0%
 

Тансен Миян - великий музыкант

 

На фото: наиболее достоверный портрет Тансена Мияна, выполненный в период правления императора Акбара. 1585—1590 гг, Национальный музей, Дели.

XVI век можно назвать "Золотым веком индийской музыки". Такое великое имя как Тансен Миян стало ассоциироваться со всей индийской музыкой. Даже сейчас многие известные музыканты следуют стилю музыки, известному как "Гвалиор Гхарана", созданному Тансеном.

Родился он в северной части Индии, в городе Гвалиор, в семье традиционных индуистов. Его отец Макунд Мишра был местным писателем. Еще в детстве Тансен почти десять лет брал частные уроки у известного учителя Свами Харидаса. Начав с основных музыкальных нот, он изучил основы пения и игры на танпуре, узнал о различных рагах в музыке и о том, что каждая рага создает определенное состояние. Рага может сделать человека таким счастливым, что ему захочется танцевать, либо может сделать таким печальным, что из его глаз потекут слезы.

Затем по наставлению своего отца Тансен три года развивал свой музыкальный талант у Мохаммада Гхауса, который во время обучения часто приглашал Тансена к правителю Гвалиора. Они стали хорошими друзьями, и Тансен мог часто посещать дворец Правителя, где он слушал других музыкантов.

Прежде чем попасть ко двору Акбара I, Тансен жил во дворе у короля Рамачандры из Мевы. Это была великая честь и первая ступень пути Тансена к известности. Король Рамачандра был восхищен пением Тансена и одарил его многими дорогими подарками. Но однажды Император Акбар посетил Реву. Король Рамачандра поручил Тансену встретить высокого гостя, и музыка Тансена произвела огромное впечатление на Императора, так что вскоре после своего возвращения он послал сообщение Рамчандре с просьбой прислать Тансена к его Двору в Агре. Музыка Тансена произвела на Акбара такое впечатление, что он удостоил его высшей чести: Тансен был включен в число его Навратна, девяти наиболее выдающихся талантов королевского двора.

Тансен был великим ученым-музыкантом, а также великим исполнителем. Он пользовался большим успехом, его "Дхрупад Дхамар" была очень популярна, и ее пел простой народ. Он не только создавал новые раги, но и изменял старые. Те раги, которые сегодня известны как "Дарбари Канаде", "Миян ки Тоди", "Миян ки Малхар" и "Миян ки Саранг" - ни что иное, как модификация старых раг, созданных легким прикосновением Тансена. А два новых жанра индийской музыки - Сангита Сара и Раймала - были созданы на основе его нового музыкального стиля и жанра. Тансен был не только музыкантом, но и поэтом. Он написал слова к своей музыке и сочинил много новых раг.

Тансен не был певцом в чистом виде, он был человеком определенного характера. Он был верным слугой императора и рабом музыки. Эта двойная и непоколебимая верность императору и музыке сделала его великим и памятным. Известен анекдотичный случай, который раскрывает еще одну сторону его музыки. Однажды слон, принадлежавший императору, взбесился и начал беспорядочно бегать. Возлюбленная Тансена Тани была застигнута этой суматохой. Она тоже лишилась самоконтроля и просто не знала, что делать. Тансен видел это. Музыка спасла в сложившейся ситуации от несчастья. Тансен начал петь, и слон забыл о своем буйстве. Животное поддалось очарованию музыкальных нот и сразу село со спокойным, умиротворенным умом. Этот случай ясно показывает, что хотя Тансен был человеком, его музыка была сверхчеловеческой, Божественной.

Однажды вечером Император Акбар решил пойти к Тансену. Когда Император пришел, Тансен пел и играл на танпуре. Император тихо сел на веранде и слушал его. Музыка Тансена доставила такое удовольствие Императору, что после выступления он снял с себя бриллиантовое ожерелье и подарил Тансену. Некоторые придворные стали завидовать этому, они украли это ожерелье и доложили Императору, что Тансен продал его за большую сумму денег. Когда Тансена вызвали ко Двору и попросили предъявить ожерелье, он не смог этого сделать. Император был в ярости: "Ты будешь изгнан со Двора до тех пор, пока не сможешь вернуть ожерелье!"

Тансен отправился в Реву, где Рамачандра радушно его встретил. Выслушав историю, король сказал: "Не беспокойся. Просто пой для меня". Тансен спел две раги. "Твое пение великолепно. Ты доставил мне великое удовольствие",- сказал Рамчандра, и в знак высокой оценки подарил Тансену свои сандалии, украшенные драгоценными камнями. Тогда Тансен поспешил обратно в Агру и положил перед Императором подаренные сандалии. "Господин, пожалуйста, возьми бриллианты с этих сандалий и прости меня". Украшенные драгоценными камнями сандалии были намного дороже ожерелья. Император понял, что был несправедлив с Тансеном и вернул его ко Двору.

Следующий, более известный случай показывает другую сторону его музыки. Хотя кажется, что музыка исходит из человеческого горла, на самом деле настоящая музыка идет от сердца и Духа. Со стороны певца необходима полная отдача на волю Богини музыки. Тансен был именно таким музыкантом. Когда он узнал, что принцесса, любимая дочь Императора, неизлечимо больна, и что только Дипак-рага может ее спасти, Тансен, забыв себя, начал петь эту рагу с полной преданностью и религиозной отдачей. Он даже не беспокоился, зная, что в процессе исполнения этой раги он может лишиться своей жизни. Для великого человека смерть артиста значит больше, чем физическая смерть. Музыка была для Тансена дыханием и жизнью. Что происходило с ним, было не важно. Была полная отдача музыке, это сделало его бессмертным. И, как говорят, люди могут забыть Акбара, но не Тансена. Истинное искусство никогда не умирает. Несмотря на все, Тансен не умер от жара, созданного Дипак-рагой, а жар был поистине сжигающим. Ему не так просто было охладить внутренний огонь, зажженный рагой Дипак, он заболел и смог вернуться ко Двору только через два месяца.

Император Акбар знал Свами Харидаса, который был великим Гуру Тансена. Император полагал, что если Тансен исполняет такого уровня музыку, песни и раги, то его Гуру должен быть более великим, нежели Тансен. Тяга к музыке не оставляла Акбара в покое, его желание послушать Свами Харидаса была настолько велика, что он забыл о своем королевском троне. Он инстинктивно чувствовал, что Свами нельзя силой привести ко двору: насилие и музыка несовместимы, для музыки нет принцев и нищих. Когда Тансен сказал Акбару, что его Гуру не может быть придворным певцом, ситуация стала критической. Но ситуация была спасена простым способом. Из этой ситуации Акбар понял, что слушатель музыки тоже должен отдаться на волю музыки. Император так и сделал. Тансен и он вместе придумали план: Акбар должен был стать простолюдином. Ради того, чтобы услышать великую музыку, он был готов на все. Акбар-человек был сильнее Акбара-императора. Музыка уравнивает человечество, она приносит наслаждение лишь тогда, когда слушатель ощущает себя просто человеком.

Император и Тансен пошли к Гуру (Тансен как певец, а император как тампурист), и Тансен хитростью заставил Гуру петь: он начал петь обычную рагу и намеренно допускал ошибки. Гуру разозлился и стал петь ту же самую рагу, чтобы исправить Тансена. Император получил истинное наслаждение, он был счастлив и полн музыки. Он спросил: "Тансен Миян, почему ты не поешь так же, как твой Гуру?"

"Кхавид, вопрос несложный. Я пою, потому что Ваше Превосходительство приказывает мне петь. Я пою как слуга, а мой Гуру поет как хозяйн. Истинная музыка никогда не может быть поставлена на службу". Акбар I понял это и замолчал.

Сегодня имя Тансен Миян широко распространено на территории Индии, в основном среди мусульман. Существуют школы северной индийской музыки (Гаранас), где изучаются основы стиля игры Тансена, его учителя Свами Харидаса, вокальный стиль, а также деятельность двух его детей, Билас Хан и Сарасвати Деви, и многих их потомков — известных музыкантов. Каждый год в Гвалиоре, около могилы Тансена, проводится музыкальный фестиваль. Музыканты приезжают сюда со всей Индии для выступлений и для того, чтобы выказать почтение Тансену. Рядом с прекрасно высеченным надгробным камнем стоит маленькое тамариновое дерево. Существует легенда о том, что, съев лист этого дерева и прикоснувшись к камню, певец может улучшить свой голос.

вернуться в раздел "Индуизм"