Богини Иудеи и ИзраиляСемитским племенам, которые расселялись между рекой Евфратом и Средиземным морем, была хорошо известна Богиня Мать как Богиня Иштар. Эту Богиню семиты и греки называли Астартой, а также Атаргатис (от греческого "Деркето"). Как Богиня плодородия и благополучия, как супруга верховного Бога Балу (или Хаддада) Атаргатис почиталась так же и в Сирии. Атаргатис изображается восседающей на львах, держащей в одной руке царский скипетр, а в другой – веретено. На голове у Нее корона в виде башни, окруженная солнечными лучами. Богиня опоясана великолепным поясом, приносящим счастье, блеском своим освещающим землю. Священный символ Астарты - это золотой голубь на голове. Еще один символ Богини – рыба. С.Рейнак отмечал, что эти два древнейших символа впоследствии стали символами Иисуса Христа. В библейском Ветхом Завете Женское Начало Бога сопоставляется со Святым Духом. Под именем Хокма - София в греческом переводе, то есть мудрость или Премудрость - Вечное Женское Начало занимает главное место, в частности, в Книге Премудрости Соломона и в Книге Притчей Соломоновых. Она – одна, но может все, Она возвышает свое благородство тем, Она - Та, которая есть "Художница и радостия творения": Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его. И радость моя была с сынами человеческими. Именно Мудрость вдохновляет Моисея и творит для него чудеса: Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его; вошла в душу служителя Господня, и противостала страшным царям чудесами и знамениями. Однако, новые тенденции железного века, а также патриархальное влияние ассирийской и вавилонской империй дают о себе знать, и в общественном религиозном сознании евреев выявляется пристрастный Бог, который встает на сторону какого-либо рода или племени против другого, теряя, таким образом, свою непричастность. Начиная с XIV века до н.э. еврейский народ видит в Яхве своего племенного Бога. Конечно, после Моисея и его Писания уже никакой идол не создается в честь племенного Бога, но внимание людей уже больше не обращено ни на почитание природы, ни на поиск нежного сострадания и мира Богини. Поля и нивы, свидетельства питающей и животворящей силы Земли, становятся полями сражений. Поиск Вечного и Единого остался уделом лишь исключительных личностей, таких как Давид и Соломон. Яхве превращается в родового бога, которого используют, чтобы узаконить войну и завоевания. "Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоняйте от себя всех жителей земли, и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите, и все высоты их разорите. И возьмите во владение землю, и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение". | |||
|
Но как евреи осуществят это завоевание Ханаана, не нарушив основ Закона - десять заповедей?! Не убий... не кради... не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего. (Исход, 20:13,15,17). Это противоречие в Слове Божьем происходит из-за смены мировоззрения, оправдывающее акты насилия и разрушения. Яхве представляет собой грубую силу без моральных и духовных устоев, что приводит К.Г.Юнга к следующему заключению: "Отсутствие человеческой морали в Яхве является беспокоящей чертой характера, которую нельзя не принимать во внимание... Это образ некоего демона-предводителя примитивной войны, колоссальных размеров - концепции, которую можно ожидать лишь от общества варваров". Составление книг Ветхого Завета черпало вдохновение в ассирийских и вавилонских мифах. Влияние вавилонского широкораспространенного эпического повествования "Энума элиш" в XII-XI вв. до н.э., содержащее убийство Богини Тиа-мат Богом Мардуком, вызвало переворот в сознании евреев и глубоко трансформировало духовную судьбу их цивилизации. Появился новый порядок, который больше не основывался на Всеобщей Богине, создавшей внутренние гармоничные связи всех элементов Творения. Новый порядок представлял собой разрыв между человеком и созиданием и олицетворял власть и подавление. Человек не был больше частью гармоничного целого. Он был на земле, чтобы доминировать над всеми элементами. Отношения человека и природы были теперь антагонистичными, и это очень четко объясняется в книге Бытия: "И благословил их (мужчину и женщину) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле." По старой традиции Землю, над которой человек должен, согласно фрагментам Книги Бытие владычествовать, называли Богиней Матерью-Землей, форма которой становится при ассирийско-вавилонском влиянии прообразом Богини Тиа-мат, убитой Мардуком. Уважение к Матери-Земле, таким образом, исчезает. Змея, энергия Богини, превращается в силу зла. Бог изгоняет из Рая человека, в котором находится Древо Жизни. Вот так создается миф о падении Адама, который сильно повлиял на иудейско-христианскую религиозную традицию. Более того, развитый Августином, он стал религиозной концепцией первородного греха. Настенные изображения грехопадения тысячами насчитываются в западном искусстве, например, картина Вазари "Непорочное Зачатие", выставленная во дворце Джиуджини де Люкка в Тоскании, показывает змею с женским лицом, обвивающуюся вокруг Древа Жизни и развращающую человеческий род. Таким образом, символика Богини и ее освободительной силы кардинально искажается. Помимо этого, Ветхий Завет постепенно пропитывается мракобесием патриархального общества, которое не принимает во внимание Вечное Женское Начало и ухудшает положение женщины. Согласно некоторым фрагментам Бог не создает больше мужчину и женщину по Своему образу, как это было написано ранее: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." Теперь Бог создает сначала Адама, затем животных, затем, наконец, Еву из ребра Адама: "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа." Этот фрагмент противоречит предыдущему, что указывает на нововведение в Писании, продиктованное крайне патриархальным видением реальности. Согласно другому фрагменту этого Писания Еву обольстил змей, а Бог сказал ей: "...умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3:16). В таком представлении женщина теряет всякий статус и всякое достоинство. Все ее пожелания полностью зависят от воли мужчины: "Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть" (Числа, 30:14). Во многих местах Пятикнижия возникает вопрос о расторжении брака с женщиной, но никогда не с мужчиной. Иисус Христос вносит ясность в такую ситуацию: когда апостолы спросят Его, может ли мужчина расторгнуть брак с женой, Он отвечает: "Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Евангелие от Матфея, 19:6). Таким образом, возникает женоненавистническая версия, которая принижает положение женщины, и, как следствие этого, отвергает и побеждает Богиню Мать соседних народов. Несмотря на учение Моисея, выражающее вездесущность Бога, священники и еврейские летописцы делают Яхве исключительно мужским божеством, закладывая тем самым важные вехи в коллективном сознании иудейско-христианской цивилизации - забвение Богини Матери, мракобесие, утрату природной гармонии с доминированием мужчины над окружающей средой. Но вопреки тем, кто настойчиво проводил в жизнь исключительную концепцию Бога Отца, кого называли иногда "иеговистами", евреи не отказались окончательно от культа Астарте. Ей продолжали поклоняться как в Иудее, так и в Израиле. Царь Соломон в X веке до н.э. сбавил фанатизм иеговистов, ввел терпимость и уважение ко всем религиозным практикам. Сам он был озаренной душой и чувствовал в своем сердце, как вибрирует оно, поклоняясь вечному Женскому Началу. Он ввел Богиню Ашерах (другое имя Астарты) в храмы Иерусалима. Но после его смерти фанатизм и нетерпимость к культу Богине Матери среди верховенства еврейского народа опять стремительно развивается. В книге Числа присутствует фрагмент, в котором Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ змеи с крестом. "И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив". Змей Моисея является символическим изображением Кундалини и высшей силы Богини. Он был естественным образом совмещен с культом Богини Ашерах. Хотя этот символ шел от самого Моисея, у фанатиков, которые противостояли культу Богини, он все-таки стал негативным символом. В Ветхом Завете написано, что царь Иудеи Езекия в VIII веке до н.э. разрушил священные изображения Богини (деревянные столбы "ашерим") и разбил медного змея, которого сделал Моисей. "Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей". В VII веке до н.э. царь Иосия запретил всякое поклонение Богине Астарте. Первосвященник Хелкия во время его правления уничтожил все, что касается Астарты, осквернил все святыни Богини, созданные Соломоном, царем Израилевым (4-я книга Царств, глава 23). Поклонение Матери рассматривалось в Библии как идолопоклонство, однако в народе еще долгое время считалось, что отказ от культа Богини навлечет несчастья и бедствия. В V веке до н.э. культ Богини Матери под именем Царицы Небесной появился в еврейских колониях Египта. На Островах Слоновой Кости к северу от Асуана был найден еврейский храм, посвященный Анат, где Ей поклонялись как супруге Яхве. | ||
|
В продолжение развития фанатизма и нетерпимости культ Астарте на еврейских территориях все же угас. Возможно, по этой причине уже через некоторое время еврейский народ опять подвергается насилию и массовому истреблению. Бесславное уничтожение ассирийской цивилизации не послужило уроком вавилонским завоевателям, которые своим поведением увековечили ассирийскую жестокость. Их король Навуходоносор в VI веке до н.э. стал руководствоваться ассирийской политикой и пустился в завоевательные войны. Он вновь покорил иудейское и израильское царства. Иерусалим был разорен и полностью сожжен, храм Соломона был разрушен, все население было угнано в Вавилон. И именно в Вавилоне евреи частично ассимилировали местную мифологию, которая оказала значительное влияние на Библию, в частности, на Тору. Когда культ Яхве окончательно установился, ортодоксальный иудаизм стал неуклонно следовать единственной патриархальной абстрактной схеме Бога, который милует или судит тех, кто не подчиняется Закону. Ортодоксальный иудаизм библейских времен развивал лишь образ Бога Отца. Эта исключительно мужская концепция универсальной Божественности привела к построению патриархальной модели общества, при которой религия делает упор на моральных и интеллектуальных аспектах, пренебрегая коллективной и эмоциональной стороной. Это объясняет, почему в иудаизме изучение и соблюдение Закона (Торы) превалирует над поклонением. Но в противовес этой узкой схемы царей и первосвященников, которые всячески насаждали свое видение народу, еврейские мистики развивали иное представление "Божественного присутствия". Перед лицом такого уничижения Божественного они развили женский аспект Яхве в поклонении Шехине, занявшей важнейшее место в древнееврейском мистицизме. Впервые об этом упоминается в Библии на арамейском в "Таргум Онкелос", относящейся к началу христианской эры, но источник его, конечно, более древний. "Таргум Онкелос" развивает библейский сюжет, рассматривая Шехину как проявление присутствия Бога. Теперь это не Яхве, но Бог Отец, который посылает Шехину в качестве собственного присутствия. Например, стих "Я буду среди Детей израилевых" становится "Я пошлю от Себя Ту, кто будет среди Детей израилевых". Такая интерпретация могла исходить из устной традиции, переданной Моисеем. Еврейская мистика развивает такое понимание Шехины, в частности, в Каббале и дает многочисленные описания, которые приближают ее по всем пунктам к Вечному Женскому Началу. Шехина - вечная Дева, истинная женская Божественность. Она превыше всяких атрибутов, даже таких, как мудрость и доброта. Иудаизм говориг о "крыльях Шехины", которым поклоняются, и о "стопах Шехины", которые изгоняют зло и негативные силы. Шехина - Личность, наделенная волей, присущей Ей изначально, Она может противостоять воле Отца и влиять на Него. Как София (мудрость), Она - первозданная сила от начала творения: "Когда от Бога изошла мысль создать Мир, Он создал прежде всего Святой Дух, который зовется Славой нашего Господа. Это лучезарный великий Свет, который ниспадает на всякое создание (...) И мудрые называют этот великий Свет Шехиной." Самый важный мистический аспект Шехины - это сила Ее искупления, которая приводит к Освобождению. "Именно Шехина тайно появляется перед посвященными в высоком видении". "Мир Меркаба (то есть небесный мир) - Рай, высочайшее место обитания Шехины, где Она предстает перед людьми". Как и Святой Дух в текстах гностиков, Шехина есть основной женский элемент "Иерос Гамос" или Иерогамии - священного Союза Бога Отца и Бога Матери. В "Зогар" ("Сияния") Шехина царствует в состоянии единения и зовется Матерью, а в состоянии отделения называется Супругой: "Когда Она пребывает в доме Царя (Отца), Ее называют Матерью, и оттуда Она питает своих детей, излучая на них свободный поток эманации. Теперь Она находится вне Его и зовется Женой Отца". Шемуэл бар Нахман, раввин, живший в III веке, писал, что по отношению к своим детям качеством Отца было сострадание, а качеством Матери - поддержка, сопереживание, и даже утешение. И он добавляет: "Бог сказал: Я буду делать как Отец и как Мать". Шехина представляет материнский аспект Божественного. Она также, подобно Софии из Библии и Великой Богине в индийских писаниях, - карающая сила Бога. С появлением Каббалы в средние века, когда Шехина заняла центральное место в религиозном еврейском сознании, этот аспект обрел очень большое значение. Действительно, Шехина вновь вернула все атрибуты Астарты, Богини Матери библейских времен. | ||
|
Филон Александрийский, великий еврейский мистик I века греческого происхождения, был одним из первых, кто отождествлял Софию с женским, материнским архетипом Божественности: "Господь, который создал нашу Вселенную, воистину есть Отец Творения, в то время как Мать есть Знание...". Несмотря на очень ясное описание вечной Матери, представленной как аллегория Мудрости, ни иудаизм, ни христианство не посвящают Ей культ, не проявляют особого поклонения. И только Микеланджело изобразил на фреске Сикстинской капеллы Мудрость рядом с Богом Отцом в акте Творения. Авраам, Моисей и ЗаратустраНаходясь перед лицом хаоса железного века, исключительные личности пытались в божественном вдохновении поднять уровень сознания семитских и арийских народов. Авраам и Моисей среди еврейских племен и Заратустра среди арийских уничтожали племенных богов, почитаемых как идолов, и давали видение Вечного Бесформенного под именем Яхве и Ахура Мазды. Бог есть высшее Существо, совершенное, единственная Причина всей Реальности. Бог един, так как не может быть нескольких патриархальных богов, противопоставляющих один народ другому. Бог один. Он есть Бог всех. Авраам в XX веке до н.э. и Моисей в XII веке до н.э. говорили о Божественном в Его абсолютной полной форме. Этимологически Яхве происходит от глагола "быть". В книге Исход Бог говорит Моисею: "Я есмь Сущий... так скажи сынам Илраилевым: Сущий послал меня к вам" (Исход, 3:14). Глагол "быть" означает также "дышать, дуть". Яхве происходит от слова "Hwy", что означает "ветер" в семитских языках. Бог вездесущ: "...от века и до века Ты - Бог" (Псалтирь, 89:3). "Я тот же, Я первый и Я последний" (Книга Пророка Исайи, 48:12). Бог универсален, и Он не ограничивается одной страной или расой, Он "Судия всей земли" (Бытие, 18:25). "Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Книга Пророка Даниила, 7:14). Такое универсальное видение предполагает подведение человека к поиску своей святости, цели ясно провозглашенной: "Итак будьте святы, потому что Я свят" (Левит, 11:45). В Ветхом Завете Бог имеет космическую концепцию. О присутствии Бога в человеке говорится редко. В эту эпоху уровень эволюции людей этой части планеты - региона Среднего Востока - не позволял Пророкам открыть путь "внутреннего поиска" и призывать людей к поиску их собственной Божественности. Если это было возможно в Азии - с учением Упанишад в Индии, с озарением Будды и мистикой Дао Лао-цзы, - то только потому, что человечество в этом регионе достигло более высокого уровня сознания, можно сказать, более "тонкого" уровня сознания. Для западного же мира это стало возможным лишь с появлением учения Христа. Прежде чем призывать людей заглянуть внутрь себя, Пророки должны были бороться против религиозных отклонений. Авраам и особенно Моисей должны были покончить со всеми формами идолопоклонства. Религиозные ритуалы вокруг идолов, в частности, культ Ваала, влекли человеческие жертвы, например, новорожденных. С нашествием патриархальных народов поклонение Богине потеряло свою чистоту. Ее культ сопровождался сценами коллективной истерии. Существовала сакральная проституция для женщин и кастрация для мужчин. Все эти вещи были разоблачены и запрещались Пророками. Нужно было во что бы то ни стало покончить с этими отклонениями, очень опасными для духовной эволюции. Поэтому Моисей запретил поклоняться идолам. Он поднял внимание к Всевышнему, Вечному, Высшему Богу - Яхве, который не является ни женским, ни мужским. Однако писцы и переводчики Ветхого Завета сделали мужским имя Бога, озвучивая это имя в форме Яхве. Действительно, на древнееврейском слово "Бог" невозможно произнести, так как оно составлено из четырех согласных YHVH, которые называются священной тетраграммой. Эта форма указывает, что Бог вне всяких названий и оценок. Он вне всякого рода. Виктор Гюго говорил о Боге: "Тот, кто еще не имеет имени". YHVH соединяет все проявления Бога, Троицу, в которой Бог Отец - лишь составляющее. Запись священной тетраграммы на древнееврейском представляет интересную аналогию с ОМ (АУМ) в священной индийской традиции. В обоих случаях Отец помещается на вершине, во главе, как свидетель над Творением Богини:
| ||
|
В словах Моисея или Авраама мы не найдем какого-либо выпада против Великой Богини вселенной. То, что ими разоблачалось, - это ритуалы и культы, которые окружали Ее. Однако после их земной миссии многочисленные лидеры еврейской общины станут фанатиками, выступающими против поклонения Богине; они изгонят поклоняющихся Ей. Да и как мог Моисей противостоять Богине, если именно он считал арийского Змея причиной его чудесных способностей, традиционным и очень древним символом силы Богини?! Нужно также отметить, что Бог открылся ему через неопалимую купину, которая символизирует Богиню Мать. Действительно, огненные рощи ассоциируются в Библии с Ашерах - Царицей Небес. Более того, символика очевидна: кто другой, кроме внутренней Матери, Кундалини, может дать откровения об Отце? Озарение (неопалимая купина) происходит благодаря Кундалини, которая позволяет реализовать Дух, то есть Вечного Отца. В VI веке до н.э. Заратуcтра ходил и проповедовал ариям, жившим на высоких плато Северного Ирана, о справедливости, об освобождении людей. Он бичевал войны и разоблачал одержимых людей, которые ни во что не ставили человеческие жизни и все живое на земле. Ахура Мазда есть Господь Бог, Бог Мудрости, Единый Бог и Всемогущий, который направляет людей на благие действия и слова. Ахура Мазда есть Бог Отец вечный и добрый, который дает законы, чтобы люди жили в мире и уважении к окружающему их миру. Чтобы поднять сознание арийских народов, Заратустра привнес в человеческое сознание понятия о порядке, справедливости, божественном приоритете. Он направил излишек их солнечной энергии (Ян, Раджа Гуна) через высший авторитет, который не допускает отклонений, но на справедливость отвечает справедливостью. | ||
Проект сайтов Омкара, 2006-2024 |