Анахронизм традиций

Если бы Мухаммед вернулся в наше время, то, наверняка, произнес бы те же самые аяты, что в Свое время:

Коран 43.1-5: Клянусь книгой ясной! Мы сделали ее арабским Кораном – может быть вы уразумеете! Он находится в Матери книги у Нас, вознесен, мудр! Разве отвратим Мы от вас напоминание потому, что вы – люди, вышедшие за пределы?

Послание до сих пор резонирует с состоянием нашего современного общества. Почему мы докатились до такого религиозного анахронизма четырнадцать веков спустя?! Как будто книга Пророка адресована современному мусульманскому обществу, во многом подобному тому, каким оно было в седьмом веке. Потому что есть основания констатировать, что налицо регрессия после периода золотого века Ислама.

Универсальность религий

Универсальность религийПрежде всего, это происходит потому, что человек имеет ошибочные концепции по отношению к религии. Его тщеславие заключает религию в тесную ограду своего домика с вывешенной табличкой "частная собственность". Лицемерие общества открывает глаза лишь на те аяты, которые ему нравятся петь как псалмы, обходя вниманием те, которые стесняют его привычки, его амбиции. Человеческая глупость склоняется к легкости ложных представлений. Создание религии не закрепляет наследства привилегированного народа, но является напоминанием Божественности, которое до того момента проявлялось в других цивилизациях, где жили такие же дети Аллаха. Ислам, таким образом, является звеном вселенской эволюции. Он ни в коем случае не отличается от христиаства или иудаизма, поскольку призван собой через разных послаников образумить продукт творения, находящийся в заблуждении. Каждый раз, когда творению что-то угрожает, Бог идет на помощь. Бедуины в то время представляли собой извратившееся общество, как когда-то было с народами перед приходом Авраама, Моисея и Иисуса. Следовательно, нет повода для гордыни, создавая образ превосходства Ислама как последней монотеистической религии. Бог не вмешался, чтобы пометить какой-то народ знаком высшего отличия, но чтоб призвать в Аравии вечные принципы, которые должны пребывать в теле и в духе искателя Истины во все времена, благодаря чему Высшее "Я" находит свою принадлежность ко Вселенской Гармонии с возможностью достичь конечного уровня чистого Осознания. Религия (на латыни "re-legare") "связывает" или объединяет людей на земле. Доказательством этого является Коран, который часто восхваляет Авраама, Моисея, Христа и упоминает о равном сострадании к людям, кем бы они ни были.

Коран 42.13: Творец узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!"

Коран 46.12: И до него ниспослана книга Мусы – имамом и Милостью. А это - книга, подтверждающая истинность на арабском языке, чтобы увещевать тех, которые неправедны, и как радостная весть для добродеющих.

Итак, нужно осознать необходимость честного подхода в оценке сути всех религий и понять, что все они вышли из единого источника.

Полигамия

Ложные религиозные концепции дали место серии деформаций в интерпретации Корана. В качестве примера, полигамия. Полигамия Пророка не оправдывает подражание ему мужчин в наши дни. Совершенно очевидно, что в тот момент истории этот принцип был применен по причине определенных обстоятельств. Война за утвержение Ислама привела к большому количеству жертв. Заключение Пророком полигамных браков было лишь способами защиты достоинства и выживания женщин, которые остались в превосходящем числе, а также чтобы заключить альянс с непокорными кланами для установления новой религии. Сострадание, справедливость, чистота тела и души были единственной мотивацией Его поведения. Зная также, что в эту эпоху разнузданного блуда один мужчина мог обладать неисчеслимым множеством женщин, возврат к количеству женщин, равному четырем, не являлся ли постепенным возратом к моногамии?!

Однако, исламские цивилизации не распрощались с этим принципом: мы часто являемся свидетелями того, что богатство некоторых оправдывает им возможность жениться, а затем отвергать объекты их желаний. Женская незащищенность, вытекающая из этого, никак не задевает мужской шовинизм, чьи деяния происходят из так называемых религиозных прав. "Пророк практиковал полигамию, почему же нам нельзя?" - оправдываются они. Даже не столь богатый арабский мужчина по тому же самому праву считает позволительным бросать своих жен и детей, гоняясь за новым привлекательным силуэтом. Сообщения прессы о супружеских убийствах со стороны жен, чьи эмоциональная и семейная защищенность подвергались угрозам, подтверждают это.

Религиозные конфликты

Религиозные войны также ищут своего оправдания в Божественном Послании. Тысячи человеческих жизней отправляются воинствующими лидерами на фронт против братской религии, исходя, например, из таких аятов:

Коран 47.4-6: А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош. А у тех, которые убиты на пути Аллаха, – никогда Он не собьет их с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который дал им узнать.

Как и где можно сегодня увидеть ту Божественную милость, в которой купались отряды Мухаммеда, когда они, слабые по численности, но сопровождавшиеся светом ангелов, торжествовали над неверными врагами?! Где звучит песня ветра, который спустился на просторы песчаной пустыни, стирая следы прятавшихся за дюнами верующих и ослепляя глаза врагов?!

Коран 33.9: Когда пришли к вам войска, и Мы послали на них ветер и войска, которых вы не видели.

Безусловно, историки и сегодня очарованы быстрым ростом арабской цивилизации после смерти Пророка. Какая же сила была в недрах цивилизации, если ее простые клинки смогли одержать победу над другими империями?! Было бы очень интересно выяснить природу энергии, которую Посланик Аллаха вдохнул в своих последователей. От Андалузии до Сицилии еще и сегодня ценятся великодушие и терпимость, искусство и благородство арабских предков, господство которых приветствовали побежденные.

Факты говорили сами за себя! Там, где проявлялась мудрость, победа была обеспечена, так как кровь проливалась за правое дело, дело очищения человечества от скверны. Но в наше современное время деспотизм, жажда власти и реванша, зависть, культ личности являются позорными мотивами так называемых "священных войн", которых неибежно ожидает поражение. Очевидно, цель древней арабской цивилизации отличалась от цели ее современных последователей. Очевидно, в сердцах современных мусульман не хватает чистого божественного понимания, которое обеспечивало их предкам победу. Но часто современные лидеры лицемерно присваивают себе слова Истины предков:

Коран 47.6: А у тех, которые убиты на пути Аллаха, – никогда Он не собьет их с пути их деяний.

Можно ли считать "избранниками Рая" тех, кто гибнет на полях современных сражений, явившихся жертвами "божественных слов" тех, кто социальным рангом выше их?! Конечно же, нет!!! Между погибелью фанатиков в сегодняшних религиозных войнах и смертями Хассана, Хусейна, Ганди или Мартина Лютера Кинга существует бесконечная пропасть.

Природное разнообразие рас, географических рельефов и различных климатов имеет свою цель - вызывать восхищение человека и духовно обогатить его посредством его контакта с новой реальностью, отличной от той, в которой он родился. Ручей не кичится резвостью своего движения перед неподвижной равниной, зеленое пастбище не хвастается своей красотой на берегах бесцветной реки. Одно дополняет другое! Но довольно странно, что род человеческий не замечает уроков природы, которые она считает само собой разумеющимися. В этом плане конфликт, бушевавший между Исламом и Христианством в средние века, даже сегодня еще отдается эхом их взаимного неуважения. Современное Христианство, вросшее своими корнями в крестовые походы, продолжает ассоциировать Ислам с язычеством. В свою очередь, Ислам провозглашает свое превосходство, благодаря чести следовать Пророку, последнему в перечне, который заканчивается числом 99. То, что это была последняя из трех монотеистических религий, создает ей иллюзию превосходства. Каждая религия смотрит на другую, как на второстепенную, незавершенную, искаженную и далекую от Истины. По какому закону, на основе каких логических рассуждений они приходят к заключению о правильности этих представлений?! Вытекающий из этого фанатизм является результатом отсутствия уважения друг к другу, порождаемого, прежде всего, отсутствием самоуважения из-за слепой покорности и раболепия, при помощи которых поддерживаются традиции. В результате, духовное развитие больше ничего не значит, и обе армии слепо заняты обстрелом лагерей противника.

"Они постятся тридцать дней в году и крестят странным образом только своих сыновей", - говорят христиане. "Они молятся недостаточно часто, - отвечают мусульмане, - они назначили сына Аллаха, и их крещение не оставляет следа на головах ни их сыновей, ни их дочерей".

Фанатизм

Невежество, недостаток искренности к самому себе и субъективность толкований деформируют истинный смысл Послания. Наследование религиозного закона в контексте, отличном от той эпохи, равно как и отсутствие различения, неизбежно выливается в фанатизм. Фанатизм - это поведение, направленное против Бога. Фанатизм поощряет осуждение других, нетерпимость, насилие над другими, желание присвоить только себе благосклонность Бога и исключительность своей религии:

Коран 2.136: Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы придаемся.

Во что сегодня превращен Ислам?! Зачем же настойчиво пытаться подорвать достоинство мусульман в глазах других обществ?! Ношение чандры было частью эпохи Пророка, так же как костюм лучше всего подходит его современным последователям. Вуаль (паранджа) покрывала любимую дочь Пророка Фатиму, чтобы защитить ее целомудрие в те времена кочевников-варваров, когда одинокая женщина была легкой добычей низменных мужских инстинктов. Но на пороге XXI века дочери Пророка рассеяны в четырех концах Света, и даже если все они еще находятся между Мединой и Меккой, уже не существует той формы насилия, которая была в прошлом. Осуществление закона или традиции в определенном месте в определенное время отвечает потребностям гражданской и моральной защиты определенной категории людей и теряет свою ценность на более поздних исторических этапах, создавая анахронизмы. Следование догматам прошлого вырождается в пустую или даже губительную ритуальность.

Очевидно, что ношение чандры не утвердит нас в исламской вере, так же как длинные волосы не сделают нас последователем Христа или ношение индийского сари не приблизит женщину к несравненной Богине, восседающей на вершинах Гималаев. Святые один за другим предостерегали нас об опасности фанатизма. Так, Кабир в средневековой Индии открыто высказывался, чтобы его могли услышать индусы и мусульмане. Лишь рука Бога во многих случаях защищала его голову от удара сабли. И его слова были Истиной, поразительно сочетающейся с реалиями современности:

Кабир, "Кабаре любви": О кади, что же это за книга, о которой ты толкуешь? День и ночь ты кричишь и споришь, а сам не понимаешь, чего стоят все системы! Индус и турок, откуда они пришли? Кто им указал путь? Ищи в своей душе, загляни в свою душу, кто когда-либо почувствовал свой Рай! Аллах невидим в каждом теле, ощути это в своем сердце: Он одинаково пребывает и в индусе, и в турке.

Отсюда справедливо вытекает, что доказательство Божественного существования происходит внутри человека, а вовсе не как внешнее проявление его религиозного наследия. Что можно заметить сегодня? Люди, угнетенные в политическом и социальном плане проявляют более сильную склонность к религиозному фанатизму. Не имея возможности свободно выразить себя под страхом репрессий, народные массы испытывают такие условности, что их разум погружается в паралич. Что может быть проще для лукавого меньшинства, чем использовать это мракобесие?! Запугивание Божьим гневом вполне достаточно для того, чтобы заставить целый народ соблюдать ритуалы, лишенные какого-либо смысла, позволяя таким образом государственным и религиозным организациям легче удерживаться на троне власти. Исходя из этого, религия, исповедуемая фанатично, становится средством социального и политического выражения, способом отождествления себя с чем-либо для того, чтобы вырваться из тисков постоянной неудовлетворенности. Наконец, ощущение того, что ты исполнил свой религиозный долг, что считается условием вступления в Царство Аллаха, успокаивает общественное мнение, так как важно понимать, что мумифицированный Бог наших традиций приносит гораздо меньше беспокойства, чем Бог, присутствующий каждый момент в наших сердцах и побуждающий нас к постоянному самоанализу.

Для искреннего человека нет другой альтернативы, кроме как отойти от этого коллективного самообмана и спросить себя, что на самом деле дают ему религиозные традиции его предков, так как:

Кабир, "Кабаре любви": Все они говорят идти туда, но я не знаю, где же их Рай. Они не знают тайны своего истинного Я, а они при этом описывают Рай.

Разве одна страстная молитва, взывающая ко Всемогущему с просьбой просветить человеческие условности, имеет меньшую ценность, чем все молитвы, механически повторяемые пять раз в день?! Какой божественный дар принимаем мы, простирая наши руки к небесам?!

Кабир, "Кабаре любви": Если человек понимает, что настоящая молитва - справедливость, а настоящая Калима - это мудрость, если человек осознает, что молитвенный коврик означает победу над своими слабостями, значит, этот человек знает истинную религию!

Кабир, "Рага Вибхас-Парбхати", 4: Зачем делать омовение и умывать свое лицо? Зачем простираться в мечети? Если ты читаешь молитвы с лукавством в сердце, зачем совершать поломничество к Каабе?

Каким образом приблизит нас к лику Всемогущего ритуальное исполнение церемонии жертвоприношения, в процессе которого мы убиваем свой домашний скот?! Размышляли ли мы над внутренним состоянием своих сердец, прежде чем приносить эту жертву?! Эгоизм, зависть и тщеславие поселились в нас, в то время как отзвук смирения и покорности Авраама перед Единым и Всемогущим Богом, согласившегося отдать в жертву своего сына, лишь едва доносится до нашего слуха.

Кабир, "Рага Вибхас-Парбхати", 4: Ты хватаешь животное, уносишь его, убиваешь его, но то, что ты предлагаешь "именем Бога" - просто глина! Его свет слился с абсолютом: "Скажи мне, кого же ты убил?

Голову христианина поливают водой, как Иоанн Креститель поливал голову Христа, что символизировало вступление в Царство Божье. А молодому мусульманину делают обрезание согласно современному религиозному уставу, но практиковавшееся ранее по гигиеническим соображениям. Однако, оба - и христианин, и мусульманин - могут признать, что не испытывали при этом каких-либо проявлений воссоединения с Богом, несмотря на цель церемонии. Систематическое введение в действие существовавших ранее символических внешних обрядов не приводит человека в состояние божественного экстаза, так как в Священных Писаниях указано, что Храм Божий находится внутри каждого из нас. И снова Кабир акцентирует наше внимание на том, что это Царство находится в пределах досягаемости каждого искреннего человека, независимо от его положения, а не является привелегией только избранных.

Кабир, "Рага Аса", 8: Если, делая себе обрезание, становишься турком, тогда как же быть женщинам? Женщина, говорят, это вторая половина мужчины. Ну, тогда она что ли остается индуской?"

Пост

Что касается поста, который Пророк установил среди враждующих племен, одним из любимых занятий которых было бесконечное пиршество, нельзя не признать справедливость попытки восстановить здоровый дух в здоровом теле. Эта дисциплинировало целую армию верующих во время невзгод, которые им принесла священная война. Посты в определенных случаях могут помочь установить равновесие между психикой и физическим телом, отравленным чрезмерной пищей и токсинами. Этот опыт, доступный каждому, оказывает благотворное влияние на гармонию его взаимоотношений с другими людьми, что также означает шаг вперед на пути к Истине. Следовательно, соблюдение коллективного поста на заре Ислама было, несомненно, способом направления внимания упаднического большинства к более благородным целям, достойным человека.

Но в наши дни дети Пророка далеки от реальности времен своих предков. В результате, ежегодное возобновление коллективного поста в религии новой жизни не очень соответствует изначальному замыслу, а именно: улучшение взаимоотношений, образцового взаимного поведения, которое добропорядочные мусульмане должны соблюдать как отражение более глубокой внутренней жизни. Не соответствуя новым условиям, действие теряет спонтанность, что довольно часто, как известно, проявляется в крайностях поведения противоположного характера, уводя коллектив с пути гармонии. И снова то, что мы имеем - это устаревшее использование принципа, который отлично работает на индивидуальном уровне, когда это необходимо, но который, к сожалению, теряет большую часть своей ценности сегодня, когда он используется коллективно.

Конечно, нельзя не похвалить самодисциплину мусульманского общества, подвергающего себя мукам голода и жажды, но кто из нас не нарушает (с определенным чувством противоречия) дневное воздержание, чтобы насладиться в сумерках богатым вкусом и ароматом мясных блюд, приправленных чили, шалфеем и тмином.

Кабир, "Кабаре любви": Ты соблюдаешь Рамадан и отдаешь почести Аллаху, но ты безжалостно убиваешь живых существ во имя чревоугодия; ты лишь потакаешь своему эгоизму и не беспокоишься о других. На что ты тратишь свое время?!

Более того, некоторые наши братья успешно справляются со своим пристрастием к алкоголю и курению в течение положенных тридцати дней только для того, чтобы с облегчением вернуться к своим старым привычкам утром тридцать первого дня. Разве это пример истинного мусульманина, который собирается воодушевлять умы тех, кто мучается сомнениями о существовании Божественного?!

Сепаратизм последователей

Конфликты последователейЧто делают поклонники Посланника после его смерти? Они разрывают друг друга на части в борьбе за право занять положение преемника Посланника. Идея стать главой клана охватывает умы влиятельных людей, которые полагают, что они должны взять в свои руки новую религию, сразу же ограничив заветы Посланника небольшим сводом норм, которые должны соблюдать доверчивые массы. Таким образом, религия предоставляет эгоцентричным умам благоприятную почву для осуществления доминирования над другими, в то время как учение Посланника постепенно теряет свою свежесть и истинность. Именно для того, чтобы защитить учение Пророка, Фатима убедила двух своих сыновей вступить в битву с фанатиками, которые подрывали авторитет Али.

Что делали христиане после смерти Христа? Петр поощрял строительство церквей и заточил Его там навсегда. С тех времен сьедение просфоры по окончании церемонии знаменует момент причастия с Сыном. Тот, Чей Дух свободен и Чьи стопы исходили множество дорог, не может быть распят над каменным алтарем. Что касается Моисея, который проложил путь по воде, чтобы освободить свой народ, то этот народ вскоре позабыл его, стремясь получить максимальную прибыль от обретенных земель. Безусловно, народ Израиля пользовался Божественной благосклонностью во время пересечения Красного моря, но сегодня, достигнув берегов XXI века, евреи плавают в океане иллюзий. Они изнуряют себя, торгуя золотом, а в своих молитвах перед Стеной Плача отражают любовь к тому, что называют своей "судьбой гонимых", цена, которую, как они полагают, они платят за то, что они "избранный Божий народ".

Отрицал ли Иисус деяния Моисея, а Мухаммед дела Христа или Авраама? Люди могут спорить по этому поводу сколько угодно, но Коран остается непреклонным: Посланники объединены в своей покорности Единому Богу и, таким образом, переступают границы феномена религии. Все Они обращались к одной и той же теме, используя различные притчи, но сегодня их потомки лишь спорят о нюансах тех притч и красоте метафор. Таким образом, то, что было предназначено для Любви, пало жертвой ненависти и разделения.

Коран 3.67: Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников.

Великие святые всех времен следовали примеру Пророков. Подобно Им они не принадлежат к какой-либо религии, поскольку следуют по пути Создателя, единому для всех пути добродетели и разумной умеренности. Их слава сияет сквозь века, даже если они и не были признаны при жизни. Смерть Гуру Нанака в XVI веке в разгар вражды между мусульманами и индусами, сегодня является поучительным уроком фанатичной глупости: не успел он известить о своем намерении покинуть свое тело, уединившись в своем жилище, как индусы и мусульмане начали заявлять о своих правах, с одной стороны кремировать тело, а с другой - захоронить его. Когда он умер, противоборствующие стороны обнаружили в Его комнате лишь букет благоухающих цветов!

Смерть Божественного Посланника или святого вызывает соперничество среди их адептов, а затем приводит к заточению Откровения в рамки установленных норм, чтобы в дальнейшем ослепить весь мир от изначального смысла. Но хуже всего - использование Божественного в коммерческих целях; без этого не обходится ни одна религия. Человеческий разум так устроен, что полагает, будто религиозному лидеру по статусу полагается зарплата, выдаваемая во Имя Господа. Разве Пророк Мухаммед, Христос, Моисей или кто-либо другой просили когда-либо даже самую мелкую монету за Свои откровения людям о той миссии, которая на Них была возложена?! Каждый обязан обеспечить свое собственное материальное существование на основе выполненной работы, что является признаком собственного достоинства и уважения к другим людям.

Коран рекомендует отдавать Аллаху десятую часть заработка. Эта часть не обязательно должна направляться в религиозные учреждения, чье использование этих денег часто совсем не внушает доверия. И еще большее святотатство - взывать к имени Господа во всех предпринимаемых действиях. Нет нужды говорить о кладовых римского Ватикана, или о винных погребах его духовенства, чьи финансовые спекуляции заполнили страницы истории. Что же касается Индии, колыбели святости, то сейчас она сокрушается о хищниках, кружащих вокруг ее многочисленных храмов. Называя себя аскетами, многие зарабатывают себе на хлеб насущный торговлей у входа в храм.

В связи с этим, Шри Матаджи рассказывает об одном святом, жившем в Индии, чьи последователи жили доходами с места его погребения:

"Этот святой умер и был похоронен там. Многие люди использовали его память для зарабатывания денег. Однажды Я спросила их: "Какую религию вы исповедуете?" Они мне ответили, что они - мусульмане. Я их спросила, к какой религии принадлежал святой, умерший здесь. Они мне ответили, что святые не принадлежат ни к какой религии. Я им тогда сказала: "Почему же вы тогда хотите следовать религии, почему вы не исповедуете его религию, то есть ту, которую не относят ни к какой религии"... Фанатизм полностью противоречит религии, которая внутри нас, потому что он создает отвратительный яд, который заставляет вас ненавидеть других. Он действует в вас как ужасный яд, который уничтожает всю вашу духовную красоту".

Перейти на начало страницы