Все, что может быть выражено словами, не есть суфизм

Дата записи: 10 октября 2006 года
Журнал: Любовь спасет мир

Вот, попалась книга про суфизм Джавад Нурбахш "Психология суфизма". Читаю и удивляюсь: все про Сахаджа Йогу, только термины другие. Суть, конечно, совсем не изменилась!

"Цель человечества конечную узри: достигнуть точки той, где ничего не видишь, кроме Бога." -- Саади

Сложно с этим не согласиться! С суфийской точки зрения материальная природа (таб), "Я" (нафс), сердце (дел), Дух (рух), глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.

Понятие "нафс" в суфизме достаточно глубокое, но если же использовать сахаджевскую терминологию, то искатели Истины, не-искатели и робщущие души - это ал-нафс ал-мулхама (вдохновленная душа), ал-нафс ал-мутма'инна (успокоенная душа) и ал-нафс ал-лаввама (обвиняющая душа) в суфизме.

"Сердце" у суфиев - место встречи между Единством и множественностью, т.е., фактически, Самореализация в Сахаджа Йоге. "Рух" - это Кундалини, "глубинное сознание" - состояние Нирвичара (состояние безмыслия), "сокровенное сознание" - состояние Нирвикальпа (состояние без сомнения).

"Талаб" в суфизме, пожалуй, более емкий термин, чем то, что мы понимаем под духовным поиском. Талаб - это влечение к Богу, что означает одновременно и зов со стороны Бога, и поиск со стороны человека. Талаб - это сила, которая помогает ученику и поддерживает его во время продвижения к Совершенству. Она порождает в ученике ощущение неудовлетворенности своим состоянием, заставляя его искать состояние покоя.

"Зэкр" суфиев - это Имя Бога, которое учитель Пути передает ученику специальным образом. Передавая ученику зэкр, учитель обучает ученика постоянному вспоминанию Божественного начала. Сахаджа йоги используют мантры, которые также являются именами (различными аспектами) Божественности.

"Фана" бывает внешней и внутренней. Внешняя фана - это "исчезновение индивидуальных действий" (фана-и аф'ал), ведущая к проявленности Божественного Действия. Достигший этой стадии тонет в Океане Божественного Действия, так что он видит в каждом событии Действие и Волю Бога. Внутренняя фана связана с исчезновением атрибутов "Я" (фана-и сефат) и исчезновением сущности "Я" (фана-и зат). Так это же действие в бездействии и бездействие в действии, которому сахаджа йоги просят научить их Шри Ханумана!

Так можно продолжать долго... Действительно, слова не имеют значения! Единственно важно, чтобы путь, по которому идет человек, приближал его к Богу, и Бог проявлялся бы через него.

"Пусть наши уши слышат то, что Истинно,
Пусть наши глаза видят то, что чисто,
Пусть наша суть прославляет Божественное,
И пусть слущающие внимают не моему голосу, но мудрости Бога".
Да воцарятся среди нас милосердие и покой...