The Sabri Brothers-LIVE: живой концерт каввали в Москве
Дата записи: 29 октября 2010 года
Журнал: Сказки каждый день
Так случилось, что 24-ого октября я оказалась в Москве. Как раз в тот день, когда в актовом зале Российского Университета дружбы народов был организован концерт исполнителей музыки в стиле каввали братьев Сабри.
Вначале пару слов о каввали, этом особом музыкальном жанре. Иначе будет непонятно, отчего этот экзотический концерт был мне так интересен. Не вдаваясь в сложные подробности, расскажу самое основное: искусству каввали уже более семисот лет, оно возникло на стыке индийской и персидской музыкальных традиций. Дословно само слово "каввали" переводится как "чтение, выражение", тот, кто исполняет каввали, называется каввалом. В этих песнопениях много речитативов: исполнитель читает стихи под музыку, затем снова начинает петь, и одна из строк, наиболее значимая, может повторяться множество раз на всевозможные лады, затем опять идет речитатив. Каждое каввали редко длится меньше пятнадцати минут. И у этого есть свое объяснение: ведь за время исполнения и музыкант-каввал, и его слушатели должны войти в особое состояние, а на это, естественно, требуется время.
Истинное каввали должно вводить и исполнителя, и зрителя в состояние "важд" - духовного экстаза, в котором возможно ощутить свое единение с Богом. Именно это качество и ценится в каввали с точки зрения суфизма. Говорят, что эта музыка в свое время стала популярной, потому что каждого своего слушателя - будь то император или нищий - певец-каввал стремился привести в такое состояние, где опыт общения с Богом стал бы осязаемым.
Именно поэтому каввали так любят сахаджа йоги, которые тоже стремятся к непосредственному контакту с Божественным. Мы с мужем слушаем каввали так же часто, как и другие жанры индийской классики - раги и бхаджаны. И даже пытаемся исполнять. Так на последнем концерте в рамках этно-фестиваля "Шарабан" (где меня не было, потому что это было как раз 24-ого октября), наш ансамбль "Турью" попросили исполнить что-то позабористее и подинамичнее, и для двадцатипятиминутного выступления на большой сцене было выбрано два каввали. Народ, конечно, танцевал, потому что эти каввали очень заводные. Но поется в них о серьезных вещах: единстве религий, пути в рай, опасности ада... Позже в нашей группе в социальной сети появился комментарий: "Ребята, Вы - просто молодцы! Создаете настоящую атмосферу какой-то иной, прекрасной жизни, как будто касаешься чего-то святого и духовного". Раз люди это почувствовали, значит, каввали в исполнении нижегородцев удались!
Вот почему было так интересно сходить на концерт настоящих, прирожденных каввалов (ансамбли эти обычно семейные, искусство передается от отца к сыну). И мы с московскими друзьями сахаджа йогами отправились 24-ого октября в РУДН. Концерт был организован при поддержке посольства Индии, русско-индийского общества "Диша" и другими подобными организациями. Поэтому зал был, в основом, заполнен индийцами, а многие вступительные речи на хинди не переводились даже на английский. Но здесь мне еще не было обидно, что я не знаю хинди. Обидно стало потом, когда концерт (с 45-минутной задержкой, очень расслабленно) начался и я поняла, что те каввали, которые мы слушаем в записях, гораздо более "музыкальные". В том смысле, что в них гораздо меньше речитатива и больше именно пения. А здесь речитативы лились и лились, и было немного не по себе от того, что я понимаю только отдельные слова. Что, правда, не мешало наслаждаться поэтичностью языка...
Тот, кто хоть раз слушал каввали, помнит, как каждую особо поэтическую фразу солиста сидящие вокруг него музыканты обычно сопровождают одобрительно-восхищенным "ва-ва-ва!" Тут "ва-ва-ва!" восклицал весь зал, мужчины вскидывали руки и начинали приплясывать, прямо сидя в креслах, чем дальше, тем эмоциональнее.
Впрочем, моего эпизодического знания хинди хватило, чтобы понять, что первые две композиции были посвящены Аллаху. Поскольку я старалась слушать музыку в медитации, то заметила, что и общее состояние было хорошим, ощущения на ладонях прохладные.
А потом музыканты вдруг сняли свои тюбетейки (а как мы знаем, головные уборы мусульмане обычно носят во время молитвы) и стали петь что-то явно более "мирское". Они заигрывали с залом, подначивали зрителей, многие из них развеселились еще больше, но медитировать под такое уже как-то не получалось, а с ладоней повалил жар. После второй композиции в подобном же стиле, мы переглянулись с Виталькой, Лешей и Мишкой, вместе с которыми пришли на концерт, и направились к выходу.
Мы чуть было не ушли, правда. Вот такие вот разочарованные. Но внизу продавался масала-ти, парни наши решили подкрепиться... Один индус, вышедший из зала "проветриться", спросил, как нам концерт. Мы честно ему ответили, что каввали, которые ансамбль исполняет в данный момент, мягко говоря, не кажутся нам классическими. Тот смутился и стал как бы оправдываться, что, да, эта музыка не так возвышенна, но зато, мол, более понятна "простому человеку". Мы, впрочем, слов и так не понимали, судили исключительно по состоянию. И тут в зале все-таки вернулись на высокую ноту: запели каввали из известного фильма "Джодха и Акбар". И мы решили вернуться. Когда уселись, зазвучало классическое "О лал мери", и больше музыканты "уровень" не теряли, состояние было очень хорошее.
Финальное каввали было с таким длинным поэтическим речитативом, что Виталька не выдержала и попросила сидевшего позади индуса перевести нам смысл хотя бы на английский. Тот рассказал, что певец поет о том, как людей разделяет множество различий: одни ходят в индуистский храм, другие - в мечеть. А птицам все равно: они могут сесть как на купол храма, так и на минарет мечети. И они будут ближе к Богу...
Традиционно музыку каввали исполняют только мужчины. Самый известный каввал XX века - это, конечно, Нусрат Фатех Али Кхан, настоящий и всемирно признанный мастер. Следующие по популярности, лично для нас - это, конечно, братья Сабри (The Sabri Brothers) из Пакистана. Тот ансамбль, концерт которых был устроен 24-ого октября в РУДН - это тоже были братья Сабри, но другие, индийские. Правда, я об этом узнала уже после концерта. А на концерте все думала: "Почему же у них так голоса отличаются от тех, что в записи?" Уже потом "погуглила", устроила певцам виртуальный "фейс-контроль" и поняла, что это все-таки были не "те самые" Сабри, а их однофамильцы. Впрочем, тоже мастера. Если бы не вольности с репертуаром, все было бы вообще "супер".
Виталька попыталась пообщаться с музыкантами после концерта, но оказалось, что они почти не знают английского. И все-таки главный солист, Афтаб Сабри, благодаря оказавшемуся рядом с ним переводчику, понял, что "мы почувствовали очень много любви от Вас во время концерта и хотели бы Вам ее вернуть". И Виталька показала ему, как помассировать макушку (седьмой энергетический центр), чтобы Кундалини смогла пробудиться. Говорит, что выражение его глаз на мгновение вдруг изменилось и просветлело...