0%
 

Рамаяна. Отрывки

 

Книга 2. Главы 21-22

После того, как Кайкейя хитростью своей добилась от отца братьев исполнения обещания отправить сыновей в изгнание, церемония коронации была прервана. Обуреваемый гневом Лакшмана высказал Раме, что нет вины на них, и они не должны делать того, чего не заслужили. Лакшмана грозился уничтожить всех сторонников Бхараты, даже если вся Айодхья поднимется против них. Лакшмана призывал отречься от отца. Но Рама ему ответил:

О Лакшмана, я знаю, что твоя любовь ко мне не имеет себе равных, а доблесть, верность и сила неотразимы, и все же страдания моей матери безмерны, о знаменитый, ее невозможно успокоить или вразумить. В мире главное – это наш долг. Исполнение долга поддерживает истину. Слова моего отца проистекают из чувства долга. О герой, человек не должен пренебрегать волей отца, матери или брахмана, если верен своему долгу. Я не могу противиться воле отца, по его приказу Кайкейи изгоняет меня. Откажись от своего позорного замысла, он попирает долг кшатрия! Почитай свои обязанности и не прибегай к насилию, – вот мой тебе совет! <...>

О сын Сумитры, в моем изгнании и последующем возвращении утраченного царства узри мою карму. Как Кайкейи причинит мне боль, если это не велено кармой? Воистину, все матери мои отмечены любовью ко мне, мой друг, никогда прежде Кайкейя не видела разницы между мной и своим сыном. Я убежден, что ее жестокие слова против моей коронации, так же как требование моего изгнания были продиктованы кармой и ничем больше. Могла ли иначе столь благородная и добродетельная царица вести себя со мной подобно сварливой бабе в присутствии своего супруга? Этой неведомой силой, именуемой кармой, не могут пренебречь даже бхуты. Неизменное и твердое исполнение кармы лишило меня удачи и изменило отношение Кайкейи ко мне.

Зачем сражаться с кармой, о Саумитри, если исход заведомо известен? Добро и зло, страх и гнев, приобретения и потери, бытие и небытие и все с этим связанное - все это удел кармы. Порой даже святые, умерщвляющие свою плоть в суровых аскезах, под влиянием кармы отступают от избранного пути и впадают в гнев или страсть. Не рука ли такой судьбы препятствует людям в их начинаниях вопреки их знанию и воле?

Эта истина позволяет мне не горевать о несостоявшейся коронации; поэтому со своей стороны даруй мне помощь и поскорее отмени приказы, отданные в связи с этой церемонией. Кувшины, полные святой воды, послужат моему очищению, когда я буду давать обет аскетизма, о Лакшмана. То, что я зачерпну своими руками, станет символом моих новых обязанностей – будь то коронация или изгнание в лес. И по кармической судьбе неизвестно, что именно сулит большее счастье. О Лакшмана, не мешай матери принять эту свою судьбу, не ругай отца или кого бы то ни было еще. Ведь тебе хорошо известно неумолимое воздействие кармы.

вернуться в раздел "Индуизм"