем просвещением.
13. К Нему-то вам и нужно обращаться, чтобы получить утешение в огорчениях, помощь в трудах, исцеление от болезней. Надеющийся не получит от Него отказа.
14. Тайна природы в руках Божьих, так как мир до своего появления существовал в глубине Божественной мысли; он стал телесным и видимым по воле Всевышнего.
15. Когда вы захотите обратиться к Нему, станьте опять детьми, ибо вы не знаете ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, а Бог – Господин времени”.

Глава 12
1. "Праведный Человек, - сказали ему соглядатаи правителя Иерусалима, - скажи нам, будем ли мы исполнять волю кесаря или дождемся скорого освобождения?"
2. Исса, узнав в них людей, подосланных следить за Ним, отвечал: "Я не говорил вам, что вы будете освобождены от кесаря. Это душа, погрязшая в заблуждении, получит свое освобождение.
3. Нет семьи без главы, не будет порядка в народе без кесаря; ему должно оказывать полное повиновение, он один будет держать ответ за свои дела пред Высшим судом".
4. "Обладает ли кесарь божественным правом? - еще спросили соглядатаи. - И лучший ли он из смертных?"
5. "Нет лучшего меж людьми, но всегда есть страдальцы, о которых должны заботиться избранные и назначенные исполнять эту миссию, используя средства, предоставленные им священным законом нашего Отца Небесного.
6. Милосердие и справедливость - высочайшие качества кесаря; имя его будет прославлено, если он придерживается их.
7. Но кто поступает иначе, кто переходит границы данной ему власти над подчиненными, заходя столь далеко, что подвергает их жизнь опасности, оскорбляет великого Судию и теряет достоинство в глазах людей".
8. Тем временем одна старая женщина приблизилась к толпе, чтобы лучше слышать Иссу, но была отстранена одним из переодетых людей, который поместился перед нею.
9. Тогда Исса сказал: "Нехорошо, что сын отталкивает свою мать, чтобы занять первое место, которое ей принадлежит. Кто не почитает свою мать, священнейшее после Бога существо, тот не достоин имени сына.
10. Слушайте же, что Я хочу вам сказать: почитайте женщину, мать вселенной; в ней лежит вся истина Божественного творения.
11. Она - основание всего доброго и прекрасного, она – источник жизни и смерти. От нее зависит все существование человека, ибо она – нравственная и естественная опора в его трудах.
12. Она вас рождает в муках, в поте своего чела; она следит за вашим ростом, и до самой смерти ее вы причиняете ей сильнейшее томление. Благословляйте ее, чтите ее, ибо она – ваш единственный друг и опора на земле.
13. Почитайте ее, защищайте ее; поступая так, вы приобретаете ее любовь и ее сердце и будете приятны Богу. Вот почему много грехов вам отпустится.
14. Любите также ваших жен и уважайте их, ибо они завтра будут матерями, а позднее – праматерями всего рода.
15. Покорствуйте женщине; ее любовь облагораживает человека, смягчает его ожесточенное сердце, укрощает зверя и делает его ягненком.
16. Жена и мать – неоценимое сокровище, которое дал вам Бог; они – наилучшие украшения вселенной, и от них родится все, что населяет мир.
17. Как некогда Бог Сил отделил свет от тьмы и сушу от вод, так женщина владеет божественным даром отделять в человеке добрые намерения от злых мыслей.
18. Вот почему я говорю вам, что после Бога ваши лучшие мысли должны принадлежать женщинам; женщина для вас – божественный храм, в котором вы весьма легко получите полное блаженство.
19. Черпайте в этом храме ваши нравственные силы; там вы забудете свои печали и неудачи, возвратите погубленные силы, вам необходимые, чтобы помогать ближнему.
20. Не подвергайте ее унижениям; этим вы унизите только самих себя и потеряете то чувство любви, без которого ничего здесь на земле не существует.
21. Покровительствуйте своей жене, и она защитит вас и всю вашу семью; все, что вы сделаете своей матери, жене, вдове или другой женщине в скорби, сделаете для Бога".

Глава 13
1. Святой Исса таким образом наставлял народ Израиля три года - в каждом городе, каждом селении, по дорогам и на полях, и всякое предсказание его сбывалось.
2. Все это время переодетые слуги Пилата присталььно следили за Ним и не слышали ничего подобного тому, что было в прежние годы собрано в донесениях городских старшин об Иссе.
3. Но правитель Пилат, встревоженный слишком большой известностью святого Иссы, Который, по словам Его врагов, желал возмутить народ и объявить себя царем, приказал одному из соглядатаев ложно обвинить Его.
4. Тогда приказано было солдатам схватить Иссу, и они бросили Его в подземную темницу, где всячески истязали Его, надеясь вырвать у него признание, которое позволило бы предать Его смерти.
5. Святой, думая лишь о высшем блаженстве братьев своих, выдержал все страдания во имя своего Создателя.
6. Слуги Пилата продолжали истязать Его и довели Его до состояния сильнейшего обморока, но Бог был с Ним и не позволил Ему умереть.
7. Узнав о страданиях и муках, которые претерпевал их Святой, первосвященники и мудрые старейшины пришли умолять правителя освободить Иссу по случаю приближающегося большого праздника.
8. Но правитель решительно отказал им в этом. Тогда они просили позволить Иссе предстать перед судом старейшин, чтобы Он был осужден или помилован до праздника, и на это Пилат дал согласие.
9. На следующий день правитель собрал военачальников, первосвященников, книжников и законников, чтобы они судили Иссу.
10. Привели Святого из темницы и усадили перед правителем между двумя разбойниками, которых должны были судить в то же время, чтобы показать толпе, что не Он один будет осужден.
11. И Пилат, обращаясь к Иссе, сказал: "Человек! Правда ли, что Ты настраивал народ против властей с намерением самому стать царем Израиля?"
12. "Не делаются царем по собственной воле, - отвечал Исса, - и лгут те, кто говорит тебе, что Я поднимал народ на восстание. Я всегда говорил только о Царе Небесном, и Ему поклоняться Я учил народ.
13. Ибо сыны Израилевы утратили свою изначальную чистоту, и если не обратятся к истинному Богу, то будут принесены в жертву и храмы их будут лежать в руинах.
14. Земная власть поддерживает порядок в стране, и Я учил их не забывать об этом. Я говорил им: живите сообразно своему положению и своей участи, чтобы не нарушать общественного порядка. И убеждал их также помнить, что беспорядок царит в их сepдцax и умах.
15. За что и наказал их Отец Небесный и вверг в ничтожество их собственных царей. Я же говорил им: если вы станете покорны своей участи, в награду унаследуете Царство Небесное".
16. В то время привели свидетелей, один из которых показал так: "Ты говорил народу, что земная власть ничтожна пред царем, который вскоре избавит израильтян от языческого ига".
17. "Благословен будь, - сказал Исса, - за то, что изрек истину. Царь Небесный больше и могущественнее земного закона, а царство Его превосходит все царства земные.
18. И недалеко то время, когда, подчинившись божественной воле, народ Израиля очистится от своих грехов, ибо сказано, что явится предтеча объявить избавление народа, собрав всех воедино".
19. И правитель, обратившись к судьям, сказал: "Вы слышите? Израильтянин Исса признается в преступлении, в котором Его обвиняют. Судите же Его по своим законам и приговорите Его к самому тяжкому наказанию".
20. "Мы не можем осудить его, - отвечали первосвященники и старейшины. - Ты сам только что слышал, что Он имел в виду Царя Небесного и не проповедовал сынам Израиля ничего, что могло быть объявлено оскорблением закона".
21. Правитель Пилат послал тогда за свидетелем, который по его наущению предал Иссу. Этот человек пришел и обратился к Иссе так: "Разве не Себя полагал ты царем Израиля, когда говорил, что Тот, Кто правит на небе, послал Тебя подготовить Его народ?"
22. И Исса, благословив его, сказал: "Тебе проститтся, ибо не от себя говоришь!" Затем обратился к правителю: "Зачем унижать свое достоинство и учить приспешников своих жить во лжи, ты ведь и без этого имеешь власть осудить невинного?"
23. От этих слов правитель впал в страшную ярость, приказав вынести Иссе смертный приговор и помилование двум разбойникам.
24. Судьи, посовещавшись меж собой, сказали Пилату: "Мы не примем на свои головы великого греха - осудить невинного и оправдать разбойников. Это было бы против закона.
25. Делай, что тебе угодно". Сказав это, первосвященники и старейшины вышли и омыли руки свои в священном сосуде, говоря: "Мы неповинны в смерти этого праведника".

Глава 14
1. По приказу правителя солдаты схватили Иссу и двух воров и отвели к месту казни, где пригвоздили их ко врытым в землю крестам.
2. Весь день тела, с капающей кровью Иссы и двух разбойников, оставались висящими под охраной воинов; народ стоял вокруг; родственники казненных молились и плакали.
3. При закате солнца страдания Иссы кончились. Он потерял сознание, и душа этого праведника отделилась от тела, чтобы идти смириться пред Божеством.
4. Так окончилось земное существование отблеска Вечного Духа в образе человека, который спас ожесточенных грешников и перенес такие страдания.
5. Однако Пилат убоялся своего дела и приказал отдать тело святого его родственникам, и они похоронили его близ места казни. Толпа ходила молиться на его могилу и наполняла воздух рыданиями и стонами.
6. Три дня спустя правитель, опасаясь народного возмущения, послал воинов похитить тело Иссы и похоронить его где-нибудь в другом месте.
7. На следующий день толпа нашла могилу открытой и пустой; тотчас распространилась молва, что Высший Судия послал Своих ангелов похитить смертные останки святого, в котором на земле пребывала часть Божественного Духа.
8. Когда этот слух дошел до Пилата, он разгневался и приказал, под страхом смерти и рабства, никогда не произносить имени Иссы и не молиться за него Господу.
9. Но народ продолжал оплакивать и громко прославлять своего Учителя; за это много людей было уведено в рабство, подвергнуто пытке и казнено.
10. И ученики святого Иссы покинули страну Израилеву и разошлись во все страны к язычникам, проповедуя, что им нужно оставить грубые заблуждения и думать о спасении своей души и полном блаженстве, которое ожидает людей в невещественном и полном блеска мире, где в покое и во всей Своей чистоте обитает в совершенном величии великий Творец.
11. Язычники, цари и воины слушали проповедников, оставляли свои нелепые верования, покидали своих жрецов и их идолов, чтобы воздавать хвалы премудрому Творцу вселенной, Царю царей, сердце которого исполнено бесконечного милосердия.

вернуться в раздел "Христианство"