0%
 

Буддийские притчи

Ищите и потеряете
- Что нужно сделать, чтобы стать просветленным? - спросили ученики у Мастера.
- Скажите, что падает в воду и не оставляет на ней ряби; проносится между деревьями и не производит ни звука; гуляет в поле и не всколыхнёт ни травинки?
После нескольких недель бесплодных раздумий ученики не выдержали:
- Что же это за вещь?
- Вещь? - переспросил Мастер. - Но это вовсе не вещь.
- Значит, это ничто?
- Можно сказать и так.
- Но как нам найти это?
- Разве я говорил, что нужно искать? Это можно найти, но это никогда не ищут. Ищите, и вы потеряете.

Статуя Будды
Был человек, всем сердцем преданный Будде. Была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней, как к величайшему сокровищу.
Однажды, холодной зимней ночью, он остался один в соломенной хижине. Был жуткий мороз. Человек в отчаянии трясся от холода. Похоже было, что приходит его смертный час. Не было ни щепки, чтобы развести огонь.
Рассказывают, что в полночь, когда он, дрожа, почти окоченел, перед ним явился Будда и спросил:
- Почему ты не сожжешь Меня?
Деревянная статуя все так же стояла у стены. Человек очень испугался. "Это, должно быть, дьявол", - подумал он.
- Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!
Будда рассмеялся и сказал:
- Если ты видишь Меня в статуе, ты упускаешь Меня. Я в тебе, а не в статуе. Я не в предмете моления, объекте, Я в молящемся. И это Я дрожу в тебе! Сожги статую!

Он женился
В один городок, как гром среди ясного неба, прибыла очень молодая красивая женщина. Никто не знал, откуда она пришла. Ее происхождение было совершенно неизвестно. Но она была так прекрасна, так обворожительно красива, что никто даже не подумал узнать, откуда она явилась. Люди собрались вместе, весь городок собрался, и все молодые люди, почти триста человек, хотели жениться на этой женщине.
Женщина сказала:
- Посмотрите, я одна, а вас триста. Я могу выйти замуж только за одного, поэтому сделайте вот что. Я приду снова завтра; я даю вам двадцать четыре часа. Я выйду за того, кто сможет повторить "Лотосовую сутру" Будды.
Молодые люди бросились по домам. Они не ели, не спали, они декламировали сутру всю ночь. Десять преуспели.
На следующее утро женщина явилась, и этим десятерым было предложено декламировать. Женщина слушала. Все они выступили успешно.
Она сказала:
- Хорошо, но я одна. Как я могу выйти за десятерых? Я снова дам вам двадцать четыре часа. Я выйду за того, кто сможет также объяснить смысл "Лотосовой сутры". Попытайтесь понять: декламация - это простая вещь. Вы механически повторяете что-то и не понимаете смысла.
Все десять бросились домой и сильно старались. На следующий день появились трое. Они поняли смысл. Женщина сказала:
- Затруднение по-прежнему остается. Число уменьшилось, но затруднение осталось. Я могу выйти только за одного. Поэтому подождем еще двадцать четыре часа. Я выйду за того человека, который не только понял эту сутру, но и ощутил ее вкус. Я хотела бы видеть, что лотос вошел в ваше существо, что вы взяли что-то от лотоса. Итак, завтра я приду снова.
Пришел только один человек, он определенно победил. Женщина взяла его в свой дом за городом. Человек никогда не видел этого дома; дом был очень красив, почти как из мира грез. И в воротах стояли родители этой женщины. Они приняли молодого человека и сказали: "Мы очень счастливы". Женщина вошла в дом, а он немного поговорил с родителями. Потом родители сказали:
- Идите. Она, должно быть, ждет вас. Вот ее комната.
Он открыл дверь, вошел, но там никого не было. Комната была пуста. Но была еще одна дверь, ведущая в сад. Он проверил: может быть, она в саду. Да, она, должно быть, вышла в сад, потому что на дорожке были ее следы. Поэтому он пошел по следам. Он прошел почти километр. Сад кончился, и он теперь стоял на берегу красивой реки - но женщины там не было. Следы также исчезли. Остались только две туфельки, принадлежавшие женщине.
Теперь он был озадачен. Что случилось? Он оглянулся - не было ни сада, ни дома, ни родителей, ничего. Все исчезло. Он оглянулся снова. Не стало туфелек, не стало реки. Все вокруг было пустотой и великим смехом. И он засмеялся. Он женился.

Несчастнейший на свете
Жил в деревне один старик. Он был одним из несчастнейших на свете. Вся деревня устала от него: он всегда был мрачен, всегда жаловался, всегда в плохом настроении, всегда кислый. И чем дольше он жил, тем более желчным становился, тем ядовитее были его слова. Люди избегали его: несчастье становилось заразительным. Он создавал ощущение несчастья и в других. Но однажды, когда ему исполнилось восемьдесят лет, случилось невероятное, никто не мог в это поверить. Мгновенно всех облетел слух: "Старик сегодня счастлив, не жалуется, улыбается, у него даже лицо переменилось".
Собралась вся деревня. Старика спросили:
- Что случилось с тобой? В чем дело?
- Ничего, - ответил старик. - Восемьдесят лет я старался стать счастливым и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья. Вот почему я счастлив.

Правильная мантра
Император так любил напольные вазы, что уставил свои покои самыми красивыми из них: с золотой росписью и драгоценной инкрустацией. Император поручил любимому слуге бережно протирать дорогие вазы и кувшины и время от времени переставлять их местами.
Однажды этот слуга случайно разбил вазу. Император пришел в ярость и приказал казнить бедного слугу. Все придворные, жалея беднягу, пытались вымолить прощение для незадачливого слуги, но безуспешно. Однако император пообещал сохранить жизнь слуги при условии, что найдется такой умелец, который склеит осколки и восстановит вазу.
Но умельцы, только глянув на груду осколков, вздыхали и беспомощно пожимали плечами. А слуга тем временем прощался с жизнью и молился, чтобы император сменил гнев на милость.
А в это время в город вошел странствующий мастер Покеда. Он услышал историю о разбитой вазе и о приговоренном слуге. Покеда пришел во дворец и сказал, что он исправит ситуацию.
Мастер Покеда славился чем угодно, но только не умением склеивать вазы, однако у него была репутация святого человека, и все посчитали, что он применит какое-то волшебство, особую мантру, чтобы восстановить любимую вазу императора.
Покеду привели в покои императора, показали осколки. Но мастер смотрел не столько на осколки, сколько внимательно разглядывал галерею из дорогих ваз, которые были изготовлены лучшими умельцами Поднебесной. Затем Мастер Покеда попросил принести ему палку. Его желание было выполнено. В галерее толпились придворные, министры и слуги. Всем хотелось посмотреть на волшебство, которое применит знаменитый мастер, и услышать мантру.
Мастер Покеда тем временем улыбнулся императору своей чудной светлой улыбкой и, взяв в руки палку, начал быстро колотить по всем остальным вазам. Все присутствующие застыли в безмолвии. Какое-то время присутствующие, да и сам император полагали, что разбивание ваз является частью волшебства, и молчали. Первым опомнился император.
- Мастер! Что ты наделал!
- Я выполнил свое обещание, император.
- Ты же обещал склеить вазу...
- Я этого не обещал. Я сказал, что исправлю ситуацию, и я это сделал. В зале было две дюжины ваз. Расколотив эти вазы, я спас две дюжины людей от смерти.
- Каких людей?
- Тех, кто в будущем мог разбить эти вазы.
Придворные еще никогда не видели своего императора в таком гневе. Он приказал связать мастера и растоптать его слонами.
Привели слона. Мастер лежал связанный на полу. Воины окружили сцену казни, чтобы предупредить неожиданные вмешательства толпы. Все видели, что Мастер Покеда лежал совершенно неподвижно и слышали, как он тихонько бормотал какую-то мантру. Слон не двигался с места. Слуга подстегнул слона прутом. Слон не шевельнулся. Слуга подстегнул слона еще раз. Слон попятился, потом развернулся и пошел в другую сторону. Толпа ахнула.
- Стойте, - закричал император. - Уведите слона немедленно и развяжите Покеду!
Мастера развязали. Император приказал ему приблизиться и сказал так:
- Мастер Покеда, я обещаю, что прощу тебя и прощу слугу, если только ты поделишься со мной своей тайной. Я понял, что ты знаешь какую-то мантру, чтобы успокоить слона.
- О, нет, я не знаю мантры, чтобы успокоить слона. Я знаю только мантру, чтобы успокоить себя.
- Расскажи мне!
- Конечно. Есть только одна правильная мантра - мантра любви. О, император, я верю, что мы все - составляющее Бога. И ты, и я, и слон, и воины с мечами, и эта толпа - мы его продукт, и все, что происходит - часть Его великого замысла. Я люблю Бога, и значит я не могу не любить тебя и этого слона. Когда я лежал связанный на земле, то я думал о том, что этот слон - прекрасный добрый и мудрый зверь. Я любил этого слона и восхищался его силой. Я думал о том, что ты - величайший из императоров и мудрейший из правителей. Мое сердце было преисполнено восхищением и любовью к тебе. Я желал счастья и добра и тебе, и слону. Если бы я позволил ненависти и страху овладеть мной, то они умножились во много раз, и все твои плохие свойства возобладали бы. Слон не тронул меня: звери чувствуют любовь острее, чем люди.
- Как же ты мог любить меня, приговорившего тебя к смерти? Ведь ты всего лишь преподал мне урок, что разбитая ваза - ничто по сравнению с человеческой жизнью. Как же ты мог восхищаться моей мудростью, если я хотел убить человека из-за груды бездушных черепков?
- Ого! - сказал Мастер Покеда - Мантра работает даже лучше, чем я предполагал.

Поиск трактира
Мастер Покеда вошел без приглашения в ворота императорского дворца и был немедленно остановлен стражниками. Императору доложили о случившемся, и он пожелал поговорить с известным духовным учителем.
Император спросил:
– Чего ты хотел, мастер?
– Ничего. Мне просто нужно было где-то переночевать, в каком-нибудь трактире.
– Но ты вошел без позволения в мои владения, и это не трактир, это мой дворец.
– Разве? А кто владел им до тебя?
– Мой отец. Он давно умер.
– А до него?
– Мой дед, он тоже умер.
– Значит, в этом месте люди живут в течение некоторого времени, а потом покидают его. Почему же ты сказал, что это не трактир?

Маленький бамбук
В лесу, в тени множества деревьев, рос маленький бамбук. Однажды среди разговоров деревьев друг с другом он услышал разговоры о небе. Ему стало интересно, и он стал расспрашивать большие древья, что такое небо. В ответ ему сказали, что никто не знает, что это, потому что небо недостижимо, и еще никому, даже самым высоким деревьям в лесу, не удавалось достать его.
Бамбук стал расти, чтоб однажды увидеть небо самому. Вскоре он сравнялся с другими деревьями и увидел над собой небо, и оно оказалось совсем рядом. Тогда бамбук решил вырасти еще выше и дотянуться ветвями до неба.
Он все рос и рос, а небо оставалось все так же близко как и раньше, но все так же еще недостижимо.
Так бы и рос он дальше, если бы однажды под действием ветра и собственного веса не сломался.

Золотые кирпичи
В прошлом некий человек накопил много золотых слитков. И поскольку золота было очень много, он хранил его в подвале дома. Так продолжалось более тридцати лет, в течение которых он ничего не истратил, но ему нравилось любоваться на свое золото.
Но вот однажды у него украли эти золотые слитки. Человек расстроился чуть ли не до смерти. Некто, проходивший рядом, сказал:
- Но ты же хранил эти слитки тридцать лет, разве ты ни на что не потратил свое золото?
- Нет!
Тогда собеседник сказал скупцу:
- Ну, раз ты ни на что не потратил свое золото, то и не расстраивайся. Я тебе принесу пару кирпичей, ты заверни их в блестящую бумагу, положи туда, где было золото, и наслаждайся их видом, как будто это золотые слитки. Разве это не так же приятно? И что ты так убиваешься?

Что такое ты?
Однажды царь Милинда спросил бхикшу Нагасену:
- Глаза - это ты?
Нагасена, смеясь, ответил:
- Нет.
Тогда царь Милинда настаивал:
- А уши - это ты? А нос - это ты?
- Нет!
- А язык - это ты?
- Нет!
- Но твоя личность пребывает в теле?
- Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытием.
- Наверное, твоя истинная субстанция - разум?
- Тоже нет!
Милинда разгневался:
- Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум - все это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь?
Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:
- Окно - это дом?
Милинда разозлился, но через силу ответил:
- Нет!
- А двери - это дом?
- Нет.
- А кирпичи, черепица - это дом?
- Нет.
- Ну тогда, может быть, колонны и стены - это дом?
- Тоже нет!
Нагасена улыбнулся и сказал:
- Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны - это все не дом, так где же пребывает дом?
Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определенное единство причин и условий.

Авторство
Один буддийский мастер прочел ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:
- Кто написал его?
- Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны. Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды. Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь. А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеетесь, - ответил учитель.
Рамеш С. Балсекар

Алмаз в кармане Будды
В Лахоре, городе ювелиров, жил один профессиональный карманник. Однажды он увидел, что какой-то человек купил прекрасный бриллиант, которого он ждал долгие годы, бриллиант, который он просто был обязан заполучить. Поэтому карманник последовал за этим человеком. Когда тот приобрел билет на поезд до Мадраса, вор тоже взял билет до Мадраса. Они поехали в одном купе. Когда владелец бриллианта отправился в туалет, карманник обыскал все купе. Когда человек уснул, вор продолжил поиски, но безуспешно.
Наконец, поезд прибыл в Мадрас, и человек, купивший бриллиант, оказался на платформе. В это время карманник подошел к нему.
- Простите, господин, - сказал он. - Я - профессиональный вор. Я испробовал все, но безуспешно. Вы прибыли, куда вам надо, и я вас больше не побеспокою. Но я просто не могу не спросить: куда вы спрятали бриллиант?
Человек ответил:
- Я видел, что ты следишь за тем, как я покупаю бриллиант. Когда ты оказался в поезде, мне стало ясно, что ты охотишься за ним. Я решил, что ты, должно быть, ушлый малый, и поначалу не мог придумать, куда положить бриллиант, чтобы ты не сумел его найти. Но, в конце концов, я спрятал его в твоем кармане. Бриллиант, который ищешь ты, находится рядом с тобой - ближе, чем твое дыхание. Но ты обыскиваешь карманы Будды. Вытряхни все из карманов своего ума. Ищи там, где нет расстояния и ничего не надо делать. Но для тебя это слишком просто.

Чистый взгляд
В Китае жил когда-то учитель дхармы по имени Мастер Фо Инь. У этого учителя был друг по имени Су Донг По - поэт с дурной репутацией из-за своего грубого, вздорного характера.
Однажды поэт сел, изображая из себя Будду. Он спросил учителя дхармы:
- На кого я похож?
- Ты похож на Будду, - ответил Мастер Фо Инь.
Поэт затем сказал:
- Ты знаешь, на кого ты похож? Ты похож на кучу дерьма!
Мастера дхармы это нисколько не смутило. Он по-прежнему продолжал улыбаться. Потерявший смелость поэт спросил:
- Как же это ты не рассердился?
Монах ответил:
- Тот, кто осознал в себе природу Будды, видит ту же природу Будды в каждом человеке. Тот же, кто полон дерьма, видит каждого другого как кучу дерьма.

Мудрая монахиня
Царь Козалы встретил однажды монахиню Кхему, одну из учениц Будды, известную своей мудростью. Царь почтительно поздоровался с ней и спросил:
- Существует ли совершенный Будда по ту сторону смерти?
Монахиня ответила:
- Учитель не открыл этого, о великий царь.
Царь изумился и спросил:
- Что за причина этого?
- Дозволь мне, - отвечает монахиня, - задать тебе вопрос. Как ты полагаешь, о великий царь, найдется ли у тебя казначей, который смог бы сосчитать песчинки Ганга?
- Нет, такого у меня нет, о честнейшая.
- А найдется ли у тебя казначей, способный посчитать, сколько мер воды в океане?
- Такого у меня нет, о честнейшая.
Тогда монахиня сказала:
- Такого у тебя нет, о великий царь, потому что океан безмерно глубок. Это то же самое, о великий царь, как если бы мы вздумали постичь сущность Совершенного по признакам телесности. Он неизмерим и глубок, как океан. О Нем нельзя судить человеческими понятиями.
Царь выслушал речь Кхемы с радостью и одобрением, встал со своего места и с уважением поклонился ей.

Земляника
Человек пересекал поле, на котором спал тигр. Обнаружив тигра, человек побежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, человек стал карабкаться по склону, уцепился за корень дикой лозы и повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек посмотрел вниз. Там стоял другой тигр.
Только корень лозы удерживал несчастного. Две мышки, одна белая, другая черная, вылезли из норки и потихоньку стали грызть корень. Окруженный со всех сторон опасностями, человек стал осматриваться, и увидел неподалеку кустик земляники с одной единственной спелой ягодой. Держась одной рукой за корень, другой он потянулся и сорвал землянику. Какая же она была сладкая!

Пастух и саньясин
Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку. Он начал пересчитывать своих баранов и взвешивать выгоду их руна.
Оба сидели молча. Наконец, пастух спросил:
- Господин, о чем думаешь ты?
Тот сказал:
- О Боге.
Пастух спросил:
- Знаешь ли, о чем думал я?
- Тоже о Боге.
- Ошибаешься, о выгоде продажи руна.
- Истинно, тоже о Боге. Только моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но может быть, он на пути встретит разбойника, который поможет ему обратиться к этому дереву.

Нужно прыгнуть
Мастер сказал ученику:
- Начисто забудь о своем прошлом - и ты станешь просветленным.
- Я так и делаю, только постепенно, - ответил ученик.
- Постепенно можно лишь расти. Просветление мгновенно.
Позже мастер объяснил:
- Тебе нужно прыгнуть! Крохотными шажками пропасть не преодолеть.

Масло в молоке
Отшельник в оранжевом одеянии пришел как-то в деревню, где было полным-полно неверующих. Его окружила молодежь, призывавшая его показать, где же обитает Бог, столь глубоко им чтимый. Он сказал, что может это сделать, но сначала пусть дадут ему чашку молока.
Когда молоко поставили перед ним, он не стал его пить, а долго и молча глядел на него со все возрастающим любопытством. Молодые люди проявляли нетерпение, их требования становились все настойчивей. Тогда отшельник сказал им:
- Подождите минутку; говорят, в молоке содержится масло, но в этой чашке, как я ни старался, его не увидел.
Молодежь стала смеяться над его наивностью.
- Глупый ты человек! Не делай таких нелепых заключений. В каждой капле молока содержится масло, оно и делает его питательным. Чтобы получить и увидеть его, нужно вскипятить молоко, остудить его, добавить простокваши, подождать несколько часов, чтобы оно свернулось, потом сбить и извлечь кусок масла, который появится на поверхности.
- Ах так! - сказал аскет, - теперь мне гораздо легче объяснить вам, где обитает Бог. Он повсюду, в каждом существе, в каждом атоме Вселенной, благодаря чему все они существуют, и мы воспринимаем их и радуемся им. Но чтобы увидеть Его как реальную сущность, вам нужно строго, ревностно и искренне следовать предписанным правилам. Тогда, в конце этого процесса, вы ощутите Его милость и Его могущество.

Рецепт врача
Некий человек заболел и отправился к врачу за помощью. Доктор осматривает его, затем выписывает рецепт. Больной твердо верит своему врачу. Он возвращается домой и в комнате, в красном углу, помещает красивый портрет или статую доктора. Затем садится и выражает почтение портрету или статуе: отвешивает три раза поклоны, возлагает у подножия цветы, возжигает благовония; далее он вынимает прописанный ему доктором рецепт и очень торжественно читает его вслух:
- Две пилюли утром! Две пилюли вечером!
Целый день он продолжает читать рецепт. И так продолжается долго, потому что он твердо верит в доктора. Но все же рецепт ему не помогает. Больной решает, что ему надо узнать об этом рецепте побольше; и вот он бежит к врачу и спрашивает его:
- Зачем вы прописали мне это лекарство? Как оно мне поможет?
Будучи умным человеком, доктор разъясняет:
- Вот, слушайте: это ваша болезнь, а это ее причина. Если вы будете принимать лекарство, которое я вам прописал, оно с корнем устранит главную причину болезни. Когда же причина будет удалена, болезнь сама собой исчезнет.
Больной думает: "Ах, как чудесно! Как мой врач умен! Его рецепты так полезны!" И он отправляется домой, а там начинает ссориться со своими соседями и знакомыми, настаивая:
- Мой врач лучше всех! Все другие врачи бесполезны!
Он может продолжать так сражаться всю свою жизнь, но все же это совсем ему не поможет. А если он станет принимать лекарство, только тогда сможет освободиться от своей болезни, лишь тогда лекарство поможет ему.
Каждый освободившийся человек подобен врачу. Из сострадания он прописывает рецепт, дает людям советы, рассказывает, как можно избавиться от страдания. Если у людей вырабатывается слепая вера в этого человека, они превращают его рецепт в священное писание и начинают ссориться с другими верами, утверждая, что учение основателя их религии является высшим. Но никто не беспокоится о том, чтобы практиковать учение, принять лекарство, прописанное для того, чтобы устранить болезнь. Иметь веру в доктора полезно, если эта вера поощряет следовать его советам. Понимание действия лекарства тоже благотворно, если это понимание поощряет больного к приему лекарства. Но без действительного приема лекарства нельзя излечиться от болезни.

Рис в грязи
Двое странствующих монахов услышали крик за холмом. Один из них побежал узнать, что там случилось. Оказалось, что груженая повозка, видимо, направлявшаяся на рынок, съехала в канаву. Несколько мешков упали в грязь. Женщина ползала по земле, пытаясь собрать руками рассыпавшееся зерно, а на нее в гневе кричал муж.
- Ты что, совсем рехнулась? Хочешь забить мешки грязью? - бил он ее кнутом.
Увидев монаха, мужчина неохотно опустил кнут.
- Животное не пострадало? - спросил путник, видя, что у старого больного быка подогнулись передние ноги.
Не ответив, мужчина принялся яростно бить несчастное животное. Бык дернулся то в одну, то в другую сторону, повозка еще больше накренилась, на землю упало еще несколько мешков. Женщина заорала пуще прежнего.
Мужчина замер, словно гадая, кому еще врезать кнутом.
- Подожди, - сказал монах. - Я помогу вам.
- Как? - прорычал тот. - Потом потребуешь мешок риса.
- Не думай об оплате, просто успокойся, - терпеливо сказал монах.
Путник помог крестьянину выпрячь быка, разгрузить повозку. Затем они вместе подперли воз, с большим трудом вытащили его и поставили на дорогу. Погрузили все мешки в телегу. Не говоря ни слова, мужчина забрался в телегу, и приказал жене садиться. Та с усмешкой над мужем уселась на мешки. Все это время она сидела, обмахиваясь пальмовым листом в тени. Телега тронулась. Через плечо мужчина бросил уставшему добровольному помощнику:
- Весь рис, что соберешь с дороги, твой.
Молодой монах обернулся и обнаружил, что неподалеку стоит смеющийся его попутчик:
- Давно стоишь?
- С самого начала, - ответил второй монах. - Я все видел; боюсь, они не воспылали к тебе любовью за то, что ты сделал. Рассуди сам и укажи мне, где я неправ. Мужчина рано или поздно успокоился бы и сообразил бы снять с быка ярмо, разгрузить повозку. У них с женой хватило бы сил вытащить ее из канавы, а если даже и нет, то вернулись бы в деревню за подмогой. Так что, оказав услугу, ты не дал им помочь себе самим. Если ты думаешь, что предотвратил насилие, то тоже ошибаешься, так как он сегодня побьет жену сильнее обычного, чтобы как следует проучить за ухмылку. Почему ты решил, что именно ты должен ему объяснять, как себя вести? Ты - не его духовный наставник. Кроме того, у него есть домочадцы и друзья, чтобы научить его отличать хорошее от плохого.

Глаза Куналы
Великий император Индии Ашока, в 250-ом году до н.э. объединивший под своим началом пол-Азии, признал учение Будды. Оно стало образом его жизни. Оставаясь императором, он жил как человек, которому ничего не принадлежит.
Когда его сын Кунала, наследник престола, попросил у отца разрешения стать монахом, Ашока пустился в пляс. Он сказал:
- Я ждал, что ты однажды осознаешь!
Через некоторое время его дочь Сингхамитра попросила отца:
- Я тоже хочу отправиться в мир медитации.
Ашока сказал:
- Иди, в этом мое единственное счастье!
Он отправил ее на Цейлон, где она приняла саньясу. Вместе с дочерью Ашока отправил ветку священного дерева, под которым Будда стал просветленным. Дерево то было огромным. Говорят, что под ним могли разместиться сотни повозок. Экстремисты уничтожили его, но ему не суждено было погибнуть. Ветка этого дерева, укорененная на Цейлоне, вернулась и была посажена на прежнем месте.
О сыне Ашоки, Кунале, как об истинном последователе учения Будды сохранилась притча. Имя Кунала было дано ему за необычайно красивые глаза. Они были так же хороши, как глаза птицы куналы. Кунала жил вдали от дворцового шума, предаваясь размышлениям о тленности мира.
Одна из цариц воспылала страстью к прекрасному юноше, но все ее попытки обольщения и угрозы не достигали цели. Жаждая мести, она хитростью исходатайствовала, чтобы его выслали в одну из дальних областей, и отправила туда предписание, удостоверенное выкраденной царской печатью. В предписании было сказано, чтобы принцу вырвали глаза. Когда оно было получено, никто не мог решиться поднять руку на прекрасные глаза царского сына. Сам Кунала назначил вознаграждение тому, кто исполнит мнимую волю государя, думая, что это его истинная воля! Наконец, нашелся человек отвратительной внешности, который согласился исполнить приговор.
Когда среди стонов плачущей толпы палач вырвал первый глаз, Кунала взял его в руки и сказал:
- О, глаз мой, почему ты не видишь более образов, которые только что видел? Грубое ядро мяса! Как обманываются люди, которые, доверяя тебе, говорят: "Я вижу!"
И когда ему вырвали второй глаз, он сказал:
- Мне вырвали этот глаз из плоти, но я приобрел за это совершенные, непогрешимые глаза мудрости. Царь оставил меня, но я - сын Великого Царя Истины, - Его чадом назовут меня.
Через некоторое время он узнал, что повеление исходило от царицы. Тогда он сказал:
- Пусть она еще долго наслаждается жизнью и властью, та, которая доставила мне столь великое благо.
Совершенно нищим он ушел от своей жены. Придя в город своего отца, он начал петь перед дворцом. Царь, услышав звук лютни и неповторимый голос своего сына, призвал его к себе, но, увидев слепого, не узнал в нем Кунала.
Наконец, истина всплыла на поверхность. Царь, преисполненный горя и гнева, намерился предать виновную царицу мученической смерти. Но Кунала сказал:
- Отец, тебе не подобает убивать ее. Поступи, как повелевает честь, - не убивай женщину! Нет высшей награды, чем награда за всепрощение и терпение, о Владыка!
Он припал к стопам отца, говоря:
- О царь, я не чувствую никакой боли. И, несмотря на постигшую меня участь, я не чувствую и гнева. Мое сердце полно лишь сострадания к женщине, которая повелела вырвать мне глаза.

Мудрость и высокомерие
Один буддийский наставник путешествовал со своими учениками и услышал однажды, как они спорят, кто из них лучше.
- Я занимаюсь медитацией уже пятнадцать лет, - сказал один.
- Я творю добрые дела с тех пор, как покинул отчий дом, - сказал другой.
- Я неизменно следую наставлениям Будды, - сказал третий.
В полдень они остановились под яблоней передохнуть. Ветви ее, отягощенные спелыми яблоками, склонялись почти до самой земли.
Тогда заговорил наставник:
- Когда дерево щедро плодоносит, ветви его склоняются низко-низко. Истинному мудрецу присуще смирение. Когда же дерево бесплодно, ветви его вздымаются высокомерно и спесиво. И глупец всегда почитает себя лучше ближнего своего.

Чужеземный обычай
Некогда один человек приехал из Северной Индии в Южную. Прожив там довольно большой срок, он посватался к одной девушке, и они стали мужем и женой. Как-то жена приготовила для мужа еды и напитков, а муж все быстро-быстро проглотил. Его не остановило даже то, что пища была горячая. Жена с удивлением сказала мужу:
- Здесь нет разбойников, грабящих людей. Что у тебя за срочные дела, что ты так торопишься? Почему не можешь есть спокойно?
Муж объяснил:
- Мои деды всегда имели обыкновение быстро есть. Вот и я, подражая им, тороплюсь.
Люди в мире поступают так же. Они не постигают истинных правил, не отличают добро от зла. Они совершают дурные поступки и не испытывают стыда. Они говорят: "Мои предки всегда жили по таким законам". Они ведут себя так до самой смерти и не могут от этого отказаться.

Добровольный отказ
Одного отшельника спросили:
- Почему ты с такой легкостью отказался от всех благ земной жизни?
Отшельник ответил:
- Я знаю, что смерть насильно отняла бы у меня все блага жизни, поэтому предпочел отказаться от них добровольно.

Иероглиф по имени "Я"
Каждый день в одной японской библиотеке можно было встретить старого монаха, погруженного в медитацию.
- Я никогда не видел, чтобы ты читал сутры, - сказал библиотекарь.
- Я никогда не учился читать, - ответил монах.
- Какой позор! Такой монах, как ты, должен уметь читать. Хочешь, я научу тебя?
- Да. Ответь мне, - сказал монах, указывая на себя, - в чем смысл этого иероглифа?

Практика лучше
Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы.
- Обход ступы - хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше. Человек подумал: "Ну, значит, надо читать священные книги".
Так он и поступил. Но однажды Дром увидел его за чтением и сказал:
- Чтение священной книги - хорошее дело, но практика - еще лучше.
Человек подумал: "Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика".
Застав его за медитацией, Дром сказал:
- Медитация - хорошее дело, но практика - еще лучше.
Человек изумился и спросил:
- Как же надо практиковать?
И Дром ответил:
- Не привязывайся к этой жизни, заставь свое сознание стать практикой.

вернуться в раздел "Буддизм"