О жанре кавали
Дата записи: 8 декабря 2006 года
Журнал: Юва Ижевск
Привет всем, я - Павел. Я очень люблю кавали и нашел вот такой рассказ. Есть еще один, но там побольше информации; его выложу потом.
Кавали - форма песнопения, уходящая корнями в мистическую традицию суфизма. Она берет свое начало с XIII века, когда в Индии сформировался суфийский орден "Чишти". Известно, что и до этого турецкие и персидские суфии использовали музыку для коллективных медитаций, которые назывались "Сама", но именно в Индии в соединении персидской поэзии и индийской музыки, родилось искусство кавали. "Кавал" в первом значении перевода значит "неопровержимость", во втором - "певец". Традиционно, музыка кавали исполняется на гробницах суфийских святых в Индии и Пакистане. Самым известным таким святым местом является Аджмир (Индия), там находится гробница. В Дели находятся гробницы Бахтияра Каки, Низзамуддина Аулия. На этих местах во время праздников группы кавали, сменяя друг друга, поют непрерывно несколько дней.
Кавали - искусство, передающееся от отца к сыну в течении многих поколений, не всякий член семьи может стать солистом в группе. Обязательным условием для этого является то, что солисту необходимо знать наизусть около пятисот стихов на арабском, урду, хинди, персидском языках, а также помнить мелодии этих песен со всеми их нюансами и поворотами. Таким даром обладают единицы избранных. И что особенно важно, голос певца должен обладать некими магическими свойствами, дабы погружать слушателей в состояние возвышенного восторга, именуемого "халь".
В жанре кавали может исполняться газель или же могут исполняться рубаи. Это стиль, когда пропевается строка, затем она подхватывается. Поэтический жанр - это восхваление. "Хамд" - восхваление Аллаха, "Наат" - это восхваление Мухаммеда, "Касыда" - это когда восхваляют мастеров и суфийских учителей. Амир Хосров писал на персидском. В любом диване любого поэта сначала идет "Хамд", а затем "Наат" - такова иерархия жанра. Если в диване нет "Хамд", то в начало вынесен "Наат".
Кавали это, как правило, песни на стихи таких поэтов как Хазрат Джунайд Багдади, Муляна Шибли. Кавали вызывает вид гипнотического воздействия на духовно-настроенную аудиторию и вызывает вид неконтролируемого возбуждения, именуемый Джазба ("интенсивное переживание"), которое затем развивается и переходит в Ваджад (экстаз). Концерт кавали организуется таким образом, чтобы не мешать религиозным обычаям и практикам Ислама. По настоящему хороший кавал нуждается в "духовном благословлении" мастера. Иногда эта профессия бывает прибыльной и приносит сотни рупий в виде "Назара". Когда член "Кавали манфилс" находится под воздействием куплета и входит в "Ваджад" (своего рода, духовное опьянение), то ведущий музыкант, увидев, что такое произошло, повторяет эту строку до тех пор, пока душа слушающего не насытится. Известный суфийский Мастер, один из "Четырех великих", Бахтияр Каки покинул этот мир в состоянии "Ваджад", когда кавал пел: "Kushtagaan-e-khanjar-e-tasleem raa, har zaman az gheb jaan-e-deegar ast" ("Для жертвы меча Божественной любви, есть новая жизнь из невидимого каждое мгновение").
Музыка суфизма апеллирует больше к чувствам, чем к разуму. Там, где осуществляется переход от разума к чувству, начинается наслаждение. Но неподготовленному человеку непросто его достичь. Для музыкантов и слушателей существуют одни и те же правила, позволяющие понять все стороны произведения: эстетику, форму, фактуру, интерпретацию. Очень важен исполнительский талант музыканта-суфия, без которого профессиональное занятие музыкой просто невозможно. Именно в этом русле следует рассматривать творчество поющих дервишей, так называемых "кавали" (в переводе с арабского - "тот, кто говорит хорошо").
При всем многообразии направлений суфийской музыки, связанных не только с индивидуальностью исполнителей, но и с историческими и национальными особенностями отдельных регионов, они, тем не менее, объединены рядом неизменных, ярко выраженных художественно-эстетических признаков. Это, в первую очередь, текст, всегда посвященный Богу, затем определенный набор выразительных музыкальных элементов, присущих народному исполнительскому искусству, и, наконец, свободная импровизация, своеобразно сочетающаяся с устоявшимися канонами музыкально-поэтической структуры.
Суфийские шейхи отбирали преимущественно такие стихи, которые легко допускают символическое толкование. Если повторение слова "Аллах" является в мусульманской религии актом набожности, благочестия, то суфии используют этот повтор как духовное упражнение, которое дает им возможность достичь состояния экстаза.
Кавали могут начать играть в десять часов утра и закончить поздней ночью. Ортодоксальный Ислам не разрешает кавали выступать близко от мечети; для него создаваемое ими действо — эклектичное богослужение, восторженное поклонение и экстаз перерастают в неуправляемый процесс. Однако контроль здесь все же существует в лице старейшины общины дервишей, потому что музыка кавали часто вызывает транс. На представлениях кавали всегда царит праздничная и приподнятая атмосфера. Достаточно просто закрыть глаза и слушать - и перед взором появляются необыкновенные образы. Ведь Бога нельзя видеть глазами, его можно узреть душой. Суфийская мудрость гласит: "Зашей глаза, если ты хочешь увидеть Бога". Утонченные, одухотворенные звуки мелодии способны возбуждать у слушателей самые возвышенные чувства.
Помимо солистов в ансамбль кавали часто входит еще несколько человек: хор и два музыканта, играющие на ударных инструментах - табла и дхолак. Участники хора не только поют, но и ритмично хлопают в ладоши. Исполнение песен строится на последовательном чередовании соло и хора. Начинающееся неспешно и спокойно песнопение постепенно становится все более и более эмоционально насыщенным, наполняясь отголосками шумных восточных базаров и народных празднеств. Речитативная часть исполняется двумя ведущими певцами, которые аккомпанируют себе на специальных гармониках, похожих на аккордеон, лежащий на боку. Когда речитатив завершается, остальные участники ансамбля начинают петь все громче и громче другую поэтическую строку, повторяя ее как своеобразный припев много раз и достигая кульминации, до тех пор, пока солист не приступит к следующему речитативу. В то время как хор твердит припев из основной поэмы, солисты прерывают ее целой цепочкой импровизированных строф из другой поэмы, что дает им возможность прямо во время представления создавать своего рода поэтически свободные ассоциации, после чего весь ансамбль снова возвращается к первоначальной теме.
Соразмерность стихотворной речи подкрепляется музыкальным ритмом, приоритетная роль которого в ближневосточной музыке сохраняется вплоть до настоящего времени. Аккомпанирующие музыкальные инструменты - мембранные ударные, из которых звуки извлекаются пальцами, - называются "инструментами, передразнивающими мелодию". Ударные призваны поддерживать повторение ритмической формулы. Подстегиваемое остинатным ритмом сознание слушателя, предварительно настроенного на общение с Богом, сводит музыкальные элементы воедино и получает сильный эмоциональный импульс.
Долго звучащее остинато, возврат к одним и тем же ритмическим и мелодическим фигурам поначалу заставляют слушателей отключиться от внешнего мира, сосредоточиться на звучащей мелодии и следовать за ней. Постепенно, по мере непрерывного музыкального развития, достигаемого при помощи ускорения темпа, учащения ритма, расширения динамики и звукового диапазона, эмоциональное напряжение нарастает. И, наконец, наступает момент, когда энергия уже не может быть сдерживаема и вырывается наружу, проявляясь в виде неконтролируемых движений или экстатического танца, что было особенно характерно для суфизма на ранних этапах.