Подобны спичке, или Как в Нижний приехала Нафиса

Дата записи: 16 ноября 2007 года
Журнал: Сказки каждый день

Наш с Лешкой союз временами напоминает спичку, где мой муж - коричневый серный шарик (вместе с коробком), а я - маленькая щепка-деревяшечка. Он зажигается идеей, ходит пару часов с восторженным взглядом и рассказывает, чуть повысив голос, как будет здорово, если так-так-и так! Идею (если она кажется не совсем обреченной) подхватываю я, и через некоторое время, когда Лешка к ней полностью охладел и вообще уже об этом думать забыл, продолжаю это начинание. Звонки, разговоры, наброски, планы... А он ходит и удивляется: и чем это ты тут, жена, занимаешься? ;)

Так случилось с приездом Нафисы в Нижний. Мы возвращались после корейского праздника Чусок, где я оказалась из журналистского долга, и где все национальные общины нашего города показывали свое народное искусство. Слушая, как я абстрактно восторгаюсь армянскими и корейскими танцами с веерами, Лешка спросил:

- А что, если нам пригласить в Нижний Нафису из Тольятти - пусть поучит нас танцевать индийские танцы.
- Эээээ... - ответила я.
- А что? - сказал он.
- Ну, наверное, она не сможет, - сформулировала я.
- Надо у нее спросить, - ответил он, набирая номер ее сотового. - Алло, Нафиса! (это уже в трубку) А ты приедешь к нам преподавать танцы?

А Нафиса возьми да и ответь в шутку, что запросто! А потом все возьми да и сложись так, что она, правда, смогла! Надо было найти помещение для танцев. Я, спустя почти пять лет, явилась в свою родную школу, директором там Мария Валерьевна, которая в мои годы была просто пионервожатой Машей. Пионервожатское прошлое не дает ей очерстветь сердцем и умом: она с радостью согласилась выделить нам рекреацию в школьные каникулы. На вторую неделю помещение нашлось в Нижегородском остроге, где мы когда-то давали концерт. И группа из одиннадцати человек, желающих и могущих каждый вечер танцевать набралась.

5 ноября Лешка встретил на вокзале Нафису. Сейчас она уже успела выступить на двух концертах (грядет третий) и научить нас танцевать с палочками. И это еще не все! А мне пора убегать на занятия :)

Истоки индийского танца

Если получится, я еще не раз напишу о тех чудных моментах, которые нам подарила Нафиса за время своего гостевания в Нижнем Новгороде. Например, был чудный момент, когда я, собираясь написать о наших индийских танцах в свою "рабочую" газету, попросила ее рассказать мне немножко о теории индийского танца вообще и стиля "Кучипуди" в частности.

Нафиса, недолго думая, дала мне свои записи. Там "переводы" танцев соседствуют с рисунками - хасты, мудры, чари, степы... А еще есть отрывки "Натья Шастра" - древнего учения о танцах. Много веков назад все движения уже были изучены и предписаны. Из танцевальных записей Нафисы (отрывок из "Натья Шастра"):

"Когда приветствуют богов, руки соединяют над головой. Для гуру и брахманов – перед лицом, для старших по возрасту – перед грудью, для остальных нет особых правил" "О, Земля! Океан – твое сари, а гора – твои груди. Когда я танцую, я ударяю тебя моими стопами. За это, пожалуйста, прости меня!" "Наши уши и бедра должны быть на одной линии, наши локти и плечи должны быть на одной линии, грудь – вперед, спина – выгнутая, эта поза называется "садштавам". "Перед началом танца руки должны быть перед грудью, стопы вывернуты, танец начинается с правой руки и ноги".

Осиротевшие

Мы с Лешкой просто-таки осиротели, когда Нафиса от нас уехала. Она ведь все те две недели, что преподавала нам танцы, тихо жила в соседней комнате и стала нам натуральной сестренкой за это время. Утром мы все вместе медитировали, вдвоем с ней готовили завтрак, я убегала на работу. Даже суп варится очень быстро, когда его готовишь в четыре дружные руки. А еще она открыла нам секреты настоящего узбекского плова, приготовив его в день своего отъезда (она родилась в Узбекистане. А еще у нее большая семья - две сестры и два брата!)

Глядя на нее, я впервые поняла, зачем на нашем спутниковом телевидении есть канал "World Fashion", программа которого состоит из сплошных показов мод. Нафиса смотрела его, не отрываясь, иногда зарисовывая наиболее понравившиеся модели на листочек: она же по образованию без пяти минут модельер, в феврале защитит диплом (тема - что-то типа "Элементы традиционного индийского костюма в европейской одежде"). Гладильную доску на время ее пребывания мы перетащили к ней в комнату: она гладила свои вещи перед каждым выходом из дома. Я глажку терпеть ненавижу (лучше буду целую неделю мыть посуду!), поэтому для меня это было верхом чего-то волшебного.

Каждый вечер после наших занятий она говорила по телефону и много смеялась с болгарином-мужем (уже в марте она уедет из России к своему Юре - его назвали так в честь Гагарина, а на Нафису он удивительно похож внешне). Потом с закрывающимися глазами приходила к нам, и мы понимали, что пора снова медитировать и баиньки.

Тихое круглое танцующее солнышко. Через полгода в Болгарии станет светлее.

Наш общечеловеческий танец

На вторую неделю наших танцевальных занятий, когда мы уже почти выучили танец с палочками, меня однажды посетило озарение... некое его подобие. Я, наконец-то, осознала сердцем истину утверждения о том, что без коллективного, общего духовного роста ничего не значит рост индивидуальный. То есть, конечно, значит – но лишь с точки зрения составляющей этого целого.

Это как общий групповой танец. Вот мы его учим. Повторяем движения, запоминаем комбинации, каждый старается, чтобы все было красиво. У кого-то получается хуже и медленнее, у кого-то – лучше и быстрее. Но танец-то складывается, только когда все танцуют более-менее хорошо. Он имеет смысл, только когда все выполняют свои движения, объединяя их в общий рисунок. А без этого те, кто бегут вперед семимильными шагами выглядят даже более нелепо, чем отстающие. А со стороны зрителей, даже если кто-то идеален, общий танец выглядит все равно хаосом.

Так же и с духовным ростом людей: хорошо, когда у человечества есть пророки и святые. Но как насчет всех остальных? Мы все танцуем перед Богом общий танец.

Сканография

Однажды я пришла с работы и увидела, как Нафиса сканирует фотографии. Это были старые фотки, сделанные еще мыльницей – на ней была она сама, совсем еще юная, или же дорогие ее сердцу люди – она сканировала те фото, которые нашла в наших альбомах, но которых у нее не было. Наблюдая за тем, как она методично меняет в сканере одну фотографию за другой, я вдруг вспомнила об одном интересном способе создавать коллажи – мне рассказали о нем почти год назад на одном компьютерном семинаре для детей, но все как-то руки не доходили попробовать сделать что-то самостоятельно.

Называется метод "сканография". Если кратко, то заключается он в следующем: нужно положить в художественном беспорядке на стекло сканера разные предметы и запустить сканер, который сработает как фотоаппарат.Когда я описала это Нафисе, она сначала не очень поняла, как это делается, но, тем не менее, мы очень быстро создали первый наш коллаж, который назвали "Благословения богини Лакшми". Вот он:

Использованы: фото со свадьбы в Индии Бабиты и ее мужа Артура, монетки с Дивали, маленький веник – подарок Нафисе на Дивали от Леши, - пятисотрублевые купюры из зарплаты, жемчуг как символ богатства, портрет Шри Матаджи и мужнина серая футболка в качестве фона (муж – тоже благословение Лакшми). Нам понравилось.

Потом мы еще около часа экспериментировали с разными предметами. Из наиболее удачных, пожалуй, вот это: очень просто, но органично.

Фото Шри Матаджи и ворох красной ленты сзади. Наверное, что-то подобное можно сделать и в фотошопе, но так – гораздо проще. Доступно даже детям и... нам с Нафисой!