Фестиваль Сахаджа Йоги в Тольятти 2010 (продолжение)

Дата записи: 19 августа 2010 года
Журнал: Сказки каждый день

ЧАСТЬ III. СЕМЬ НОТ ФЕСТИВАЛЯ

Мой рассказ будет не полным, если я хотя бы кратко не остановлюсь на музыкальной его части! Сахаджа йоги очень любят музыку. Музыке в нашей практике медитации отводится огромная роль, потому что это божественное искусство, способное возвысить и исполнителя, и слушателя, если есть должное к музыке отношение.

Семь нот не просто так были когда-то подарены человечеству - просветленным музыкантам, которые создали первые музыкальные произведения. Это универсальный язык, который понимает не только сердце, но и наш Дух. Вот почему наш гуру Шри Матаджи всегда подчеркивала важность музыки, и вот почему сахаджа йоги так увлеченно занимаются ею, практически не разделяя творчество и медитацию. Свои впечатления от фестиваля в Тольятти этого года я разложу на семь нот - и назову их в индийской традиции: не до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а Sa-Re-Ga-Ma-Pa-Dha-Ni.

Кстати, согласно представлениям йогов, звуковые вибрации каждой из этих нот совпадают с тонкими вибрациями энергетических центров в теле человека, известным чакрам, и потому их прослушивание или пропевание способно пробудить в нас определенные качества или даже влиять на физическое состояние.

SA. Песни невинности

На детских медитациях, которые по утрам проводились отдельно от взрослых, звучала специальная музыка: милые, ритмичные песенки с простыми, но такими мудрыми словами. Это коллектив тольяттинского сахадж-садика записал диск специально для того, чтобы деткам было нескучно медитировать, их внимание было на месте и оставалось устойчивым. Песни и даже кусочки раг - довольно сложных произведений индийского классического искусства - на этом диске исполняют дети вместе со взрослыми. Мелодии включали довольно громко, и даже мы в нашем палаточном городке наслаждались этим диском и прыгали под ритмичную музыкальную зарядку.

RE. Наслаждение творчеством

Настоящим подарком для всех, кто оценивает творчество не по стандартам учебников и критических статей, а сердцем и вибрациями, стало выступление индийского гостя, поэта, композитора и исполнителя Санджея Тальвара. Вообще-то, этот сахаджа йог - начальник отдела продаж и маркетинга в одной туристической компании. Но по совместительству у него есть талант писать удивительную музыку и исполнять ее своим мягким голосом так, что энергия внутри начинает танцевать вальсы и еще какие-то удивительные размеренные танцы... :) Очень интересна история о том, как Тальвар начал сочинять песни. Он стал поэтом, сидя за рулем своего маленького "Фиата", во время непринужденной беседы со Шри Матаджи, гуру всех сахаджа йогов. Кстати, во время тех десяти дней, что он был в России, Тальвар написал несколько новых песен - вот что значит уметь черпать из неиссякаемого источника вдохновения и творчества!

GA. Удовлетворение

Наш ансамбль индийской музыки "Турья", к сожалению, приехал на фестиваль без своего таблиста (ударника). Поэтому мы по приезду сразу озаботились поиском кого-то, кто мог бы заменить нашего незаменимого Вадима. Нам согласился помочь Игорек Курясев из Москвы, и мы чудесно сыгрались! Если честно, наши репетиции доставили лично мне чуть ли не больше удовольствия, чем последующее выступление на сцене. Это очень ценно, когда другой музыкант сразу становится "своим" - ему не нужно объяснять, где сделать паузу или чуть изменить темп, он с полузвука понимает нужную интонацию. Это приносит огромное удовлетворение от самого процесса репетиции, и даже сам концерт, результат, становится не столь важным.

MA. Одно большое сердце

Пуджа - центральное событие любого сахадж-фестиваля. Она представляет собой большую медитацию всех собравшихся йогов. Но в отличие от обычной медитации, это не просто пребывание в безмыслии, а стремление пробудить во всех собравшихся определенные энергии (принципы, изначально заложенные в нас Творцом) через поклонение. Поклонение может быть выражено разными способами: музыкой и исполнением определенных песен, пением мантр, преподнесением цветов или плодов, зажжением благовоний и огней... Санджей Тальвар снова запел перед Пуджей - бхаджан "Дурга Ади Шакти" хорошо известен в России, и я, сидя на своем местечке на Поляне, уже было начала ему подпевать, как вдруг... из моих глаз полились слезы, которые я не могла остановить. Хотя, если честно, не особенно и пыталась, потому что чувствовала, что эти слезы смывают, вымывают что-то, что лишь мешает мне улыбаться - в глобальном смысле этого слова :) Если катарсис и существует, то это был он. Я закончила рыдать, только когда все уже закончилось, и всех пригласили в столовую на праздничный ужин и угощение сладостями.

PA. Коллективность

В воскресенье утром мы отправились помедитировать на зеленый газончик к дому Шри Матаджи - в этот настоящий оазис посреди сухого леса. Девочки предложили почитать известный гимн "Хануман Чалиса" и начали его не декламировать, а петь. Это переросло в спонтанный концерт всех, кто собрался в тот момент на лужайке.

Появилась дарбука, потом гитара... Неожиданно в общий хор влился сильный голос Тальвара: никто и не заметил, как он вышел из гостевого домика и скромно подсел рядом. Все, конечно, сразу же засмущались, но Тальвар не хотел, чтобы пение прекращалось, и даже предложил исполнить еще одну песню, которую наш гитарист Сережка слышал впервые. И пусть общий хор звучал не очень слаженно, пели все - и от всего сердца!

DHA. Шепот всепрощения

Я думаю, все, кто хоть раз был на Поляне, согласятся со мной, что одна из самых прекрасных мелодий, которые там можно услышать - это шепот Волги. В ветреный день волны водохранилища становятся почти морскими, высокими и шумными!.. Сидеть на берегу можно очень долго... Грустное наблюдение: почти не было слышно пения птиц. Видимо, из-за аномальной жары в природе нарушился баланс, погибли многие насекомые и другая живность, которая, в свою очередь, служила питанием для пернатых.

Мы с Ольгой Викторовной спасли одного попавшего в воду мотылька: он долго сидел в наших ладонях, суша крылышки (мы осторожно передавали его друг другу, когда рука уставала не шевелится), до тех пор, пока мы не дошли до первого деревца - его нового прибежища.

NI. Блаженство

У нашей "Турьи" есть песня-визитка: "Раббани бан" ("Становись святым") - каввали, написанное Тальваром. Хотя на фестивале музыкант признался, что написал к этому произведению лишь мелодию, слова ему продиктовала Шри Матаджи:

Приходи и позволь мне показать тебе хоть один миг того нового мира,
Где слепой может видеть, хромой - ходить, а тот, у кого нет цели, находит свой путь.
Мы видели, как жестокость утопала в единстве Бога.
Мы видели, как дурные характеры превращаются в божественные.
Мы видели эго, лишенное цели, которое становилось праведным,
Мы видели, как разбитые сердца расцветают в любви.
Оставь свои иллюзии - это день Страшного Суда.
Ад замер в ожидании того, кто до сих пор не понял...
Так становись святым, становись духовным!

Сильное произведение! И самые сильные музыкальные впечатления тоже связаны с ним.

Во-первых, мы услышали его в исполнении самого маэстро :) В его исполнении это не каввали -  слишком мягко. Но от этого не менее проникновенно.

Во-вторых, мы два раз исполнили "Раббани бан" на публику, и в первый раз это было так мощно, что никто даже не танцевал (хотя каввали - очень танцевальная музыка). Все замерли и слушали, я в этой песне почти не пою, так что имела возможность отвлечься на реакцию зрителей. Это было здорово. Во-второй же раз танцевали уже многие и даже - на это было удивительно смотреть - глухая девушка по имени Надя. Точно двигаясь в такт, она, казалось, слышала все сердцем...

Мне хочется, чтобы наша музыка всегда производила такой эффект, чтобы люди, даже не понимая слов, понимали бы сердцем, о чем поется, и начинали следовать этому великому призыву: "Становись святым, становись духовным!"