Реинкарнация - это ересь или важное упущение?


Коран 3.5: Он - Тот, Кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые - мать книги; и другие - сходные по смыслу. Те же, в сердцах которых уклонение, - они следуют за тем, что в нем сходно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха. И твердые в знаниях говорят: "Мы уверовали в него; все - от нашего Господа".

Никто из исламских ученых не может с полной достоверностью обосновать, что в Коране нужно понимать буквально, а в чем нужно усматривать символическое значение. Например, в описании рая используются очень чувственные, понятные, земные образы. А что, если иначе невозможно объяснить, что рай – это средоточие блаженства, когда все представления об удовольствии сводятся к хорошей еде и питью, прекрасным девам, отдыху в тенистой рощице? Ведь высшая цель верующего, согласно Корану – узреть Аллаха, и в этом косвенное подтверждение тому, что образы рая – если и реальны, то они меркнут пред Ликом Милосердного.

Кроме того, представители официального Ислама не прилагают свои усилия на то, чтобы разобраться в сущности других религий. Они слишком поспешно объявляют ересью то или иное учение, ссылаясь на Коран, истинное толкование которого они не знают. Например, идея реинкарнации (реинкарнация – это переселение душ умерших людей в новые тела) считается недопустимой, тогда как наше исследование доказывает обратное.

Справедливость и произвол

Что может быть абсурднее, чем слепой рок, который создал разумные существа?! --Монтскье, "Дух законов"

На первичной стадии эволюции человечества не существовало огромной разницы между первобытными людьми, из которых потом сформировались австралопитек, неандерталец или кроманьонец. Они все одинаково обитали в пещерах, ели одинаковую пищу. Если и возникали классовые споры между социальными группами, то, вероятно, из-за того, что у соседа лучше заточено орудие труда, или лучше выдублена шкура животного. Однако в нынешние времена не осталось и следа от этого примитивного равенства. Со временем эволюция человека становилась все более и более тонкой, стало более утонченным его сознание. Современный человек обладает более совершенными умственными способностями, чем когда-либо ранее, и более острой духовной чувствительностью. Однако, кажется, что эти преимущества распределены неравномерно, так как мы можем констатировать огромную диспропорцию среди людей на планете. Судьба ожесточается против одних и улыбается другим. Не говоря о социальном неравенстве, все больше удивляешься, когда видишь разницу, которая существует внутри одного класса: некоторые люди благовоспитаны и утонченны, в то время как другие демонстрируют абсурдное и животное поведение, о них говорят: "Все еще живут в каменном веке", или "Все еще живут в средних веках".

Справедлив ли Бог, оставляя некоторых своих детей в каменном веке или в средних веках, тогда как все люди равны перед Богом?!

Коран 18.58: Кто же неправеднее, чем тот, кому напомнили знамения его Господа, и он отвратился от них и забыл то, что уготовали раньше его руки. Мы ведь положили на сердца их покровы, чтобы они не поняли его, а в уши их - глухоту.

Кто-то из людей "имеет покровы на своих сердцах", и они остаются глухими к увещеваниям. "Аллах ведет прямым путем кого пожелает, а кого хочет - сбивает". Кроме "печати Аллаха", есть такие препятствия для принятия истинной веры, как семья ребенка (дурные наследственности, жестокое обращение), религиозная среда (язычество, магические культы), географическое положение (отдаленность от очагов культуры).

В Коране часто описывается о том, как в каждую общину людей посылались Пророки, чтобы указать прямой путь к Аллаху, то есть, в идеале, все люди должны исповедывать Ислам. Как показывают реальная жизнь и данные о верованиях различных народов мира, Ислам в том виде, в котором он понимается последователями Мухаммеда, не исповедовался повсеместно. Например, ребенок, рожденный в племени каннибалов на каком-то отдаленном острове в Тихом океане, впитывал обычаи племени, участвовал в магических ритуалах, почитал деревянных истуканов, съедал печень убитого врага и верил, что это придает силы. Если и приходило к этому племени увещевание, то довольно скоро оно забылось, и дети, внуки и последующие поколения ничего об этом не ведали. Возникает вопрос – какова участь этих людей в загробном мире с точки зрения официального Ислама? Если рай – то за какие усилия, если ад – то за какие прегрешения?

На первый взгляд – противоречие, которое с общепринятыми понятиями о справедливости Аллаха никак не уживается, а всего ближе напоминает произвол. То, что жизнь подчинена определенным законам, установленным Аллахом, видно из следующего аята:

Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха! – чтобы вы не печалились о том, что вас миновало, и не радовались тому, что к вам пришло. Аллах не любит всякого гордеца хвастливого.

Таким образом, жизнь – это не случайное стечение событий, во всем нужно видеть Божий справедливый промысел. Философия о последующих перерождениях, в которых у человека есть выбор развиваться, совершенствовать свое сознание и прогрессировать или, напротив, быть в застое или даже деградировать, является совершенно логичной. Без перерождения Аллах, действительно, был бы несправедлив, как ежедневно демонстрирует наш современный мир. В этом случае утверждение, что все люди равны перед Богом, было бы худшей бравадой.

Коран 10.44: Поистине, Аллах ни в чем не несправедлив к людям, но люди несправедливы сами к себе!

Значение идеи реинкарнации

Значение теории перерождения заключается в том, что она, исходя из явного неравенства среди людей, позволяет лучше понять причину, скрытую за божественным промыслом, а также и причину, которая объясняет, почему мы находимся там, где существуем сегодня на индивидуальном уровне. Если мы объединим эту теорию с нашими размышлениями и наблюдениями за жизнью, мы увидим, что ее не следует отвергать. В большинстве трудов философов и ученых трех монотеистических религий почти полностью отсутствует упоминание о реинкарнации, поэтому можно наблюдать грустный спектакль, как мусульмане "крутятся волчком" пытаясь в течение жизни достичь благоприятных успехов, необходимых для Дня Страшного Суда. "Живем только один раз", поэтому необходимо взять от жизни все как можно больше и скорее, чтобы оставалось еще время для того, чтобы попросить о прощении за свои грехи перед смертью. Неистовство, агрессия, страх и горечь - все эти страсти часто можно прочитать на лицах мужчин и женщин.

Философия перевоплощения же, напротив, оказывает совершенно другое влияние, например, в Индии. На лицах индийцев можно увидеть уверенность в будущем, а их глаза выражают доброту и спокойствие. Хотя на огромной территории Индии существуют множество социально-экономических проблем, но все же это не очень влияет на образ жизни людей, так как признание перерождения дает им другое видение Реальности. Они находят оправдание условиям сегодняшней жизни как результату предыдущих (кармы). Зачем же тогда беспокоиться? Не нужно суетиться, то, что нельзя завершить к концу этой жизни, можно продолжить в следующей. Эта философия ясно объясняет часть тайны, которая скрывает различия и явную несправедливость этого мира, тогда как анализ социальной, экономической и политической ситуации сам по себе не может дать исчерпывающее объяснение.

По существу, такая философия считает человека, а не Бога, ответственным за свое состояние. Если человек страдает, он должен винить в этом только свою карму или, иначе говоря, себя.

Коран 23.62-63: Мы возлагаем на душу только то, что она может; у Нас есть книга, которая говорит истину, и они не будут обижены. Да, сердца их в пучине этого, и у них - деяния помимо этого, которые они творят.

Используя силу своего желания, человек в течение многочисленных жизней поднимается по ступеням своей внутренней эволюции, чтобы, наконец, соединиться с Целым, то есть с Аллахом. Человек не боится наказания карающего Бога, от которого он получает все при условии, что он захочет просить Его об этом. Смерть существует только как гардероб, где человек делает перерыв, чтобы сменить свое одеяние, прежде чем опять родиться таким же, но под другими небесами и при новых условиях, которых не было в его предыдущей жизни, чтобы добиться исполнения своего прерванного желания. Такое видение смерти возвращает Бога и человека к их истинной величине - Бесконечному Настоящему. Жизнь и смерть управляются одним и тем же законом, законом существования. Бог отмечает каждое мгновение жизни, а момент финальной встречи может произойти на любом повороте. Человек может принять решение возродиться в свете Духа, если его сила воли и степень его эволюции позволяют ему соблюдать внутреннюю дисциплину, ведущую к состоянию Чистого Знания. Зачем ждать смерти, которая является просто передышкой? Поэтому для человека становится важным работать, чтобы встретиться с Богом, еще и в этой жизни. Если это не произойдет в этой жизни, то будет в следующей. В любом случае, окончательная встреча, или Самореализация, произойдет при жизни человека.

Коран 71.17-18: И Аллах взрастил вас из земли растением, потом возвращает вас в нее и выводит изведением.

Подтверждение реинкарнации

Конечно, тема реинкарнации нарушает, сбивает с толку наши условности. Если перерождение существует, почему Пророк не упоминал о нем? Может быть, наши глаза просто избегали видеть то, что они не хотели видеть. Тема перерождения скрыта в глубине Корана. Дальнейшие доводы будут строится на нескольких аятах, которые на удивление ранее не обращали на себя должное внимание. Они дают явные указания на возможность реинкарнации:

Коран 40.11-12: Они скажут: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу?" Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, верили. Решение же у Аллаха высокого, великого.

Коран 22.5: Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего.

Коран 2.28: Как вы не веруете в Аллаха? Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом Он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены.

Возможно, первые два аята требуют дополнительных пояснений, но последний более всего, так как официальный Ислам имеет свою версию истолкования этого аята. По мнению ученых-мусульман, это следует понимать так: "вы были мертвыми" - человека еще нет на свете, "и Он оживил вас" - человек рождается, "потом он умертвит вас" - человек умирает, "потом оживит" - прах человека восстанет из земли в День Воскресения, "потом к нему вы будете возвращены" - Аллах спросит с человека о всех его деяниях. Однако из некоторых других аятов становится ясно, что возвращение к Аллаху происходит сразу после смерти человека:

Коран 39.42: Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока.

Коран 10.56: Он оживляет и умерщвляет, и к Нему вы будете возвращены.

Коран 6.94: Вы пришли к нам одинокими, как Мы сотворили вас в первый раз, и оставили то, чем Мы вас наделили, за вашими спинами, и Мы не видим с вами ваших заступников, о которых вы утверждали, что они для вас - товарищи. Уже разорвано между вами и скрылось от вас то, что вы утверждали.

Коран 10.70: Услада - в здешнем мире, потом - к Нам их возвращение, потом дадим Мы им вкусить сильное наказание за то, что они не поверили.

Если признать, что возвращение к Аллаху наступает не только в День Воскресения, но и сразу после смерти, где идет некий промежуточный суд, тогда получается, что официальное толкование более, чем спорно. Если им пренебречь, и если опереться на вышеизложенные аяты, то толкование должно иметь следующий вид: "Вы были мертвыми" - душа человека находилось в некоем месте хранения, "и Он оживил вас" - душа входит в тело ребенка, "потом Он умертвит вас" - смерть физического тела, душа возвращается к Аллаху и отходит в место хранения, "потом оживит, потом к нему вы будете возвращены" - повторение цикла жизни и смерти. О месте хранения упоминается в следующем аяте:

Коран 6.98: Он - тот, который вырастил вас из одной души, а затем - место пребывания и место хранения. Мы распределяем знамения для людей, которые понимают!

В чем же смысл реинкарнации, и как передается накопленный опыт из прошлых жизней? Подвержены ли все души мытарству жизни и смерти, или некоторые из них пребывают в месте хранения до Дня Воскресения, когда они воплотятся в последний раз? Ниже приведены уже цитируемые аяты, но теперь они интересны в другом освещении:

Коран 40.11-12: Они скажут: "Господь наш, Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу?" Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, верили. Решение же у Аллаха высокого, великого.

Коран 22.5: Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего.

По-видимому, реинкарнации подвержены души, которым необходимо получить определенный опыт, а также те, которые еще не определились на чьей они стороне: Света или мрака. Возможно, именно о них говорится, что "если Аллах пожелает, он ведет их по прямому пути, если захочет сбить – то нет у них другого заступника". Печати в сердцах и покровы на глазах – это не что иное, как негативный опыт предыдущих жизней:

Коран 17.72: А кто был слеп в этой (жизни), тот и в будущей - слеп и еще больше сбившийся с пути.

Коран 5.49: Если они отвратятся, то знай, что Аллах хочет поразить их за некоторые их грехи.

Коран 23.62-63: Мы возлагаем на душу только то, что она может; у Нас есть книга, которая говорит истину, и они не будут обижены. Да, сердца их в пучине этого, и у них - деяния помимо этого, которые они творят.

Что же это за деяния помимо того, которые они творят? Очевидно, что это деяния прошлых жизней. О тех же, кто избрал путь Света, говорится в следующем аяте:

Коран 47.4-6: А у тех, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать.

Истолковать этот аят можно так: "никогда Он не собьет с пути их деяний" - человек будет рождаться в своих следующих жизнях в благоприятных условиях для духовного роста; "Он поведет их и сохранит в порядке их состояние" - генетически этот человек будет предрасположен к добродетели в отличие от тех, кто "имеет печать на сердце"; "и введет их в рай, который Он дал им узнать" - в День Воскресения человек навсегда погрузиться в блаженство, которое он уже испытал в месте хранения до своего следующего воплощения.

Смысл реинкарнации в постепенном развитии души и в возможности избрать прямой путь, если в первой жизни это не удалось, а предпосылки для этого остались. Если же человек склонился ко злу и череда воплощений ничего не изменила в его намерениях, то о таких, по-видимому, сказано:

Коран 7.53: В тот день, когда придет толкование его, скажут те, которые забыли его раньше: "Приходили посланники Господа нашего с истиной. Есть ли у нас заступники, которые заступятся за нас? Или мы будем возвращены и будем делать не то, что делали?" Они нанесли убыток самим себе, и исчезло от них то, что они измышляли!

Стоит особо отметить, что человек забывает о своей предыдущей жизни, накопленный опыт переносится в генетику и, как следствие, в те или иные качества характера и способности. Об этой забывчивости и генетической памяти говорится в следующих аятах:

Коран 22.5: ... и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего.

Коран 7.182-183: А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы низведем так, что они не узнают. И Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость - прочна.

Коран 36.12: Ведь Мы оживляем мертвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь Мы сочли в ясном оригинале.

Перейти на начало страницы