Фестиваль Сахаджа Йоги в Тольятти 2010 (продолжение)
Дата записи: 19 августа 2010 года
Журнал: Сказки каждый день
ЧАСТЬ III. СЕМЬ НОТ ФЕСТИВАЛЯ
Семь нот не просто так были когда-то подарены человечеству - просветленным музыкантам, которые создали первые музыкальные произведения. Это универсальный язык, который понимает не только сердце, но и наш Дух. Вот почему наш гуру Шри Матаджи всегда подчеркивала важность музыки, и вот почему сахаджа йоги так увлеченно занимаются ею, практически не разделяя творчество и медитацию. Свои впечатления от фестиваля в Тольятти этого года я разложу на семь нот - и назову их в индийской традиции: не до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а Sa-Re-Ga-Ma-Pa-Dha-Ni.
Кстати, согласно представлениям йогов, звуковые вибрации каждой из этих нот совпадают с тонкими вибрациями энергетических центров в теле человека, известным чакрам, и потому их прослушивание или пропевание способно пробудить в нас определенные качества или даже влиять на физическое состояние.
На детских медитациях, которые по утрам проводились отдельно от взрослых, звучала специальная музыка: милые, ритмичные песенки с простыми, но такими мудрыми словами. Это коллектив тольяттинского сахадж-садика записал диск специально для того, чтобы деткам было нескучно медитировать, их внимание было на месте и оставалось устойчивым. Песни и даже кусочки раг - довольно сложных произведений индийского классического искусства - на этом диске исполняют дети вместе со взрослыми. Мелодии включали довольно громко, и даже мы в нашем палаточном городке наслаждались этим диском и прыгали под ритмичную музыкальную зарядку.
RE. Наслаждение творчеством
GA. Удовлетворение
Наш ансамбль индийской музыки "Турья", к сожалению, приехал на фестиваль без своего таблиста (ударника). Поэтому мы по приезду сразу озаботились поиском кого-то, кто мог бы заменить нашего незаменимого Вадима. Нам согласился помочь Игорек Курясев из Москвы, и мы чудесно сыгрались! Если честно, наши репетиции доставили лично мне чуть ли не больше удовольствия, чем последующее выступление на сцене. Это очень ценно, когда другой музыкант сразу становится "своим" - ему не нужно объяснять, где сделать паузу или чуть изменить темп, он с полузвука понимает нужную интонацию. Это приносит огромное удовлетворение от самого процесса репетиции, и даже сам концерт, результат, становится не столь важным.
MA. Одно большое сердце
Пуджа - центральное событие любого сахадж-фестиваля. Она представляет собой большую медитацию всех собравшихся йогов. Но в отличие от обычной медитации, это не просто пребывание в безмыслии, а стремление пробудить во всех собравшихся определенные энергии (принципы, изначально заложенные в нас Творцом) через поклонение. Поклонение может быть выражено разными способами: музыкой и исполнением определенных песен, пением мантр, преподнесением цветов или плодов, зажжением благовоний и огней... Санджей Тальвар снова запел перед Пуджей - бхаджан "Дурга Ади Шакти" хорошо известен в России, и я, сидя на своем местечке на Поляне, уже было начала ему подпевать, как вдруг... из моих глаз полились слезы, которые я не могла остановить. Хотя, если честно, не особенно и пыталась, потому что чувствовала, что эти слезы смывают, вымывают что-то, что лишь мешает мне улыбаться - в глобальном смысле этого слова :) Если катарсис и существует, то это был он. Я закончила рыдать, только когда все уже закончилось, и всех пригласили в столовую на праздничный ужин и угощение сладостями.
PA. Коллективность
В воскресенье утром мы отправились помедитировать на зеленый газончик к дому Шри Матаджи - в этот настоящий оазис посреди сухого леса. Девочки предложили почитать известный гимн "Хануман Чалиса" и начали его не декламировать, а петь. Это переросло в спонтанный концерт всех, кто собрался в тот момент на лужайке.
Появилась дарбука, потом гитара... Неожиданно в общий хор влился сильный голос Тальвара: никто и не заметил, как он вышел из гостевого домика и скромно подсел рядом. Все, конечно, сразу же засмущались, но Тальвар не хотел, чтобы пение прекращалось, и даже предложил исполнить еще одну песню, которую наш гитарист Сережка слышал впервые. И пусть общий хор звучал не очень слаженно, пели все - и от всего сердца!
DHA. Шепот всепрощения
Я думаю, все, кто хоть раз был на Поляне, согласятся со мной, что одна из самых прекрасных мелодий, которые там можно услышать - это шепот Волги. В ветреный день волны водохранилища становятся почти морскими, высокими и шумными!.. Сидеть на берегу можно очень долго... Грустное наблюдение: почти не было слышно пения птиц. Видимо, из-за аномальной жары в природе нарушился баланс, погибли многие насекомые и другая живность, которая, в свою очередь, служила питанием для пернатых.
Мы с Ольгой Викторовной спасли одного попавшего в воду мотылька: он долго сидел в наших ладонях, суша крылышки (мы осторожно передавали его друг другу, когда рука уставала не шевелится), до тех пор, пока мы не дошли до первого деревца - его нового прибежища.
У нашей "Турьи" есть песня-визитка: "Раббани бан" ("Становись святым") - каввали, написанное Тальваром. Хотя на фестивале музыкант признался, что написал к этому произведению лишь мелодию, слова ему продиктовала Шри Матаджи:
Приходи и позволь мне показать тебе хоть один миг того нового мира,
Где слепой может видеть, хромой - ходить, а тот, у кого нет цели, находит свой путь.
Мы видели, как жестокость утопала в единстве Бога.
Мы видели, как дурные характеры превращаются в божественные.
Мы видели эго, лишенное цели, которое становилось праведным,
Мы видели, как разбитые сердца расцветают в любви.
Оставь свои иллюзии - это день Страшного Суда.
Ад замер в ожидании того, кто до сих пор не понял...
Так становись святым, становись духовным!
Сильное произведение! И самые сильные музыкальные впечатления тоже связаны с ним.
Во-первых, мы услышали его в исполнении самого маэстро :) В его исполнении это не каввали - слишком мягко. Но от этого не менее проникновенно.
Во-вторых, мы два раз исполнили "Раббани бан" на публику, и в первый раз это было так мощно, что никто даже не танцевал (хотя каввали - очень танцевальная музыка). Все замерли и слушали, я в этой песне почти не пою, так что имела возможность отвлечься на реакцию зрителей. Это было здорово. Во-второй же раз танцевали уже многие и даже - на это было удивительно смотреть - глухая девушка по имени Надя. Точно двигаясь в такт, она, казалось, слышала все сердцем...
Мне хочется, чтобы наша музыка всегда производила такой эффект, чтобы люди, даже не понимая слов, понимали бы сердцем, о чем поется, и начинали следовать этому великому призыву: "Становись святым, становись духовным!"