|
Шри Ади Шанкарачария
Таттва Бодха, или Познание принципов бытия
Свойства (способности) для познания принципов бытия
1. Это учение (таттва-бодха) есть объяснение способа познания (бодха) принципов бытия (таттва), пробуждающегося в тех, которые благодаря четырем свойствам становятся к этому способны. Сначала надо видеть нечто, и только тогда явится толкование виденного и его понимание. Поэтому для того, кто не обладает четырьмя свойствами, необходимыми для духовного познания, объяснение этого знания, которого он не узнает, невозможно.
2. Какие это четыре свойства? Во-первых, способность различать вечное от временного, преходящего. Во-вторых, вирага - ни в этой жизни, ни в будущей не стремиться к услаждению плодами своих деяний. В-третьих, шестиричная способность к покою. В-четвертых, мумукша (стремление к Освобождению).
2.1. Что подразумевается под различением вечного и временного? Только Брахман - единственная Вечная Сущность. Все остальное - непостоянное. Убежденность в этом и есть различение между вечным и временным.
2.2. Что такое вирага (бесстрастие)? Отсутствие желания наслаждаться в этом мире и в следующем.
2.3. Что такое шестиричная способность к покою? Это шама (сдержанность), дама (самообладание), упарама (отречение), титикша (внутренняя сосредоточенность), шраддха (убеждение) и самадхана (единство желания и мышления).
2.3.1. Что такое шама (сдержанность)? Это управление мыслями (обуздание мыслей).
2.3.2. Что такое дама (самообладание)? Это сила, дающая возможность не поддаваться внешним влияниям, приходящим через чувства.
2.3.3. Что такое упарама (отречение)? Это исполнение дхармы (долга).
2.3.4. Что такое титикша (внутренняя сосредоточенность)? Это невозмутимость к жаре и холоду, удовольствию и боли и т.п.
2.3.5. Что такое шраддха (убеждение)? Это непоколебимое доверие к той истине, которой учит духовный Учитель.
2.3.6. Что такое самадхана (единство желания и мышления)? Это стремление к одной единственной цели.
2.4. Что такое мумукша (стремление к освобождению)? Желание того, чтобы во мне существовала свобода.
2.5. Это и есть четыре способности, необходимые для познания принципов бытия.
Познание того, что не является Атманом
3. Что такое познание принципов бытия (таттва-вивека)? Это познание того, что Атман есть единственно истинное, все же остальное - ложно.
4. Кто есть Атман? То, что существует само по себе (несозданное); то, что стоит выше материального тела (стхула-шарира), выше астрального тела (сукшма-шарира) и выше тела мыслей (карана-шарира). Оно выше всех оболочек (кошас), вечный зритель того, что происходит в трех состояниях сознания (авастха-трайам), и то, что по своей природе является Сат-чит-анандой (бытие-сознание-блаженство). Это есть Атман.
4.1. Что такое стхула-шарира (материальное тело)? Это индивидуальность, состоящая из пяти первоэлементов, рожденная по карме; это дом (обитель) для того, чтобы получить опыт радости и печали; это обитель, имеющая материальное бытие; это рождающееся, растущее, изменяющееся, чахнущее и умирающее.
4.2. Что такое сукшма-шарира (астральное тело)? Это тонкое эфирное тело, которое взято из пяти первоэлементов, но не составлено из них (об этом будет написано ниже), оно создано по карме, оно есть источник удовольствия, радости, страдания и т.п., оно состоит из семнадцати составных частей, а именно: пяти сил распознавания (органов чувств), пяти сил деятельности, пяти пран (прана, апана, самана, удана и вьяна), манаса и буддхи.
4.2.1. Органы чувств - это уши (слух), нос (обоняние), кожа (осязание), глаза (зрение) и язык (вкус).
4.2.2. Божества органов чувств: ушей - Акаша, кожи - Вайя, глаз - Сурья, языка - Варуна, носа - братья-близнецы Ашвины.
4.2.3. Предмет слуха содержится в восприятии звука. Предмет осязания содержится в восприятии прикосновения. Предмет зрения содержится в восприятии формы. Предмет вкуса содержится в восприятии вкуса. Предмет обоняния содержится в восприятии запаха.
4.2.4. Пять сил деятельности - это голос, руки, ноги, органы выделения и органы размножения.
4.2.5. Божество голоса - Агни, Божество рук - Индра, Божество ног - Вишну, Божество органов выделения - Мритью, органов размножения - Праджапати.
4.2.6. Предмет голоса есть речь. Предмет рук есть схватывание предметов. Предмет ног есть движение. Предмет органов выделения есть избавление от продуктов жизнедеятельности. Предмет органов размножения есть удовольствия и деторождение.
4.3. Что такое карана-шарира (тело мыслей)? Это невыразимый, неописуемый образ, форма, основанием которой служит собственное преходящее представление отделенности от Единства; это причина, из которой возникли сукшма-шарира и стхула-шарира. Это тело, отварачиваясь от Единого (Атмана), в себе самом есть произведение обмана (идеи отделенности). И оно есть местопребывание интуиции.
4.4. Что это за три состояния сознания (авастха-трайам)? Это бодрствование (джаграт), сон (свапна) и состояния глубокого сна (сушупти).
4.5. Что такое состояние бодрствования? Это состояние отождествления Атмана через стхулу-шариру, при котором объекты чувств (звук и т.п.) воспринимаются органами чувств (ухо и т.п.). Это состояние познания предметов. То "Я", которое отождествляет себя с стхула-шарира, называется вишва (всепроявленное, универсальное).
4.6. Что такое сознание сна? Это состояние, в котором Атман, живущий в просветленном теле в то время, как тело находится в бессознательном состоянии, снова в мире сновидений видит, слышит и т.п. все то, что было воспринято и ощущено в бодрственном состоянии. То "Я", которое отождествляет себя с сукшма-шарира, называется тейджас (энергетическое).
4.7. Что такое состояние глубокого (без сновидений) сна? Это состояние самоосознания, в котором Атман, пребывающий в Карана-шарире, сознает, что Он выше того, чтобы поддаваться иллюзии, и живет в блаженстве. Это состояние глубокого сна, о котором говорят: "Я ничего не ощущал: я хорошо выспался". То "Я", которое отождествляет себя с карана-шарира, называется праджня (мудрость).
4.8. Что такое пять оболочек (панча-коша)? Это физическая (материальная) оболочка (аннамайя-коша), оболочка жизненной энергии (пранамайя-коша), оболочка ума (маномайя-коша), оболочка познания разума и интуиции (виджнянамайя-коша) и оболочка блаженства (анандамайя-коша).
4.9. Что такое физическая оболочка? То, что возникает из сока пищи, растет из земли, и то, что в землю возвращается. Это называется Аннамайя стхула-шариры.
4.10. Что такое оболочка жизненной энергии? Пять жизненных энергий вайю (прана, апана, вьяна, удана и самана) вместе с пятью силами деятельности (голос, руки, ноги, органы выделения и органы размножения) образуют оболочку Пранамайя.
4.11. Что такое оболочка ума? Ум (манас), соединенный с пятью органами восприятия, является оболочкой ума.
4.12. Что такое оболочка познания разума и интуиции? Пять органов восприятия, принадлежащих интеллекту (буддхи), составляют оболочку Виджнянамайя.
4.13. Что такое оболочка блаженства? Это иллюзии, связанные с омрачениями разума (вритти) карана-шариры, возникающие из представления об отдельном существовании, что не позволяет сознанию (чит) осознать Атман.
5. Подобно тому, как браслеты, дома и т.п., представляемые как "мои", являются отличными от познающего, внешними по отношению к нему, точно так же и эти тела, эти состояния сознания, эти оболочки, известные Атману, к которым Он относится как "мои шариры, мои праны, мой манас, мой буддхи" отличны от Атмана, а потому не могут являться этим Атманом.
6. Тогда что такое Атман? Атман имеет природу (сварупу) Бытие-сознание-блаженство (Сат-чид-ананды).
6.1. Что такое сат? Это Истина, это то, что остается таковым во всех трех временах, кала-трае (прошлое, настоящее, будущее).
6.2. Что такое чит? Чит имеет природу (сварупу) абсолютного знания (джняна, мудрость).
6.3. Что такое ананда? Ананда имеет природу (сварупу) абсолютного блаженства.
Познание принципов бытия (таттв)
7. Последующее есть объяснение способа возникновения двадцати четырех Таттв.
8. Покров проявленного мира (майя), существование которого зависит от Брахмана (брахма-шрая), имеет природу трех гун: саттвы, раджаса и тамаса.
9. Из этого покрова проявляется эфир (акаша), из эфира - воздух (вайю), из воздуха - огонь (теджас), из огня - вода (апас), а из воды - земля (притхви).
10. Из этих пяти первоэлементов в саттве проявилось следующее: из акаши - энергии (органы) для слуха, из вайю - энергии (органы) для осязания, из теджас - энергии (органы) для зрения, из апаса - энергии (органы) для вкуса, из притхви - энергии (органы) для обоняния.
11. Из общего саттвического содержания этих пяти таттв и их проникновения друг в друга рождаются: ум (манас), интеллект (буддхи), эго (ахамкара) и сознание (читта).
11.1. Творящее и разрушающее, лежащее в основе бытия, нерешительное и сомневающееся самосознание происходит от манаса.
11.2. Самосознание в манасе, уверенное в самосуществовании, присуще буддхи.
11.3. Ахамкара представляется через восприятие отдельного существования индивидуума, через представление "я делаю то или другое".
11.4. Читта дает силу воображения, способность мышления и воспоминаний.
11.5. Божество манаса - Чандра, буддхи - Брахма, ахамкары - Рудра, читты - Ишвара.
12. Из пяти первоэлементов в раджасе проявилось следующее: из акаши - энергии (органы) для речи, из вайю - энергии рук (схватывания), из теджас - энергии ног (передвижения), из апаса - энергии (органы) размножения, из притхви - энергии (органы) для выделения.
13. Из общего раджасичного содержания этих пяти таттв и их проникновения друг в друга рождаются пять видов пран, жизненных энергий (воспроизводителей жизнедеятельности): восходящая (удана), связующая (самана), распределяющая (вьяна), вперед стремящаяся (прана), назад стремящаяся (апана).
14. Из тамасичной части этих пяти таттв возникают пятирично пять составленных таттв следующим образом: каждый из пяти первоэлементов делится на две части. Одна часть остается, другая часть каждого делится еще на четыре части, причем каждая из четырех частей одного элемента постоянно соединяется с одной из четырех частей другого элемента. Из этих пяти первоэлементов, каждый из которых состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, физическое (материальное) тело мира.
Познание тождественности Дживы и Ишвары
15. Таким образом проявлено тождество между стхула-шарира (телесное тело) и Брахмой, возникшего от самоотражения.
16. Отражение Ишвары в Пракрити (майя, материальный покров), то есть то, что осознает себя чем-то отдельным от Ишвары, называется Джива. Она ощущает себя оболочкой, так как покровом своим имеет неведение самой себя. А то истинное существо, что находится в майе (но не запятнана ею), называется Ишварой.
17. Таким образом, вследствие самообмана (майи) бытует представление о том, что Джива и Ишвара различны. До тех пор, пока существует такое представление, нет выхода из колеса самсары, колеса рождений и смерти. По этой причине не следует соглашаться с представлением о том, что Джива отделен (отличается) от Ишвары.
18. Вопрос: Но ведь Джива наделена эго и ограниченностью, а Ишвара безличен и всеведущ (всезнающий). Как же можно тогда понять слова Писаний "Тат Твам Аси" ("Ты есть То"), если эти Оба обладают различными друг от друга свойствами?
19. Ответ: нет, это не так. Буквальное значение слова "Ты" относится к обитателю стхула-шариры и сукшма-шариры, но истинный смысл его относится к тому состоянию, которое свободно от всякого ограничения и имеет чистое сознание, это чистое сознание (чайтанья), свободное от всех обусловленностей, которое постигается в состоянии самадхи.
20. Точно так же буквальное значение слова "То" относится к отличной от Всепроникновения Божественной Личности, но истинное значение слова "То" - это чистое сознание (чайтанья), свободное от каких-либо обусловленностей.
21. Таким образом, нет противоречия в указанном тождестве Дживы и Ишвары, так как сущность Обоих - чистое сознание.
22. И благодаря словам Веданты (веданта-вакья) и поучениям истинного Учителя (Сатгуру), те, кто обрел Богопознание (брахма-буддхи) во всех существах, являются Дживанмуктами, то есть достигшими Освобождения уже при жизни.
Описание познающего и обуславливающей его кармы
23. Как можно узнать дживанмукту? Как человек имеет твердые убеждения "я - тело", "я - человек", "я - брамин", "я - шудра", и при этом у него присутствует уверенность в том, что он есть именно то, точно так же с полной уверенностью и определенностью он может иметь убеждения "я - не брамин", "я - не шудра", "я - не человек", и даже более того "я - непривязанный к чему-либо, с присущей мне природой (сварупа) Сат-чит-ананды, сияющий и пребывающий во всех существах и не имеющий формы осознавания". И если такие убеждения тверды и получены в результате прямого и непосредственного осознания (апарокша-джняны), то такой человек является Дживанмуктой.
24. Дживанмукта - это тот, кто свободен от оков кармы благодаря прямому и непосредственному осознанию "Я есть Брахман".
25. Сколько существует видов кармы? Существуют три вида кармы, а именно: наступающая (агами), накопленная (санчита) и начатая (прарабдха).
25.1. Результаты хороших или плохих действий, возникающие в теле мудреца (джняни) после обретения познания (мудрости), известны как агами.
25.2. Санчита-карма - это та карма, которая благодаря деяниям в многочисленных предыдущих жизнях находится в непроявленной форме, в форме семян, созревших (или созревающих) к проявлению.
25.3. Обусловившая рождение этого тела, та карма, которая приносит результаты прямо в этой жизни в форме счастья или страдания, и которая может быть исчерпана только наслаждением ими или страданием из-за них, называется прарабдха-кармой.
25.4. Санчита-карма устраняется пробуждением определенного самопознания, непосредственным осознанием "Я есть Брахман". Агами-карма также разрушается мудростью (джняной), и мудрец (джняни) освобождается от ее влияния так же, как на листе лотоса не задерживается попавшая на него вода.
26. Те, кто уважают, помогают и поклоняются мудрецам (джняни), получают результаты добрых действий, совершенных этим джняни. А тем, кто осуждают, ненавидят или причиняют страдания джняни, достаются результаты греховных действий, совершенных джняни.
27. Таким образом, достигший самопознания, постигший высшее "Я", пересекший круговорот самсары, достигает в Брахмане вечного покоя (Брахма-ананда). Шрути (Священные Писания) утверждают: "Познавший высшее Я становится свободным от всех страданий".
28. Не важно, где именно этот мудрец оставит свое тело - в святом городе Каши или в доме поедателя собак (чандала). Кто не имеет потребности услаждения себя в трех мирах, тот освобождается от всех уз и достигает мудрости в Брахмане.
вернуться в раздел "Ведизм"
|
|