Боротин и Буратино

Дата записи: 14 декабря 2010 года
Журнал: Сказки каждый день

Когда я анонсировала свой отъезд в детский лагерь в Боротине, в России только ленивый не пошутил на тему того, что я "еду в гости к Буратино". Название этой деревеньки, и правда, созвучно имени культового персонажа советской сказки, что уж тут говорить. Но я даже не предполагала, что люди, шутившие про Буратино, окажутся настолько правы!

Я поняла это, читая однажды в тихий час своим мальчишкам "Пиноккио". Как известно, Алексей Толстой сделал литературный пересказ книги Карла Коллоди. Вспомним сюжет: папа Карло не думал - не гадал, что у него вдруг появится "сынок". И уж тем более не ожидал, что он окажется таким шалопаем. Он был бы рад деревянному полену, которого можно научить петь и танцевать, и даже не подозревал, что полено окажется очень живым, любопытным и несговорчивым мальчиком, который сбежит от хорошо воспитанной, но такой скучной девочки Мальвины, и вообще будет делать то, что ему вздумается.

Первые пару недель в лагере я очень напоминала папу Карло и Мальвину одновременно: почему-то раньше мне не приходило в голову, что мне нужно будет нянчиться именно с шумными мальчиками, и что дело это окажется настолько непростое. Шесть пятилетних буратин в одной спальне - и организация каждого действия, начиная с укладывания спать и кончая принятием душа, требует особого подхода и фантазии: иначе ты потерпишь крах, буратины будут прыгать по кроватям, а тебе остается только заплакать, подобно бедняге Пьеро...

Чему я научилась за эти полтора месяца? Я попробовала посчитать:
- изучила не менее двенадцати трюков "как уложить детей спать" в смысле, чтобы они не просто легли в кровать, а еще и заснули. Как минимум половину приходилось использовать одновременно. Для тихого часа после обеда свои трюки.
- знаю, как можно без истерик уговорить помыться того, кто этого делать не хочет. И даже с шампунем. И даже голову! Не говоря о том, что теперь умею мыть (с мальчиками свои особенности), одевать-раздевать, в том числе с памперсом.
- умею отличать плач "обиженно-манипулятивный" от "справедливо-обиженного". Во втором случае можно пожалеть, обнять, приласкать, разобраться с обидчиком, в первом - ни в коем случае, нужно действовать по ситуации. Можно даже не спрашивать, в чем дело: по самому характеру плача все ясно.
- то же самое с фразой "у меня болит то-то". Когда нужно действительно бежать за лекарством, а когда достаточно просто подойти и уделить внимание (потому что именно его таким образом и требуют).
- конечно, заслуга того, что обычно дети съедали абсолютно всю еду, что давали - больше не моя, а нашего чудесного повара Даниэля. Он, и правда, очень вкусно готовил, так что мои "плюс четыре кило" тоже, можно сказать, на его совести. :) Но все-таки и я тоже научилась немного контролировать процесс принятия пищи, если этого не делать, четверть порции может оказаться под столом, еще четверть на рукаве и так далее...
- поскольку лагерь-детсад у нас был не обычный, а встроенный в систему интернационального воспитания по методу Сахаджа Йоги, то каждый день предполагает также и занятия йогой. Вы представляете себе медитирующего Буратино? Вот-вот, тот еще трюк - как сделать медитацию интересной и увлекательной? Иногда получалось. :)
- чему они меня еще научили, так это жить в настоящем. Все плохое забывается мгновенно. Ну и что, няня, что две минуты назад мы устроили потоп в ванной?! Сейчас-то мы доверчиво прижались к тебе со всей любовью, на которую способны! Няня, ты чувствуешь?

Рисунок Л.Владимирского к изданию 1956 года

Наверное, можно перечислять еще долго. Два дня назад родители приехали и забрали буратин по домам. Когда ты обнимаешь их на прощанье, то вдруг ощущаешь, что помимо "длинного любопытного носа" у них все-таки еще есть и маленькие белые крылья за спиной...

По заявке Ирины рассказываю, как я укладывала своих "буратин" спать и уговаривала их помыть голову с шампунем. Итак, шесть активных мальчиков в возрасте от четырех до пяти с половиной лет и няня, не имеющая особого педагогического опыта, то есть я, и имеющая полтора месяца для того, чтобы этот опыт накопить. :) Это я к тому пишу, чтобы опытные мамочки не судили меня строго. Во-первых, своих детей у меня все-таки пока еще нет, а во-вторых, дети в коллективе с "чужой тетей" все-таки ведут себя иначе, чем дома с родной мамой. Но с другой стороны, в этом детском лагере мы использовали в том числе и некоторые методы из Сахаджа Йоги, поэтому я надеюсь, что даже кто-то из опытных мам откроет для себя что-то новое.

Если ребенок не хочет мыть голову шампунем... Мои парни мыться с шампунем не любили (за единичным исключением), поэтому день "мытья головы" (по правилам должен был случаться раз в неделю) был поначалу днем скандалов... Но постепенно я приноровилась. Во-первых, поняла, что у детей тоже бывают разные дни и настроения. Сегодня он не хочет даже слышать о шампуне, а завтра просит его сам. Важно было понять, что дети все-таки важнее планов и предписаний, поэтому если голова не была уж совсем вопиюще грязной, я позволяла отложить ее мытье на денек, договариваясь: "Хорошо, сегодня мы мыть голову не будем. Но завтра-то уж обязательно, обещаешь?" Как правило, эти свои обещания они держали. Иногда, в зависимости от надобности, кому-то ведь и чаще раза в неделю приходилось мыть". Во-вторых, если в начале я обычно намыливала им голову и смывала шампунь сама, то потом стала давать делать это самостоятельно. То, что они делают это сами, добавляло им энтузиазма, я помогала только в крайнем случае. И главное - дать альтернативу: "Ну что, моемся сегодня без головы, но с помощью няни, или самостоятельно, но тогда уж с головой?". Иногда диалог в ванной начинался так: "Сегодня моем голову!" - "Нееееет!" - "Ок, тогда давай просто помоем шампунем тело и шею, голову не трогаем." - "Ок!" Моет тело, и в процессе шампунь, видимо, перестает казаться для ребенка таким уж страшным. Выжидаю пару минут и продолжаю: "Ты знаешь, мне кажется, твоя голова все-таки довольно грязная. Смотри, какой ты уже весь чистенький, а голова грязная! Может быть, ее тоже помоем?" - "Ну, хорошо..."

Шесть детей - это значит, в моем арсенале шесть разных шампуней, ведь у каждого он свой. Иногда я предлагала: "О, смотри какой у вот этого мальчика шампунь!" Обязательно даю понюхать, ароматические отдушки их очень привлекали. "Давай попробуем сегодня помыть голову с его шампунем?" - "Да!" Еще у другого ребенка перед этим нужно спросить, можно ли нам воспользоваться его шампунем, мы ведь учили детей не брать ничего чужого просто так. С другим мальчиком повторяем тот же трюк, разнообразие помогало! Если они все-таки решились помыть голову шампунем, то похвалить, приободрить, поощрить как-то. Чего я только ни делала! И апплодировала мытой голове, и пела: "Браво, браво", и играла с ними в игру "А кто это тут у нас такой чистенький? Раньше в нашей спальне не было такого чистого мальчика! Хм, ты очень похож на мальчика такого-то, но только ты гораздо симпатичнее, ведь он-то был грязнуля, а ты просто сияешь! Ах, это действительно ты? Ну, тебя просто не узнать!" И на ужин пойти, взяв меня за руку, могли только те, кто "сегодня помыл голову, потому что я не вожусь с грязнулями". И делала им феном какой-нибудь интересный хохолок или "ежик", и так далее, и так далее, насколько хватало фантазии.

Если ребенок не хочет спать... Вернее, он говорит, что не хочет, а на самом деле набегался, наигрался, устал и просто гипервозбужден, чтобы дать самому себе успокоиться. В моем случае было обычно именно так...

Перед сном обязательно проветрить комнату. Если воздух жаркий и спертый, дети буду засыпать очень долго. Обычно я распахивала окно настежь, пока они чистили зубы в ванной, а потом закрывала, оставляя режим микровентиляции. Когда воздух свежий, они и под одеяла забираются охотнее, а там уже успокаиваться гораздо уютнее. Сахадж-секрет: когда человек излишне активен, у него обычно перегреты правые свадистан и наби (манипура) - второй и третий энергетические центры, расположенные в районе живота с правой стороны, там, где находится печень, поэтому на "йоговском" сленге это и называется "горячая печень". Охладить эти центры можно физически, приложив к телу на три-пять минут замороженную бутылку с водой (со льдом), обернутую тканью, чтобы не чрезмерно морозить кожу. Дольше нескольких минут держать вряд ли нужно, особенно с детьми, чтобы ничего не застудить, но на самом деле, если вам удалось закрепить лед в нужном месте (в Боротине для этого есть специально сшитые пояски с кармашками для бутылочек, которые завязываются вокруг пояса, но иногда я не надевала их, а просто придерживала бутыль рукой), то вы увидите, что уже через пару минут поведение ребенка изменится: он как бы "осядет", успокоится, глаза начнут закрываться сами собой... Если причина именно в печени (сахаджа йоги чувствуют это по вибрациям - особым ощущениям во время медитации), то лед - лучшее средство.

Необходимо соблюдать режим, ложиться спать в одно и то же время: иногда мы заканчивали наши игры и прочие дела раньше, и я отправляла ребят в кровати минут на двадцать раньше, надеясь, что и уснут они раньше. Не тут-то было. :) И наоборот: когда мы по каким-то причинам задерживались, засыпали они быстрее - все равно примерно в то же время, что и обычно.

Массаж всего тела или только рук-ног, или головы, или только ладошек и ступней, с маслом или "сухой": у каждого ребенка свои особенности, и одни засыпали от того, что я в течение нескольких минут "рисовала" у них на ладошках, другие - после полноценного массажа с оливковым маслом. Правило такое: я делаю тебе массаж, малыш, если ты лежишь спокойно и твои глаза закрыты. Как только глаза открываются, массаж прекращается. Если кто-то "бузит" в ожидании своей очереди - тоже остается без массажа. Они очень любили массаж и ради того, чтобы получить его, готовы были лежать спокойно. Иногда кто-то из них честно пытался заснуть и лежал спокойно минут пятнадцать, а потом все-таки тихонько просил: "Няня, я никак не могу уснуть, может быть, Вы еще сделаете мне массаж?" Конечно, я подходила, но делала уже скорее не массаж, а легкие поглаживания по спине и рукам. Я заметила, что это дает им спокойствие и чувство защищенности, особенно если массировать (поглаживать) спину в районе грудины, там, где у нас сердечная чакра Анахата, которая отвечает за спокойствие, любовь, бесстрашие и чувство уверенности и защищенности. Как вариант, если сил делать массаж уже нет - просто лечь рядом и обнять...

Что касается музыки, то в распоряжении каждой няни в Боротине обязательно есть CD-проигрыватель и целый набор различных дисков: от аудиосказок и европейской классики (в основном, правда, Моцарт) до солидной библиотеки индийских раг. Индийские раги - это мелодии, передающие определенные состояния различных времени года и суток, различных эмоциональных окрасок, по-разному влияющих на человека... Я экспериментировала и постепенно выяснила, что моим сорванцам лучше всего засыпается под рагу "Чандракаунс" - запись довольно длинная, около тридцати минут, и к концу они обычно уже мирно сопели. Это произведение, передающее энергию лунной ночи ("чандра" в переводе "луна"), и, что показательно, она тоже охлаждающе действует на печень.

Часто они требовали внимания и начинали жаловаться, что "тут болит", - было очевидно, что боль эта выдуманная, и я обычно мазала "болячку" чем-то безобидным вроде детского крема или кокосового масла, приговаривая: "Это лекарство действует, только когда человек спит. Если ты меня не обманывал, то уж наверняка постараешься уснуть" ;)

Сказки или истории моим ребятам перед сном лучше было не рассказывать: они от этого чрезмерно возбуждались, начинали перебивать и предлагать свои варианты развития событий. Но был еще один трюк: если ко мне в спальню вдруг заглядывала другая няня, и мы начинали тихонько шептаться, на них это действовало усыпляюще, особенно если это был кто-то тоже говорящий по-русски, и мы начинали переговариваться на непонятным для моих мальчишек языке.

Иногда, когда они уже лежали в своих кроватках, но все не переставали меня что-то спрашивать, нужно было просто выйти из комнаты, оставив дверь приоткрытой, мол, будете сильно шуметь - я услышу. Порой, конечно, они устраивали бурные дискуссии друг с другом, но обычно все-таки говорить между собой им в такой ситуации становилось не очень-то интересно, и они засыпали...

Для самых безнадежных случаев: он болтает и ворочается, мешает другим, вообще заявляет, что "спать не хочет и никогда-никогда не будет". Ок, тогда стой рядом с кроватью. Если даже начинает обиженно плакать, то тем, кто уже спит, это не страшно: все равно не проснутся (спали они крепко, да), а тем, кто еще не спит - полезно, неповадно будет. Через пару минут, конечно, хнычет: "Я хочу лечь". - "Ты ляжешь, если обещаешь постараться уснуть. Понимаешь, что значит постараться уснуть?" - "Нет!"  - "Это значит лечь и не двигаться слишком много, закрыть глаза и не разговаривать с другими, не издавать никаких особенных звуков и тихо слушать музыку или тиканье часов на стене. Обещаешь?" - "Да." - "Хорошо, ложись." Если обещание выполняется, то ребенок через три минуты уже спит. Если нет, все повторяется снова, но больше двух раз повторять не приходилось обычно. Главное, делать это все спокойно, вообще не повышая голоса, как бы даже сонно...

То, чего мне не хватало поначалу - это спокойной слоновьей уверенности в том, что как бы они сейчас ни болтали и ни ерзали, через полчаса-час все равно будут спать. Наверное, это приходит с опытом. И когда ты точно знаешь, что именно так оно и будет, не поддаешься на панические мысли: "О, Боже, они не успокоятся, наверное, никогда!", то можешь спокойно воспринимать все эти ерзанья и болтовню. Не получая реакции, которой, в общем-то, и добиваются, они успокаиваются и действительно засыпают.

Буду рада, если кому-то эти маленькие советы будут полезны или вдохновят изобрести какой-то свой способ.