0%
 

Святой поэт Намдев (1270-1350)

 

Намдев - выдающийся индийский поэт традиции бхакти родом из деревни Нарасвамани региона Маратхвада штата Махараштра, один из первых авторов, писавших на языке маратхи. Он родился в вайшнавской семье ткачей. Его отцом был портной по имени Дамашети Релекар, а его мать звали Гунабай. Вскоре после рождения Намдева семья переехала в город Пандхарпур, где расположен известный храм индуистского божества Виттхалы (Витхобы) - одной из форм Вишну. Когда Намдеву исполнилось одиннадцать лет, его поженили с девочкой по имени Раджабай, дочерью Говиндашети Садаварте. У Намдева и Раджабай родилось пятеро детей - четверо сыновей и одна дочь. В Пандхарпуре до сих пор можно встретить людей, утверждающих, что они являются потомками Намдева.

С раннего детства, Намдев был страстным преданным Витхобы (Виттхалы). Согласно легенде, когда Намдеву было пять лет, его мать дала ему пищу и послала его предложить ее Божеству Витхобе в храме в Пандхарпуре. Следуя наказу матери, маленький Намдев принес еду в храм и положил ее к стопам Божества, моля его съесть подношение. Прождав какое-то время и увидев, что Божество не двигалось с места, Намдев пообещал совершить самоубийство, если Витхоба немедленно не примет пищу. Тогда Божество ожило и, сойдя с алтаря, приняло подношение Намдева. Место в храме, на котором Намдев ожидал, пока Витхоба не примет пищу, называется "намдев-паяри", что в переводе означает "ступенька Намдева".

Затем впоследствие он стал разбойником, но при неожиданном повороте событий обратился в святого и стал преданным Господа. Однажды он увидел вдову, колотившую своего ребенка, который хотел конфеты, поднесенные Богу. Намдев поинтересовался, почему она колотит дитя. Вдова ответила, что она - бедная вдова, а мужа ее убили жестокие бандиты, лишив ее всяческой опоры. Намдева внезапно осенило, что это он был тем бандитом, и его охватило раскаяние. Решив искупить свои грехи, он попытался положить свою жизнь к стопам Божества, иссекая острым ножом свои руки и изливая кровь на Божество. Вдруг он услышал божественный голос, указывающий ему идти в Пандхарпур. Он пошел туда, и пока стоял там, пристально глядя на Божество, он полностью забылся. Он потерял всякое осознание тела, полностью поглощенный Божественностью, которое изменило его. Его готовность принести себя в жертву Витхобе беспрецедентна и не имеет аналогов.

Потом Намдев пошел в Аундхья Нагнат в поисках наставника Вишобы Кечара. Когда он вошел в храм Шивы, то к своему удивлению обнаружил старика, лежащего с ногами на вершине Пинди Шивы. Намдев разволновался и сказал старику, чтобы тот убрал свои ноги. Наставник сказал, что слишком стар и слаб, чтобы поднять свои ноги, и попросил Намдева поднять его ноги и поместить их там, где нет Пинди. Намдев поднял его ноги, но куда бы он ни поворачивался, чтобы поставить их, он видел Пинди. Поняв вездесущность Бога, Намдев упал ниц перед наставником, который был никто иной, как Вишоба Кечар.

Так говорил мудрый наставник: "Безбрежен океан самсары. Невозможно уцелеть в этом океане с помощью твоих собственных усилий. У тебя должна быть крепкая лодка и лучший матрос, чтобы переправить тебя через него. Песни преданности во славу Господа - это крепчайшая лодка, а Господь Витхоба - твой самый надежный матрос". Его наставник советовал ему: "О, Намадева, старайся увидеть Бога, которого нельзя отождествить с именем и который бесформенный; присутствующего даже в наимельчайших предметах и занимающего целую вселенную, и, тем не менее, находящегося за пределами всего этого. Радость твоей собственной сути находится внутри тебя. Впитай в себя мудрость и отрешенность, которые будут вести тебя к постижению бесформенного, не имеющего характерных признаков, Брахмана, Бога Всемогущего. Ты говоришь, что видел Бога, но это неверно. Пока не разорваны привязанности к "Я" и "Мое", не будет осознана собственная суть". С того момента Намдев медитировал под руководством своего наставника и достиг осознания Бога.

Он следовал практикам семи чакр Натайогов. Эти чакры являются центрами энергии, которые открывает энергия Кундалини в своем восхождении со своего места у основания позвоночника к вершине головы. Эти чакры: Муладхара, Свадистана и Манипура. Над Манипурой находится двенадцатилепестковая чакра Анахата, а еще выше - шестнадцатилепестковая чакра Вишуддхи. Проходя сквозь чакру Агния, Кундалини подходит к тысячелепестковому Лотосу, где йоги получают полное познание Божественного. Здесь божественная индивидуальность познается во всех состояниях бодрствования, сна и турийи.

Намдев сочетал эту Йогу с Бхакти. Он знал, что обычным людям для поклонения требуется видимый символ, и поэтому был верен своему изначальному поклонению Виттхале. Бхакти - это высочайшая любовь Бога. "Сагуна" или "Ниргуна" не имеет значения, для преданного - это одно и то же. Величайшей помехой для сосредоточения является изменчивая природа ума. Без преданности обладание всевозможными другими достоинствами никуда не приводит преданного. Бог не постигается при помощи простых словесных знаний, но лишь через непосредственный практический опыт.

Его учителем был святой Днянешвар (Гнянешвар), известное сочинение которого, книга "Гхаянешвара", оказало огромное воздействие на менталитет Намдева. В своем произведении "Тиртхавали" Намдев описывает свои путешествия в компании поэта Днянешвара.

Поэзия Намдева проста для понимания обычных людей, и вместе с тем богата духовным знанием и преданностью. Намдев сочинил более двух тысяч поэтических произведений на марати и более трехсот на хинди. Он охватил широкий спектр вопросов помимо религии и социального неравенства, такие как истории жизни Шри Кришны, Шри Рамы, восхваление Шри Шиве, Шри Виттхале, рассказы о своих паломничествах, йога-медитации и т.п. Во время своего двадцатипятилетнего пребывания в Пенджабе Намдев также писал гимны и на пенджабском языке. В пакистанском Пенджабе существует деревня, названая его именем. Более шестидесяти композиций авторства Намдева включены в священную книгу сикхов "Гуру Грантх Сахиб".

Намдев много лет путешествовал по всей Индии, распевая свои поэмы. Более двадцати лет он прожил в деревне Гхуман в округе Гурдаспур в Пенджабе, где позднее был построен мемориал в его память, а его учение популярно по сей день. Принято считать, что творчество Намдева оказало значительное влияние на другого индийского поэта-бхакту из Махараштры, Тукарама, жившего в XVII веке. Поэтические сочинения Намдева (называемые "абхангами") были собраны в один сборник "Намдев-гатху".

Он объяснил тщетность практики асан и показывания фокусов, например, ядовитая змея может сбрасывать свою кожу и одеть новую, но не может вознестись к небесам. "Мы будем петь и танцевать в божественном упоении, и благодаря этому в умах людей в этом мире зажгутся светочи духовного знания".

Намдев говорил: "Святого можно узнать по его безразличию к мирской жизни, по его неувядаемой любви, его беспрестанному упоминанию имени Бога, его гуманности, его постоянному созерцанию Божественного, его отречению от эгоизма, его равнодушию к деньгам, отсутствию чувствительности и гнева, его спокойствию и всепрощению, его уравновешенности, его безразличию к удовольствиям и боли и его рвению показать людям путь преданности. Святые обладают большими человеческими добродетелями, так как они ощущают, что все люди от Бога. И в своем высшем проявлении мысли святого о других святых таковы, что все они - воплощение Бога, и Бог живет в них." "До тех пор пока грубые желания, гнев и привязанности присутствуют в мыслях, что за польза от жизни в лесу, отказавшись от мирской жизни?!"

В одной из своих поэм он рассказывает, как жрецы потерпели неудачу, порицая Шри Виттхала за то, что Он раздавал пищу представителям низкой касты. Они велели Шри Виттхале очиститься, омывшись в священной реке, а денежные дары разделить между жрецами. В другой поэме он пишет по поводу пустоты так называемых интеллектуалов: "Когда я подошел к знатоку Вед, он, хотя и эксперт в ритуализме, не мог удовлетворить моего поиска, потому что в нем преобладало эго. Тогда, чтобы узнать собственную суть, я пошел к человеку, которого считали познавшим Святые Писания. Оказалось, что он спорит с другими, такими же, как он, и они не соглашаются друг с другом ни в одном вопросе из-за обманчивых чар их эго. Те же, которые воспевали хвалу и славу Богу, преимущественно интересовались материальными выгодами. О, Господи! Все они не могли удовлетворить мой поиск. Теперь я устал от бега по кругу, и поэтому предаюсь Тебе".

Еще в одной поэме сказано: "На тех, кто делает деньги, рассуждая о славе Божьей, не нужно даже смотреть". "Какой смысл становиться религиозным проповедником или отшельником?! Внешние проявления не имеют ничего общего с духовностью. Источник вечной радости находится в нас до тех пор, пока наше сознание неуязвимо для внешних воздействий".

вернуться в раздел "Индуизм"