Мария, Мать Господа

Именно через Деву Марию
Господь сделался для нас доступным и видимым.

Св. Бернард Клервосский

О жизни Марии известно казалось бы много, но практически ничего. О непорочном зачатии Ее Божественного Сына, знают все, но мало, кто понимает, что это значит. Конечно же, простая женщина не могла родить будучи девственницей - Мария была Божественной Личностью, которая должна была сыграть свою роль в божественной Игре.

"Сын Человеческий, должен был совершить то, что предназначено." А Мать Мария должна была Ему помочь исполнить эту миссию. И только Богиня могла вынести истязания и казнь своего Сына, потому что хорошо осознала, в чем заключается победа Спасителя, который, будучи на кресте, так горячо любил людей, что молил Отца своего, чтобы Он простил их, "ибо не ведают они, что творят". Он простил всех - и это была Его победа над силами зла, так Он раскрыл Врата в Царство Божье.

Единственным учеником Иисуса, который не покидал его даже в момент распятия был Иоанн. Именно к нему обратился Иисус на кресте, показав на Марию: "Се, Матерь твоя!", а Марии: "Се, сын, твой!" Эти слова могут означать то, что Мария была Матерью всего Мироздания. Она была Девственница и зачала в своем сердце Господа Иисуса и родила Его точно так же, как она зачала и родила всех живых существ.

Господь Иисус всегда пытался угодить своей Матери, потому что знал, Кем является Она. Но почему Он не рассказал людям о Ней? Возможно Он знал, какая участь могла бы ожидать Ее, объяви Он всем о Ее истинной Сущности. Понял ли Иоанн истинное значение слов, сказанных Господом Иисусом, можно только догадываться. Иисус никогда не говорил о Богине-Матери, но Он рассказывал о Святом Духе. Святой Дух - это женский аспект Бога в христианстве. Иисус обещал приход Святого Духа на Землю как утешителя, то есть, фактически, Он говорил о приходе Богини-Матери на Землю.

Для всех апостолов главное чудо в их жизни произошло в день Пятидесятницы. В одном доме в Иерусалиме собрались апостолы, Мария Магдалена, там была и Мать Иисуса. В Новом Завете сказано, что в день Пятидесятницы "...явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деяния святых Апостолов, 2, 3). Многочисленные мозаики и фрески в церквях изображают колонны света, которые исходят из родничков апостолов, и соединяют их с Божественным, в данном случае, с Марией и Христом. Такое изображение есть в базилике Святого Марка в Венеции и в храме Хоры в Стамбуле. Теперь уже известно, что эти огненные языки символизируют пробуждение энергии Кундалини, то есть процесс самореализации. Кундалини очень редко пробуждается у людей спонтанно, и только Мать Мария могла пробудить внутреннюю энергию, в каждом из апостолов.


Сошествие Святого Духа


Сошествие Святого Духа

Все, кто постигал сущность Марии, понимал, что Она - Вселенская Мать. В христианстве тем, кто воистину постиг божественную Сущность Марии, можно назвать Св. Бернарда, смиренного монаха, жившего в аскетизме и бедности. Первым его шагом на духовном пути было познание истинного "Я" в противоположность поверхностному и искусственному, чтобы постичь глубинный смысл существования. Для него целью существования и духовной эволюции был союз души с Богом. Его созерцание Бога происходило благодаря почитанию Марии, которую он первый назвал Богоматерью.

Но поначалу, в течение первых восьми веков после земной жизни Христа и Марии, церковь, опираясь на такие одиозные личности, как Петр, Павел, император Константин, Августин и других "отцов", с неистовством боролась против всякой формы почитания Богини. Она с поспешностью будет разрушать все изображения Богини. Многочисленные рукописи, в частности рукописи епископа Грегуара из Турина (538-594 гг.), свидетельствуют о разрушении священных изображений. Большинство статуй Богини, обнаруженных в Галлии и Германии, разрушены: у них повреждены части тела, снесены головы или исковерканы лица. Многие были найдены разбитыми на куски в римских колодцах. Другие послужили для фундамента зданий. Средневековые каролингенские тексты показывают, до какой степени жестокой была борьба против древней Божественности. Одной из основных целей первых миссионеров, таких как "святой" Мартин, было разрушение священных образов. В девятом веке отцы церкви продолжали подвергать резкой критике почитание Богини Матери, которое они расценивали как демонический ритуал.

Поэтому становится все трудней и трудней и даже опасно почитать Бога в его женском аспекте. В периоды обращений в христианство между четвертым и восьмым веками крестьяне вынуждены были прятать эти статуи, закапывая их. Многие были найдены в последующие периоды, христианизированы и ассимилированы с Девой. Единственным средством избежать инквизиции было превращение Богини в христианскую святую и подчинение ее Христу. Так возникло всенародное почитание Марии, заменившей Кибелу, Исиду, Минерву, Астарту. Богиня Бригитта становится святой Бригиттой. Дану становится святой Анной. Святая Женевьева, защитница Парижа, становится в Эльзасе святой Одилией. Их история богата легендами, но совершенно очевидно, что речь идет о трансформациях Богини.

Но народное рвение и любовь простых сердец к Вечной Матери смогли обрести в Марии замену. С приходом культа Марии в религиозное сознание людей женский архетип был, таким образом, сохранен. Несмотря на то, что христианская теология запрещает признавать Марию Богиней и отрицает связь Богини Матери со Святым Духом, в народной вере произошла полная ассимиляция веры и поклонения Вечной Матери. Свидетельство этому - тот факт, что Мария имеет все атрибуты античной Богини. Мария ставится в ранг Царицы, Императрицы Вселенной, Царицы Небес. Более того, Она занимает единственное место как искупительница человечества. Таким образом, она обретает высочайшее назначение давать своим поклонникам мистическое Помилование, религиозный Союз, то есть "Йогу". В этом Мария подобна Великой Богине, которую почитают в Индии как Ади Шакти, а в Китае как Куань Инь.

Таким образом, с пятого века возникает культ поклонения Деве Марии, развивавшийся на протяжении веков и окончательно утвердившийся в Средневековье. Это широкое движение, основанное на вере в Марию, не опиралось ни на одно из толкований в писаниях, поскольку в евангелиях очень мало говорится о Марии, а в описаниях Павла и вовсе нет никакого упоминания о ней. Единственные тексты, имеющие отношение к Деве Марии, есть в первых главах Евангелий от Матфея и Луки, но там лишь провозглашается чудодейственное рождение Христа и нет прославления Марии.

Культ Марии развился в основном в двух больших городах, известных культом Богине Матери: Александрии и Эфесе. Александрия была центром гностиков и имела большое значение. Именно здесь Филон в своем мистическом видении идентифицировал Мудрость Ветхого Завета с Вечной Матерью. Именно в этом центре расцвели великие учителя, такие как Клемент и его последователь Ориген, те, с кого началось почитание Марии. Что касается Эфеса, то в античные времена он был центром поклонения Диане. По традиции считается, что именно в Эфесе находилось то место, где погребена Дева Мария, а не рядом с могилой Иоанна, где было сооружение, которое выдавали за надгробие Девы Марии. Жители Эфеса с энтузиазмом поклонялись Деве Марии: это поклонение затмило даже славу Дианы.

В 431 году именно в Эфесе был созван Собор, чтобы определить место Марии в зарождавшейся религии. Кирилл Александрийский провозгласил в своей проповеди Марию как "Мать и Деву, через которую славится и почитается Троица, Небеса ликуют, ангелы счастливы, искушения преодолеваются и падшие создания поднимаются на Небеса". Здесь было утверждено высокое положение Марии как Теотокос - "Матери Бога". Титул Теотокос восходит к Оригену, но похоже, что в четвертом веке он так и не распространился за границы Египта. Учитывая атмосферу города, епископ Эфеса сам разделял поклонение своих сограждан, присуждая Марии титул "Матери Бога". В таком контексте епископы, которые не соглашались с главенствующим положением Марии, не могли защищать свою точку зрения. Это рассматривалось как богохульство и не было принято.


Исида со Своим сыном
Гором на коленях


Исида со Своим сыном
Гором на коленях

Постепенно к Марии отойдут все атрибуты языческих богинь. Она заменит Афину как защитницу городов, Исиду как Царицу Небесную и Звезду морскую, Кибелу как хранительницу Рима. Это ассимилирование замечательно проявится в христианском искусстве. Вспомним византийское изображение "Мадонны с младенцем", прекрасное воспроизведение сцены, представляющей Исиду со своим сыном Гором на коленях. Корона Марии имеет элементы, похожие на корону Богини Кибелы. Некоторые изображения напоминают также Афину, несущую на груди Горгону. Церкви, посвященные деве Марии, будут воздвигнуты на фундаментах или поблизости языческих храмов, будь то в Риме, Греции или Галлии. Например, Санта Мария Антика воздвигается в местности, посвященной Афине, а Санта Мария сопра Минерва располагается рядом с Пантеоном и является вновь освященным языческим святилищем, как указывает его имя. В Афинах - на холме Афины - Еректеон вновь посвящается Деве Марии: согласно античному эпиграфу, ныне утерянному, Парфенон был посвящен Софии, "святой Премудрости". В пятом веке в Суассоне храм Исиды становится местом, посвященным матери Иисуса. В Аутуне высоты, где проходили процессии в честь Кибелы (последняя была в 410 году) позже станут местами поклонения Марии. Замещение Девой Марией языческих божеств частично имело место в спонтанном обращении масс к новой вере. Многочисленные черные Девы периода Меровингов (500-750 гг.) представляют собой переход от Великой Богини Африки Исиды, культ которой был привнесен римлянами из Европы. Параллельно появляются культы святых: Святой Анны в Бретани, Святой Одилии в Эльзасе, Святой Женевьевы в Париже и Святой Бригитты в Исландии.

Во времена Средневековья почитание Марии продолжает развиваться. Многочисленные церкви, соборы, паломничества, посвященные Марии, являются ярким свидетельством тому, что Мария находилась в центре внимания величайших художников Возрождения. Под напором народной веры ее культ эволюционировал и обогащался. Как одно из оснований западной культуры, этот культ отражает потребность коллективной души в поддержке Вечного Женского Начала для продолжения своей духовной эволюции между Инь и Ян, в равновесии между поклонением и разумом. Как скажет Юнг, Мария по всем пунктам отвечает архетипу потребности в Богине Матери, как бы она ни называлась. Мария - это Та, которая дает милость, кто позволяет получить вечное Блаженство. Одно из латинских имен, данное Ей - Salve Regina (Царица Спасения). Мария - искупительница человечества и через это высшее назначение полностью сравнима с Великой Богиней Индии и других цивилизаций. Культ Марии зародился из чистой народной и мистической веры, как Шехина в иудаизме или Куань Инь в буддизме. Но его будет атаковать протестантизм, не имеющий никакой исторической опоры.

"Протестантство будет сужено, чтобы стать религией только для мужчин, не признающих метафизического присутствия женщины. ...Это можно объяснить лишь непониманием, констатируя, что догматические символы и герметические аллегории потеряли свой смысл в пользу протестантского рационализма".
Карл Густав Юнг

Однако рационализм эпохи Просвещения не смог полностью освободиться от женского архетипа. Такие революционные понятия как свобода, демократия, республика, - все это является отражением Богини, которое возникает из глубин Бессознательного коллективного. Статуя Республики в Париже окружена львами, как когда-то Богиня Кибела. Статуя Свободы держит факел, который должен дать духовный свет человечеству. Молодежь, пережившая после 1968 года полное смещение шкалы ценностей и морали, в едином порыве объединилась, чтобы с удивительным почитанием петь гимн Марии "Let it be", сочиненный Битлз в 1970 году. И до нынешнего времени "Let it be" остается песней, которую очень любят в мире.

Когда у меня случаются трудные времена,
Мать Мария приходит ко мне,
Говоря мудрые слова "Да будет так".
И в мой темный час Она стоит передо мной,
Говоря мудрые слова "Да будет так".

Слова из песни "Битлз" "Да будет так" ("Let it be")

Перейти на начало страницы




Проект сайтов Омкара, 2006-2021