0%
 

Экхарт Толле

 

История пробуждения

Вплоть до моего тридцатилетия я жил в состоянии почти не покидавшего меня чувства беспокойства и тревоги, перемежавшегося периодами суицидальной депрессии. Сейчас это воспринимается мной, как если бы я говорил о своей прошлой или даже вообще не о своей жизни.

Однажды ранним утром вскоре после моего двадцатидевятилетия я проснулся с чувством жуткого, абсолютного страха. Со мной и раньше такое случалось: я, бывало, и прежде просыпался с подобным чувством, но на этот раз оно было таким сильным, как никогда. Ночная тишь, расплывчатые очертания мебели в темной комнате, далекий шум проходящего поезда - все казалось каким-то чуждым, враждебным, и настолько лишенным смысла, что пробуждало во мне глубокое отвращение к миру. И самым отвратительным из всего этого был факт моего собственного существования. Какой был смысл продолжать свою жизнь с грузом такого страдания? Зачем надо вести эту непрерывную борьбу? Я чувствовал, что глубокое, страстное желание к избавлению от жизни, стремление к небытию, теперь становится гораздо сильнее, чем инстинктивное желание жить.

"Я больше не в силах жить сам с собой" - эта мысль настойчиво повторялась в моем рассудке. И вдруг совершенно внезапно я сообразил, насколько необычной и оригинальной была эта мысль.

"Я один или нас двое? Если я не в силах жить сам с собой, то тогда нас должно быть двое: "Я" и тот самый "сам", с которым я не могу больше жить. А что если только один из нас настоящий?" - подумал я.

Я был так потрясен этой странной догадкой, что мой разум как бы застыл. Я продолжал оставаться в полном сознании, однако при этом у меня не было ни одной даже крошечной мысли. Потом я почувствовал, будто втягиваюсь во что-то, похожее на энергетическую воронку. В начале движение было медленным, потом оно постепенно ускорилось. Меня охватил ужасный страх, и тело начало трясти. Я слышал слова "не сопротивляйся", будто бы исходившие из моей груди. Я чувствовал, что меня засасывает в пустоту. Было такое ощущение, что эта пустота находится скорее внутри меня, чем снаружи. Внезапно страх исчез, и я ощутил себя в этой пустоте. Больше я ничего не помню. Я не помню, что было дальше.

Я проснулся от пения птицы за окном. Никогда раньше я не слышал такого звука. Мои глаза оставались закрытыми, но воображение рисовало образ драгоценного бриллианта. Да, конечно, если бриллиант может издавать такой звук, значит, он и должен быть таким. Я открыл глаза. Сквозь занавеси просачивался первый свет утренней зари. У меня по-прежнему не было никаких мыслей, и я чувствовал, я точно знал, что существует нечто такое, что мне еще надлежит познать, нечто бесконечно большее, чем мы себе представляем. Этим мягким свечением, струившимся сквозь занавеси, была сама любовь. На глаза навернулись слезы. Я встал и походил по комнате. Я узнал ее, однако теперь я понимал, что никогда прежде не видел эту комнату в истинном свете. Все было свежим и нетронутым, как если бы только появилось на свет. Я брал в руки вещи, карандаш, пустую бутылку, удивляясь их красоте и наполненности жизнью.

В тот день я бродил по городу, совершенно пораженный чудом земной жизни, будто я сам только что народился на свет.

Следующие пять месяцев я прожил в состоянии глубокого покоя и непрерывного блаженства. Потом интенсивность этого состояния немного ослабла, или, может быть, просто мне так казалось, ибо это состояние стало для меня естественным. Я по-прежнему сохранял способность действовать в этом мире, хотя и понимал - что бы я ни сделал, это скорее всего ничего не прибавит к тому, что у меня уже есть.

Разумеется, я понимал, что со мной произошло что-то чрезвычайно важное, глубокое и значительное, но совершенно не представлял себе, что именно. Так продолжалось в течение еще нескольких лет, пока из духовных писаний и от духовных учителей я не узнал, что со мной случилось именно то, к чему все они стремились. Я догадывался, что сильнейший прессинг страдания, пережитого в ту ночь, должен был подтолкнуть мое сознание к отрыву от своего отождествления с несчастным и безмерно напуганным "я", которое, в конечном итоге, является ни чем иным, как созданной разумом фикцией. Должно быть, этот отрыв был столь полным, что это ложное, страдающее "я" тотчас сжалось, как бывает, когда из надувной игрушки вытаскивают пробку. То, что теперь оставалось, было моей истинной, вечной сущностью "Я есть", сознанием в чистом виде, каким оно и было до своего отождествления с формой.

Позже, оставаясь в полном сознании, я научился входить в это внутреннее царство - без времени и смерти, - которое поначалу ощутил и воспринял как пустоту. Я пребывал в состоянии такого неописуемого блаженства и святости, что даже первоначальное ощущение, только что мною описанное, меркнет в сравнении с ним.

Когда на физическом плане я ненадолго остался ни с чем, то у меня появилось время. У меня не было связей, работы, дома, никакой социально обусловленной индивидуальности. Почти два года я провел на скамейках парка, переживая состояние ослепительно яркой и глубокой радости. Однако даже самые прекрасные ощущения приходили и уходили. Но, возможно, самым фундаментальным из всех оставшихся ощущений, было чувство покоя, которое с тех пор уже никогда меня не покидало. Порой оно бывает очень сильным, почти осязаемым, чем-то таким, что можно почувствовать. Временами такое, как будто где-то на заднем плане звучит далекая мелодия.

Спустя некоторое время ко мне мог кто-нибудь случайно подойти и сказать: "Я тоже хочу то, что у тебя есть. Можешь ли ты дать мне это или показать, как к этому придти?" И я отвечал: "Это у тебя уже есть. Просто ты пока не чувствуешь, потому что твой разум создает слишком много шума".

Спустя еще какое-то время этот ответ стал более развернутым и превратился в книгу.

Некоторые фрагменты

Драгоценность момента
(из книги "Сила момента Сейчас")
Время вовсе не является драгоценным, потому что это иллюзия. То, что ты воспринимаешь как драгоценность, это не время, а одна единственная точка, пребывающая вне времени - настоящий момент. Вот он-то, действительно, драгоценный. Чем больше ты концентрируешься на времени, на прошлом и будущем, тем больше ты упускаешь настоящий момент, а это - самое драгоценное из всего, что есть.
Почему он самый драгоценный? Во-первых, потому, что есть только он. И это все, что есть. Вечно присутствующим является только пространство, внутри которого разворачивается твоя жизнь, и только этот фактор остается константой.
Жизнь происходит сейчас. Никогда не было и не будет времени, в котором твоя жизнь протекала бы не сейчас. Во-вторых, момент Сейчас является единственной точкой, способной прорвать ограничения и вынести тебя за пределы ума. Это единственная точка доступа во вневременное и не имеющее формы царство Сущего.

Состояние глубокого присутствия
Закрой глаза и скажи себе: "Интересно, какая мысль придет мне сейчас в голову?" Теперь будь очень внимательным и жди прихода следующей мысли. Будь чутким как кошка, которая караулит мышь возле ее норы. Какая мысль собирается из нее выбежать? Попробуй сделать это прямо сейчас...
Ну и как? Ждать пришлось довольно долго? Вот именно! Когда ты находишься в состоянии глубокого присутствия, то ты свободен от мыслей. Ты спокоен и в тот же момент в высшей степени бдителен. Стоит твоему осознанному вниманию опуститься ниже определенного уровня, как в твою голову тут же врывается мысль. Стоит ментальному шуму возобновиться, как спокойствие улетучивается. И ты снова оказываешься во власти времени. Некоторые мастера Дзэн проверяли степень присутствия своих учеников в происходящем, подкрадываясь к ним сзади и внезапно нанося удар палкой. Удар весьма впечатляющий! Если ученик был чуток и бдителен и находился в состоянии полного присутствия, то он мог вовремя заметить подкрадывающегося сзади учителя и либо встретить удар блоком, либо увернуться от него. Если же удар достигал цели, это означало, что ученик был погружен в свои размышления, иначе говоря, находился в состоянии отсутствия и неосознанности.

Влияние телепередач
Многие считают просмотр телепередач "расслабляющим". Понаблюдай за собой внимательно, и заметишь, что чем дольше экран остается центром твоего внимания, тем слабее твоя собственная мыслительная активность, и если ты долго смотришь ток-шоу, игровые шоу, сериалы и даже рекламу, твой собственный ум не рождает почти никаких мыслей. Ты не то, чтобы забываешь о своих проблемах, но в какой- то мере освобождаешься от самого себя - а что может быть более расслабляющим? Так создает ли просмотр телепередач внутреннее пространство? Ведет ли он к тому, чтобы ты становился присутствующим? К сожалению, нет. Хотя в течение долгого времени твой ум не рождает никаких мыслей, он, тем не менее, остается вовлеченным в мыслительную активность телевизионного шоу. Он сплетается с телевизионной версией коллективного ума и думает его мысли. Твой ум не активен только в том смысле, что не производит собственных мыслей.

Некоторые мысли

Ничто не существует вне "Момента Сейчас"
Ощущал ли, делал ли, думал ли кто-нибудь что-то вне момента Сейчас? Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас? Ничто не произошло в прошлом - все происходило в момент Сейчас. Ничто не произойдет в будущем - все произойдет в момент Сейчас.
Все, что мы думаем о прошлом, - это лишь след в памяти, хранимый в сознании, след минувшего момента Сейчас. Воспоминание прошлого - это реактивация следа в своей памяти. Будущее - это воображаемый "Момент Сейчас", проекция разума. Когда будущее наступает, то оно наступает как "Момент Сейчас". Размышления о будущем происходит в настоящий момент. Прошлое и будущее не имеют своей собственной реальности, они только отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность заимствована у "Момента Сейчас". Эту суть нельзя постигнуть рассудком. В момент ее постижения в сознании происходит сдвиг от разума к Сущему, от времени к присутствию. Внезапно все начинает ощущаться живым, все излучает энергию, источает Жизнь. Иногда в чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях сдвиг сознания из времени в присутствие происходит естественным образом. Личностные качества, имеющие прошлое и будущее, моментально отступают и заменяются состоянием интенсивного осознанного присутствия, безмерного спокойствия и высочайшей бдительности в одно и то же время. Причина, почему некоторые люди любят опасные увлечения, такие как альпинизм, автогонки и тому подобное, хотя сами они могут того и не знать, состоит в том, что все это толкает их именно в "Момент Сейчас", в то насыщенное живое состояние, которое свободно от времени, свободно от проблем, свободно от мыслей, свободно от груза личных характеристик. К сожалению, для того, чтобы пребывать в этом состоянии, они попадают в зависимость от конкретного рода деятельности, но совсем не обязательно карабкаться по горам, в это состояние можно войти прямо сейчас.
С древних времен духовные мастера всех традиций указывали на "Момент Сейчас" как на ключ к духовному восприятию. Иисусом Христом сказано: "Не тревожьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своего беспокойства". Или "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". Или "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них".
Суть учения Дзен заключается в том, чтобы ступать по лезвию бритвы "Момента Сейчас", быть в настолько полном и совершенном присутствии, что никакие проблемы, страдания, ничто из того, что не является по своей сути нами, не имело бы возможности сохраниться. Страданию необходимо время; оно не может жить в "Моменте Сейчас". Дзен учит: "Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим". Или "То, что случается, случается вовремя." Великий мастер Дзен Риндзай для того, чтобы отвлечь внимание своих учеников от времени, часто поднимал палец и медленно задавал вопрос: "Что отсутствует в этот момент?" Это очень сильный вопрос, не требующий ответа на уровне разума, и задается специально для того, чтобы глубже увести внимание в момент Сейчас.

Безмыслие - основа Просветления
Существует много религий и духовных учений, но Истина одна. И все религии и учения, так или иначе, говорят только об одном. Подлинная духовность заключается в способности осознать то, что находится внутри нас. Но осознать это нам мешает, как это ни странно, наш ум, потому что он цепляется ко времени и слагает внутри нас бесконечный поток мыслей. И именно это отвлекает нас от возможности погрузиться вглубь себя, туда, где и есть Истина, и почувствовать ее. По этой причине, чтобы достигнуть подлинной духовности, нужно научиться владеть своим умом, не уходя в дебри, в которые он нас уводит, судорожно метаясь между прошлым и будущим, а быть "здесь и сейчас".
Слово "Просветление" рождает в воображении представление о достижении некого состояния сверхчеловека, потому что эго предпочитает превозносить именно в таких образах. Однако Просветление - это всего лишь наше естественное состояние ощущения единства с нашим "Я", что находится внутри нас. Это состояние соединения с чем-то безмерным и неразрушимым, с чем-то, чем, по сути, каждый из нас и является. Просветление раскрывает нам нашу истинную природу, пребывающую за пределами мыслей и чувств. Неспособность чувствовать это соединение питает иллюзию разделенности как с самим собой, так и с окружающей реальностью, что и порождает страхи и другие страдания.
Но Просветление - это не только окончание страдания из-за конфликта с реальностью, но это также и окончание чудовищной, рабской зависимости от обязательного думания. Отождествление со своим умом создает непроницаемый заслон из различных принципов, ярлыков, образов, стереотипов, которые блокируют настоящие отношения между нами и окружающей реальностью. Они вклиниваются между нами и нашим "Я", между нами и окружающими людьми, между нами и Богом и создают иллюзию, будто существует "Я" и существуют "другие", отделенные от нашего "Я", то есть забывается ключевой факт о том, что вся реальность едина.
Ум при правильном его использовании является прекрасным инструментом, но при неправильном же его применении он становится чрезвычайно разрушительным и вместо того, чтобы быть инструментом, сам овладевает человеком. Как только начинаешь наблюдать за умом и его деятельностью, то приходишь к пониманию того, что за пределами мышления существует безграничная реальность, что абсолютно все, что действительно имеет значение - красота, любовь, творчество, радость, внутренний покой - возникает за пределами ума. И тогда начинается Пробуждение.
Регулярные медитации очень хорошо способствуют проникновению в состояние "без-мыслей", как его называют на Востоке. И чем глубже входишь в это состояние, тем более острее и радостнее чувствуешь свое присутствие в реальности. По сравнению с ним все мысли, эмоции, ощущения тела вместе со всем окружающим миром становятся относительно малозначащими. Это состояние уносит далеко за пределы того, что раньше считал "самим собой". Это присутствие, по сути, и есть ты, и в то же время оно невообразимо более, чем был ты.

вернуться в раздел "Современность"