0%
 

Восточные притчи

Ослик
Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
- Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
- Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
- Люди добрые, видали вы где-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван. О, несчастное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
- Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?
Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
- Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.

Прерванный намаз
Однажды поздно ночью к имаму Абу Ханифа пришел мужчина и обратился к нему с просьбой:
- Когда-то я спрятал свои деньги, но забыл, куда их положил, поэтому решил попросить вас помочь мне найти утерянное.
Абу Ханифа ответил:
- Конечно, в дела богослова не входит заниматься поисками утерянного, но я попробую вам помочь.
Призадумавшись ненадолго, имам продолжил:
- Пойдите домой и до рассвета выполняйте намаз (регулярная молитва мусульманина). Я полагаю, что тогда вы вспомните, где спрятали свои деньги.
Мужчина так и сделал: вернулся к себе в дом и начал выполнять намаз. И только он приступил к выполнению молитвы, как сразу вспомнил, куда спрятал свои деньги. Быстро завершив выполнение намаза, он направился к своему тайнику и нашел пропажу. Утром он спешно отправился к имаму Абу Ханифа, сообщил ему свою радостную новость и, поблагодарив его, спросил:
- А как вы узнали, что таким образом я найду свои спрятанные деньги?
В ответ богослов сказал:
- Я знал, что шайтан (сатана) не оставит тебя в покое при выполнении молитвы и даст тебе вспомнить, где находятся деньги, тем самым помешав тебе молиться до рассвета.

Не все за раз
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: "Должен я говорить или нет?" И он решился спросить у конюха:
- Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
- Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть.
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:
- Как тебе понравилась моя проповедь?
- Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

Желания каменотеса
Жил-был каменотес, который устал дробить гору под палящими лучами солнца.
- Мне надоела такая жизнь! Тесать и тесать камень, пока не свалишся с ног... Да еще это солнце, все время солнце! Ах, как бы я хотел быть на его месте! Я жил бы высоко в небе, я был бы всемогущим, горячим, заливал бы весь мир своими лучами, - сказал каменотес.
И случилось чудо: его мольба была услышана, и каменотес тут же превратился в солнце. Он был счастлив от того, что его желание исполнилось. Но, радостно посылая всюду свои лучи, он заметил, что облака преграждают им дорогу.
- На что мне быть солнцем, если простые облака могут не пустить мои лучи! - воскликнул он. - Если облака сильнее солнца, я лучше буду облаком.
И он стал облаком. Он обогнул весь мир, летел, проливал дождь, но вдруг поднялся ветер и развеял его.
- Ах, ветер может разогнать облака, значит, он сильнее, я хочу быть ветром, - решил он и стал ветром.
И веял он над всем миром. Он устраивал бури, шквалы и тайфуны. Но вдруг он заметил, что путь ему преграждает стена. Очень высокая и очень прочная. Это была гора.
- Зачем мне быть ветром, если простая гора может меня остановить? Она сильнее всех! - сказал наш герой.
И тогда он превратился в гору. И тут он почувствовал, что что-то стучит по его боку. Что-то, что сильнее его, что дробит его изнутри. Это был... маленький каменотес!

Сделай попытку
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.
- О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.
Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал.
- Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее? - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и, наконец, резко толкнул ее. О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил:
- Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Вкус воды
Один паломник прошел не одну тысячу шагов, чтобы встретить Учителя и, наконец, предстал перед ним, прося поделиться высшей мудростью.
- Тогда сделай глоток из этого ручья и опиши мне вкус воды - сказал ему Учитель.
- Это я уже слышал и понимаю эту Истину, – немного разочарованно произнес искатель.
- Расскажи мне, что ты понимаешь? – попросил Учитель.
- Вкус воды нельзя описать словами, воду нужно пить, о ней не нужно разговаривать, так же и истина.
- А теперь представь себе – я сижу возле ручья, а толпа таких, как ты, стоит в очереди для того, чтоб я описал им вкус воды, хотя многие из них уже слышали это описание от других Учителей.

Городские ворота и уста
Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве.
Однажды визирь пришел к нему с печальным лицом:
- О великий султан, ты самый мудрый, самый великий и могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услышал, когда ездил по городам и селам! Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое неповиновение в твоем царстве?
Султан снисходительно улыбнулся и ответил:
- Как и любой в моем царстве, ты знаешь о моих заслугах перед подданными моими. Семь провинций подчинены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу - закрыть рот своим врагам. Не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я творю добро для людей!

Полагаться на Небо
Сын спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя среди всех известных шахов и султанов:
- Отец, откуда твоя мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя взрастили ее в тебе? Ибо я хочу наследовать тебя не в сане, но в мудрости.
- Сын мой, - ответил шах, - я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были подобны твоим учителям. Но то, что все зовут мудростью, я получил от муравья, бабочки и змеи.
- Как это было? Поведай мне.
- Я собирался в поход на непокорных. Думы мои были тяжелы, и взор мой вперился в землю. Я не мог решить, что мне делать - избрать войну или мир. И тут я увидел муравья, который, надрываясь, изо всех своих сил, пытался тащить ношу, в сто раз больше и тяжелее себя. Он не мог сдвинуть ее с места, но и отойти от нее тоже не мог. Долго все это длилось. Тогда я подумал: "К чему утруждать себя и народ мой походом?" И не было войны.
Другой раз дело было в суде. Судьи приняли решение, но все молчали и ждали моего слова. И я хотел сказать то, что казалось правильным мне. Но тут трепетанье крыльев бабочки, бившейся у окна, привлекло мое внимание. И я не сказал того, что хотел, а лишь молвил: "Я гость здесь, на этом суде. Решайте сами". И судьи решили согласно закону, а не моему желанию. И приговор был милосердным.
Третий раз убийца покушался на жизнь мою и ждал меня за кустами в дворцовом саду. Я же прогуливался один, как вдруг черная змея проползла блестящей лентой у моих ног. Я отпрянул и позвал придворных. Они пошли искать змею, а нашли убийцу.
Истинная мудрость, сын, не в книгах. Истинная мудрость - полагаться на помощь Неба. Помощь эта всегда рядом с нами: она порхает в небесах, скользит в траве... Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты к ней.

Мудрость лекаря
Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускавшийся в плавание по морю, и тем более, как сын земли, никогда не видевший морских просторов, сидя в пустом трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались успокоить его.
Однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему больше никакого удовольствия.
Тогда предстал перед ним мудрый хаким, его придворный лекарь.
- О властелин, если ты дозволишь, я смогу его успокоить.
Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море. Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за стенку борта и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст.
Султан был изумлен и спросил лекаря:
- Какая мудрость скрывалась за этим поступком?
Лекарь ответил:
- Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода, а потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски палубы корабля под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза.

Радость или беспокойство
Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему ее расстраивает и солнечная, и дождливая погода. Женщина ответила:
- У меня есть две дочери. Одна из них стирает для людей белье и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продает зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях.
Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавщице зонтиков в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей.

Мечта
Один человек по имени Али много и тяжело работал. Он добывал соль и отвозил продавать ее в город. Но у него с детства была мечта - Али хотел накопить денег и купить на них белую арабскую лошадь, чтобы путешествуя верхом добраться до Самарканда.
И вот однажды, скопив достаточную сумму денег, Али отправился с попутным караваном на большой верблюжий рынок, на котором продавались лучшие верблюды и лошади. Рано утром, на рассвете, он прибыл на место. У Али разбежались глаза при виде множества отборных верблюдов, мулов и лошадей. Он обошел весь рынок, но так и не нашел ту лошадь, которую искал. Кто-то из продавцов сказал Али:
- Подожди немного. Быть может, позже придет старый Абу, он приводит самых лучших лошадей.
Али огорчился и подумал, что если он подождет еще немного, то не успеет вернутся домой до наступления темноты. И тут на его глаза попался сильный молодой верблюд, и Али вспомнил, что его собственный верблюд уже стар, и что этот верблюд очень пригодился бы ему в работе. После недолгих раздумий Али взял и купил молодого верблюда, потратив на него бОльшую часть денег. И вот, когда он уже выехал за пределы города, на дороге ему встретился старик, ведущий под узцы прекрасную белую арабскую лошадь, о которой он мечтал. И тут Али заплакал, потому что у него уже не было ни времени, ни денег.

Деньги или идея
Один праведник услышал, что неподалеку от его селения, растет некое священное дерево и язычники поклоняются ему. Решив искоренить это гнусное идолопоклонство, он взял топор и пошел к тому дереву, намереваясь его срубить. Навстречу ему вышел шайтан и сказал ему:
- Не руби дерево, я дам выкуп.
Праведник не согласился, и у них началась драка. В конце концов, праведник скрутил шайтана и прижал его к земле.
- Пощади меня, я дам выкуп, - сказал черт. - Я сделаю так, чтобы ты каждое утро находил у себя под подушкой золотую монету.
Праведник согласился. Но только черт обманул его. Первые три дня монеты появлялись, а потом перестали. Рассердился праведник, опять взял топор и снова пошел к дереву. Снова навстречу ему вышел шайтан, снова они дрались, но в этот раз черт легко победил его и отобрал топор.
- Что же такое случилось? В прошлый раз я так легко тебя одолел.
- Ха! - сказал черт. - В первый раз ты сражался из-за идеи. А во второй раз - из-за денег.

Акбар и Фарид
Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид, знали это. Однажды они пришли к Мастеру и сказали:
- Сам император бывает у тебя. Почему бы тебе ни попросить его построить в деревне школу или больницу?
Люди в деревне жили бедно и невежественно. Фарид подумал и сказал:
- Хорошо, раз вы так просите, я пойду. Только я не умею просить. Я никогда ничего не просил. Но раз вы так просите, я попробую.
Утром он пришел ко дворцу. Все знали, что Акбар был его последователем, поэтому его немедленно впустили.
Акбар был в своем святилище - маленькой часовенке, которую он построил своими руками. В ней он обычно молился. Фарид вошел и, увидев, что Акбар молится, решил подождать. Акбар молился вслух и в конце произнес:
- Боже Всемогущий, укрепи мое государство, преумножь мои богатства, рассей моих врагов.
Фарид, услышав это, повернулся, чтобы уйти. Акбар закончил свою молитву, оглянулся и увидел Фарида, спускающимся по лестнице. Он спросил:
- Как ты сюда попал? И почему ты уходишь?
Фарид сказал:
- Я пришел к царю, но встретил здесь нищего. И если ты, решая свои проблемы, обращаешься к Богу за помощью, то я подумал, почему бы мне самому не обратиться к Богу? К чему мне посредник?
Эту историю оставил Акбар в своем дневнике и приписал: "В этот миг я понял: чем бы ты ни владел - это не имеет значения, потому что ум продолжает просить еще и еще".

Сила желания
Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил:
- Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?
Мудрец не удостоил его ответом. Повторив несколько раз свой вопрос с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушел, чтобы вернуться на следующий день все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя свой вопрос:
- Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?
Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же он освободился, и дыхание его выровнялось, мудрец спросил его:
- Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?
Юноша ответил без колебаний:
- Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!
- А не предпочел бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах? – допытывался мудрец.
- Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе, - последовал немедленный ответ.
- Тогда, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен хотеть мудрости с такой силой, с какой ты только что хотел воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

Рост или падение
Однажды проститутка пришла к старцу и говорит:
- Старец, объясни мне одну простую вещь. Ты прожил много лет, и о твоей мудрости в народе ходят легенды. Твои двери всегда открыты для людей: ты готов помочь каждому, можешь дать любой совет, научить, как выйти из любой самой сложной и запутанной ситуации. Но дорога в твой дом давно поросла травой: люди не идут к тебе. А я - девушка из бедной семьи. Бог не дал мне ни ума, ни возможности получить образование. Да и красота моя со временем поистрепалась. И, несмотря на это, дорога к моему дому широка и множество людей постоянно посещают его. Почему так происходит?
На что мудрец ей ответил:
- Ты знаешь, подниматься всегда тяжелее, чем опускаться. Вот в чем причина.

Небольшая разница
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Вкус жизни
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
- Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?
- Не могу, - последовал ответ.
- Тогда хотя бы скажи: в чем ее смысл?
- Не могу.
- А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни "по ту сторону"?
- Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?!
Мастер успокоил их, сказав:
- Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.

Начни с меньшего
- Как помочь миру?
- Пойми его, - сказал Мастер.
- А как понять мир?
- Отвернись от него.
- Как же тогда служить людям?
- Пойми себя.

Быть учеником
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
- Зачем тебе это? - спросил мастер.
- Хочу стать сильным и непобедимым.
- Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
- Почему?
- Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
- Что тебе нужно? - спросил старый мастер.
- Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи.
И тогда Учитель взял его в ученики.

Поделенные моуны
В одной стране сдружились двое юношей - принц, сын короля, и сын первого королевского советника. Каждый день они вместе ходили к мудрецу учителю и вместе играли. Вместе съедали и моун (мучные изделия), который им давали на завтрак.
Однажды они играли под деревом неподалеку от дома мудреца, их учителя. Но вот они устали и проголодались. Вынули завтраки, что им дали с собой, и собирались поесть. У сына советника с собой было пять кусочков моуна, а у королевского сына только три. Друзья никогда не считали, сколько у кого еды, а всегда все делили поровну. Они уже собирались есть, как к ним подошел старичок-странник. Шел он издалека и был очень голоден.
- Милые дети! - обратился к ним старичок, - дедушка издалека идет и два дня уже ничего не ел. Уделите, сыночки, немного моуна, а я вам заплачу.
- Иди поешь, дедушка, - сказал в ответ сын советника. - У нас здесь восемь кусочков, на всех и разделим.
Друзья сорвали с дерева три листа, разложили их на земле, а потом каждый кусочек разделили на три части и всем троим поровну положили на листья их доли.
Старик поел и снова собрался в путь. Перед тем как уйти, он вынул из сумки восемь золотых монеток и дал их детям. Стали друзья делить монеты. Принц говорит:
- Давай разделим поровну!
А сын советника не соглашается: требует себе пять монет, а королевскому сыну хочет дать только три. Никак разделить не могут. Дело дошло уже до ссоры, когда к ним подошел мудрец, их учитель. Он спросил друзей, в чем дело, и они ему поведали все по порядку. Учитель сказал:
- Нехорошо! Разве из-за таких пустяков ссорятся? Ну да ладно! Разделю я вам по справедливости.
Учитель из восьми золотых монет семь отдал сыну советника и только одну - королевскому сыну. Совсем не понравилось принцу, что он получил всего лишь одну монету.
- Это несправедливо, учитель, - с обидой сказал он, - что сыну советника достается целых семь монет, а мне только одна!
Учитель засмеялся, а потом сказал:
- Хорошо, дитя мое. Если ты недоволен моим решением, я объясню все, чтобы вы оба поняли. Слушайте меня внимательно. У сына советника сначала было пять кусочков моуна, а у принца - только три. Когда вы каждый кусочек разломили на три части, то всего получилось двадцать четыре части. Эти двадцать четыре части вы разделили поровну на троих - и на одного пришлось восемь частей. Старичок-странник, которого вы накормили, неслучайно дал вам восемь золотых монеток: он дал по монете за каждый кусочек, что получил от вас. Теперь посмотрим, как разделить между вами эти восемь монет. Когда каждый из пяти кусочков, что были у сына советника, разделили на три части, то получилось пятнадцать частей, правда? А когда разделили три кусочка из завтрака королевского сына, то получилось девять частей. Вы все трое получили по восемь частей каждый. Стало быть, сын советника из своего моуна съел восемь частей, а остальные семь отдал дедушке. Принц же из тех девяти частей, что у него были, восемь съел сам и только одну часть отдал страннику - не так ли? Ну а если так, то в тех восьми частях, что вы дали страннику, сколько было частей из завтрака сына советника? Семь! Поэтому, раз на одну часть приходится одна монета, то и следует семь монет отдать сыну советника, а принцу только одну.
Камбоджийская притча

Ученый и погонщик
Шел караван по пустыне. В нем было сорок верблюдов, нагруженных тяжелыми ящиками, в которых лежали книги. Все это богатство принадлежало известному ученому-проповеднику, который ехал впереди на белом верблюде. Караваном управлял бедный погонщик. В пути случались разные неожиданности, и им приходилось иногда спорить между собой.
Однажды, ориентируясь по звездам, они сбились с пути и заспорили. Ученый сказал погонщику:
- Ты знаешь, как я знаменит среди ученых нашей страны и всего мира! Вот сорок верблюдов, которые везут лишь ничтожную часть моих знаний. Как ты, бедный погонщик, осмеливаешься спорить со мной?
Погонщик верблюдов поклонился и вежливо сказал:
- Мой господин! Я никогда бы не осмелился рассуждать перед вами. Но вы сами задали мне вопрос, поэтому я осмелюсь высказать то, что думаю. Вы обладаете чудесными знаниями, которые можно сравнить с драгоценными жемчужинами. Эти жемчужины так дороги, что их нужно хранить в ларце, завернутыми в мягкий бархат. Мои же знания похожи на простую гальку, лежащую у дороги.
Слушая его, ученый благосклонно кивнул в знак согласия. А погонщик продолжал:
- Но я хочу сказать вам, что когда взойдет солнце, оно осветит, прежде всего, гальку, лежащую у дороги, и лучи его не коснутся ваших драгоценных камней, завернутых в бархат.
Ученый вздрогнул! Он был настоящим ученым и не мог не оценить высоту мысли погонщика и ее истинность. Внимательно посмотрев на погонщика, он подчинился его решению.

Один из вас - мессия
Однажды гуру, практиковавший медитацию у себя в пещере высоко в горах, открыл глаза и увидел перед собой незваного посетителя - настоятеля знаменитого монастыря.
- Что ты здесь ищешь? - спросил гуру.
Настоятель начал подробно излагать свою печальную историю. Одно время его монастырь пользовался на Западе огромной популярностью. В его кельях толпились молодые искатели истины, а церковь отзывалась на песнопения монахов. Но вот монастырь стал испытывать тяжелые времена. Поток молодых монахов иссяк, исчезли толпы тех, кто обретал здесь духовный покой, а церковь погрузилась в тишину. В монастыре осталась лишь небольшая группа монахов, но и они выполняют свои обязанности с тяжелым сердцем.
Настоятелю хотелось знать, не попал ли монастырь в такое бедственное положение из-за их грехов.
- Да, - ответил гуру, - из-за греха неведения.
- А что это за грех такой?
- Один из ваших монахов - скрытый мессия, но вы об этом не догадываетесь.
Сказав это, гуру закрыл глаза и вернулся к своей медитации.
В течение всего нелегкого возвращения в монастырь сердце настоятеля учащенно билось при мысли о том, что сам мессия вернулся на землю и пребывал именно в его монастыре. Как же могло случиться, что он не смог его распознать? И кто это может быть? Брат-повар? Брат-ризничий? Брат-казначей? Брат-приор? Нет, только не он, у него столько недостатков, увы! Но гуру сказал, что он замаскирован. А может, эти дефекты и являются маскировкой? Давай, еще раз подумаем: у каждого в монастыре есть недостатки. И каждый может оказаться мессией! Вернувшись в монастырь, аббат собрал монахов и рассказал им о своем открытии. Они посмотрели друг на друга с недоумением. Мессия? Здесь? Невероятно! Но он искусно замаскирован. Все может быть. А вдруг это брат такой-то... А может, это брат такой-то... А может...
Одно не вызывало у них сомнений: если мессия прятался среди них, то вряд ли им суждено обнаружить его. Поэтому они стали относиться друг к другу с большим уважением и вниманием. "Никогда не знаешь, кто окажется рядом с тобой, - говорили они друг другу. - А вдруг мессией окажется твой сосед?"
В результате такого разительного изменения атмосфера в монастыре стала наполняться радостью. Вскоре десятки молодых монахов попросили принять их в ряды Ордена, и вновь церковь отозвалась эхом на священные и счастливые песнопения монахов, чьи сердца пламенем охватил дух Любви.

Дешевый верблюд
Стоял ноябрь. Сын пришел к отцу и сказал:
- Отец, цена на верблюдов так упала, что верблюда можно купить за один дирхем.
- А сколько у тебя сена, чтобы его прокормить? - спросил отец у сына.
- Одна арба, - ответил сын.
- Верблюд стоимостью в один дирхем слишком дорог.
В конце марта, когда взошла трава, сын пришел к отцу и сказал:
- Отец, верблюд стоит сто динаров.
- Вот теперь он стоит дешево, надо купить.
Сын купил верблюда и начал посевные работы.

Три способа оскорбления
На Востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:
- Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, потому что он знает, что значит быть дураком. Только раб ищет раба в другом, это ему нужно для того, чтобы его жизнь в рабстве была не такой несчастной. И только бездарь чужим безумием оправдывает то, что он не понимает сам. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь и не оскорбляйте сами, чтобы не быть глупыми бездарными рабами.

Наставления отца
У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:
- Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.
Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали разговаривать в ауле, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:
- Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?
На что мать ответила:
- Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ - никогда не здоровайся первым - означает, вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ - каждый вечер кушай сладкое - означает, проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ - каждое утро надевай новую обувь - означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.
Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и этот наказ передал своим детям.
Адыгейская притча

Ценность жизни
Персидский шах поехал на охоту. В городских воротах ему встретился человек, и шах лишь взглянул на него мимоходом.
С охоты в тот день шах вернулся с пустыми руками и приказал своему визиру найти и привести во дворец того человека, которого он встретил утром, отправляясь на охоту. Того человека нашли и привели, и шах приказал палачу отрубить ему голову. Человек стал умолять шаха объяснить ему, за что он хочет лишить его головы.
Шах сказал:
- Потому, что ты - человек, приносящий несчастье. Я встретил тебя сегодня утром, и целый день мне не везло на охоте.
Человек воскликнул:
- Ты повстречал меня - и вернулся с охоты без добычи, а я повстречал тебя - и вот теряю свою сладостную жизнь. Кто же из нас двоих приносит большее несчастье?
Тогда шах одарил этого человека подарками и отпустил домой.

Его собеседник
У одного отшельника спросили:
- Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
Он ответил:
- Я не нахожусь в одиночестве. У меня есть собеседник - Владыка Вселенной. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мною, - я читаю Святое Писание, а когда я хочу сам говорить с Ним - я молюсь.

Развить хорошие наклонности в своем сердце
Однажды ученики пришли к своему учителю и спросили, отчего дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые приживаются трудно и все же остаются непрочны?
- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.
- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и слабый плод, - ответили ученики.
- Так и люди поступают, - ответил мудрец. - Вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые зачатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.

Упреки Хуссейна
Хуссейн, сын персидского Малика, всегда рано вставал, шел в мечеть и молился там с великим усердием и преданностью. Вернувшись домой и увидев, что его слуги все еще спят на своих матрацах, он приходил в бешенство. Он ругал и проклинал их за пренебрежение к религиозному долгу. Отец осуждал его за это. Малик говорил:
- Сын, почему ты сердишься на этих бедных существ? Они так устали, что им трудно рано проснуться. Не уничтожай добрых плодов своей приверженности Божьим законам унижением этих ни в чем не повинных рабов. Я предпочел бы, чтобы ты позднее вставал и не торопился в мечеть, ибо ты возомнил, что более набожен, чем эти люди, и смеешь упрекать их за проступки, которых они не совершали.

Все богатства за час жизни
Один скряга накопил пятьсот тысяч динаров и уже рассчитывал целый год жить, ни в чем себе не отказывая, перед тем как решить, во что вложить деньги, как неожиданно перед ним появилась Смерть и стала тащить за собой.
Человек умолял, упрашивал, приводил тысячи аргументов для того, чтобы Смерть позволила ему пожить еще немного, но она и слышать ничего не хотела.
- Дай мне пожить еще хоть три дня, и я отдам тебе половину моего богатства, - молил человек.
Смерть, казалось, не слышала его и продолжала тащить за собой.
- Ну, хорошо, дай мне только один день, и я отдам тебе все, что заработал непосильным трудом за все эти годы.
Смерть была неумолима.
Человеку удалось все-таки выбить себе только одну маленькую уступку во времени, чтобы написать записку: "Нашедшему эту записку: если у тебя есть деньги на достойную жизнь, не теряй времени даром на погоню за богатством. Живи! Мои пятьсот тысяч динаров не помогли мне купить даже одного часа жизни!"

Кто лучше владеет мечом
- Кто лучше владеет мечом? - спросил воин.
- Выйди в поле возле монастыря, - сказал ему наставник. - Там стоит валун. Обругай его.
- Зачем это? - удивился воин. - Камень никогда не ответит мне тем же.
- Тогда атакуй его.
- Не стану. Меч мой сломается. А если нападу на него голыми руками, издеру их в кровь, но ничего не достигну. Да и вообще, причем тут валун? Я спрашивал тебя, кто лучше всех управляется с мечом!
- Тот, кто подобен каменному валуну, - отвечал на это наставник. - Тот, кто, даже не обнажив меча, может показать, что одолеть его не под силу никому.

Рай в доме
Однажды ученик жаловался своему учителю на то, что семейная жизнь совершенно невыносима. Мудрец ответил ему, что дом можно превратить в рай, если жена будет беспрекословно слушаться мужа. И он решил продемонстрировать это своему ученику. Он позвал свою жену и попросил:
- Дорогая, принеси, пожалуйста, глину.
Та сходила и принесла.
- А теперь принеси масло.
Она спокойно принесла горшочек топленого масла.
- Теперь смешай глину и масло.
Она все это сделала с абсолютно невозмутимым видом.
- Сделай лепешки и поджарь их.
Жена отправилась на кухню, поджарила глиняные лепешки и принесла их мужу.
- А теперь пойди и выброси их - они никуда не годятся.
Она спокойно выбросила их. Учитель посмотрел на своего ученика и спросил:
- Теперь ты понимаешь? Вот и значит: дом - это рай, когда жена исполняет все твои наставления.
Ученик возликовал:
- Здорово! Теперь я знаю, как дом превратить в рай.
Он вернулся к себе домой, уселся в кресло и закричал:
- Эй, жена, иди сюда!
А жена в другой комнате с подругами в карты играет и кричит ему в ответ:
- Чего тебе надо? Подожди немного, не до тебя.
Муж звал, звал жену, пока та, в конце концов, не пришла, ворча и проклиная все вокруг:
- Ну, что тебе нужно, болван?
Еле сдерживая гнев, он попросил ее:
- Принеси глину.
- И ради этой глупости ты меня позвал? Я прервала из-за тебя свою игру в карты со своими подругами!
- Я тебе сказал: принеси глину! Я хочу наш дом в рай превратить. Ты должна делать все, что я тебе говорю: так мне мой учитель сказал.
Жена нехотя сходила, принесла глину и сказала:
- Вот, возьми и убедись, что эта глина ничем не отличается от того, что у тебя в голове. А я возвращаюсь к игре в карты.
- Нет, стой, принеси теперь масло.
Ругаясь, жена отправилась на кухню за маслом.
- А теперь смешай глину и масло.
Тут жена не выдержала и как закричит:
- Мой муж сошел с ума! Я так старалась, топила это масло, а теперь мой сумасшедший муженек предлагает мне его вылить в глину. Люди добрые, что ж это творится?!
Оскорбленный муж не выдержал и начал ее колотить. На крики сбежались подруги жены и соседи, в том числе и мудрец. Все стали спрашивать, что случилось.
- Все нормально, я свой дом в рай превращаю. Не мешайте мне, - ответил муж. - Она должна испечь лепешки из глины.
Мудрец отвел мужа в сторону и сказал:
- Ты не понял самого главного: жена должна исполнять твои просьбы и приказы добровольно, из уважения и любви к тебе. Когда ты сам знаешь все ее желания, исполняешь их, защищаешь ее от тревог и опасностей, у нее естественным образом рождается желание служить тебе. В результате, она беспрекословно исполняет любые твои наставления - вот так твой дом становится раем. А ты силой заставляешь подчиниться тебе - так рая не достичь.

Запасливый медведь
Шел медведь весной по лесу и увидел кизиловое дерево в цвету. Сел он под ним и говорит:
- Вот я вдоволь наемся кизила, когда он созреет!
А чтобы кто-нибудь не похитил плоды, медведь устроился под деревом и стал его сторожить.
Однажды около этого дерева проходил другой медведь, еле передвигая лапы после сытной еды. Тут добровольный сторож заревел и стал отгонять сородича от кизила.
- Чего ты гонишь меня от дерева, а сам валяешься под ним? - спросил пришедший.
- Видишь ли, - ответил запасливый медведь, - вот уже кизил кое-где начинает краснеть. Почуяв, что плоды созревают, ты явился сюда и хочешь отнять их у меня и съесть. Но знай, что только через мой труп ты подберешься к дереву. Проходи лучше сторонкой.
- Дурень ты! - сказал ему сытый медведь. - Не первый раз я тебя здесь вижу, но раньше никак не мог понять, почему ты неотлучно торчишь под деревом. Теперь ясно, что из-за жадности ты лишился вкусной пищи. Пока ты здесь сидел, уже созрели смородина, фундук, вишня и другие ягоды. На что мне твой недозревший кизил! Я и так наелся до отвала и бреду к берлоге, чтобы хорошенько выспаться. А ты, небось, не только моришь себя голодом, но и глаз не смыкаешь, охраняя дерево. Скоро от тебя останутся только кожа и кости, ты сдохнешь, и ветер посыплет тебя спелым кизилом...
Сытый медведь рявкнул и пошел дальше, грузно переваливаясь. А запасливый медведь остался под кизиловым деревом, завидуя сытому и не зная, что ему ответить.
Абхазская притча

Бедняк и богатство
Жил на свете богатый скотовод. Перед смертью он завещал все свои стада тому, кто согласится отсидеть в его могиле целый день.
Умер богач, но никто не захотел сопровождать его в могилу. Наконец один аульский бедняк, все достояние которого составлял старый бесхвостый осел, согласился. Посадили беднягу в склеп рядом с трупом богача, обложили большими каменными плитами, засыпали землей, только для воздуха оставили небольшое отверстие. Страшно стало бедняку в могиле, но ничего не поделаешь - терпи.
В полночь могила осветилась, и два ангела вошли в склеп, отодвинув одну из плит.
- Кого будем судить сначала? - спросил один ангел.
- Живого, - ответил другой. - Мертвый от нас никуда не уйдет!
И стали они строго расспрашивать бедняка о его жизни и делах. Особенно досталось ему за то, что плохо он относился к своему ослу, невовремя кормил его и поил. Напомнили даже о колючках, которые бедняк совал под хвост ослу, когда тот особенно упрямился.
Наконец, прошли сутки, жители аула разрыли могилу и вытащили полумертвого бедняка. Когда он очнулся, все начали его поздравлять с легко приобретенным наследством.
- Не надо мне никакого наследства! - воскликнул бедняк. - Если меня так долго мучили за одного паршивого осла, как я буду отвечать за целые стада и табуны?!
Аварская притча

Танцующая белая обезьяна
Некий человек стоял на базаре и держал в руках маленькую шкатулочку. Он расхваливал свой товар - кусочки олова и горсточку растертых трав - и уверял, что любой покупатель может превратить это олово в золото. Мимо проходил Ахмет. Услышав слова продавца, он остановился и спросил:
- Как же сделать такое чудо?
- Очень просто, - ответил владелец шкатулки, - возьми кусок олова и положи его в горшок, а горшок поставь на огонь. Когда олово растает, высыпь в него щепотку растертых трав и взбалтывай содержимое в течение двух часов. И тогда ты увидишь, что на дне горшка появится золотой слиток.
Обрадованный Ахмет купил у продавца самый большой кусок олова, зажал в кулаке горсточку растертых трав и отправился домой. Но не успел он пройти несколько шагов, как услышал, что хозяин шкатулки зовет его.
Ахмет вернулся.
- Я забыл предупредить тебя, - сказал продавец, - когда будешь взбалтывать тающее олово, ни в коем случае не думай о танцующей белой обезьяне. Иначе у тебя ничего не получится.
Ахмет рассмеялся:
- С чего это я вдруг стану думать о белой обезьяне? Мне до нее нет никакого дела.
Придя домой, Ахмет рассказал обо всем жене и дочерям и, спровадив их из кухни, весело принялся за работу.
Ахмет положил олово в горшок, горшок поставил на огонь, а когда олово растаяло, высыпал туда щепотку трав и принялся усердно взбалтывать содержимое.
Прошел час, два, два с половиной. Наконец жена, не выдержав больше, приоткрыла дверь и спросила:
- Ну как, золото настоящее?
- Не иначе, как сам черт вмешался в это дело! - вытирая со лба пот, ответил ей измученный Ахмет. - Пятьдесят три года я живу на свете и никогда не видел танцующей белой обезьяны - ни наяву, ни во сне. А сейчас, когда я не должен думать о ней, она мерещится мне везде. Она так и пляшет повсюду перед моими глазами: на полу, на полках, на столе. Даже когда я заглядываю в горшок, я и там вижу танцующую белую обезьяну!

вернуться в раздел "Ислам"