Богиня Мать и Индия

Содержание   [показать]

Деви, Божественное Женское Начало, в Индии известна как Богиня-Мать. Это высшее Божество, мариады (социальные ограничения) - Ее святыни, и нескончаемы Ее блага. Вековые традиции Ее почитания сплели вокруг Нее бесчисленные истории. В ярости ли Она или сердится, Она всегда такая же защищающая, заботливая, любящая Мать с добросердечным выражением лица и благословляющей рукой.

Богиня-Мать в Индии почитается, как почитается любая мать. У любого новорожденного, животное ли это или человек, первым импульсом, как правило, является импульс почтения матери. Возможно, любой человек, в раннем возрасте впервые задумывающийся об идее невидимой Божественности, видит при этом лицо своей матери, которая вынашивала его, защищает и заботиться о нем, и обнаруживает в ней определенную "Божественность". Таким образом, Богиня Деви, в сознании людей каким-то образом трансформировалась как мать и в течение многих тысячелетий является для них Богиней-Матерью.

Итак, импульс сопоставить Божественность с матерью, возможно, был первым духовным опытом человека. В определенный момент времени для более эффективного исполнения обрядов поклонения, в которых он нуждался, это восприятие ума трансформировалось в материальное средство. Люди преобразовали образ Богини, возведя Ее до Матери-Земли, которая благословляет множеством материальных ресурсов. У Богини было множество имен, так как поклонялись Ей самые разные племена. Терракотовые фигурки Богини-Матери, найденные при раскопках в различных местах Индии и Пакистана и относящиеся ко времени от III тысячелетия и до 100 года до н.э. (поселения Хараппской цивилизации - центры Хараппа и Монхенджо-Даро), наглядно демонстрируют развитый культ поклонения Богине-Матери. Эти фигурки определяют свое родство с землей тем, что сделаны из глины, так что можно сказать, что они представляют Мать-Богиню как Мать-Землю.

В иконографии можно найти множество характерных изображений - большие груди, наполненные молоком, красиво уложенные волосы и большое количество браслетов на запястьях, - указывающих на Мать Богиню, которая вынашивает, кормит, берет все бедствия на себя и укрывает рожденного защищающим зонтом. В символах красивых браслетов проявляется и определенная эстетика, ведь традиционный статус замужней женщины - помимо матери быть и супругой. Богиня таким образом символически представляет не только абсолютное материнство, но и абсолютную женственность. Она является причиной жизни и поддерживает ее, Она - вдохновение и стремление в жизни.


Богиня Мать в Священных Писаниях Индии

Ригведа, признавая идею Божественного Женского Начала, с одной стороны, описывает ее как Богиню-мать. Ригведа называет Женскую силу "Махимата" (R.V.1.164.33) - термин, который буквально означает "Мать-Земля". В некоторых местах можно найти такие упоминания, как: Вирадж - универсальная Мать, Адити - мать Богов, Амбхрини - рожденная первобытным океаном. С другой стороны, Ригведа занимает более мистическую точку зрения, когда упоминает о Божественном Женском Начале как о Вак или Вани, что проявляет Космос и все существующее. В Ведическом мистицизме Космос и все вещи. Материя существуют изначально, но она не проявлена, а Вак (или Вани) заставляет ее проявиться. Божественное Женское Начало упоминается также как Ушас, светящийся свет раннего утра. То, что темнота ночи делает непроявленным, Ушас заставляет проявляться. "Все вещи существуют, но становятся проявленными в Ней, что есть Божественное Женское Начало".


Богиня-Мать


Богиня-Мать

Упанишады определяют Божественное Женское Начало как Пракрити, проявленная природа, которая есть материнский аспект Создания. Упанишады говорят, что Она - всепроникающая космическая энергия, свойственная всем существующим вещам.

Махабхарата, идя в ногу с ведическим мистицизмом, относится к Ней как к источнику всех вещей, духовных и материальных. В эпической поэме сказано, что все вещи, материальные и абстрактные, проявленные и непроявленные, есть лишь проявления Божественного Женского Начала. Согласно Махабхарате, Богиня-мать людей есть основа, корень и причина всего. Она - вечный поддерживатель Дхармы, истины и счастья и даритель спасения и процветания, но также печалей, горя и боли. Она устраняет препятствия и волнения и освобождает путь Своего последователя от любого ущерба.

В религиозном трактате IV-V вв. Хариванша Пуране хранится упоминание о Ней как о Богине джунглей и племен холмов, то есть Она была Богиней-Матерью, и Ее связь с древними людьми была эмоциональной и относительно сильной. До этого времени на территории Индостана существовал культ поклонения какой либо Божественной Личности, представляющей Божественное Мужское Начало, и Махимате, Матери-земле или же Богине-Матери, представляющей Божественное Женское Начало. Но примерно в V веке н.э., во времена зарождения эпохи пуранической литературы, тема Деви наполняет все содержание священных текстов, так как в каждом тексте Пуран появляется тот или иной Ее аспект. К Ней взывают как к Высшей Силе, управляющей Космосом и правящей над всеми Богами, к Ней также взывают как к инкарнированной Личности. Пураническая Богиня-Мать - это, в большинстве своем, очеловеченное существо. Пураны наделили Ее многими действующими атрибутами, бесчисленным количесвтом личностных качеств в различных проявлениях.

"Йа, Деви Сарвабхутешу Шактирупен Самстхита, Намастасье Мамастасье Мамастасье намо намах",
что значит:
"О Богиня, которая во всем космосе является формой энергии, все наши приветствия Тебе, вновь и вновь мы приветствуем Тебя"
Маркандейя Пурана

Из всех текстов Маркандейя Пурана считается наиболее подробным документом о культе Деви. Это целая книга, известная как "Деви Махатмья", о концепции Деви и поклонении Ей. Здесь Она именуется Дургой. Продолжая прежнюю традицию проявления Деви как Матери-Богини или Матери-Земли, эта Пурана переходит от икононического проявления пассивной Богини-Матери к Ее активному олицетворенному образу, который наполнен историями о Ее происхождении и о Ее подвигах.

"Она сотворяет все в этой Вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного освобождения. Она – высшее знание".

В Маркандейи Пуране часть "Деви Махатмья" рассказывается мудрецом Маркандейей королю Сутархе и торговцу Самадхе (где первый потерял свое королевство, второй - дело), которые подходят к мудрецу, чтобы узнать от него, как вновь обрести свой прежний статус. После того, как мудрец рассказал о значении Божественной Матери и Ее уникальной Силе, он рекомендует им приготовить земной образ Божественной Матери и поклоняться Ей, что, опять же, косвенно отсылает к образу Матери-Земли.


Богиня Мать в метафизическом восприятии


Богиня Деви


Богиня Деви

Следует заметить, что наряду с традиционным упоминанием Богини-Матери через материальное Свое проявление, почти во всей священной литературе прослеживается единогласие и в метафизическом определении Ее образа. В Ее метафизическом восприятии, происходит ли это в легендах, сказаниях или ритуалах, в классике или народных традициях, в рисунках, песнях или стихах, Она - Ади Шакти, Изначальная Божественная космическая энергия, трансцендентный источник и поддержка всех существ и всех созданных вещей, которая содержит в себе всю силу, могущество, знание, динамизм и другие способности. Как Ади Шакти Она - Пракрити, которая управляет всеми вещами, проявленными или нет, материально выраженными или абстрактными. Она - Дхатри, держатель всех вещей, статичных и подвижных, и потому также неизменная и окончательная. Она - проявленная природа, и поэтому присутствует материально, и в то же время Она - абсолютное Сознание, мыслящий Ум, универсальный Интеллект и Контролирующая чувства. Таким образом, Она - сон, жажда, голод, а также свет, тень и темнота. Скромность, удовлетворенность, сострадание, милосердие, красота, вера, терпение, покой, действие, движение, а также возмездие, или даже неистовство - все это Ее аспекты. И, превыше всего, Она - Всемирная Мать.

Издревне на территории Индии окружающий мир (реальность) воспринимается как сочетание Пракрити и Пуруша, Вещество (сущность, значение) и Дух, Мужское и Женское, Шиву и Шакти. Пракрити или Вещество (Женское Начало) - это проявленный аспект Сотворения, а Пуруша или Дух - непроявленный аспект. Шакти, или Ади Шакти - это инкарнировавшаяся энергия, оживляющая и активизирующая Дух. Ади Шакти - это Мать, это Супруга Отца. Ее нередко называют просто Амба, Амма или Ма, что на разных языках означает Мать. Символично Шакти - это присущая всем вещам энергия, будь они проявленными или непроявленными. Без Шакти Дух - мертвая масса, о чем красноречиво писал Ади Шанкарачарья.

1. Только если Шива пребывает в единстве с Тобой (с Шакти), может Он быть верховным владыкой; в противном случае Бог неспособен даже пошевелиться.
4. (О Богиня,) дарующая прибежище всем (преходящим) мирам! Сонмы других богов рассеивают страх и даруют благословения двумя руками. Воистину, одна лишь Ты не являешь (Своими руками) жесты, дарующие благословение и изгоняющие страх. Ибо Твои лотосоподобные стопы, сами по себе, искусны в том, чтобы избавлять от страха и наделять (благими) плодами сверх всякого желания.

Ади Шанкарачарья, "Саундарьялахари" ("Волна красоты")


Происхождение и символизм Богини

Если говорить о Ее происхождении, существует бесчетное количество мифов, среди которых два наиболее часто цитируются и имеют наибольшее отношение к культу Божественной Матери. Один из них рассказывает о том, что Она была создана из небесных сил Богов и наделена всеми их атрибутами для победы над злом и восстановления Ею праведности. Другой Ее воспринимает как предшествующую Троице Богов (Брахме, Шиве и Вишну), Она всегда существовала, но появлялась, только когда это было необходимо.


Богиня Деви


Богиня Деви

Как описывается в первом источнике, буйвол-демон Махишасура правил на Земле. Тираничный демон совершал над всеми существами ужасные зверства и делал их жизнь несчастной. Он даже вторгся на Небеса, место пребывания Индры и других Богов, и свергнул Их. Махишасура не мог быть побежден ни Богом мужского рода, ни зверем, ни человеком. Это качество он приобрел благодаря дару Брахмы, полученный им как заслуга за свои аскетические подвиги. Тогда Боги решили найти Божественную Воительницу для того, чтобы Она устранила демона. Не найдя, Они создали Ее уникальной из Самих Себя и Своих сил. Голова Ее была создана силами Шивы, волосы - силами Ямы, а руки, грудь, талия, ноги, ногти на пальцах ног, ногти на пальцах рук, нос, зубы, глаза, брови и уши - силами Вишну, Луны, Индры, Брахмы, Солнца, Васу, Куберы, Праджапати, Агни, Сумерек и Вайу, соответственно. Ее сверкающие украшения и драгоценности были подарком Океана, а Ее ожерелье с небесными драгоценными камнями - от великого змея Шеши. Была создана Деви с тремя глазами и восемнадцатью руками, которые держали различные виды небесного оружия, орудия войны и разрушения - трезубец Шивы, диск Вишну, раковину Варуны, лук Вайу, копье Агни, железный прут Ямы, колчан Сурьи, удар молнии Индры, булаву Куберы, четки и кувшин для воды Брахмы, меч и щит Калы, военный топор Вишвакармы и другие. Химвана подарил Ей льва для езды. Восторженные Боги ликовали и в благодарности упали ниц перед Махадеви, как Они назвали Ее. Мудрец Нарада затем рассказал Ей о мучительном положении Богов, и Она уничтожила Махишасуру в одно мгновение.

Здесь Махишасура - это не зверь в человеке, а, скорее, человеческое, принявшее вид животного - это и есть воплощение зла. Другими словами, предполагается полное падение человека, что ни один из Богов, обладающий только тем или иным атрибутом, воплощающий только ту или иную добродетель, не может изменить. Только Деви, Высшая добродетель, может исправить это.

Настолька же значительна и другая версия Ее происхождения. Впервые о нем упоминается в тексте "Деви Бхагават" ("Девибхагавата Пурана"), в одном из самых значительных шактистских Пуран. После Великого Потопа Вишну появился как ребенок, плывущий на большом листе. Он спросил Себя, кем Он был, кто создал Его и почему Он был там. Вдруг послышался небесный голос, который произнес: "Все, что это есть, это есть Я. Я - единственный вечен." В удивлении Он посмотрел вокруг и увидел небесную Женщину с четырьмя руками, которая возникла перед Ним. У Нее были диск, дубина и лотос, Она была одета в божественные одежды и носила драгоценные украшения. Ей прислуживала двадцать одна энергия, из которых наиболее важные: Рати - Богиня любви, Бхути - Богиня богатства и процветания, Буддхи - Богиня мудрости, Кирти - Богиня правдоподобности, Смрити - память, Нидра - сон, Дайа - сострадание, Гати - движение, Тусти - удовлетворенность, Пушти - рост и утверждение, Кшама - сдержанность, Ладжа - грация и Тандра - летаргия. Вишну понял, что Она была Ади Шакти Махадеви и поклонился Ей с почтением.

Здесь Деви предшествует Троице Богов. Она не только уничтожает зло и способствует добродетели, Ее энергии говорят о разнообразных аспектах универсальной роли.

Маркандейя Пурана и почти все остальные Пураны видят основную роль универсальной Богини Матери в Своей проявленной форме в трех направлениях. Как воительница Она - Махакали, разрушительница, искореняющая зло и совершающих зло и восстанавливающая доброту и праведность. Как оказывающая поддержку Она - Махалакшми, которая дарует благодать, преуспевание, богатство и материальное благополучие. Как высшая мудрость и интеллект, Она - Махасарасвати, которая питает все творческие способности, виды искусства, музыку, танец и творчество.

Воительница и победительница демонов Махакали также воспринимается как Дурга, которая для того, чтобы достичь цели, принимает Свои другие формы и создает подчиненные силы Махавидьи и Матрики. Цвет кожи Дурги, в отличие от черной кожи Махакали, золотой, лицо доброе, отражающее женскую мягкость.

Пураны не проповедовали социальное отречение, наоборот, указывали, что в семейной жизни присутствуют средства к Духовному Освобождению. В текстах описываются Боги не как затворники, а как Божественные супружеские пары. Высшее Существо проявлено как Божественная Троица: Брахма, Вишну и Шива, и у Каждого присутствует проявленная форма Богини: Дурга, или Сати, или Парвати, или Гаури, или Кали с Шивой, Лакшми, или Шри с Вишну, и Сарасвати, или Шарада, или Вагишвари, или Брахми с Брахмой.


Матрики и Махавидьи

Такие Пураны, как Сканда-Пурана, Деви-Пурана, Брахмаваиварта-Пурана, Девибхагавата-Пурана, Линга-Пурана, представили и другие формы Шакти как спутниц Богов. Наиболее широко признанное количество таких проявлений Шакти - семь (Саптаматрика, или "семь Матерей"), хотя в некоторых Пуранах их восемь или более. Почитание Саптаматрик больше распространено в Южной Индии, а Аштаматрик ("восемь Матерей") в Северной Индии и Непале. Это супруга Брахмы - Брахмани. Супруга Шивы - Махешвари. Супруга сына Шивы Картикейи - Каумари. Супруга Вишну - Вайшнави, а в Его инкарнации как Вараха - Варахи. Супруга Индры - Индрани, а Ямы - Чамунда.


Матрики в храме Ниливанешвара
в Тераппайнжили, Тамилнад

В отношении Саптаматрик существует такая история. Демону Андхакасуре, внуку Хираньякашипу, была дарована от Брахмы способность трансформировать каждую каплю своей крови, которая упадет на землю, в другого Андхакасуру. Таким образом, демон мог умножать себя на поле битвы, тем самым становясь неуничтожимым. Однажды он попытался похитить супругу Шивы Парвати. Шива пустил в него стрелу, кровь хлынула из его тела, но только для того, чтобы появились еще копии демона. В то время, как Шива пронзал своим трезубцем насквозь тело Андхакасуры, Вишну чакрой разрушал демонов, появляющихся из капель крови. Чтобы прекратить падение капель крови на землю, Боги создали своих Шакти. Эти Шакти слизывали каждую каплю крови демона перед тем, как она падала на землю. Есть еще одна версия этой истории, в которой демона зовут Рактабиджа, а вместо Шивы с ним сражалась Дурга. Дурга создала Саптаматрик Своей собственной силой, чтобы Те помогли ей уничтожить демона.


Дашамахавидья: Кали, Тара, Трипурасундари,
Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави,
Дхумавати, Багаламукхи, Матанги, Камала


Дашамахавидья: Кали, Тара, Трипурасундари,
Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави,
Дхумавати, Багаламукхи, Матанги, Камала

Еще одно значительное проявление Деви в традиции воспринималось как Махавидьи, например, группа из десяти женских Божеств Дашамахавидья. Это Кали, Тара, Трипурасундари, Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Багаламукхи, Матанги, Камала. Они упоминаются в поздней Шактисткой редакции общеизвестной истории о жертвоприношении Дакши, отца Сати, который не пустил Шиву на это мероприятие. Разгневанная тем, что Шива не пускает Ее во дворец отца выяснить отношения, Сати приняла Свой самый устрашающий облик. Чтобы лишить Супруга возможности ускользнуть от разговора, Она окружила Его десятью своими Энергиями Дашамахавидья, и Шиве пришлось уступить. Об этих Божествах Дашамахавидья упоминается в текстах "Тантрасара", "Шакта-прамода", "Шактисангама-тантра", "Бхагавата-пурана", "Брихад-дхарма-пурана".


Создание Вселенной

Сила вибраций спящего Садашивы двигалась в Космосе по кругу по часовой стрелке.

Энергия желания (Ичча Шакти), которая была расположена внутри Садашивы, очень устала от этого вращения (Парикрама) Садашивы и выразила желание стать независимой от Садашивы. Садашива согласился с Ее просьбой при условии, что Она должна оставаться на своей орбите (Парикрама) и не возвращаться к Садашиве, пока Он того не пожелает. Ичча Шакти согласилась, и Садашива отпустил Ее на Ее собственную орбиту, которая тоже вращалась по часовой стрелке.

Через миллионы лет Ичча Шакти устала от своего одиночества и захотела соединиться с Садашивой, проигнорировав Его условие, что Она может вернуться к нему, когда Он захочет Ее возвращения, а не по Ее свободной воле.

Как только Ичча Шакти стала подходить ближе к Садашиве, Он протянул Свою руку, чтобы остановить Ее, и это нарушило орбиту (Парикрама), которая имела форму браслета.

Орбита тогда разделилась на три части со звуком и затем соединилась в форме АУМ (Ом).

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Евангелие от Иоанна, 1:1-3

Так был создан первый звук "Ом", "Аминь".

Эти три разделившиеся части есть три энергии: Махакали, Махасарасвати и Махалакшми. Затем Ади Шакти решила создать человеческое существо. Она вращалась, вращалась со всеми энергиями, которые утолщались. Все это разлетелось на куски при "большом взрыве", и кусок, который имел энергию Махалакшми, сейчас известный как Земля, отошел отдельно и двигался по инерции, оставаясь во вращательном движении. Другие куски, как Солнце и Луна, отошли с энергиями Махасарасвати и Махакали.

Отрывок из книги Бабы Мамы "Мои воспоминания"

Перейти на начало страницы




Проект сайтов Омкара, 2006-2021