Опыт работы детского лагеря в Тольятти

Дата записи: 24 марта 2008 года
Журнал: Молодая энергия

Позвольте поделиться с Вами прекрасными моментами, пережитыми нами во время летнего лагеря для детей сахаджа йогов. Удивительным оказалось само место. Мы даже и вообразить не могли, что когда-нибудь соберемся в таком количестве, да еще в таком чудном месте Самарской Луки. Лагерь для детей сахаджа йогов мы организовывали каждый год на протяжении двенадцати лет. И обычно мы собирали около двенадцати детей и четырех взрослых. В этом году возникло желание собрать большее количество детей из разных городов Поволжья. И Божественность сделала все, чтобы у нас было такое прекрасное место. Это территория бывшего пионерского лагеря для пятисот детей. Он находится в окружении великолепной природы на берегу Усы – притока реки Волги. Нас было тридцать три ребенка и пятнадцать взрослых. Дети были разделены на отряды по возрасту (первый отряд: 12-14 лет, второй отряд: 7-11 лет, третий отряд: 4-6 лет). На каждый отряд по три вожатых, на малышей двоих, так как малышей было всего шестеро. Пищу нам готовили сахаджа йогини, так что мы получили огромное удовольствие от еды, приготовленной с такой любовью.

Начинался наш день как обычно с подъема и умывания. Взрослые вставали раньше детей, так чтобы успеть помедитировать. Ребята после подъема надевали одежду специально для медитации (у кого были индийские панджаби и курты, а у кого-то просто красивая, достойная одежда) и отправлялись на медитацию в комнату, приспособленную специально для этого. По пути они съедали свой утренний бутерброд с чесноком (небольшой кусочек хлеба с маслом и чесноком). Потом медитация. После медитации обязательно шуббитинг на земле (забивали каждый свое эго и несколько проблем). Затем зарядка. Представьте себе: поле с травой и на каждой травинке росинка, которую вы сбиваете босыми ногами, утреннее солнце мягкое и ласковое. И вот среди этой красоты Вы делаете зарядку, наполняясь бодростью и свежестью утра. Затем завтрак. После завтрака обязательная процедура наведения порядка в комнатах, коридоре на территории (очень динамично, максимум тридцать минут).

Дальнейшее время заполнялось по-разному. Как оказалось, мы находились в окружении полей, полных спелой лесной клубники. Поэтому, как вы, наверно, догадались, именно туда мы и ходили периодически, наслаждаясь ее вкусом. Это дополнялось пешим походом (старшие шли немного дальше и в более быстром темпе), сопровождающимся беседами о природе... Когда стало по утрам жарко, после похода дети отправлялись в бассейн (Уса к тому времени уже цвела).

Главная цель всех мероприятий в сахадж-лагере – поддерживать состояние детей в балансе. Каждый день недели раскрывает качества определенной чакры. Мы следовали этому недельному ритму, установленному Богом.

Так в воскресенье, в день заезда, был проведен хаван. Воскресенье – день Агии-чакры. Эта чакра очищается огнем. Хаван был проведен в начале смены, чтобы сбалансировать и очистить коллектив. А после него в обстановке любви и торжественности каждый ребенок посадил на клумбе около корпусов цветок. Так началась наша смена.

В понедельник, в день Сахасрары, состоялось знакомство детей с режимом дня, который благословила Шри Матаджи. В этот день был первый сахадж-урок, на котором дети познакомились со знаками десяти Учителей и услышали небольшие рассказы из их жизни.

Во вторник, день Муладхары, в нашем лагере был день Леса, день Земли. В этот день мы ходили в лес, собирали клубнику, запоминали названия растений и медитировали на Земле. А вечером проводилась игра "В поисках Божественных знаков". В ней участвовал весь детский коллектив. На всей территории лагеря были спрятаны знаки Божественных Учителей. Они были крупные и прятались нами, взрослыми, в различные места заранее. Перед игрой мы попросили детей сделать протокол и помолиться Шри Матаджи о Божественной интуиции, после чего начались поиски. Когда знаки были найдены, дети, которые нашли их, встали в нужной последовательности и рассказали немного о своем знаке (среди знаков было несколько неправильно нарисованных, это потребовало от детей еще большей способности различать). Затем все были приглашены на сахадж-урок, темой которого была "Муладхара и ее качества". Еще в этот день случилась приятная неожиданность. Когда мы с малышами возвращались с прогулки на природу, дорогу нам перебежала маленькая серенькая мышка, что вызвало неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых.

В среду, в день Свадистана, вожатые открыли для детей кружки, на которых можно было изготовить подарки для родителей, для сахаджа йогов. Здесь было бисероплетение, оригами, лепка из глины. А также был кружок общей физической подготовки. На сахадж-уроке в этот день мы говорили о качествах Свадистана и познакомились с рагой на эту чакру.

В четверг, в день Наби, в лагере был день Лакшми. В этот день девочки должны были пройти пять испытаний и собрать десятилепестковый лотос Наби-чакры к сахадж-уроку. Сестрам предлагались следующие испытания:

• Испечь печенье к полднику и накрыть красиво столы в столовой. На этом этапе проверялись и устанавливались качества домашних хозяек.
• Вспомнить историю про петухов и инсценировать ее. Так проверялись артистические способности девочек и умение их быть коллективными.
• Организовать и провести игру для малышей. Проверялось умение заботиться о младших сестрах и братьях.
• Ответить на сахадж-вопрос. Оценивалась мудрость и находчивость сестер.
• Достойно одеться и прийти на сахадж-урок.
• На каждом этапе девочки получали по два лепестка Наби-чакры. На сахадж-уроке были пропеты мантры "Десяти Святых Лепестков Наби-чакры". В конце медитации братья сказали, какими они хотят, чтобы были их сестры. Так в лагере в день Лакшми были установлены правила поведения для сестер.

В пятницу, в день Анахаты, была проведена "Рамаяна" для мальчиков. Братья должны были собрать двенадцатилепестковую Анахату-чакру к сахадж-уроку. На первом этапе проверялась их выносливость. Они должны были удержать в течение пяти минут мячи вытянутыми вверх руками. Мы просили представить, что как будто они держат в руках нашу хрупкую Землю. На втором этапе проверялась их коллективная сила. Братья должны были все вместе отжаться от земли пятьсот раз. На третьем этапе они должны были рассказать о Сахаджа Йоге человеку в легере и дать ему реализацию. На четвертом этапе братьям посчастливилось научиться стрелять из лука самого Шри Рамы. Необходимо было попасть хотя бы пять раз в мишень. На пятом этапе предстояло открыть сердце сестрам на сахадж-уроке. Было очень приятно видеть, как мальчики пришли на медитацию. На них была достойная одежда, на головах короны, а в руках букеты лесных ромашек, которые они подарили всем сестричкам. После медитации сестры сказали, какими они хотели, чтобы были братья. Так были установлены правила поведения для братьев. Утром этого дня, во время похода, на небе появился Шри Ганеша. А потом мы видели Его еще раз после одного из шубитенгов.

В субботу, в день Вишуди, весь лагерь готовился к вечерней музыкальной программе. Вот ее концертные номера: cтих "Молитва", баджан "12 имен Шри Ганеши", сценка "Шкатулка", баджан "Джей, Бхавани", сценка "три мусульманина", баджан "99 имен Аллаха", сценка по рассказу Л.Н.Толстого "Сливы", индийский танец с куклами. Очень было приятно осознавать, что наша музыкальная программа проходит параллельно с музыкальной программой в Кабелле накануне Пуджи Шри Ади Гуру.

В воскресенье мы готовились к проведению пуджи Шри Гуру. Дети принимали участие в подготовке алтаря, прасада, посуды для пуджи, приготовлении гирлянды для Матери. Во время проведения пуджи были удивительные вибрации, и мы ясно почувствовали присутствие нашей Божественной Матери Шри Матаджи.

В понедельник мы планировали поездку в соседний лагерь для дачи реализации детям. По объективным причинам поездку пришлось отменить. Но, можете себе представить, какое было наше удивление, когда к лагерю причалил ял с тридцатью подростками на борту. И тут мы поняли, что раз мы не можем поехать дать реализацию, за реализацией приехали к нам. Мы провели реализацию, как планировали. Двадцать шестнадцатилетних тольяттинцев почувствовали прохладный бриз над головой. Этот случай является примером того, что реальными планами для Бога всегда являются те, которые связаны с дачей реализации. В этот день вечером у нас прошла игра "Угадай мелодию". Во время игры детям предлагались мелодии известных баджанов.

Во вторник мы играли в игру "Поле чудес". В этой игре использовались имена Матери. Мальчик, который стал победителем в суперигре, выиграл суперприз - возможность выполнения любого желания, но... желания сахаджа йога. На вечерней медитации он сказал, что хочет, чтобы все были коллективными. Хочется верить, что это чистое желание мальчика выполнит Шри Матаджи и мы, педагоги, родители России и других стран, объединим наши усилия в деле воспитания наших детей в духе Сахаджа Йоги.

В среду у нас состоялась пуджа Шри Ади Шакти. После нее детей ждал прощальный костер на берегу Усы, где все делились запоминающимися моментами из жизни лагеря. Затем взрослые подарили всем детям значок со Шри Ганешей и пригласили на грандиозный прасад. В четверг закончилась наша смена.

Вот режим дня, которого мы придерживались в течение всей смены.
6:00 - 7:00 подъем, медитация, планерка вожатых
7:00 - 7:30 подъем детей, бутерброд с чесноком
7:30 - 8:00 детская медитация
8:00 - 8:30 шуббитинг
8:30 - 9:00 зарядка
9:00 - 9:30 завтрак
9:30 - 10:00 уборка территории
10:00 - 12:00 поход, бассейн (обучение плаванию)
12:00 - 12:30 дежурство в столовой, чтение
12:30 - 13:00 обед
13:00 - 15:30 тихий час
15:30 - 16:00 полдник
16:30 - 17:00 сахадж-урок
17:00 - 19:00 игры, кружки
19:00 - 19:30 ужин
19:30 - 20:30 душ, подготовка к вечерней медитации
20:30 - 21:00 детская медитация
21:00 - кефирник
21:00 - 22:00 масло гхи, массаж для детей
22:00 - отбой для детей
22:30 - взрослая медитация
23:00 - отбой для взрослых.

Организация и проведение лагеря является итоговым мероприятием для детей, которые в течение года посещали детские программы. Детские программы имеют свои особенности, которыми мы хотели с Вами поделиться. Пять лет назад мы, педагоги и родители, задали себе вопрос: "Почему мы, взрослые, один раз в неделю находим время, чтобы посетить коллективную программу медитации, а наши дети лишены этой возможности?" Ответив на него и признав свою ошибку, мы организовали программы медитации для детей, которые проходят в нашем городе и по сей день. Совершенно очевидно, что ребенок лучше и легче постигает любые истины в коллективе сверстников. Кроме того, детские программы имеют свои особенности: длительность детских программ не должна превышать 30-40 минут, и проведение программы должно быть динамичным, чтобы удержать внимание детей на главном.

Динамичность программы достигается сменой деятельности. Для активизации медитативного состояния у детей мы предлагаем им подготовить алтарь Матери к программе. Дети вытирают пыль со столов, выкладывают прасад на тарелочки и предлагают для вибрирования Матери. Это длится около пяти минут. Затем мы около пяти минут вспоминаем вместе с детьми строение тонкой системы человека с помощью схемы. Так дети настраиваются на внутреннюю работу над собой. Приходит время для медитации. Во время медитации поддерживать медитативное состояние помогает музыка. Дети около десяти минут пропевают нотки по чакрам, исполняют мантры под гармонику и баджаны. Когда наступает момент самой медитации, хорошо поставить запись вокальной или инструментальной раги на 5-8 минут. После медитации мы даем в течение семи минут небольшую информацию о чакре, о Божестве. В конце программы детьми исполняется Аарти и три Великие Мантры.

На программу детей приводят родители. Родители – это те люди, которым Шри Матаджи доверила воспитание реализованных душ, поэтому они занимают активную позицию при организации и проведении праздничных детских пудж, летнего лагеря для детей сахаджа йогов.

Детям свойственно копировать взрослых, которые их воспитывают, поэтому только сплоченный коллектив педагогов и родителей обеспечит себя в будущем глубоким сильным коллективом юва шакти, которым станут наши дети.

У нас есть предложение для тех, кто хотел бы организовать детские программы, но не знает с чего начать. Предложение состоит в том, что мы будем высылать примерные планы проведения программ и после каждой программы будем обмениваться опытом, вопросами... Будем рады поделиться опытом и перенять Ваш опыт работы с детьми. Всех заинтересованным в нашем предложении просьба прислать свои электронные адреса с именем и указанием города для создания базы для рассылки.

С любовью Лена Майорова и Юля Иващенко из Тольятти


»»   следующая статья   »»