Иша-упанишадЭто одна из основных упанишад по своей известности и своему значению. В этом очень коротком тексте сосредоточено обращение ко Всевышнему Ишваре в виде молитвенных мантр с описанием Его абсолютных качеств. Иша-упанишада является последней главой Шукла Яджурведы, но, тем не менее, считается одной из самых ранних упанишад.
ом пурнам адах пурнам идам Ом. Существующая полнота (совершенство, законченность), то есть полнота этого мира, была создана полнотой из полноты. И когда из полноты была выделена полнота, тогда та же полнота и осталась. 1. ищавасйам идам сарвам Господом управляется это все, что бы ни было, все рожденное в воплощенном мире. Им выделенную для тебя долю прими и откажись от собственности другого. 2. курванн эвеха кармани Придерживаясь такого поведения, душа способна прожить сто лет. Для нее не существует другого варианта, когда деятельность бы не связывала человека. 3. асурйа нама те лока Известно, что миры, предназначенные для асуров, покрыты темнотой слепоты. Туда, став умершей душой, попадают те воплощенные, кто притеснял Атман. 4. анеджад экам манасо джавийо Единый и неподвижный Он быстрее мысли передвигается впереди всех, и даже Боги не достигают Его. Он превосходит других подвижных, будучи неподвижным, и через Него управляющие стихиями повелевают. 5. тад эджати тан наиджати Он движется, и Он не движется. Он находится далеко, и Он находится близко. Он внутри этого всего, и Он также всего этого вовне. 6. йас ту сарвани бхутани Кто всех живых существ как Атман только воспринимает, и Атман как все живые существа, тот не станет относиться с ненавистью. 7. йасмин сарвани бхутани У того, кто знает, что все живое существует только как Атман, какие иллюзии и какие тревоги могут быть, если он только так воспринимает? 8. са парйагач чхукрам акайам авранам Он Вездесуще Всесильный, Бестелесный, Безупречный, Не имеющий вен, Чистый, Безгрешный, Всеведущий знаток, Величайший, Самодостаточный, как нужно установивший положения и знания во все времена. 9. андхам тамах правищанти В слепую темноту уходят те, кто почитает неведение. Но погруженными в еще большую темноту подобны те, кто неправильно используют знание. 10. анйад эвахур видйайа Конечно же, знание считается чем-то одним, а неведение считается чем-то другим. Так было услышано от мудрых, которые разъяснили это. 11. видйам ча авидйам ча йас Кто и знание, и неведение постиг одновременно, тот, переступив через смерть неведения, достигнет бессмертие знания. 12. андхам тамах правищанти В слепую темноту уходят те, кто почитает несуществующее. Но погруженными в еще большую темноту подобны те, кто неправильно использует существующее. 13. анйад эва ахух самбхавад Конечно же, существующее считается чем-то одним, а несуществующее считается чем-то другим. Так было услышано от мудрых, которые разъяснили это. 14. самбхутим ча винащам ча Кто и существование, и уничтожение постиг одновременно, тот, переступив через смерть уничтожения, достигнет бессмертие существования. 15. хиранмайена патрена Золотистым ослепительным сиянием скрыто лицо Истины. Этот покров, о Пушан, удали для почитающего Истину, чтобы лицезреть ее. 16. пушанн экарше йама сурйа О Пушан, Наимудрейший, Яма, Сурья, Праджапати, распространи лучи, направь сияние так, чтобы Твою самую благодатную форму я мог бы видеть, и чтобы этим светом Пуруши мог быть я сам. 17. вайур анилам амрытам Пусть жизненный воздух (прана) станет бессмертным дыханием, когда это тело станет пеплом. Ом. Разум, помни, помни деяния, разум, помни, помни деяния! 18. агне найа супатха райе асман О Агни, веди праведным путем к благополучию, о Вселенский Бог, знающий все пути. Удали в нас любые препятствия и пороки. Бесчисленные Тебе слова почтения выражаем. |