0%
 

Иудейские притчи

Так будет не всегда
Приходит еврей к раввину и говорит:
- Ребе, мне так плохо, жена не радует, дети в школе плохо учатся, бизнес не клеется, подскажите, что делать.
- Напиши плакат "Так будет не всегда" и повесь его над входом в дом.
Проходит месяц. Счастливый еврей приходит к раввину и говорит:
- Все наладилось: и в бизнесе, и с женой все хорошо, дети пятерки стали из школы приносить! Может быть, снять табличку? - Да пусть пока еще повисит.

О новых изобретениях
- Учиться можно, глядя на любую вещь, - говорил садигорский рабби своим хасидам. - Все в этом мире существует, чтобы наставлять нас. Не только то, что создал Господь Благословенный, но и то, что сделали люди, умудряет человека.
- Чему же учит нас, - спросил один хасид с сомнением, - железная дорога?
- Что, опоздав на миг, можно упустить все.
- А телеграф?
- Что каждое слово учитывается.
- А телефон?
- Что Там слышат все, что мы говорим здесь.

Всегда есть надежда
Жил однажды на свете один сказочно богатый человек. Несмотря на то, что у него было все, что душе угодно, он был несчастлив. Доктора находили его абсолютно здоровым и не могли понять причину непроходящей депрессии. Он пробовал многое, чтобы стать хоть немного счастливее: путешествия, музыка, спорт, хобби, танцы, медитация, - ничто не помогало, он по-прежнему чувствовал себя несчастным.
Пошел он к раввину за советом.
- Проблема в том, - сказал мудрый раввин, - что ты не делился ни с кем своим богатством и удачей, ты даже милостыню никогда не подавал. Если хочешь быть счастливым, помоги другим.
Это было что-то новенькое! "В конце концов, - подумал человек, - можно пожертвовать деньги на благотворительность, чтобы вылечиться". Но вскоре он понял, что это не так-то просто. Он не привык расставаться с деньгами без всякой пользы, и даже не знал, с чего начать. Да, многие люди действительно казались бедными, но кто знает, может, они притворялись? С другой стороны, люди, которые действительно нуждались, могли скрывать свою бедность из гордости. Нет, нельзя давать деньги кому попало, - они могут попасть недостойным людям, которые употребят их на какое-нибудь зло.
Он так долго мучался, что чуть не сошел с ума. Должен же быть способ определения действительно достойных, но нуждающихся людей! И однажды его осенило. Нужно дать деньги людям, которые потеряли всякую надежду. Вот это и будет истинная бедность.
Человек стал ходить по разным тюрьмам, больницам, приютам, сиротским домам, но, увы - безуспешно. Он встречал людей больных, одиноких, разорившихся, безработных, но никто из них не терял надежду. Богач впал в отчаяние: его собственная надежда на излечение таяла.
Однажды, проходя по улице, он услышал протяжный стон, раздававшийся из развалин старого дома, и бросился туда. Там в куче мусора сидел человек в драной одежде, весь покрытый язвами и ранами и стонал.
- Что случилось с тобой? - спросил он.
- Ой, не спрашивай, - бродяга раскачивался от горя, всплескивал руками и рвал на себе остатки волос, - Я потерял все: работу, деньги, семью, друзей! А теперь еще и покрылся болячками.
- А скажи мне, - спросил богач, - есть ли у тебя надежда?
- Конечно, я надеюсь. Пока я на земле, а не земля надо мной, у меня есть надежда. Только у тех, кто уже на кладбище, нет надежды!
"Кладбище?..." - подумал богач. Если нет надежды только у тех, кто на кладбище, значит, нужно дать деньги тем, кто в могиле! Неизвестно, поможет ли это излечению, и это не совсем благотворительность, но почему бы не попробовать? Зато можно быть уверенным в том, что деньги не попадут в плохие руки.
Темной ночью человек вышел на улицу с мешком денег и направился на кладбище. В полночь он раскопал первую попавшуюся могилу и зарыл туда мешок. И тут он почувствовал себя лучше, как будто камень с души свалился. Это сработало, и это самое главное.
Прошло много лет, и человек забыл о деньгах, зарытых на кладбище. Возможно, и не вспомнил бы о них никогда, если бы удача не повернулась к нему спиной. Сначала небольшие потери, потом крупные, наконец, банкротство. Человек был полностью разорен. И тогда он вспомнил о деньгах, захороненных в могиле.
Это была последняя надежда! Темной ночью он направился на кладбище, держа в руках лопату и новый мешок на случай, если старый прогнил. Нашел ту самую могилу, где спрятал деньги, и стал копать при свете луны настолько бесшумно и быстро, как мог. Он хотел как можно быстрее выбраться из этого кладбища.
- Руки вверх! - раздался вдруг резкий голос позади. - Полиция!
Человек задрожал и чуть не умер от страха.
- Грабишь мертвых? - спросил полицейский.
Бедняга безуспешно пытался что-то объяснить, но мямлил и заикался. Полицейский доставил его в тюрьму.
Неделю спустя он стоял перед судьей, некогда процветающий богач, а сейчас нищий заключенный. Единственные слова утешения, которые он повторял себе, были слова, услышанные от оборванца, покрытого болячками: "Пока я на земле, а не земля надо мной, у меня есть надежда".
Полицейский свидетельствовал:
- Ваша честь, я поймал этого человека на горячем. Он принес большую лопату на кладбище и раскапывал ею могилу, чтобы украсть у мертвого, возможно, золотые зубы или вещи.
- Что ты можешь сказать в свое оправдание? - предоставил судья слово обвиняемому.
- Ваша честь, все было не так. Много лет назад я закопал деньги в эту могилу, потому что я искал того, у кого не было совсем надежды. Потому что раввин посоветовал мне пожертвовать деньги на благотворительность, но я не мог найти человека, потерявшего надежду. И тогда я встретил в развалинах одного человека, покрытого болячками, и он сказал мне, что только у тех, кто на кладбище, нет надежды. И я закопал деньги в могиле. Но сейчас они мне понадобились.
- Простите, ваша честь, - вмешался полицейский, - вы верите ему? Я никогда не слышал ничего более абсурдного.
- Да, я верю ему, - судья смотрел сочувственно. - Этот человек говорит правду. Отпустите его. Он невиновен.
Оказавшись на улице, он уже не думал о своих бедах, он дышал полной грудью, наслаждаясь свободой.
- Какое счастье, что судья поверил мне! Кстати, у него было очень знакомое лицо, где я мог его раньше видеть?!

Зачем учиться
Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и по своему обыкновению спросил:
- Ты зачем пришел?
- Я пришел учиться у тебя, - ответил человек.
Нафтали захлопнул дверь и сказал:
- Поищи другое место. Я не учитель. Найдешь себе другого, с кем изучать Писание.
- Но почему же? - спросила Нафтали его жена. - Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего.
- Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", - сказал Нафтали.
На другой день постучал другой человек. Нафтали открыл дверь и спросил:
- Почему ты здесь? Чего тебе надо?
- Я пришел, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, - ответил тот.
- Проваливай, - сказал Нафтали. - Ты ошибся дверью.
Жена была поражена:
- Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное. Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему?
- Тот, кто не знает сам себя, - сказал Нафтали, - не может никому служить. От его служения в итоге - одно несчастье.
На третий день постучал еще один человек. Нафтали открыл дверь и спросил:
- А тебе чего?
- Я очень глуп, - ответил тот. - Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого?
Нафтали поцеловал его и сказал:
- Входи. Я жду тебя.

Еще одна заповедь
Один еврей пришел к своему учителю и сказал:
- Рабби, помоги мне. Я выполняю все заповеди Торы, только одна заповедь мне не дается: "И возлюби Господа Бога своего". Что мне делать? Я не люблю его!
Учитель ему ответил:
- Если так, то ты, наверняка, не выполняешь еще одну заповедь: "И возлюби ближнего своего, как самого себя". Если будешь выполнять эту заповедь, придешь и к исполнению заповеди: "И возлюби Господа Бога своего".

Заслуги раввинов
Несколько путников, гревшихся у огня придорожной гостиницы, хвалили каждый своего раввина. Один из них рассказал, что в течение пятнадцати лет у него с женой не было детей, и только благодаря благословению раввина менее года назад родилась дочь. Другой поведал о том, что благословение раввина вернуло домой непокорного сына. Третий же сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, он вложил в нее большую сумму денег, но потерял абсолютно все.
- А в чем же заключается чудо? - спросили слушатели третьего путника.
- Чудо в том, - ответил тот, - что я сохранил веру в Бога.

Имитация
С тех пор, как Ребе достиг просветления, он жил очень скромно, ему нравилась простая жизнь. Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему.
- Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов, - спрашивал он, - или сами мотивы, не зная, откуда они взялись? Разве козел становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?

Умная мышь
Мышь вылезла из норки и увидела, что ей приготовлена мышеловка, а в ней кусочек мяса. Она подумала: "Вот, приготовили мне ловушку, чтобы я в нее попала. Хорошо, что я - такая умная и сумею сделать так, чтобы не попасть в ловушку. Я ведь отлично знаю: если дотронусь мордочкой до этого железа, мышеловка сразу захлопнется, и я погибну. Что ж, буду остерегаться и ни за что не коснусь мышеловки. Но не нужно и слишком бояться. Понюхать мясо издали неопасно".
И она начала нюхать. Набрала воздуху в ноздри, и еще, и еще, подошла немножко поближе, чтобы еще получше понюхать. Покружилась вокруг мышеловки, понюхала, подошла еще поближе - и, в конце концов, прикоснулась к мышеловке, попалась и погибла.

Люблю больше
Сара, дочь ребе Менахема Мендля из Винницы, жила со своим мужем в доме его отца в Бельцах. Однажды она заболела, и, чтобы тесть не оставался в неведении относительно того, как себя чувствует его дочь, зять ежедневно посылал ребе телеграммы.
Однажды телеграмма не пришла, и ребе сильно встревожился. Его сын, ребе Барух, пытался успокоить отца:
- Еще не так поздно. Возможно, телеграмма все-таки придет. Может, виной всему задержка на почте.
Несколько часов спустя, действительно, принесли телеграмму, в которой сообщалось, что дочь уже совсем здорова. Узнав об этом, ребе Барух поспешил разделить радость с отцом. Он ожидал найти ребе в прекрасном расположении духа, но, к собственному изумлению, увидел его плачущим.
- Ничего не понимаю, - сказал ребе Барух. - Сара, слава Богу, выздоровела, а ты никак не успокоишься?
- Я долго и упорно очищал свою душу, чтобы стать чистым Кли Элохим (божественным сосудом), - отвечал ребе. - Но есть одна задача, выполнить которую оказалось особенно трудно: любить ближнего как самого себя. Я уже почти научился любить всех людей так же сильно, как твою сестру, тебя и себя самого. И что же? Стоило опоздать на пару часов какой-то телеграмме, и я - уже не ребе, а самый обыкновенный отец. Я по-прежнему люблю вас больше всех остальных. Вот что меня огорчает.

Здравствуйте!
Как-то подошел рабби Леви Ицхак после молитвы к нескольким молящимся, протянул им руку и сказал:
- Здравствуйте, здравствуйте! - словно они вернулись из дальних странствий.
Когда те взглянули на него в недоумении, он сказал:
- Чему вы удивляетесь? Ведь только что вы были так далеко: ты торговал на ярмарке, а ты плыл на корабле с зерном. А как кончились слова молитвы, вы вернулись обратно, вот я и подошел поздороваться.

Два способа согревания
Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. На старого человека произвела сильное впечатление погруженность молодого раввина в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, он, полностью сосредоточившись на своих занятиях, отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание.
Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина заняты делами, весьма далекими от благочестия. Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так:
- Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый - надеть меховую шубу, второй - разжечь огонь. Но теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится.

Ценное кольцо
Пришел к рабби Шмельке некий нищий. А в доме у рабби не оказалось денег, поэтому он отдал нищему кольцо.
Жена рабби Шмельке, узнав об этом, стала укорять его за то, что он отдал какому-то случайному прохожему столь дорогую вещь с таким большим и ценным камнем. Тогда рабби Шмельке позвал нищего назад и сказал ему:
- Я только что узнал, что кольцо, которое я тебе дал, очень ценное. Так что смотри, не продавай его слишком дешево!

Посторонние мысли
Однажды к Хозе-провидцу из Люблина, ребе Иакову Ицхаку, пришел хасид и стал жаловаться, что мешают-де ему молиться посторонние мысли.
- И что ж это за мысли? - спросил провидец.
Тот огласил длинный их список: торговые дела идут из рук вон плохо, покупатели задолжали, конкуренты лишают доходов, жена сетует на безденежье, негде взять приданое дочерям, сын - не талмид хахам (мудрый ученик) и т.п. Когда он смолк, Хозе сказал:
- Друг мой, на что ты жалуешься? Это вовсе не посторонние мысли. Вне всяких сомнений, они обитают в твоем уме на правах постоянных жильцов!

Смиренный царь
Однажды царю сказали, что смиренный человек будет вознагражден.
Оделся царь в старое платье, перешел жить из дворца в хижину и кланялся каждому. Но когда он разобрался в истинных своих чувствах, то понял, что очень гордится тем, что делает. Оказалось, что он стал еще менее смиренным, чем был раньше.
И тогда его советник сказал ему:
- Одевайся как царь, живи как царь, и пусть люди оказывают тебе почет. Побудь смиренным в сердце своем.

Куда делся конь?
Молодой император купил чистокровного скакуна и, чтоб уберечь его от воров, поместил в конюшне из совершенного кирпича и поставил охранять вооруженного сторожа. Однако ночью император не мог заснуть и решил прогуляться. Проходя мимо конюшни, он обратил внимание на сторожа, который был чем-то обеспокоен.
- Что с тобой? - спросил его император.
- Меня тревожит один вопрос. Когда вбивается в стену гвоздь, куда девается известка? - ответил сторож.
- Вопрос интересный, - заметил император. - Хорошо, что ты думаешь об этом.
Он вернулся во дворец, но час спустя, не сумев заснуть, снова отправился на прогулку. Сторож сидел у конюшни, погруженный в раздумье, на этот раз обхватив голову руками.
- А теперь о чем ты так серьезно думаешь? - спросил его император.
- Ну, понимаете, это похоже на мой первый вопрос. Когда вы едите бублик, что происходит с дыркой?
- Это сложный вопрос, - задумчиво ответил император. - Любопытно, что ты интересуешься этим.
Страдающий бессоницей, он в третий раз пришел к конюшне и снова застал сторожа в затруднительном положении.
- Еще вопрос? - спросил император.
- Да, и вот о чем. Я говорю самому себе, что конюшня здесь, стены крепкие, замок на месте. Но конь, куда же делся конь?!

Бриллианты и люди
Как-то раз Моня Монисзон, богатый торговец бриллиантами, приехал к своему ребе, Шалом Беру из Любавичей. Ему не терпелось показать наставнику недавно приобретенные бриллианты в надежде, что тот похвалит его за успехи в бизнесе. Однако ребе почему-то восторженно превозносил при нем добродетели совсем других людей - простых работников, которых Моня Монисзон даже отчасти презирал за недостаток образованности.
- Ребе, - наконец не выдержал Моня, - не понимаю, что вы нашли в этих людях. Это же просто хамы и невежды.
- Но у каждого из них, - ответил ребе, - есть и немало достоинств.
- Не знаю, не знаю, лично я не вижу ни единого.
Воцарилось недолгое молчание, а затем ребе Шалом сказал:
- Ну, что ж, Моня, покажите-ка мне ваши новые камни.
Моня Монисзон с готовностью развязал бархатный мешочек и высыпал на письменный стол мерцающие как звезды бриллианты. Выбрав один из них, он поднес камень к солнечному лучу из окна и сказал:
- Взгляните, ребе. Вот этот особенно хорош.
- Что-то я не вижу в нем ничего такого особенного, - заметил ребе.
- Да оно, наверное, и неудивительно, дорогой ребе. Нужно быть хорошим знатоком драгоценных камней, чтобы понять, что именно придает им особую ценность.
- Так вот, мой дорогой Моня, каждый из нас - драгоценный камень, - сказал ребе. - И чтоб увидеть истинную ценность человека, нужно быть знатоком людей, как и в случае с вашими бриллиантами.

Пироги
Один богобоязненный человек возил на ослах съестное.
Мимо него лежал бедняк, умиравший с голоду. Он протянул руку с просьбой о куске хлеба. Человек, стремясь выполнить заповедь, открыл ящик и увидел, что хлеб зачерствел. Он еще поискал и нашел булку. Но тут вспомнил, что на дне ящика есть пироги, и продолжил поиск.
В конце концов, он нашел пирог, с радостью повернулся к бедняку, но тот уже лежал на земле умершим от голода.

Все к лучшему!
Однажды ребе Акива отправился в путь, взяв с собой осла, петуха и фонарь. К вечеру дошел он до деревни и попросил ночлега, но тамошние жители прогнали его да еще надавали тумаков.
Такое грубое отношение не пошатнуло в нем веры, и сказав: "Все, что Бог ни делает, - все к лучшему", он устало поплелся ночевать в лес. Устроился поудобнее, съел кусочек хлеба, вдруг слышит: петух истошно кричит. Вскочил ребе Акива, но успел увидеть лишь хвост лисицы, убегавшей прочь с петухом в зубах.
Потеря петуха не поколебала веры в рабби Акиве, и снова сказав: "Все, что Бог ни делает, - все к лучшему", сел он учить Тору при свете фонаря.
Вдруг поднялся ветер и задул огонь. Опять сказал ребе: "Все, что Бог ни делает, - к лучшему", и тут же заметил, что в темноте сбежал осел. Огорчился ребе Акива потере осла, пожалел, что утром придется долгий путь пешком проделать, поохал, повздыхал, но все же повторил: "Все, что Бог ни делает, - к лучшему".
На следующее утро, пройдя всю дорогу пешком и уладив свое дело, ребе Акива возвращался домой. Дойдя до деревни, в которой с ним так скверно обошлись, он, к своему удивлению, увидел, что в ней нет ни единой живой души. Той же ночью, когда он просил ночлега и получил отказ, пришли разбойники и безжалостно всех убили.
И подумал тогда ребе Акива: "Неисповедимы пути Господни. Разреши мне жители деревни остаться, разбойники наверняка убили бы меня вместе со всеми. А судя по следам, пришли они из лесу, значит, были они в нем одновременно со мной. Стоило им услышать крик петуха, или осла, или заметить свет фонаря - и меня бы уже не было в живых. Воистину, человек должен всегда полагаться на Бога!"

Мастер теряет критика
Одного раввина прихожане считали человеком от Бога. Не проходило и дня, чтобы у дверей его дома не толпились люди в ожидании совета, исцеления или благословения этого святого человека. Каждый раз, когда раввин произносил слово, люди просто впивались взглядом в его губы, жадно ловили каждое его слово.
Тем не менее, в толпе прихожан нашелся один человек, который часто критиковал раввина. Он обращал внимание людей на его слабости, посмеивался над его недостатками к великому смущению остальных, начавших принимать выскочку за воплощение дьявола.
Случилось так, что однажды этот "дьявол" заболел и умер. Все с облегчением вздохнули. Внешне люди выглядели скорбящими по случаю, но внутри они были рады, что больше этот неучтивый еретик не будет прерывать вдохновляющие речи святого, не будет критиковать его поведение.
К большому удивлению верующих на похоронах Мастер искренне переживал. Позднее кто-то спросил его, не скорбел ли он по участи умершего.
- Нет, нет. С какой стати я должен скорбеть по нашему другу, который сейчас находится в раю? Я печалился о себе. Это был мой единственный друг. Меня повсюду окружают почитающие меня люди, но он был единственным, кто бросил мне вызов. Боюсь, что без него я просто перестану расти.

Воздаяние по заслугам
Давным-давно жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а на его место пришел бы подобрее.
Но однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что еще он придумал. Когда все собрались, царь встал и сказал:
- Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!
И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу, выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтение богатому или сильному, как делал раньше.
Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:
- Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?
И царь сказал:
- Вопрос твой разумен, и я на него отвечу. Шел я однажды по лесу и увидел, как пес за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни. А пес вернулся к себе в деревню. По дороге проезжал всадник. Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пес на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу. И вот, увидев все это, сказал я себе: "Бог каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло - злом".

Все проблемы по силам
К рабби Шмуэлю-Мордехаю из Несхижа пришел еврей в расстроенных чувствах:
- Ребе, у меня такие проблемы, такие проблемы, никак не могу их решить!
- В твоих словах я вижу явное противоречие, - ответил ребе, не отрывая глаз от Талмуда.
- Не понимаю.
- Все очень просто, - объяснил ребе, - Всевышний создал каждого из нас и знает, что нам по силам. Если это твои проблемы - ты сможешь их решить. Если тебе это не по силам, то, стало быть, это не твои проблемы.

вернуться в раздел "Разное"