0%
 

Рамана Махарши

Другие тексты автора:   [показать]

 

"Быть спокойным — это самое ценное качество в мире. Это величайшая из сиддх, это самая большая сила, которой вы можете обладать. Если бы вы только смогли научиться быть спокойными, вы бы решили все свои проблемы. Вот о чём вы должны помнить. Когда вы совершенно спокойны, время останавливается. Тогда нет времени, тогда останавливается карма и останавливаются самскары. Всё становится ничем и пустотой. Ибо, когда вы спокойны, вы едины со всей энергией вселенной и с вами всё будет хорошо. Быть спокойным означает, что вы - хозяин всему. Вы не обеспокоены ситуацией и ее исходом. Вас не беспокоит, что произойдёт завтра. Быть спокойным - это быть тихим." -- цитата по воспоминаниям ученика Роберта Адамса

"В случае Джняни (Просветленного) понятие или существование эго является только кажущимся, и он наслаждается своим непрерывным, трансцендентальным переживанием, несмотря на такое кажущееся возникновение или существование эго, всегда удерживая свое внимание на Источнике. Это эго безвредно. Оно просто напоминает остов сгоревшей веревки, имеющей прежнюю форму, но уже не пригодной для связывания чего-нибудь."

"Истинная природа человека - счастье. Счастье является врожденным качеством. Поэтому поиски счастья - это бессознательные поиски самого себя. Истинное "Я" - непреходяще, и когда человек находит его, он находит счастье, которое не имеет конца".

"В йоге термин 'самадхи' используется для описания состояния транса, и существуют разные виды самадхи. Но самадхи, о котором я говорю, другое. Это 'Сахадж Самадхи'. В этом состоянии вы остаетесь спокойными во время деятельности. Вы осознаете, что вы продвигаетесь вглубь себя и не подвергаетесь влиянию того, что говорите или думаете. У вас нет ни беспокойств, ни раздражения, так как вы осознаете, что вашему эго ничего не принадлежит и что все сделано чем-то, с чем вы находитесь в сознательном союзе".

Диалоги с искателями

Предопределение и свобода выбора

Искатель: Согласно астрологической науке можно предсказывать грядущие события, учитывая влияние звезд. Это правда?
Махарши: Пока у вас есть чувство индивидуальности, все это правда. Когда оно уничтожено, все это неверно.
И: Значит, астрология не истинна в отношении тех, чья индивидуальность разрушена?
М: Кто останется, чтобы заявить об этом? Видение возможно, только когда есть тот, кто видит. Те, чей эгоизм разрушен, в действительности не видят, даже если они кажутся видящими. Судьба есть результат прошлых действий и относится к телу. Пусть оно действует как ему угодно. Почему вас интересует это? Почему вы обращаете внимание на это? Все, что случается, происходит как следствие прошлых действий человека, Божественной воли и других факторов.
И: Говорят, что настоящее обусловлено прошлой кармой. Можем ли мы превзойти ее сейчас своей свободной волей?
М: Познайте, чем является настоящее. Сделав это, вы поймете, что подвержено воздействию или имеет прошлое и будущее, а что есть вечноприсутствующее и всегда свободное, не затрагиваемое прошедшим, будущим или любой прошлой кармой.
И: Существует ли такая вещь, как свободная воля?
М: Чья эта воля? Чувство наслаждения и свободной воли присутствует, пока есть чувство делания, но если благодаря практике вичары (самоисследования) оно утрачено, то действовать и руководить ходом событий будет Божественная воля. Рок побеждается джняной (духовным знанием), Самопознанием, которая лежит по ту сторону воли и судьбы.
И: Я могу понять, что главные события человеческой жизни, такие, как место рождения, национальность, семья, карьера или профессия, брак, смерть и т.п., обусловлены его кармой, но предопределены ли все детали жизни, вплоть до самых мелочей? Вот я кладу этот веер на пол. Возможно ли, чтобы уже заранее было решено, что в такой-то день и такой-то час я сделаю определенное движение и положу его сюда?
М: Конечно. Все, что это тело должно сделать, и все переживания, через которые оно должно пройти, уже предрешены в самом начале его существования.
И: В чем же тогда состоит свобода человека и ответственность за свои действия?
М: Человек свободен только в том, чтобы бороться и приобретать джняну (духовное знание), которая даст ему возможность не отождествлять себя с телом. Оно неизбежно пройдет через действия, предопределенные прарабдхой (кармой текущего воплощения), но человек свободен либо отождествлять себя с телом и привязываться к плодам его действий, либо быть независимым от тела, выступая простым свидетелем его активностей.
И: Поэтому свободная воля – миф?
М: Свободная воля удерживает позиции только в соединении с индивидуальностью. Пока отдельное бытие сохраняется, свободная воля есть. Все Писания основаны на этом обстоятельстве и советуют направлять ее в правильное русло. Узнайте, кого затрагивает судьба или свободная воля, откуда они приходят, и пребывайте в их источнике. Сделав это, вы превзойдете обеих. Такова единственная цель обсуждения вопросов о судьбе и свободной воле. Для кого возникают эти вопросы? Выясните и пребывайте в Мире.
И: Если предопределенное обязательно случится, то в чем польза усилия или молитвы? Может быть, следует оставаться праздным?
М: Есть только два способа победить судьбу, или стать независимым от нее. Первый – исследовать, кому она принадлежит, и обнаружить, что судьбой ограничено только эго, а не Атман, и что эго не существует. Другой – убить эго полной отдачей себя Господу, осознавая свою беспомощность и постоянно повторяя "Не я, но Ты, Господи", полностью отбрасывая чувства "я" и "мое" и предоставляя Ему делать с вами все, что Он пожелает. Отдача не может считаться совершенной до тех пор, пока преданный хочет от Господа того или иного. Истинная отдача есть любовь к Богу ради самой любви, а не чего-то еще, даже не ради Освобождения. Другими словами, чтобы победить судьбу, необходимо полностью стереть эго либо самоисследованием, либо посредством бхакти марги (служению и поклонению Господу).

О жизни и работе

И: В чем высочайшая цель духовного опыта для человека?
М: Самоосуществление (вариант перевода - самореализация).
И: Может ли женатый человек осознать Самость? (в оригинале "Self", что может быть переведено также как "Дух", "Внутренняя суть")
М: Конечно. Женатый или холостой человек может осознать Самость, ибо то существует здесь и сейчас. Если бы оно таковым не было, а достигалось определенным усилием за некоторое время, или если бы оно было чем-то новым, что должно быть приобретено, то к нему не стоило бы и стремиться, ибо неестественное не может быть и неизменным. Но я утверждаю, что ваша Истинная Природа, Самость, неизменно пребывает здесь и сейчас и Сама по Себе.
И: Соляную куклу, растворяющуюся в море, уже не защитит водонепроницаемая одежда. Этот мир, в котором мы должны тяжко трудиться изо дня в день, подобен океану.
М: Да, и вовне направленный ум является здесь одеждой, непроницаемой для воды.
И: Но как тогда можно работать и, будучи свободным от желаний, поддерживать внутреннюю сосредоточенность, уединение? Ведь жизненные обязанности оставляют мало времени для медитации или даже для молитвы.
М: Да. Работа, совершаемая с привязанностью, является оковами, тогда как работа, выполняемая без привязанности, не затрагивает делающего, даже в процессе работы он пребывает в уединении. Выполнение вашего долга есть воистину поклонение Богу (намаскар), а единственно правильной позой (асаной) является пребывание в Нем.

О тишине

И: Является ли обет молчания полезным?
М: Внутренняя Тишина есть самоотдача. И это то же самое, что и жизнь без чувства эго.
И: Необходимо ли уединение для санньяси?
М: Уединение пребывает в уме человеческом. Один может быть в гуще мира, сохраняя, тем не менее, совершенную безмятежность ума, и такой человек всегда находится в уединении. Другой может жить в лесу, но оказаться все еще не в состоянии управлять умом. О таком человеке нельзя сказать, что он уединен. Уединение определяется ориентацией ума: человек, привязанный к мирским вещам, не может достичь уединения, где бы он ни был, а непривязанный всегда пребывает в уединении.
И: Что такое мауна?
М: Состояние, которое превосходит речь и мысли, будучи медитацией без умственного усилия, и есть мауна. Подчинение ума - это медитация, а глубокая медитация есть вечная речь. Тишина - это постоянная Речь, это неиссякаемый поток "сообщения", который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный "язык". Лекции могут часами занимать людей, не способствуя их совершенствованию. С другой стороны, Тишина постоянна и помогает человечеству в целом... Под Тишиной подразумевается Красноречие. Словесные наставления не так красноречивы, как Тишина. Тишина - это непрекращающееся Красноречие... Она - лучший из языков. Существует состояние, когда слова исчезают и торжествует Тишина.

О медитации

М: Если вы укрепите ум, то внутренний Мир будет продолжаться все время, так как его длительность пропорциональна силе ума, приобретаемой повторяющейся практикой. Сильный ум способен держаться за этот поток сознания, и независимо от погруженности или непогруженности в работу поток останется незатронутым и непрерываемым. Помехой является не работа, а мысль, что ее делаете именно вы.
И: Будет ли в этом случае преднамеренная медитация необходимой для усиления ума?
М: Нет, если в процессе работы вы постоянно помните, что эта работа - не ваша. Сначала необходимо усилие, чтобы напоминать себе об этом, но позднее такая мысль становится естественной и непрерывной. Работа продолжается сама по себе, а ваш мир будет оставаться ненарушаемым. Медитация - это ваша истинная природа. Вы сейчас говорите о медитации, потому что существуют другие мысли, отвлекающие ваше внимание. Когда эти мысли развеяны, вы остаетесь один, то есть в состоянии медитации, свободном от мыслей, и это ваша действительная природа, которую вы сейчас пытаетесь обрести, не подпуская отвлекающие мысли. О таком воздержании от мыслей сейчас и говорится как о медитации. Но когда практика становится устойчивой, реальная природа проявляет себя как истинная медитация.
И: Посторонние мысли возникают с новой силой именно при попытке медитировать!
М: Да, при медитации поднимаются все виды мыслей. Но именно это и нужно, ибо выводится то, что скрыто в вас. Как они могут быть уничтожены до тех пор, пока не возникнут? Мысли поднимаются, как всегда, самопроизвольно, но только их поочередное уничтожение укрепляет ум.

Сила мантры

И: Насколько сильным может быть воздействие мантры на практикующего ее?
М: Атман - это самая сильная из всех мантр. Она продолжается автоматически и вечно. Если вы не осознаете эту внутреннюю мантру, то вам следует сознательно привыкнуть к ней как к джапе (обычно означает повторение имени Бога), которой занимаются с усилием, чтобы не допустить все остальные мысли. Постоянным вниманием к ней вы, в конечном счете, осознаете внутреннюю мантру, которая есть состояние Реализации и не требует усилий. Твердость в этом сознавании будет напрерывно и легко держать вас в ее потоке, несмотря на то, что вы будете сильно загружены другими делами.
Благодаря повторению мантр ум обретает сдержанность. Тогда мантра становится единой с ним, а также с праной (энергией, поддерживающей тело). Когда слоги мантры становятся едиными с праной, то это называется дхьяной, и при глубине и твердости она ведет к сахаджа стхити (естественному состоянию).

Отрывки из книги: "Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе" (перевод с анг. О.М.Могилевера).

вернуться в раздел "Индуизм"